Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Борисенко Татьяной Ивановной, преподавателем высшей квалификационной категории, заведующей отделением изобразительного искусства МБОУДОД «Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова» г. Карачева Брянской области. Сегодня Татьяна Ивановна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для организации работы с учащимися в условиях пленэра. Статья будет интересна преподавателям изобразительного искусства общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Ивановны:
«Очень важной частью учебного процесса в художественной школе являются занятия на открытом воздухе – пленэр. Художник Евгений Малых пишет о том, что «волшебное слово «пленэр», как будто становится для меня, как для художника, девизом». И он абсолютно прав, ведь природа - неисчерпаемый источник вдохновения, открытий, позитивного настроения. А самое главное – природа выступает в роли учителя, без мудрых наставлений которого не станешь мастером. Общение с этим «учителем» чрезвычайно важно не только для юных, но и для вполне состоявшихся художников, оно приносит столь же ощутимую пользу, что и копирование работ старых мастеров».
Познавательного чтения…
Пленэр в 2-3 классах ДШИ
Очень важной частью учебного процесса в художественной школе являются занятия на открытом воздухе – пленэр. Художник Евгений Малых пишет о том, что «волшебное слово «пленэр», как будто становится для меня, как для художника, девизом». И он абсолютно прав, ведь природа - неисчерпаемый источник вдохновения, открытий, позитивного настроения. А самое главное – природа выступает в роли учителя, без мудрых наставлений которого не станешь мастером. Общение с этим «учителем» чрезвычайно важно не только для юных, но и для вполне состоявшихся художников, оно приносит столь же ощутимую пользу, что и копирование работ старых мастеров.
При работе на пленэре учащие применяют навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего и лучшего их развития. Учащиеся решают сразу несколько задач – знакомятся с принципиально новыми условиями работы, с новыми техниками и материалами, изучают на практике приемы и особенности работы над пейзажем, способы передачи движущейся и постоянно меняющейся натуры. Законы линейной и воздушной перспективы, плановости постигаются здесь гораздо быстрее и глубже, чем в аудитории. Кроме того, ребята собирают материал доля будущих работ по тематической композиции.
Еще до выхода на природу необходимо провести с ребятами беседу о том, что их ожидает, подготовить юных живописцев к работе в новых условиях. Подготовительный этап в пленэре очень важен – все должны быть правильно экипированы, иметь все необходимые инструменты для работы – особенно если выход планируется далекий. Летом нужно взять зонтики, шляпки или козырьки от солнца, питьевую воду, средство от комаров. Складные стульчики или туристические коврики также не помешают. Во втором-третьем классах ДХШ еще мало кто имеет собственный этюдник, да и знакомство с масляными красками ребятам еще только предстоит, так что я советую ученикам брать с собой плотные картонные папки с бумагой, на которых удобно рисовать, положив их на колени, офисные планшеты с зажимом или блокноты для зарисовок, имеющие, как правило, твердую картонную основу. Подбор рисовального материала самый широкий – фломастеры, угольные, сангиновые карандаши, гелиевые ручки, мягкие карандаши, акварельные карандаши, акварельные краски. Хорошо, если учащиеся попробуют свои силы и в наброске углем, и в акварельном этюде – сменяемость задач не даст утомиться руке и глазу.
Выйдя на природу, очень важно правильно выбрать место и построить композицию будущих акварелей, рисунков, живописных работ или быстро сделанных эскизов. Следует объяснить ученикам, что на пленере в солнечную погоду изобразительная плоскость должна быть установлена так, что бы на нее не падали лучи солнца или сильные рефлексы. Иначе этюд, написанный на солнце, в комнате будет выглядеть вялым по цвету и темным, так же очень яркое освещение утомляет зрение.
Детям предстоит учиться чувствовать освещение, улавливать состояние природы. Один из типов заданий, выполняемых на пленэре во втором - третьем классе как раз и есть «этюды на состояние». Задача учителя – подсказать учащимся, с помощью какого материала в том или ином случае можно наиболее точно выразить яркость ощущений. Очертания предметов, изображаемых при ярком солнце, лучше всего передает четкий линейный рисунок. Для неяркого освещения, туманной или сырой погоды наилучшим образом подойдет акварель и мягкие материалы в графике. Также важно правильно подобрать формат листа.
На пленэре учащиеся делают зарисовки и этюды растений, веток деревьев, деревьев различных пород, архитектурных сооружений и их деталей, людей, животных и птиц в условиях пленэра; изображают водную поверхность и отражения в ней, передают настроение и состояние природы, линейную и воздушную перспективу в городском и сельском пейзаже. Задания усложняем постепенно – при первых выходах на пленэр внимание уделяем зарисовкам и этюдам отдельных растений и частей растений, затем – группа растений (кустарников, деревьев), зарисовки животных, фигуры человека, архитектурных деталей. В более старших классах учащиеся уже могут делать подробные зарисовки пейзажа со стаффажем[1]. Также в художественной школе практикуется такой тип заданий как «натюрморт на пленэре». Пробуем изобразить брошенные в траву рюкзак, кроссовки, мяч или фляжку и яблоко и т.д. Учащиеся отмечают разницу между учебными постановками в аудитории и таким импровизированным натюрмортом – по-другому воспринимаются краски, светотень, рефлексы.
Главное, что ставит ребят в тупик, когда они впервые выходят на пленэр, это ограниченность во времени и изменчивость состояния природы и освещения. Если в аудитории на работу над постановкой отводится по пять-восемь-десять часов, то на пленэре все желаемое нужно суметь передать за один прием. Натура тоже не стоит на месте – птицы улетают, собаки и кошки никак не желают сидеть на месте, деревья качаются от ветра, расположение облаков на небе постоянно меняется… Есть от чего прийти в отчаяние. Так что пленэр – это еще и урок наблюдательности и терпения. А также хорошая школа для отработки техники быстрого наброска, зарисовки. Ребята учатся обобщать и находить главное, не зацикливаясь на изображении мелких второстепенных деталей.
После того, как учащиеся привыкнут к специфике работы на природе, можно начать экспериментировать – выходить на этюды в разное время суток и в разную погоду. Ребята получают большое удовольствие, изучая освещение в ранние утренние часы, пытаясь «схватить» и перенести в этюд яркие краски заката, пытаясь передать в своем рисунке ветер или дождь. Конечно, пленер в дождливую погоду имеет свои особенности и требует более основательной подготовки – непромокаемой одежды и обуви, термоса с горячим чаем, наличия укрытия, в котором придется устроиться – для этого подойдет беседка в парке, детская веранда или даже крыльцо школы. Но это весьма ценный опыт и, при возможности, не стоит от него отказываться.
В художественных школах пленэрные занятия практикуются преимущественно в конце учебного года, перед летними каникулами. Но мы с учениками стараемся выбирать время и выходить на этюды также в другое время. Переходные состояния природы – нежная весенняя зелень, яркие краски осени – во все времена привлекали художников. Зимой также можно выйти на этюды, когда перед учащимися стоит сложная задачка – как передать белый снег на белом листе бумаги. Но зимний пленер – тема отдельного разговора, так как его подготовка и проведение имеют ряд особенностей.
Следует отметить также, что кроме бесспорной пользы в отработке навыков создания набросков и зарисовок, работы над краткосрочным этюдом, освоения законов перспективы, развития художественного видения и наблюдательности, пленер – всегда маленькое приключение. А для детей это очень важно. Ребята получают возможность почувствовать себя серьезными художниками, мастерами, пленэр напоминает им поход, они общаются в неформальной обстановке, что еще больше сплачивает класс.
Кроме того, внимательно вглядываясь в природу, ребята учатся любить ее и беречь, больше узнают о мире «зеленых друзей», начинают немного иначе относиться к миру, в котором живут, смотреть на него глазами художника.