Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Трудовое воспитание детей раннего возраста
10 минут 3436 1131

Трудовое воспитание детей раннего возраста

Volkova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Волкову Юлию Владимировну, воспитателя ГБДОУ № 100 г. Санкт-Петербург. Сегодня Юлия Владимировна с удовольствием делится с нами полезным материалом о том, как важно научить малышей трудиться. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Юлии Владимировны:

«Трудовое воспитание детей раннего возраста - очень важный момент. Потому как нужно знать, что труд просто так всем не дается. И ребенка нужно приучить к труду, чтобы в будущем, в жизни, он не был лодырем, и бездельником. Как известно, трудолюбивые люди добиваются в этой жизни больших высот, нежили лентяй.Развитие детей и труд идут рука об руку».

Полезного чтения…


Трудовое воспитание детей раннего возраста    

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Ребенок раннего возраста очень любит играться, и труд для него вполне можно превратить в игру. Когда мама убирает в комнате, она может подключить к этому труду и ребенка.Трудовое воспитание детей раннего возраста, конечно же, проводится не только дома, но и в детском саду.Трудовое воспитание детей раннего возрастазаключается в том, чтобы суметь поддержать все начинания ребенка.

На втором и третьем году жизни ребенок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять чулки и т. п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребенка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.
     Таким образом, в раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания:
1. Формировать у детей результативные, а затем продуктивные ручные и орудийные действия и на этой основе элементарные трудовые действия по самообслуживанию.
2. Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых.

Трудовое воспитание детей раннего возрастаэто не только помощь по уборке дома (вытереть пыль, подержаться за ручку пылесоса, немного помыть полы, разложить вещи по своим местам), но еще и другие умения и навыки.

Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно осуществляется со второго года жизни. Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями детей, особенностями развития предпосылок трудовой деятельности. В первом полугодии это формирование результативных и орудийных действий и простых трудовых действий (трудовых умений) по самообслуживанию: есть ложкой, снимать колготки, расшнурованные ботинки, смывать мыльную пену с рук под струей воды и т. д.
Во втором полугодии дети продолжают учиться мыть руки, учатся самостоятельно есть, снимать расстегнутые и развязанные взрослым части одежды, не разбрасывать их.

На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук, одевания и раздевания, учатся расстегивать и застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, надевать предметы одежды в определенном порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослых.

В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.

Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей второго и третьего года жизни, и их становление требует тщательного педагогического руководства. Воспитатель формирует навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата («Я сам!») воспитатель поддерживает и поощряет. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно-бытового труда, где ребенок выступает только зрителем, например: вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые. Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.
Научение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребенком, в процессе ухода за ним. Научение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый может помочь ребенку правильно взять предмет, которым малыш должен действовать, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими пользоваться, или тарелку с хлебом, чтобы ее перенести. В других случаях взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие, почувствовать выполняемое действие: снять колготки или ботинки с ноги и т. д.
     По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.
     Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие условия:
а) показ, пояснение и упражнение в действиях;
б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);
в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;
г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
д) переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.

Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. В формировании таких умений широко применяются игровые упражнения: одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями.

С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводятся занятия с использованием игровых приемов.

Трудовое воспитание детей раннего возраста не остается без внимания разработчиков игрушек. Сейчас в магазинах можно купить специальные игрушки, развивающие различные трудовые навыки у детей. К примеру, это доска в виде ботинок, с настоящими шнурками, которые нужно не только связать, но и прежде зашнуровать. Или же игрушка, одежда, на которую прикрепляется методом шнурования через дырочки и привязывания. Помимо этого есть и много других интересных игрушек, что развивают трудовое воспитание детей раннего возраста.Важную роль в трудовом воспитании детей раннего возраста играют также ролевые игры. Пусть кто-то будет дворником, а кто-то – поваром. Дайте ребенку приготовить себе кашу самому – добавить в готовую кашу заранее подготовленное вами количество соли, масла и размешать. Это своеобразный труд, но в то же время игра. Развитие детей в игровой форме намного лучше воспринимается детьми.

Помимо этого трудовое воспитание детей раннего возраста также можно проводить в активных играх с куклами. Что это значит? Ребенок должен сам умыть, раздеть куклу и уложить ее спать, а пока она спит приготовить кукле покушать. Можно также перед прогулкой предложить взять куклу с собой, но, чтобы кукла не замерзла, пусть ребенок сам ее оденет.

Дети раннего возраста очень любят поить кукол чаем и, придя с улицы, можно предложить ребенку напоить куклу чаем, чтобы она согрелась. Ребенок к тому же еще учится и заботиться о ближнем. Это уже не только трудовое воспитание, но и нравственное. А после того как ребенок напоит куклу чаем он может сам помыть посуду.

Конечно же прежде чем требовать от ребенка какого-то действия нужно хорошенько ему объяснить как именно все это делается и даже показать. Если ребенок что-то делает неправильно просто покажите ему как нужно делать.

Игры привлекаются и для совершенствования орудийных действий: детей учат пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки, забивать деревянным молоточком колышки и т.д.

Все это обеспечивает не только научение, но и приучение, т.е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка.

Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607