Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Я иду на урок...
11 минут 3709 905

Я иду на урок...

Makarova foto copyДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Макарова Елена Васильевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» пгт. Яшкино Кемеровской области, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по  улучшению образовательного процесса на уроке. Данный материал будет интересен учителям начальных классов и родителям младших школьников.

Краткий комментарий к статье от Елены   Васильевны:

«На сегодняшний день очень актуальна проблема как заинтересовать детей на уроке. Потому что без интереса и внимания не получишь устойчивый, положительный результат обучения. Мною представлен материал, апробированный на практике. Данные методики дают положительный и устойчивый результат. Хочу поделиться своими наработками с коллегами».

Профессионального чтения…


Я иду на урок...

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова.

   Я с нею полностью согласна. Во все времена было нелегким делом – учить детей. Во все времена педагог должен ощущать пульс общества и уметь перестроить свою работу так, чтобы детям нового поколения стали доступны и понятны старые, как мир знания. Не зря говорят, что все профессии на Земле от человека и только одна от Бога - учитель. Только истинному учителю, кто пришел по призванию, а не по необходимости, дано «учительское чутье». Оно, как навигатор, ведет нас по современной жизни и помогает найти общий язык с современными детьми. Иногда слышишь фразу: «Дети сейчас не такие, как были раньше. Ничего не понимают!» А мне так и хочется сказать (но не хочется обижать коллег): «Это вы такие, как раньше, а они и не должны быть такими, ведь они родились сейчас. И не их вина, что вы не умеете жить сегодня, а все еще живете вчера». Я считаю, что таким педагогам не досталось «учительское чутье».

   Итак, что же в моем понимании, «новаторство»: это умение преподать детям накопленные миром знания на современном уровне, понятном и доступном им. Работать по старому, конечно, можно (и есть много хороших добрых и результативных способов), но уже неинтересно (нужно их видоизменить и внести новое). Именно такое преподавание будет влиять на целостное развитие личности ребенка, и отвечать современным требованиям к образованию. Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Такое образование дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности. Это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, и быть открытым ко всем проявлениям жизни.

   Приведу пример на своих родных детях. Старшая дочь учила буквы по картонной картинной азбуке, печатала буквы на листочке, карандашом. Составляла слова из разрезной азбуки. Младшая(разница у детей в девять лет) – учила буквы при помощи электронной энциклопедии «Вундеркинд», печатала буквы и составляла слова на клавиатуре компьютера и радовалась, что он ей «подсказывает», как нужно правильно писать слова. Вот вам два поколения – ну как их можно учить одинаково?!

 Не меняются знания, меняются подходы. Появляются нововведения, предназначенные для разрешения актуальной проблемной ситуации (с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала), существенные изменения в одном или нескольких пунктах: содержании образования, методах преподавания, формах контроля качества обучения.При этом содержание образования рассматриваем не только как стандартный набор ЗУН, но также как совокупность общественно значимых компетенций и реализации личностных образовательных интересов. При этом изменения должны быть достаточно большими,чтобы серьезно изменить ход учебного процесса. Уже в начальной школе детей необходимо учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования. Наша школа работает по ОС «Школа 2100», поэтому, соответственно я использую в своей педагогической деятельности все технологии и подходы, предлагаемые разработчиками данной ОС. Больше всего в современном образовании мне нравится то, что нужно только направлять детей, а обучаются они сами и с большим удовольствием. Они очень самостоятельные.

Я стараюсь поставить каждого ребенка в позицию активного участника, даю возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учу работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие. Им очень нравятся нетрадиционные формы уроков, таких как:

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»;

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»;

3. Кино-, теле-, видеоуроки;;

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации;

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств;

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий;

7. Модульный урок.

 Но любимыми уроками моих учеников стали уроки с применением ИКТ и Арт-технологии.

 ИКТ применяют уже практически все и с великим удовольствием (преимущества перечислять не буду), я только скажу о том, где, кроме уроков и внеурочной деятельности, еще ее используем. Начиная со 2 класса мои дети сами для уроков закрепления и обобщения знаний составляют презентации, где прописывают изучаемое правило и придумывают задания для одноклассников. Они самостоятельно скачивают презентации по темам наших уроков и еще раз повторяют пройденный материал (а принцип моего обучения – повторение – мать учения), скачивают тренажеры и отрабатывают предметные навыки. У всех есть электронные почтовые ящики, которые мы используем для связи учитель – ученик – родитель, обмениваемся объявлениями, информацией. По электронной почте дети получают тестовые,олимпиадные задания, высылают мне ответы. Поэтому обучение у нас происходит не только в школе, но и на дому, после занятий. Незаменим такой способ обучения, когда начинается сильное похолодание и дети не могут прийти в школу. Я им высылаю видеоуроки, где объясняются новые темы и даются задания. Если у ребят возникает необходимость, они созваниваются со мной по интернет-телефонииSkype. Кроме этого они рисуют, создают буклеты и открытки, а с 4 класса я учу их создавать фильмы. Со 2 класса ИКТ нам необходим для проектной и исследовательской деятельности, для работы с ЛабДискамиГлоМир.

Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.

 У меня в классе пока чётко обозначились три варианта арт-уроков: построение на одном виде искусства, когда по законам жанра действуют и учитель, и ученики; включение элементов искусства как средств деятельности учителя; использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей. Законы выбранного жанра и определяют структуру арт-урока. Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок-психодрама, урок имитационного моделирования, урок диалога культур, заочные путешествия, уроки предметного рисования, учебные игры. Очень хорошо сочетается с технологией продуктивного чтения и технологией проблемного диалога.

Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности моих учеников, что повышает эффективность учебного процесса.

Дети начальной школы очень любят играть, перевоплощаться, и Арт-технология позволяет не «заиграться», а интересно провести урок.

 Мой педагогический стаж – 23 года. За время моей работы сменилось уже не одно поколение детей. Все, о чем я говорю, пережила и пропустила через себя. И с уверенностью могу сказать одно: дети во все времена одинаковые – пытливые, умные, игривые и всех любящие. А вот скорости и объемы в современной жизни значительно выросли. Хорошо, что Бог меня не обидел и подарил «учительское чутье».Уменя достаточно большая и интересная педагогическая копилка. Но объемы данной работы не позволяют описать все, поэтому поделилась самым интересным, на сегодняшний день, в моей работе.

И закончить свое эссе мне хочется словами известного профессора социологии и педагогики Эмиля Дюркгейма, которые звучат четким выводом моих сегодняшних суждений:

Будущее не импровизируется, его можно построить лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.

Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том, что мы отливаем новые идеи в старых формах, которые достаточно частично изменить, чтобы привести их в гармонию с новым содержанием.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2949 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2930 609