Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Программа по предмету «Слушание музыки»
50 минут 3763 906

Программа по предмету «Слушание музыки»

Pushina foto1Дорогие друзья, мы рады представить вам Пущину Марию Геннадьевну, преподавателя МОУДОД «Мурмашинская детская школа искусств» п. Мурмаши Мурманской области. Сегодня Мария Геннадьевна с удовольствием предлагает вашему вниманию Программу по предмету «Слушание музыки» для детских школ искусств. Данный материал будет интересен преподавателям ДШИ и ДМШ.

Краткий комментарий к программе от Марии Геннадьевны:

«Программа имеет художественно-эстетическую направленность. При составлении программы учтены все современные требования к данному виду документов, отражены содержательная, методическая и организационная части. Цель программы: воспитание музыкальной культуры и культуры слушания музыки; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения; создание базы для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству»

Профессионального чтения…


Программа по предмету «Слушание музыки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, разработана для учащихся музыкального отделения МОУДОД «Мурмашинская ДШИ».

Введение в учебные программы ДШИ предмета «Слушание музыки» является необходимым и своевременным. Именно он должен стать одним из главных предметов для изучения музыки на начальном этапе. По учебному плану предмет «Музыкальная литература» начинается лишь с 4 класса семилетнего курса, оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для развития навыков музыкального восприятия возраст 7-10 лет. Уроки слушания музыки призваны восполнить этот пробел.

Цель программы – воспитание музыкальной культуры и культуры слушания музыки; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения; создание базы для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству.

Задачи программы:

  • формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия, эмоциональной отзывчивости на классическую музыку;
  • воспитание желания слушать и исполнять музыку, интереса к познанию классической музыки и сопоставлению её с окружающим миром;
  • формирование осознанного отношения к музыке и восприятия произведений, понимание музыкальных образов, логику их развития;
  • получение учащимися первоначальных навыков анализа музыкальных произведений;
  • расширение представлений детей о жизни через воздействие музыкальных произведений, обогащение музыкального опыта.

Программа разработана на основе Программы НМЦХО Слушание музыки. М., 2005, Авторской программы преподавателя ДМШ п.Мурмаши Пивоваровой Н.Н., 2002 (рецензент – преподаватель ММУ Воробьёва Е.В.). Модифицированная программа для МОУДОД «Мурмашинская ДШИ» предлагает некоторые изменения: учитывает проживание учащихся в посёлке городского типа; включает большую подборку видеоматериала; изменяет последовательность расположения тем и замену музыкальных произведений.

Программа предназначена для детей 6-11 лет, принятых в школу без конкурсного отбора, рассчитана на трёхлетний курс обучения.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме группового занятия педагога с учащимися. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Всего 34 часа в год.

В результате обучения по данной дисциплине учащиеся должны:

           Знать:

- выразительные средства музыки (мелодия, ритм, темп, лад, тембр, динамика и т.д.)

- особенности строения и звучания музыкальных инструментов

- отличительные особенности музыкальных форм

- основные музыкальные жанры (песня, танец, марш) и их характерные черты

- музыкально-театральные жанры (опера, балет), их особенности.

           Уметь:

- охарактеризовать прослушанное музыкальное произведение (жанр, характер, форма, музыкальные выразительные средства)

- различать тембр звучания музыкальных инструментов.

 Учёт успеваемости: в конце каждой темы программой предусмотрен итоговый урок, на котором педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся: характеристика музыкальных произведений, «узнавание» музыкальных произведений, элементарный анализ строения музыкальных произведений.    В конце каждого года - контрольный урок по пройденному материалу за период обучения (в форме устного опроса и небольшой письменной работы).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п\п

Наименование тем

Часы

Первый год обучени

I четверть

1.

Искусство в нашей жизни. Знакомство с различными видами искусства, их связь с музыкой.

3

2.

Специфика музыкального искусства

1

3.

«Три кита» музыки. Песня.

2

4.

Танец - древнейший вид искусства.

2

5.

Итоговый урок.

1

II четверть

1.

«Три кита» музыки. Танец (продолжение). Старинные   /бальные/ танцы.

3

2.

«Три кита» музыки. Марш. Песня – марш.

3

3.

Итоговый урок.

1

III четверть

1.

Музыкальный образ.

1

2.

Образы радости.

2

3.

Образы зла.

2

4.

Музыкальный портрет.

3

5.

Итоговый урок.

1

IV четверть

1.

Образы природы. Картинность и изобразительность в музыке.

2

2.

Лирические образы.

2

3.

Эпические образы.

2

4.

Героические образы.

2

5.

Итоговый урок.

1

Второй год обучения.

I четверть

1.

Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

1

2.

Клавишные инструменты.

1

3.

Орган.

1

4.

Струнно-щипковые инструменты (арфа, гитара)

1

5.

Струнно-смычковые инструменты.

1

6.

Деревянно-духовые инструменты.

1

7.

Медно-духовые, ударные инструменты.

1

8.

Симфонический оркестр.

1

9.

Итоговый урок.

1

II четверть

1.

Элементы музыкального языка. Ритм и метр.

2

2.

Лад и тональность.

1

3.

Темп.

2

4.

Регистр и диапазон.

1

5.

Итоговый урок.

1

III четверть

1.

Мелодия.

5

2.

Гармония.

1

3.

Динамические оттенки.

1

4.

Тембр.

1

5.

Итоговый урок.

1

IV четверть

1.

Музыкальный вклад и фактура. Виды.

1

2.

Мелодический склад.

1

3.

Полифонический склад.

2

4.

Гомофонно-гармонический склад.

4

5.

Итоговый урок.

1

Третий год обучения.

I четверть

1.

Определение музыкальной формы.

1

2.

Характер темы.

2

3.

Развитие темы.

1

4.

Построение как часть формы.

2

5.

Форма классического периода. Куплет.

2

6.

Итоговый урок.

1

II четверть

1.

Простая 2-х частная форма.

2

2.

Простая 3-х частная форма.

3

3.

Сложная 3-х частная форма.

1

4.

Итоговый урок.

1

III четверть

1.

Вариации.

2

2.

Рондо.

1

3.

Сонатная форма.

3

4.

Симфония.

2

5.

Итоговый урок.

1

IV четверть

1.

Опера.

4

2.

Балет.

4

3.

Итоговый урок.

1

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Первый год обучения.

           Накопление опыта восприятия музыкальных произведений, их связи с жизнью. Научиться целостно воспринимать образ музыкального произведения, понимать музыкальную речь, познакомится с основными приёмами развития в музыке.

I четверть.

Тема 1. Искусство в нашей жизни. Знакомство с различными видами искусства, их связь с музыкой.

Знакомство учащихся с местом и значением искусства в жизни людей. Различные виды искусства: музыка, литература, живопись, хореография и т.д. Связь музыки с различными видами искусства. Сказки, легенды, произведения изобразительного искусства, воспевающие музыку, силу её воздействия на людей.

Урок 1. Сказки, легенды и исторические события (музыкальное воплощение славы и мощи России).

  • Прокофьев С.С. «Александр Невский» «Вставайте, люди русские», Глинка М.И. «Иван Сусанин» хор «Славься».

Урок 2. Связь музыки и литературы. Характер музыки зависит от литературного текста, содержания.

  • Гурилёв «Домик – крошечка». Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане» (фраг.)

Урок 3. Связь музыки с изобразительным искусством и танцем.

  • Мусоргский М.П. «Картинки с выставки», Чайковский П.И. «Лебединое озеро» (фраг.).

Тема 2. Специфика музыкального искусства.

Урок 1. Отсутствие наглядности, звуковая природа музыки. Музыкальные и немузыкальные звуки.

  • Алябьев А.А. «Соловей», Книппер «Полюшко», Чайковский П.И. «Русская пляска». «Лезгинка».

Тема 3. «Три кита» музыки. Песня.

Урок 1. «Три кита» музыки (песня, танец, марш). Песня – древнейший жанр вокальной музыки. Она объединяет мелодию и слово в единый песенный образ. Главное выразительное средство песни – ярко запоминающаяся мелодия. Народная и профессиональная песня.

  • Р.н.п. «Во поле берёза стояла», Агапкин А. «Прощание славянки», р.н.п. «Барыня».

Урок 2. Знакомство с песенным жанром. Колыбельные, плясовые, шуточные, современные детские песни. Характеристика каждого вида. Связь песенного текста с характером мелодии.

  • Р.н.п. «Колыбельная», «Дуня – тонкопряха», «Я с комариком плясала», «А мы просо сеяли».

Тема 4. Танец – древнейший вид искусства.
Урок 1. Народные, бытовые и старинные танцы. Народный танец как один из истоков творчества композиторов.

  • Р.н.т. «Камаринская», «Трепак», б.н.т. «Крыжачок», Григ Э. Халлинг Ля мажор.

Урок 2. Роль метро – ритма и темпа в танце. Различие между танцевальной и песенной мелодией.

  • Хачатурян А.И. «Гаянэ»: лезгинка, Сметана Б. «Полька», Штраус Й. «Вальс».

II четверть.

Тема 4. /продолжение/.

Урок 1. Старинная танцевальная сюита. Многочастный цикл танцев, контрастное чередование танцев в сюите. Обязательные (аллеманда, куранта, сарабанда, жига) и дополнительные (менуэт, гавот, буре) танцы в сюите.

  • Бах И.С. Французская сюита №1 ре минор.

Урок 2. Бальные /европейские/ танцы. Вальс. Широкая популярность вальса во всех европейских странах. Происхождение от старинного австрийского крестьянского лендлера. Характерные черты вальса. Й.Штраус – король вальса.

  • Вебер Вальс из оперы «Волшебный стрелок»; Глинка Вальс – фантазия.

Урок 3. Мазурка и полонез. Характерные черты польских танцев мазурки и полонеза. Сравнение танцев между собой. Мазурки и полонезы в творчестве Ф.Шопена.

  • Огиньский М. Полонез ля минор; Шопен Ф. Мазурки Си бемоль мажор, Фа мажор, Полонез Ля мажор.

Тема 5. «Три кита» музыки. Марш. Песня – марш.

Урок 1. Марш. Происхождение жанра и его метро – ритмические особенности. Марш – жанр инструментальной музыки, сопровождающий и организующий массовые шествия.

  • Штраус Марш Радецкого; Шуберт Три героических марша для фортепиано в четыре руки; Шуман «Карнавал» Заключительный номер.

Урок 2. Разновидности марша. Военные марши. Особенности их оркестровки, ведущая роль инструментов духовой группы (медные) и ударных инструментов. Сказочные марши. Фантастические и свадебные марши. Детские марши.

  • Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»; Римский – Корсаков Марш царя Берендея; Чайковский Марш из балета «Щелкунчик».

Урок 3. Песня – марш. Проникновение элементов маршевости в различные виды песен. Сильное воздействие маршевых песен на слушателя благодаря объединению в них музыки и слова.

  • Лиль «Марсельеза»; Верди Хор и марш из оперы «Аида»; Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен».

III четверть.

Тема 6. Музыкальный образ.

Урок 1. Музыкальный образ – эмоциональное содержание произведения. Разнообразие музыкальных тем, их характер. Принципы развития музыкального тематизма в произведении. Образы движения в песнях, танцах, маршах и их эмоциональная характеристика.

  • Бетховен Л. «Сурок»; Майкапар «В садике»; Кабалевский Д. «Барабанщик»; Бетховен Л. Симфония №5 I часть; Шуман Р. «Грёзы»; б.н.т. «Бульба»; Верди Марш из оперы «Аида»; Шаинский «Песенка крокодила Гены».

Тема 7. Образы радости.

Урок 1. Выразительные средства музыки. Разнообразие эмоциональных оттенков образов радости в музыке. Выразительные средства музыки, позволяющие создать образы радости. Характер тем.

  • Чайковский П.И. «Новая кукла»; Прокофьев С.С. «Отъезд Золушки на бал», «Джульетта – девочка».

Урок 2. Эмоциональные оттенки образов радости. Разнообразие эмоциональных оттенков образов радости в музыкальных произведениях.

Шаинский «Цирк»; Бетховен Л. Симфония №5 Финал.

Тема 8. Образы зла.

Урок 1. Сказочно – фантастические образы зла. Выразительные средства музыки, позволяющие создать образы зла. Характер тем.

  • Глинка М.И. «Марш Черномора»; Лядов А.К. «Кикимора»; Мусоргский М.П. «Избушка на курьих ножках».

Урок 2. Жизненно – реальные образы зла. Связь музыкальных произведений с историческими событиями. Выразительные средства музыки, позволяющие создать эти образы зла. Характер тем.

  • Шостакович Д.Д. Симфония №7 Эпизод фашистского нашествия; Бетховен Л. Соната №8, увертюра «Эгмонт».

Тема 9. Музыкальный портрет.

Урок 1. Связь музыки с изобразительным искусством. Выразительные средства музыки, позволяющие передать настроение человека, черты его характера. Взаимосвязь музыкальных характеристик и изображения.

  • Слонимский «Ябедник»; Глинка М.И. «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила»; Мусоргский М.П. «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов».

Урок 2. Выразительные средства музыки, позволяющие передать характер человека, его настроение.

  • Бородин «Ария князя Игоря» из оперы «Князь Игорь»; Римский–Корсаков Н.А. «Шехеразада».

Урок 3. Выразительные средства музыки, позволяющие передать характер человека, его настроение.

  • Глинка М.И. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин»; Римский-Корсаков Н.А. «Царевна лебедь»; Мусоргский М.П. «Два еврея».

IV четверть.

Тема 10. Образы природы.

Урок 1. Выразительные средства музыки, позволяющие создавать образы природы. Характер тем.

  • Чайковский П.И. «Масленица», «Подснежник»; Григ Э. «Утро».

Урок 2. Картинность и изобразительность. Создание красочных «музыкальных пейзажей» композиторами, их разнообразие. Большая роль изобразительных моментов (плеск волн, шум дождя, пение птиц) в произведениях, рисующих картины природы.

  • Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина»; Равель «Игра воды»; Дебюсси «Лунный свет»; Глинка М.И. «Песня жаворонка»; Шуберт «Форель».

Тема 11.Лирические образы.

Урок 1. Лирические образы в музыке – выражение душевного мира человека. Большое внимание композиторов к внутреннему миру человека.

  • Огиньский «Полонез»; Григ Э. «Песня Сольвейг»; Прокофьев С. «Мёртвое поле».

Урок 2. Выразительные средства музыки в создании душевного мира человека. Отражение в музыке смены настроений, тончайших оттенков эмоционального состояния.

  • Глинка М.И. «Я помню чудное мгновенье»; Даргомыжский «Мне грустно»; Глинка М.И. Каватина и рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин».

Тема 12. Эпические образы.

Урок 1. Эпические образы. Их связь с исторической, патриотической, сказочно - легендарной тематикой с воплощением коллективно – массового начала. Бояны – поэты - музыканты – сказители. Инструментальная музыка. Бородин. Программный замысел симфонии №2. Былина «О Вольге и Микуле»

  • Бородин А. Симфония №2 I часть.

Урок 2. Выразительные средства музыки в эпических образах. Выразительные средства музыки, позволяющие передать суровую простоту и величие древних песен – сказов о подвигах русских богатырей, о важных исторических событиях. Бояны – поэты - музыканты – сказители.

Былина «Во царствии стольном Киеве», Былина «Соловей Будимирович».

Тема 13. Героические образы.

Урок 1. Героические образы в музыке. Их действенно-активный, волевой характер. Выразительные средства музыки, позволяющие отобразить в произведениях героические образы.

  • Прокофьев С.С. Кантата «Александр Невский» №2, №4, №5.

Урок 2. Героико-драматический образ в музыке. Выразительные средства, позволяющие отобразить в музыкальных произведениях героико-драматический образ.

  • Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

Второй год обучения.

           Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства в более широком их значении. Понимание важнейших способов и средств развития музыки, некоторых форм музыкальных произведений. Анализ средств музыкальной выразительности и их взаимодействия нацелен на понимание художественного образа, его характерных особенностей.  

I четверть.

Тема 14. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Урок 1. Знакомство с русскими народными инструментами, их историей, особенностями тембрового звучания. Состав и история оркестра русских народных инструментов.

  • Иванов-Крамской «Тонкая рябина» вариации; Гдовская Народная кадриль; Будашкин Концерт для домры и оркестра.

Тема 15. Клавишные инструменты.

Урок 1. Клавир – общее название группы клавишных струнно-щипковых инструментов. Наиболее известные: клавесин и клавикорд. История возникновения инструментов. Фортепиано – клавишно-ударный струнный инструмент. Отличие фортепиано от клавира. Иллюстрации.

  • Рамо «Тамбурин»; Куперен «Кукушка»; Бетховен «Элизе».

Тема 16. Орган.

Урок 1. Орган - старинный клавишно- духовой инструмент сложного устройства. Строение органа. Знаменитый органист И.С.Бах.

  • Бах И.С. «Токката и фуга ре минор», «Прелюдии и фуги».

Тема 17. Арфа, гитара.

Урок 1. Арфа, гитара – струнно-щипковые инструменты. Строение арфы и гитары. Индивидуальные особенности инструментов. Иллюстрации.

  • Глазунов Балет «Раймонда» (фраг.); Иванов – Крамской «Тонкая рябина»; Римский - Корсаков Н.А. «Шехеразада».

Тема 18. Струнно- смычковые инструменты.

Урок 1. Струнный оркестр. Состав струнно-смычковой группы инструментов. Индивидуальные особенности каждого инструмента, историческая справка, строение.

  • Прокофьев С.С. Музыка к к\ф «Иван Грозный»; Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада»; Мусоргский М.П. Опера «Борис Годунов» тема Пимена.

Тема 19. Деревянно-духовые инструменты.

Урок 1. Индивидуальные особенности каждого инструмента, разновидности, особенности строения, историческая справка.

  • Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» Танец пастушков, Балет «Лебединое озеро» Вступление, Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»; Прокофьев С.С. «Петя и волк» Тема Дедушки.

Тема 20. Медно-духовые и ударные инструменты.

Урок 1. Индивидуальные особенности каждого инструмента. Состав духового оркестра. Главная роль у инструментов медной группы. Возникновение и история военного оркестра.

  • Прокофьев С.С. Балет «Ромео и Джульетта» Тема вражды; Чайковский П.И. Симфония №5 II часть; Скрябин «Прометей»; Вагнер Р. Опера «Тангейзер» Увертюра.

Тема 21. Симфонический оркестр.

Урок 1. Исторические сведения об оркестре. Современный оркестр. Состав симфонического оркестра. Главные инструменты в оркестре.

  • Чайковский П.И. Симфония №4 Скерцо; Прокофьев С.С. «Петя и волк» Тема Пети.

II четверть.

Тема 22. Элементы музыкального языка и их роль в создании музыкального образа. Ритм и метр.

Урок 1. Выразительные средства музыки. Разнообразие элементов музыкального языка.

  • Прокофьев С.С. «Паника»; Мусоргский М.П. «Баба Яга».

Урок 2. Значение метра и ритма в создании художественного образа. Без ритма нет мелодии. Ритм организует мелодию, помогает передать образ и раскрыть чувства героев. Метр – музыкальный пульс.

  • Римский-Корсаков Н.А. Опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда»; Дунаевский И. «Весёлый ветер».

Тема 23. Лад и тональность.

Урок 1. Значение лада и тональности в создании художественных образов. Основные два лада – мажор и минор. Смена лада «перекрашивает» мелодию.

  • Шуберт Ф. Вальс си минор; Бетховен Л. «Сурок»; Свиридов Г. «Весна и осень».

Тема 24. Темп.

Урок 1. Значение темпа В создании художественных образов. Ускорение и замедление темпа.

  • Шопен Ф. Прелюдия №20; Шуман Р. «Грёзы»; Григ Э. «В пещере горного короля»; Дога Е. «Вальс».

Урок 2. Итальянские термины, обозначающие темп. Три группы терминов.

  • Равель «Павана»; Шуман Р. «Смелый наездник»; Лист Ф. Этюд Ре бемоль мажор.

Тема 25. Регистр и диапазон.

Урок 1. Значение регистра и диапазона в создании художественного образа. Название, определение регистра. Понятие диапазона.

  • Чайковский П.И. «Жаворонок»; Ребиков «Медведь»; Григ Э. «В пещере горного короля». «Песня Сольвейг».

III четверть.

Тема 26. Мелодия.

Урок 1. Мелодия как основа музыкальных произведений. Значение мелодии в создании художественных образов. Разнообразие мелодий.

  • Григ Э. «Песня Сольвейг»; Прокофьев С.С. «Петя и волк» Тема Пети, Тема Дедушки.

Урок 2. Вокальная и инструментальная мелодия. Различия между ними.

  • Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»; Гаврилин «Мама»; Глинка «Полька».

Урок 3. Два основных типа мелодий. Кантилена и речетатив.

  • Бетховен Л. «Сурок»; Шопен Ф. Ноктюрн №2; Шуман Р. «Во сне я горько плакал»; Глинка М.И. «Иван Сусанин» Речитатив и ария Сусанина 4 действие.

Урок 4. Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Высшая точка развития – кульминация. Завершение мелодии – каданс (устойчивый оборот).

  • Крылатов «Крылатые качели»; Шаинский «Волшебный цветок»; Шуберт Ф. «Серенада».

Урок 5. Одноголосная мелодия и с аккомпанементом.

  • Р.н.п. «Не одна во поле дороженька», «Я с комариком плясала»; Глинка М.И. «Романс»; Шостакович Д.Д. Романс из к\ф «Овод»; Рахманинов С.В. «Вокализ».

Тема 27. Гармония.

Урок 1. Значение гармонии в создании художественного образа. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию. Аккорды могут быть и выразительным средством музыки.

  • Чайковский П.И. «Болезнь куклы», «Зимнее утро»; Шопен Ф. Прелюдия №20; Григ Э. «Утро».

Тема 28. Динамические оттенки.

Урок 1. Значение динамических оттенков в создании художественного образа. Изменение громкости звучания передаёт различные звуковые эффекты. Обозначение динамических оттенков.

  • Майкапар «Эхо в горах»; Григ Э. «Танец Анитры»; Бетховен Соната №8 (фраг.).

Тема 29. Тембр.

Урок 1. Значение тембра в создании художественного образа. Тембр помогает отличить звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах и разными голосами. Разделение певческих голосов на мужские и женские. Хор смешанный, мужской, женский, детский.

  • Римский-Корсаков Н.А. Опера «Садко» Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Венецианского гостя; Моцарт А. Опера «Волшебная флейта» Ария Царицы ночи.

IV четверть.

Тема 30. Музыкальный склад и фактура.

Урок 1. Монодический склад. Фактура – музыкальная ткань, составленная из выразительных средств музыки. Монодический склад чаще всего встречается в народных песнях.

  • Р.н.п. «Ничто в полюшке не колышется», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка».

Тема 31. Полифонический склад.

Урок 1. Полифоническая фактура сложилась в церковной музыке Западной Европы.

  • Чайковский «Детский альбом»: «Русская песня»; Бородин А.П. Опера «Князь Игорь» Хор поселян.

Урок 2. И.С. Бах – великий полифонист. Краткий жизненный путь композитора. Жанры полифонии: инвенция, фуга.

  • И.С.Бах 2-х – 3-х голосные инвенции, Прелюдия и фуга до минор.

Тема 32. Гомофонно-гармонический склад.

Урок 1. Гомофонно-гармонический склад. Особенности. Использование гомофонно-гармонической фактуры в вокальной музыке. Роль мелодии и аккомпанемента в вокальных произведениях.

  • Глинка М.И. Опера «Иван Сусанин» Песня Вани; Римский-Корсаков Н.А. Опера «Снегурочка» Третья песня Леля»; Бизе Ж. Опера «Кармен» Хор мальчиков из I действия.

Урок 2. Использование гомофонно-гармонической фактуры в вокальной музыке. Различные виды аккомпанемента.

  • Даргомыжский А.С. «Мне минуло 16 лет», «Мне грустно»; Глинка М.И. «Я помню чудное мгновенье»; Гурилёв А. «Домик – крошечка».

Урок 3. Использование гомофонно-гармонической фактуры в инструментальной музыке. Роль мелодии и аккомпанемента.

  • Кпиппер «Полюшко»; Шуберт Ф. Музыкальный момент фа минор; Рахманинов С.В. «Итальянская полька»; Шостакович Д. «Гавот».

Урок 4. Использование гомофонно-гармонической фактуры в инструментальной музыке. Общие черты вокальных и инструментальных произведений.

  • Шуберт Ф. «Серенада»; Бетховен «Сурок»; Григ Э. «Песня Сольвейг».

Третий год обучения.

           Накопление опыта восприятия некоторых характерных особенностей музыки народной и композиторской. Усиление роли самостоятельной практической работы, определение жанровых особенностей нетрудных пьес.

I четверть.

Тема 33. Определение музыкальной формы. Музыкальная тема.

Урок 1. Понятие музыкальной формы, её связь с содержанием. Музыкальная тема - главное действующее «лицо» музыкального произведения. Различие между понятиями «тема» и «мелодия».

  • Григ Э. «Утро», «Песня Сольвейг»; Верди Д. Марш из оперы «Аида»; Бах И.С. 2-х голосные инвенции ре минор, Фа мажор.

Тема 34. Характер темы.

Урок 1. Музыкальный образ. Музыкальная тема. Тема в виде мелодии. Тема в виде аккордовой фактуры. Тема в виде ритмической фигуры, ритмического мотива.

  • Майкапар «В садике»; Кабалевский Д. «Барабанщик»; Бетховен Л. Симфония №5 I часть.

Урок 2. Характер темы – один из элементов музыкального содержания, раскрывающий смысл музыки. Сходные темы и контрастные.

  • Прокофьев С. «Петя и волк» Сравнение тем: Петя и Птичка, Утка и Кошка, Дедушка и Волк, Петя и Дедушка, Птичка и Волк, Птичка и Дедушка.

Тема 35. Развитие темы.

Урок 1. Развитие – это любое изменение темы. Повторение, вариационное развитие, секвенция, имитация. Основные принципы развития. Кульминация – высшая точка развития темы.

  • Р.н.п. «Во поле берёза стояла»; Шаинский «Песенка крокодила Гены»; Моцарт Соната ля мажор I часть; Шуман Р. «Грёзы».

Тема 36. Построение как часть формы.

Урок 1. Построение как часть (раздел) формы и цезура как граница между ними. Виды цезур.

  • Р.н.п. «Ходит зайка»; Чайковский Симфония №4 II часть.

Урок 2. Наиболее мелкие построения: мотив и фраза. Предложение. Понятие каденции.

  • Шуман Р. «Кокетка», «Признание»; Моцарт А. «Как трепетно сердце», Симфония №40 I часть.

Тема 37. Форма классического периода. Куплет.

Урок 1. Строение классического периода. Мотив – фраза. Предложение – период. Схема периода. Повторность и неповторность. Местоположение каденций, кульминации.

  • Моцарт В.А. «Тоска по весне»; Шостакович Д.Д. «Гавот»; Чайковский П.И. «Утренняя молитва».

Урок 2. Куплет как основа строения песни. Строение куплета: запев и припев.

  • Шаинский «Песенка крокодила Гены»; р.н.п. «Во поле берёза», «А мы просо сеяли»; Лехтинен «Летка-енька».

II четверть.

          Тема 38. 2-х частная форма.

Урок 1. Простая 2-х частная форма. Её виды: контрастная и неконтрастная. Контрастная 2-х частная форма без репризы. Схема ( a b).

  1. Чайковский П.И. «Шарманщик поёт», «Неаполитанская песенка»; Мусоргский М.П. «В углу».

Урок 2. Неконтрастная 2-х частная форма с репризой. Общие моменты между двумя частями. Принципы повторности. Схема (а а1).

  1. Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»; Моцарт В.А. Симфония №40 Финал (фрагмент), Соната ля мажор I часть.

     Тема 39. Простая 3-х частная форма.

Урок 1. Простая 3-х частная форма с репризой. Схема (а с а). Точное или видоизменённое повторение музыкального материала в III части.

  1. Кабалевский Д.Б. «Клоуны»; Шуман Р. «Отзвуки театра».

Урок 2. Простая 3-х частная форма без репризы. Отличие музыкального материала III части, продолжение развития. Схема (а с в).

  1. Рахманинов С.В. «Итальянская полька».

Урок 3. Характер середины в простой 3-х частной форме. Виды средних частей: контрастная и неконтрастная (сходная).

  1. Шуман Р. «Смелый наездник»; Чайковский П.И. «Вальс».

     Тема 40. Сложная 3-х частная форма.

Урок 1. Строение сложной 3-х частной формы. Возможные варианты строения отдельных частей.

  1. Шопен Ф. Полонез Ля мажор; Огиньский М.К. Полонез; Чайковский П.И. Вальс.

III четверть.

     Тема 41. Вариации.

Урок 1. Форма вариаций. Тема заимствована из народной музыки или сочинена самим композитором. Вариации в народной музыке. Вариации в профессиональной музыке. Старинные вариации (basso ostinato), глинкинские вариации (soprano ostinato).

  1. Р.н.п. «Не одна во поле дороженька»; Глинка М.И. «Среди долины ровныя», Бах И.С. «Пассакалья»; Глинка М.И. «персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».

Урок 2. Строгие, классические вариации. Принципы строения. Свободные или романтические вариации.

  1. Моцарт В.А. Соната ля мажор I часть; Глинка М.И. «Камаринская».

     Тема 42. Форма рондо.

Урок 1 . Связь формы рондо с народными песнями – хороводами. Использование формы рондо в вокальной и инструментальной музыке. Строение рондо. Определение рефрена и эпизода. Схема (Р Э1 Р Э2 Р).

Глинка М.И. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»; Гайдн Й. Соната Ре мажор III часть; Глинка М.И. «Вальс-фантазия».

     Тема 43. Сонатная форма.

Урок 1. Сонатная форма. Общая схема. «Театральная» природа сонатной формы. Й.Гайдн – создатель классической сонаты. Определение сонаты.

Гайдн Й. Соната ми минор.

Урок 2. Строение экспозиции, основные темы. Схема.

Гайдн Й. Соната ми минор I часть, экспозиция.

Урок 3. Разработка и реприза. Разработка – развитие тем экспозиции. Принципы развития. Кульминация – высшая точка развития. Реприза, принципы повторности. Внесхемные части (вступление и кода).

Гайдн Й. Соната ми минор I часть Разработка, реприза; Шейе «Музыкальная шкатулка».

     Тема 44. Симфония.

Урок 1. Понятие симфонии. Классическая симфония. Строение. Общая схема. Строение I части.

Бетховен Л. Симфония №3 I часть.

Урок 2. Строение и роль 2–й и 3-й частей. Строение и роль 4-й части. Финал как итог всего музыкального развития симфонии. Сравнение строения сонаты и симфонии.

Бетховен Л. Симфония №3 IIи III части, Финал.

IV четверть.

     Тема 45. Опера.

Урок 1. История возникновения оперы. Опера – сериа. Опера – буффа. Зарождение оперы в России. Строение оперы.

  • Глюк К. «Орфей и Эвридика» (фрагменты); Римский-Корсаков Н.А. Пролог из оперы «Снегурочка», Глинка М.И. Эпилог из оперы «Иван Сусанин».

Урок 2. Роль вокальных номеров в опере. Характеристика героев. Сольные вокальные номера: ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, романс.

  1. Чайковский П.И. Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин»; Моцарт В.А. Ариетта Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; Римский-Корсаков Н.А. Каватина Берендея из оперы «Снегурочка», Мусоргский М.П. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов»; Глинка М.И. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин».

Урок 3. Ансамблевые номера. Разновидности ансамблевых номеров. Роль хора в опере.

  1. Чайковский П.И. Дуэт Лизы и Полины, квинтет «Мне страшно» («Пиковая дама»); Глинка М.И. Трио «Не томи, родимый» («Иван Сусанин»); Римский-Корсаков Н.А. Хор птиц, Прощай, Масленица («Снегурочка»).

Урок 4. Оркестровые номера в опере. Балетные сцены – танцы и марши в опере. Музыкальные картины. Понятие лейтмотива.

  1. Глинка М.И. Увертюра, Арабский танец («Руслан и Людмила»); Бизе Ж. Антракт к III действию («Кармен»); Римский-Корсаков Н.А. «Полёт шмеля» («Сказка о царе Салтане»), лейтмотивы: Деда Мороза, птиц, Лешего («Снегурочка»).

     Тема 46. Балет.

Урок 1. История жанра. Как создаётся балет. Виды хореографии. Строение балета.

  1. Прокофьев С.С. Адажио из балета «Золушка»; Глазунов А. «Испанский танец» из балета «Раймонда»; Хачатурян А.И. Лезгинка из балета «Гаянэ».

Урок 2. Музыка в балете. Особенности музыкального языка. Лейтмотивы.

  1. Прокофьев С.С. «Золушка» Лейтмотивы.

Урок 3. Особенности строения балета (увертюра, вступление, музыкальный антракт, пролог, эпилог, апофеоз, действия, картины, сцены и номера).

  1. Прокофьев С.С. Придворный танец, Вариация Худышки из балета «Золушка»; Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Урок 4. Сольные номера. Ансамблевые номера. Массовые номера.

  1. Прокофьев С.С. балет «Ромео и Джульетта»: «Улица просыпается», «Джульетта-девочка», «Танец Джульетты с Парисом», «Монтекки и Капулетти», «Траурное шествие».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Занятия проводятся в форме урока один раз в неделю по одному академическому часу. Необходим класс для групповых занятий, фортепиано.
  2. При проведении занятий используются технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, компьютер, проигрыватель), которые способствуют расширению межпредметных связей и улучшению качества и интенсивности учебного процесса.
  3. Широко используются наглядные пособия: портреты композиторов, иллюстрации художников к музыкальным произведениям, методические таблицы.
  4. Для подведения итогов проводятся зачеты в конце каждой четверти. В конце года - контрольный урок по пройденному материалу за весь период обучения (в форме устного опроса и небольшой письменной работы).
  5. Формы самостоятельной работы учащихся могут быть различными: повторение пройденного материала по учебнику и конспектам, чтение рекомендованных преподавателем популярных брошюр и художественной литературы о жизни и творчестве композиторов, проигрывание на фортепиано музыкальных примеров из учебника и хрестоматии, знакомство с новыми произведениями.
  6. На уроке педагог должен: повторить пройденный на предыдущем занятии материал, изложить и закрепить новый материал. По ходу урока необходимо использовать разнообразные методы обучения, исходя из его дидактических целей конкретного содержания, возраста и подготовки учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Методическая литература

  1. Айзенштадт С.А. Детский альбом Чайковского. - М.: Классика -XXI, 2003. -80 с.
  2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству: 1-2 год обучения.- М.: ООО «Издательство РОДНИКЪ», 1996.-58с.
  3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. –М.: Музыка, 1982.-224с.
  4. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – Изд. 3-е.-М.: Музыка, 1987.-63.
  5. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб. пособие по муз. литературе для преподавателей ДМШ.- М., СПб.: Музыка, 1997.-200с.
  6. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения.- СПб.: Валери СПД, 1998.-208с.
  7. Первозванская Т. Мир музыки: Учеб. пособие «Слушаем музыку» 1-й класс. – СПб.: Композитор, 2004.-87с.
  8. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.
  9. Смирнова В. Сказка о царе Салтане: Облегчённое переложение для фортепиано. – М.: Музыка, 1981.-56с.
  10. Тихонова А. Как преподавать музыкальную литературу. – М.: Классика –XXI, 2007.-172с.
  11. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 1-й класс. - М.: Росмэн, 2001. -78с.
  12. Царёва н.А. Уроки госпожи мелодии. 2-й класс. –М.: Росмэн, 2001. -126с.
  13. Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, её формы и жанры: I год обучения.: уч. пособие. – изд. 7-е. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2007. – 186с.

Литература для детей и родителей

  1. Сост. Кононов А.П., Преображенский Г.Н. Оркестр имени В.В.Андреева. – Л.: Музыка, 1987. – 160с.
  2. Левашова Г. Музыкальные вечера. - Л.: Детская литература, 1963. – 156с.
  3. Левашова Г. Твой друг музыка. - Л.: детская литература. 1967. -79с.
  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. 3-е изд. – М.: Советский композитор, 1988. -176с.
  5. Островская Я., Фролова а. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения. - СПб.: Валери СПД, 1998. – 208с.
  6. Розинер Ф. Расскажи мне, музыка, сказку. – М.: Советский композитор, 1972. – 106с.
  7. Титова М. Царица – гусляр: Сказки о музыке. – М.: Музыка, 1993. – 140с.
  8. Толок И.М. Музыкальный магазин. – М.: Музыка, 1976. – 47с.
  9. Толок И.М. Музыка – кудесница. – М.: Музыка, 1987. – 93с.
  10. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – СПб.: Композитор, 1993. – 207с.
  11. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. – СПб.: Композитор, 1993. – 156с.
  1. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 1-й класс. – М.: Росмэн, 2001. – 78с.
  2. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 2-1 класс. – М.: Росмэн, 2001. -126с.
  3. Чукаш И. Дудочка и барабан. – М.: Детская литература, 1983. – 32с.
  4. Ред. Шалимова И. Рассказы о музыке. Вып. 2. –М.: Музыка, 1972. – 148с.
  5. Шорникова М. музыкальная литература: музыка, её формы и жанры: 1-й год обучения. – изд. 7-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 186с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2623 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2518 608