Дорогие друзья, мы рады представить вам Пущину Марию Геннадьевну, преподавателя МОУДОД «Мурмашинская детская школа искусств» п. Мурмаши Мурманской области. Сегодня Мария Геннадьевна с удовольствием предлагает вашему вниманию Программу по предмету «Слушание музыки» для детских школ искусств. Данный материал будет интересен преподавателям ДШИ и ДМШ.
Краткий комментарий к программе от Марии Геннадьевны:
«Программа имеет художественно-эстетическую направленность. При составлении программы учтены все современные требования к данному виду документов, отражены содержательная, методическая и организационная части. Цель программы: воспитание музыкальной культуры и культуры слушания музыки; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения; создание базы для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству»
Профессионального чтения…
Программа по предмету «Слушание музыки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, разработана для учащихся музыкального отделения МОУДОД «Мурмашинская ДШИ».
Введение в учебные программы ДШИ предмета «Слушание музыки» является необходимым и своевременным. Именно он должен стать одним из главных предметов для изучения музыки на начальном этапе. По учебному плану предмет «Музыкальная литература» начинается лишь с 4 класса семилетнего курса, оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для развития навыков музыкального восприятия возраст 7-10 лет. Уроки слушания музыки призваны восполнить этот пробел.
Цель программы – воспитание музыкальной культуры и культуры слушания музыки; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения; создание базы для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству.
Задачи программы:
- формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия, эмоциональной отзывчивости на классическую музыку;
- воспитание желания слушать и исполнять музыку, интереса к познанию классической музыки и сопоставлению её с окружающим миром;
- формирование осознанного отношения к музыке и восприятия произведений, понимание музыкальных образов, логику их развития;
- получение учащимися первоначальных навыков анализа музыкальных произведений;
- расширение представлений детей о жизни через воздействие музыкальных произведений, обогащение музыкального опыта.
Программа разработана на основе Программы НМЦХО Слушание музыки. М., 2005, Авторской программы преподавателя ДМШ п.Мурмаши Пивоваровой Н.Н., 2002 (рецензент – преподаватель ММУ Воробьёва Е.В.). Модифицированная программа для МОУДОД «Мурмашинская ДШИ» предлагает некоторые изменения: учитывает проживание учащихся в посёлке городского типа; включает большую подборку видеоматериала; изменяет последовательность расположения тем и замену музыкальных произведений.
Программа предназначена для детей 6-11 лет, принятых в школу без конкурсного отбора, рассчитана на трёхлетний курс обучения.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме группового занятия педагога с учащимися. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Всего 34 часа в год.
В результате обучения по данной дисциплине учащиеся должны:
Знать:
- выразительные средства музыки (мелодия, ритм, темп, лад, тембр, динамика и т.д.)
- особенности строения и звучания музыкальных инструментов
- отличительные особенности музыкальных форм
- основные музыкальные жанры (песня, танец, марш) и их характерные черты
- музыкально-театральные жанры (опера, балет), их особенности.
Уметь:
- охарактеризовать прослушанное музыкальное произведение (жанр, характер, форма, музыкальные выразительные средства)
- различать тембр звучания музыкальных инструментов.
Учёт успеваемости: в конце каждой темы программой предусмотрен итоговый урок, на котором педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся: характеристика музыкальных произведений, «узнавание» музыкальных произведений, элементарный анализ строения музыкальных произведений. В конце каждого года - контрольный урок по пройденному материалу за период обучения (в форме устного опроса и небольшой письменной работы).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п\п |
Наименование тем |
Часы |
Первый год обучени |
||
I четверть |
||
1. |
Искусство в нашей жизни. Знакомство с различными видами искусства, их связь с музыкой. |
3 |
2. |
Специфика музыкального искусства |
1 |
3. |
«Три кита» музыки. Песня. |
2 |
4. |
Танец - древнейший вид искусства. |
2 |
5. |
Итоговый урок. |
1 |
II четверть |
||
1. |
«Три кита» музыки. Танец (продолжение). Старинные /бальные/ танцы. |
3 |
2. |
«Три кита» музыки. Марш. Песня – марш. |
3 |
3. |
Итоговый урок. |
1 |
III четверть |
||
1. |
Музыкальный образ. |
1 |
2. |
Образы радости. |
2 |
3. |
Образы зла. |
2 |
4. |
Музыкальный портрет. |
3 |
5. |
Итоговый урок. |
1 |
IV четверть |
||
1. |
Образы природы. Картинность и изобразительность в музыке. |
2 |
2. |
Лирические образы. |
2 |
3. |
Эпические образы. |
2 |
4. |
Героические образы. |
2 |
5. |
Итоговый урок. |
1 |
Второй год обучения. |
||
I четверть |
||
1. |
Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. |
1 |
2. |
Клавишные инструменты. |
1 |
3. |
Орган. |
1 |
4. |
Струнно-щипковые инструменты (арфа, гитара) |
1 |
5. |
Струнно-смычковые инструменты. |
1 |
6. |
Деревянно-духовые инструменты. |
1 |
7. |
Медно-духовые, ударные инструменты. |
1 |
8. |
Симфонический оркестр. |
1 |
9. |
Итоговый урок. |
1 |
II четверть |
||
1. |
Элементы музыкального языка. Ритм и метр. |
2 |
2. |
Лад и тональность. |
1 |
3. |
Темп. |
2 |
4. |
Регистр и диапазон. |
1 |
5. |
Итоговый урок. |
1 |
III четверть |
||
1. |
Мелодия. |
5 |
2. |
Гармония. |
1 |
3. |
Динамические оттенки. |
1 |
4. |
Тембр. |
1 |
5. |
Итоговый урок. |
1 |
IV четверть |
||
1. |
Музыкальный вклад и фактура. Виды. |
1 |
2. |
Мелодический склад. |
1 |
3. |
Полифонический склад. |
2 |
4. |
Гомофонно-гармонический склад. |
4 |
5. |
Итоговый урок. |
1 |
Третий год обучения. |
||
I четверть |
||
1. |
Определение музыкальной формы. |
1 |
2. |
Характер темы. |
2 |
3. |
Развитие темы. |
1 |
4. |
Построение как часть формы. |
2 |
5. |
Форма классического периода. Куплет. |
2 |
6. |
Итоговый урок. |
1 |
II четверть |
||
1. |
Простая 2-х частная форма. |
2 |
2. |
Простая 3-х частная форма. |
3 |
3. |
Сложная 3-х частная форма. |
1 |
4. |
Итоговый урок. |
1 |
III четверть |
||
1. |
Вариации. |
2 |
2. |
Рондо. |
1 |
3. |
Сонатная форма. |
3 |
4. |
Симфония. |
2 |
5. |
Итоговый урок. |
1 |
IV четверть |
||
1. |
Опера. |
4 |
2. |
Балет. |
4 |
3. |
Итоговый урок. |
1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Первый год обучения.
Накопление опыта восприятия музыкальных произведений, их связи с жизнью. Научиться целостно воспринимать образ музыкального произведения, понимать музыкальную речь, познакомится с основными приёмами развития в музыке.
I четверть.
Тема 1. Искусство в нашей жизни. Знакомство с различными видами искусства, их связь с музыкой.
Знакомство учащихся с местом и значением искусства в жизни людей. Различные виды искусства: музыка, литература, живопись, хореография и т.д. Связь музыки с различными видами искусства. Сказки, легенды, произведения изобразительного искусства, воспевающие музыку, силу её воздействия на людей.
Урок 1. Сказки, легенды и исторические события (музыкальное воплощение славы и мощи России).
- Прокофьев С.С. «Александр Невский» «Вставайте, люди русские», Глинка М.И. «Иван Сусанин» хор «Славься».
Урок 2. Связь музыки и литературы. Характер музыки зависит от литературного текста, содержания.
- Гурилёв «Домик – крошечка». Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане» (фраг.)
Урок 3. Связь музыки с изобразительным искусством и танцем.
- Мусоргский М.П. «Картинки с выставки», Чайковский П.И. «Лебединое озеро» (фраг.).
Тема 2. Специфика музыкального искусства.
Урок 1. Отсутствие наглядности, звуковая природа музыки. Музыкальные и немузыкальные звуки.
- Алябьев А.А. «Соловей», Книппер «Полюшко», Чайковский П.И. «Русская пляска». «Лезгинка».
Тема 3. «Три кита» музыки. Песня.
Урок 1. «Три кита» музыки (песня, танец, марш). Песня – древнейший жанр вокальной музыки. Она объединяет мелодию и слово в единый песенный образ. Главное выразительное средство песни – ярко запоминающаяся мелодия. Народная и профессиональная песня.
- Р.н.п. «Во поле берёза стояла», Агапкин А. «Прощание славянки», р.н.п. «Барыня».
Урок 2. Знакомство с песенным жанром. Колыбельные, плясовые, шуточные, современные детские песни. Характеристика каждого вида. Связь песенного текста с характером мелодии.
- Р.н.п. «Колыбельная», «Дуня – тонкопряха», «Я с комариком плясала», «А мы просо сеяли».
Тема 4. Танец – древнейший вид искусства.
Урок 1. Народные, бытовые и старинные танцы. Народный танец как один из истоков творчества композиторов.
- Р.н.т. «Камаринская», «Трепак», б.н.т. «Крыжачок», Григ Э. Халлинг Ля мажор.
Урок 2. Роль метро – ритма и темпа в танце. Различие между танцевальной и песенной мелодией.
- Хачатурян А.И. «Гаянэ»: лезгинка, Сметана Б. «Полька», Штраус Й. «Вальс».
II четверть.
Тема 4. /продолжение/.
Урок 1. Старинная танцевальная сюита. Многочастный цикл танцев, контрастное чередование танцев в сюите. Обязательные (аллеманда, куранта, сарабанда, жига) и дополнительные (менуэт, гавот, буре) танцы в сюите.
- Бах И.С. Французская сюита №1 ре минор.
Урок 2. Бальные /европейские/ танцы. Вальс. Широкая популярность вальса во всех европейских странах. Происхождение от старинного австрийского крестьянского лендлера. Характерные черты вальса. Й.Штраус – король вальса.
- Вебер Вальс из оперы «Волшебный стрелок»; Глинка Вальс – фантазия.
Урок 3. Мазурка и полонез. Характерные черты польских танцев мазурки и полонеза. Сравнение танцев между собой. Мазурки и полонезы в творчестве Ф.Шопена.
- Огиньский М. Полонез ля минор; Шопен Ф. Мазурки Си бемоль мажор, Фа мажор, Полонез Ля мажор.
Тема 5. «Три кита» музыки. Марш. Песня – марш.
Урок 1. Марш. Происхождение жанра и его метро – ритмические особенности. Марш – жанр инструментальной музыки, сопровождающий и организующий массовые шествия.
- Штраус Марш Радецкого; Шуберт Три героических марша для фортепиано в четыре руки; Шуман «Карнавал» Заключительный номер.
Урок 2. Разновидности марша. Военные марши. Особенности их оркестровки, ведущая роль инструментов духовой группы (медные) и ударных инструментов. Сказочные марши. Фантастические и свадебные марши. Детские марши.
- Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»; Римский – Корсаков Марш царя Берендея; Чайковский Марш из балета «Щелкунчик».
Урок 3. Песня – марш. Проникновение элементов маршевости в различные виды песен. Сильное воздействие маршевых песен на слушателя благодаря объединению в них музыки и слова.
- Лиль «Марсельеза»; Верди Хор и марш из оперы «Аида»; Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен».
III четверть.
Тема 6. Музыкальный образ.
Урок 1. Музыкальный образ – эмоциональное содержание произведения. Разнообразие музыкальных тем, их характер. Принципы развития музыкального тематизма в произведении. Образы движения в песнях, танцах, маршах и их эмоциональная характеристика.
- Бетховен Л. «Сурок»; Майкапар «В садике»; Кабалевский Д. «Барабанщик»; Бетховен Л. Симфония №5 I часть; Шуман Р. «Грёзы»; б.н.т. «Бульба»; Верди Марш из оперы «Аида»; Шаинский «Песенка крокодила Гены».
Тема 7. Образы радости.
Урок 1. Выразительные средства музыки. Разнообразие эмоциональных оттенков образов радости в музыке. Выразительные средства музыки, позволяющие создать образы радости. Характер тем.
- Чайковский П.И. «Новая кукла»; Прокофьев С.С. «Отъезд Золушки на бал», «Джульетта – девочка».
Урок 2. Эмоциональные оттенки образов радости. Разнообразие эмоциональных оттенков образов радости в музыкальных произведениях.
Шаинский «Цирк»; Бетховен Л. Симфония №5 Финал.
Тема 8. Образы зла.
Урок 1. Сказочно – фантастические образы зла. Выразительные средства музыки, позволяющие создать образы зла. Характер тем.
- Глинка М.И. «Марш Черномора»; Лядов А.К. «Кикимора»; Мусоргский М.П. «Избушка на курьих ножках».
Урок 2. Жизненно – реальные образы зла. Связь музыкальных произведений с историческими событиями. Выразительные средства музыки, позволяющие создать эти образы зла. Характер тем.
- Шостакович Д.Д. Симфония №7 Эпизод фашистского нашествия; Бетховен Л. Соната №8, увертюра «Эгмонт».
Тема 9. Музыкальный портрет.
Урок 1. Связь музыки с изобразительным искусством. Выразительные средства музыки, позволяющие передать настроение человека, черты его характера. Взаимосвязь музыкальных характеристик и изображения.
- Слонимский «Ябедник»; Глинка М.И. «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила»; Мусоргский М.П. «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов».
Урок 2. Выразительные средства музыки, позволяющие передать характер человека, его настроение.
- Бородин «Ария князя Игоря» из оперы «Князь Игорь»; Римский–Корсаков Н.А. «Шехеразада».
Урок 3. Выразительные средства музыки, позволяющие передать характер человека, его настроение.
- Глинка М.И. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин»; Римский-Корсаков Н.А. «Царевна лебедь»; Мусоргский М.П. «Два еврея».
IV четверть.
Тема 10. Образы природы.
Урок 1. Выразительные средства музыки, позволяющие создавать образы природы. Характер тем.
- Чайковский П.И. «Масленица», «Подснежник»; Григ Э. «Утро».
Урок 2. Картинность и изобразительность. Создание красочных «музыкальных пейзажей» композиторами, их разнообразие. Большая роль изобразительных моментов (плеск волн, шум дождя, пение птиц) в произведениях, рисующих картины природы.
- Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина»; Равель «Игра воды»; Дебюсси «Лунный свет»; Глинка М.И. «Песня жаворонка»; Шуберт «Форель».
Тема 11.Лирические образы.
Урок 1. Лирические образы в музыке – выражение душевного мира человека. Большое внимание композиторов к внутреннему миру человека.
- Огиньский «Полонез»; Григ Э. «Песня Сольвейг»; Прокофьев С. «Мёртвое поле».
Урок 2. Выразительные средства музыки в создании душевного мира человека. Отражение в музыке смены настроений, тончайших оттенков эмоционального состояния.
- Глинка М.И. «Я помню чудное мгновенье»; Даргомыжский «Мне грустно»; Глинка М.И. Каватина и рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин».
Тема 12. Эпические образы.
Урок 1. Эпические образы. Их связь с исторической, патриотической, сказочно - легендарной тематикой с воплощением коллективно – массового начала. Бояны – поэты - музыканты – сказители. Инструментальная музыка. Бородин. Программный замысел симфонии №2. Былина «О Вольге и Микуле»
- Бородин А. Симфония №2 I часть.
Урок 2. Выразительные средства музыки в эпических образах. Выразительные средства музыки, позволяющие передать суровую простоту и величие древних песен – сказов о подвигах русских богатырей, о важных исторических событиях. Бояны – поэты - музыканты – сказители.
Былина «Во царствии стольном Киеве», Былина «Соловей Будимирович».
Тема 13. Героические образы.
Урок 1. Героические образы в музыке. Их действенно-активный, волевой характер. Выразительные средства музыки, позволяющие отобразить в произведениях героические образы.
- Прокофьев С.С. Кантата «Александр Невский» №2, №4, №5.
Урок 2. Героико-драматический образ в музыке. Выразительные средства, позволяющие отобразить в музыкальных произведениях героико-драматический образ.
- Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».
Второй год обучения.
Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства в более широком их значении. Понимание важнейших способов и средств развития музыки, некоторых форм музыкальных произведений. Анализ средств музыкальной выразительности и их взаимодействия нацелен на понимание художественного образа, его характерных особенностей.
I четверть.
Тема 14. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Урок 1. Знакомство с русскими народными инструментами, их историей, особенностями тембрового звучания. Состав и история оркестра русских народных инструментов.
- Иванов-Крамской «Тонкая рябина» вариации; Гдовская Народная кадриль; Будашкин Концерт для домры и оркестра.
Тема 15. Клавишные инструменты.
Урок 1. Клавир – общее название группы клавишных струнно-щипковых инструментов. Наиболее известные: клавесин и клавикорд. История возникновения инструментов. Фортепиано – клавишно-ударный струнный инструмент. Отличие фортепиано от клавира. Иллюстрации.
- Рамо «Тамбурин»; Куперен «Кукушка»; Бетховен «Элизе».
Тема 16. Орган.
Урок 1. Орган - старинный клавишно- духовой инструмент сложного устройства. Строение органа. Знаменитый органист И.С.Бах.
- Бах И.С. «Токката и фуга ре минор», «Прелюдии и фуги».
Тема 17. Арфа, гитара.
Урок 1. Арфа, гитара – струнно-щипковые инструменты. Строение арфы и гитары. Индивидуальные особенности инструментов. Иллюстрации.
- Глазунов Балет «Раймонда» (фраг.); Иванов – Крамской «Тонкая рябина»; Римский - Корсаков Н.А. «Шехеразада».
Тема 18. Струнно- смычковые инструменты.
Урок 1. Струнный оркестр. Состав струнно-смычковой группы инструментов. Индивидуальные особенности каждого инструмента, историческая справка, строение.
- Прокофьев С.С. Музыка к к\ф «Иван Грозный»; Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада»; Мусоргский М.П. Опера «Борис Годунов» тема Пимена.
Тема 19. Деревянно-духовые инструменты.
Урок 1. Индивидуальные особенности каждого инструмента, разновидности, особенности строения, историческая справка.
- Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» Танец пастушков, Балет «Лебединое озеро» Вступление, Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»; Прокофьев С.С. «Петя и волк» Тема Дедушки.
Тема 20. Медно-духовые и ударные инструменты.
Урок 1. Индивидуальные особенности каждого инструмента. Состав духового оркестра. Главная роль у инструментов медной группы. Возникновение и история военного оркестра.
- Прокофьев С.С. Балет «Ромео и Джульетта» Тема вражды; Чайковский П.И. Симфония №5 II часть; Скрябин «Прометей»; Вагнер Р. Опера «Тангейзер» Увертюра.
Тема 21. Симфонический оркестр.
Урок 1. Исторические сведения об оркестре. Современный оркестр. Состав симфонического оркестра. Главные инструменты в оркестре.
- Чайковский П.И. Симфония №4 Скерцо; Прокофьев С.С. «Петя и волк» Тема Пети.
II четверть.
Тема 22. Элементы музыкального языка и их роль в создании музыкального образа. Ритм и метр.
Урок 1. Выразительные средства музыки. Разнообразие элементов музыкального языка.
- Прокофьев С.С. «Паника»; Мусоргский М.П. «Баба Яга».
Урок 2. Значение метра и ритма в создании художественного образа. Без ритма нет мелодии. Ритм организует мелодию, помогает передать образ и раскрыть чувства героев. Метр – музыкальный пульс.
- Римский-Корсаков Н.А. Опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда»; Дунаевский И. «Весёлый ветер».
Тема 23. Лад и тональность.
Урок 1. Значение лада и тональности в создании художественных образов. Основные два лада – мажор и минор. Смена лада «перекрашивает» мелодию.
- Шуберт Ф. Вальс си минор; Бетховен Л. «Сурок»; Свиридов Г. «Весна и осень».
Тема 24. Темп.
Урок 1. Значение темпа В создании художественных образов. Ускорение и замедление темпа.
- Шопен Ф. Прелюдия №20; Шуман Р. «Грёзы»; Григ Э. «В пещере горного короля»; Дога Е. «Вальс».
Урок 2. Итальянские термины, обозначающие темп. Три группы терминов.
- Равель «Павана»; Шуман Р. «Смелый наездник»; Лист Ф. Этюд Ре бемоль мажор.
Тема 25. Регистр и диапазон.
Урок 1. Значение регистра и диапазона в создании художественного образа. Название, определение регистра. Понятие диапазона.
- Чайковский П.И. «Жаворонок»; Ребиков «Медведь»; Григ Э. «В пещере горного короля». «Песня Сольвейг».
III четверть.
Тема 26. Мелодия.
Урок 1. Мелодия как основа музыкальных произведений. Значение мелодии в создании художественных образов. Разнообразие мелодий.
- Григ Э. «Песня Сольвейг»; Прокофьев С.С. «Петя и волк» Тема Пети, Тема Дедушки.
Урок 2. Вокальная и инструментальная мелодия. Различия между ними.
- Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»; Гаврилин «Мама»; Глинка «Полька».
Урок 3. Два основных типа мелодий. Кантилена и речетатив.
- Бетховен Л. «Сурок»; Шопен Ф. Ноктюрн №2; Шуман Р. «Во сне я горько плакал»; Глинка М.И. «Иван Сусанин» Речитатив и ария Сусанина 4 действие.
Урок 4. Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Высшая точка развития – кульминация. Завершение мелодии – каданс (устойчивый оборот).
- Крылатов «Крылатые качели»; Шаинский «Волшебный цветок»; Шуберт Ф. «Серенада».
Урок 5. Одноголосная мелодия и с аккомпанементом.
- Р.н.п. «Не одна во поле дороженька», «Я с комариком плясала»; Глинка М.И. «Романс»; Шостакович Д.Д. Романс из к\ф «Овод»; Рахманинов С.В. «Вокализ».
Тема 27. Гармония.
Урок 1. Значение гармонии в создании художественного образа. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию. Аккорды могут быть и выразительным средством музыки.
- Чайковский П.И. «Болезнь куклы», «Зимнее утро»; Шопен Ф. Прелюдия №20; Григ Э. «Утро».
Тема 28. Динамические оттенки.
Урок 1. Значение динамических оттенков в создании художественного образа. Изменение громкости звучания передаёт различные звуковые эффекты. Обозначение динамических оттенков.
- Майкапар «Эхо в горах»; Григ Э. «Танец Анитры»; Бетховен Соната №8 (фраг.).
Тема 29. Тембр.
Урок 1. Значение тембра в создании художественного образа. Тембр помогает отличить звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах и разными голосами. Разделение певческих голосов на мужские и женские. Хор смешанный, мужской, женский, детский.
- Римский-Корсаков Н.А. Опера «Садко» Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Венецианского гостя; Моцарт А. Опера «Волшебная флейта» Ария Царицы ночи.
IV четверть.
Тема 30. Музыкальный склад и фактура.
Урок 1. Монодический склад. Фактура – музыкальная ткань, составленная из выразительных средств музыки. Монодический склад чаще всего встречается в народных песнях.
- Р.н.п. «Ничто в полюшке не колышется», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка».
Тема 31. Полифонический склад.
Урок 1. Полифоническая фактура сложилась в церковной музыке Западной Европы.
- Чайковский «Детский альбом»: «Русская песня»; Бородин А.П. Опера «Князь Игорь» Хор поселян.
Урок 2. И.С. Бах – великий полифонист. Краткий жизненный путь композитора. Жанры полифонии: инвенция, фуга.
- И.С.Бах 2-х – 3-х голосные инвенции, Прелюдия и фуга до минор.
Тема 32. Гомофонно-гармонический склад.
Урок 1. Гомофонно-гармонический склад. Особенности. Использование гомофонно-гармонической фактуры в вокальной музыке. Роль мелодии и аккомпанемента в вокальных произведениях.
- Глинка М.И. Опера «Иван Сусанин» Песня Вани; Римский-Корсаков Н.А. Опера «Снегурочка» Третья песня Леля»; Бизе Ж. Опера «Кармен» Хор мальчиков из I действия.
Урок 2. Использование гомофонно-гармонической фактуры в вокальной музыке. Различные виды аккомпанемента.
- Даргомыжский А.С. «Мне минуло 16 лет», «Мне грустно»; Глинка М.И. «Я помню чудное мгновенье»; Гурилёв А. «Домик – крошечка».
Урок 3. Использование гомофонно-гармонической фактуры в инструментальной музыке. Роль мелодии и аккомпанемента.
- Кпиппер «Полюшко»; Шуберт Ф. Музыкальный момент фа минор; Рахманинов С.В. «Итальянская полька»; Шостакович Д. «Гавот».
Урок 4. Использование гомофонно-гармонической фактуры в инструментальной музыке. Общие черты вокальных и инструментальных произведений.
- Шуберт Ф. «Серенада»; Бетховен «Сурок»; Григ Э. «Песня Сольвейг».
Третий год обучения.
Накопление опыта восприятия некоторых характерных особенностей музыки народной и композиторской. Усиление роли самостоятельной практической работы, определение жанровых особенностей нетрудных пьес.
I четверть.
Тема 33. Определение музыкальной формы. Музыкальная тема.
Урок 1. Понятие музыкальной формы, её связь с содержанием. Музыкальная тема - главное действующее «лицо» музыкального произведения. Различие между понятиями «тема» и «мелодия».
- Григ Э. «Утро», «Песня Сольвейг»; Верди Д. Марш из оперы «Аида»; Бах И.С. 2-х голосные инвенции ре минор, Фа мажор.
Тема 34. Характер темы.
Урок 1. Музыкальный образ. Музыкальная тема. Тема в виде мелодии. Тема в виде аккордовой фактуры. Тема в виде ритмической фигуры, ритмического мотива.
- Майкапар «В садике»; Кабалевский Д. «Барабанщик»; Бетховен Л. Симфония №5 I часть.
Урок 2. Характер темы – один из элементов музыкального содержания, раскрывающий смысл музыки. Сходные темы и контрастные.
- Прокофьев С. «Петя и волк» Сравнение тем: Петя и Птичка, Утка и Кошка, Дедушка и Волк, Петя и Дедушка, Птичка и Волк, Птичка и Дедушка.
Тема 35. Развитие темы.
Урок 1. Развитие – это любое изменение темы. Повторение, вариационное развитие, секвенция, имитация. Основные принципы развития. Кульминация – высшая точка развития темы.
- Р.н.п. «Во поле берёза стояла»; Шаинский «Песенка крокодила Гены»; Моцарт Соната ля мажор I часть; Шуман Р. «Грёзы».
Тема 36. Построение как часть формы.
Урок 1. Построение как часть (раздел) формы и цезура как граница между ними. Виды цезур.
- Р.н.п. «Ходит зайка»; Чайковский Симфония №4 II часть.
Урок 2. Наиболее мелкие построения: мотив и фраза. Предложение. Понятие каденции.
- Шуман Р. «Кокетка», «Признание»; Моцарт А. «Как трепетно сердце», Симфония №40 I часть.
Тема 37. Форма классического периода. Куплет.
Урок 1. Строение классического периода. Мотив – фраза. Предложение – период. Схема периода. Повторность и неповторность. Местоположение каденций, кульминации.
- Моцарт В.А. «Тоска по весне»; Шостакович Д.Д. «Гавот»; Чайковский П.И. «Утренняя молитва».
Урок 2. Куплет как основа строения песни. Строение куплета: запев и припев.
- Шаинский «Песенка крокодила Гены»; р.н.п. «Во поле берёза», «А мы просо сеяли»; Лехтинен «Летка-енька».
II четверть.
Тема 38. 2-х частная форма.
Урок 1. Простая 2-х частная форма. Её виды: контрастная и неконтрастная. Контрастная 2-х частная форма без репризы. Схема ( a b).
- Чайковский П.И. «Шарманщик поёт», «Неаполитанская песенка»; Мусоргский М.П. «В углу».
Урок 2. Неконтрастная 2-х частная форма с репризой. Общие моменты между двумя частями. Принципы повторности. Схема (а а1).
- Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»; Моцарт В.А. Симфония №40 Финал (фрагмент), Соната ля мажор I часть.
Тема 39. Простая 3-х частная форма.
Урок 1. Простая 3-х частная форма с репризой. Схема (а с а). Точное или видоизменённое повторение музыкального материала в III части.
- Кабалевский Д.Б. «Клоуны»; Шуман Р. «Отзвуки театра».
Урок 2. Простая 3-х частная форма без репризы. Отличие музыкального материала III части, продолжение развития. Схема (а с в).
- Рахманинов С.В. «Итальянская полька».
Урок 3. Характер середины в простой 3-х частной форме. Виды средних частей: контрастная и неконтрастная (сходная).
- Шуман Р. «Смелый наездник»; Чайковский П.И. «Вальс».
Тема 40. Сложная 3-х частная форма.
Урок 1. Строение сложной 3-х частной формы. Возможные варианты строения отдельных частей.
- Шопен Ф. Полонез Ля мажор; Огиньский М.К. Полонез; Чайковский П.И. Вальс.
III четверть.
Тема 41. Вариации.
Урок 1. Форма вариаций. Тема заимствована из народной музыки или сочинена самим композитором. Вариации в народной музыке. Вариации в профессиональной музыке. Старинные вариации (basso ostinato), глинкинские вариации (soprano ostinato).
- Р.н.п. «Не одна во поле дороженька»; Глинка М.И. «Среди долины ровныя», Бах И.С. «Пассакалья»; Глинка М.И. «персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».
Урок 2. Строгие, классические вариации. Принципы строения. Свободные или романтические вариации.
- Моцарт В.А. Соната ля мажор I часть; Глинка М.И. «Камаринская».
Тема 42. Форма рондо.
Урок 1 . Связь формы рондо с народными песнями – хороводами. Использование формы рондо в вокальной и инструментальной музыке. Строение рондо. Определение рефрена и эпизода. Схема (Р Э1 Р Э2 Р).
Глинка М.И. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»; Гайдн Й. Соната Ре мажор III часть; Глинка М.И. «Вальс-фантазия».
Тема 43. Сонатная форма.
Урок 1. Сонатная форма. Общая схема. «Театральная» природа сонатной формы. Й.Гайдн – создатель классической сонаты. Определение сонаты.
Гайдн Й. Соната ми минор.
Урок 2. Строение экспозиции, основные темы. Схема.
Гайдн Й. Соната ми минор I часть, экспозиция.
Урок 3. Разработка и реприза. Разработка – развитие тем экспозиции. Принципы развития. Кульминация – высшая точка развития. Реприза, принципы повторности. Внесхемные части (вступление и кода).
Гайдн Й. Соната ми минор I часть Разработка, реприза; Шейе «Музыкальная шкатулка».
Тема 44. Симфония.
Урок 1. Понятие симфонии. Классическая симфония. Строение. Общая схема. Строение I части.
Бетховен Л. Симфония №3 I часть.
Урок 2. Строение и роль 2–й и 3-й частей. Строение и роль 4-й части. Финал как итог всего музыкального развития симфонии. Сравнение строения сонаты и симфонии.
Бетховен Л. Симфония №3 IIи III части, Финал.
IV четверть.
Тема 45. Опера.
Урок 1. История возникновения оперы. Опера – сериа. Опера – буффа. Зарождение оперы в России. Строение оперы.
- Глюк К. «Орфей и Эвридика» (фрагменты); Римский-Корсаков Н.А. Пролог из оперы «Снегурочка», Глинка М.И. Эпилог из оперы «Иван Сусанин».
Урок 2. Роль вокальных номеров в опере. Характеристика героев. Сольные вокальные номера: ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, романс.
- Чайковский П.И. Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин»; Моцарт В.А. Ариетта Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; Римский-Корсаков Н.А. Каватина Берендея из оперы «Снегурочка», Мусоргский М.П. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов»; Глинка М.И. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин».
Урок 3. Ансамблевые номера. Разновидности ансамблевых номеров. Роль хора в опере.
- Чайковский П.И. Дуэт Лизы и Полины, квинтет «Мне страшно» («Пиковая дама»); Глинка М.И. Трио «Не томи, родимый» («Иван Сусанин»); Римский-Корсаков Н.А. Хор птиц, Прощай, Масленица («Снегурочка»).
Урок 4. Оркестровые номера в опере. Балетные сцены – танцы и марши в опере. Музыкальные картины. Понятие лейтмотива.
- Глинка М.И. Увертюра, Арабский танец («Руслан и Людмила»); Бизе Ж. Антракт к III действию («Кармен»); Римский-Корсаков Н.А. «Полёт шмеля» («Сказка о царе Салтане»), лейтмотивы: Деда Мороза, птиц, Лешего («Снегурочка»).
Тема 46. Балет.
Урок 1. История жанра. Как создаётся балет. Виды хореографии. Строение балета.
- Прокофьев С.С. Адажио из балета «Золушка»; Глазунов А. «Испанский танец» из балета «Раймонда»; Хачатурян А.И. Лезгинка из балета «Гаянэ».
Урок 2. Музыка в балете. Особенности музыкального языка. Лейтмотивы.
- Прокофьев С.С. «Золушка» Лейтмотивы.
Урок 3. Особенности строения балета (увертюра, вступление, музыкальный антракт, пролог, эпилог, апофеоз, действия, картины, сцены и номера).
- Прокофьев С.С. Придворный танец, Вариация Худышки из балета «Золушка»; Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Урок 4. Сольные номера. Ансамблевые номера. Массовые номера.
- Прокофьев С.С. балет «Ромео и Джульетта»: «Улица просыпается», «Джульетта-девочка», «Танец Джульетты с Парисом», «Монтекки и Капулетти», «Траурное шествие».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Занятия проводятся в форме урока один раз в неделю по одному академическому часу. Необходим класс для групповых занятий, фортепиано.
- При проведении занятий используются технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, компьютер, проигрыватель), которые способствуют расширению межпредметных связей и улучшению качества и интенсивности учебного процесса.
- Широко используются наглядные пособия: портреты композиторов, иллюстрации художников к музыкальным произведениям, методические таблицы.
- Для подведения итогов проводятся зачеты в конце каждой четверти. В конце года - контрольный урок по пройденному материалу за весь период обучения (в форме устного опроса и небольшой письменной работы).
- Формы самостоятельной работы учащихся могут быть различными: повторение пройденного материала по учебнику и конспектам, чтение рекомендованных преподавателем популярных брошюр и художественной литературы о жизни и творчестве композиторов, проигрывание на фортепиано музыкальных примеров из учебника и хрестоматии, знакомство с новыми произведениями.
- На уроке педагог должен: повторить пройденный на предыдущем занятии материал, изложить и закрепить новый материал. По ходу урока необходимо использовать разнообразные методы обучения, исходя из его дидактических целей конкретного содержания, возраста и подготовки учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Методическая литература
- Айзенштадт С.А. Детский альбом Чайковского. - М.: Классика -XXI, 2003. -80 с.
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству: 1-2 год обучения.- М.: ООО «Издательство РОДНИКЪ», 1996.-58с.
- Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. –М.: Музыка, 1982.-224с.
- Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – Изд. 3-е.-М.: Музыка, 1987.-63.
- Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб. пособие по муз. литературе для преподавателей ДМШ.- М., СПб.: Музыка, 1997.-200с.
- Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения.- СПб.: Валери СПД, 1998.-208с.
- Первозванская Т. Мир музыки: Учеб. пособие «Слушаем музыку» 1-й класс. – СПб.: Композитор, 2004.-87с.
- Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.
- Смирнова В. Сказка о царе Салтане: Облегчённое переложение для фортепиано. – М.: Музыка, 1981.-56с.
- Тихонова А. Как преподавать музыкальную литературу. – М.: Классика –XXI, 2007.-172с.
- Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 1-й класс. - М.: Росмэн, 2001. -78с.
- Царёва н.А. Уроки госпожи мелодии. 2-й класс. –М.: Росмэн, 2001. -126с.
- Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, её формы и жанры: I год обучения.: уч. пособие. – изд. 7-е. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2007. – 186с.
Литература для детей и родителей
- Сост. Кононов А.П., Преображенский Г.Н. Оркестр имени В.В.Андреева. – Л.: Музыка, 1987. – 160с.
- Левашова Г. Музыкальные вечера. - Л.: Детская литература, 1963. – 156с.
- Левашова Г. Твой друг музыка. - Л.: детская литература. 1967. -79с.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. 3-е изд. – М.: Советский композитор, 1988. -176с.
- Островская Я., Фролова а. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения. - СПб.: Валери СПД, 1998. – 208с.
- Розинер Ф. Расскажи мне, музыка, сказку. – М.: Советский композитор, 1972. – 106с.
- Титова М. Царица – гусляр: Сказки о музыке. – М.: Музыка, 1993. – 140с.
- Толок И.М. Музыкальный магазин. – М.: Музыка, 1976. – 47с.
- Толок И.М. Музыка – кудесница. – М.: Музыка, 1987. – 93с.
- Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – СПб.: Композитор, 1993. – 207с.
- Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. – СПб.: Композитор, 1993. – 156с.
- Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 1-й класс. – М.: Росмэн, 2001. – 78с.
- Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 2-1 класс. – М.: Росмэн, 2001. -126с.
- Чукаш И. Дудочка и барабан. – М.: Детская литература, 1983. – 32с.
- Ред. Шалимова И. Рассказы о музыке. Вып. 2. –М.: Музыка, 1972. – 148с.
- Шорникова М. музыкальная литература: музыка, её формы и жанры: 1-й год обучения. – изд. 7-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 186с.