Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Программа по предмету «Музыкальная литература»
68 минут 4113 1177

Программа по предмету «Музыкальная литература»

Pushina foto2Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Пущину Марию Геннадьевну, преподавателя МОУДОД «Мурмашинская детская школа искусств» п. Мурмаши Мурманской области. Сегодня Мария Геннадьевна с радостью предлагает вашему вниманию Программу по предмету «Музыкальная литература» для детских школ искусств. Данный материал будет интересен преподавателям ДШИ и ДМШ.

Краткий комментарий к программе от Марии Геннадьевны:

«Актуальность преподавания музыкальной литературы - расширение общекультурного кругозора учащихся. Исходя из этой цели, курс музыкальной литературы включает достаточно широкий круг явлений из области истории и теории музыки: важнейшие события музыкальной жизни, биографии композиторов, ознакомление с различными жанрами и формами музыкальных сочинений, с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными терминами и т.д. Целью программы является приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре, воспитание эстетического вкуса, развитие способностей, музыкального мышления, формирование навыка словесно охарактеризовать послушанное или исполняемое музыкальное произведение, овладение знаниями об основных этапах развития музыкального искусства, стилевых особенностях и творческих биографиях композиторов – классиков».

Профессионального чтения…


Программа по предмету «Музыкальная литература».

Посмотреть программу в полной версии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, разработана для учащихся музыкального отделения МОУДОД "Мурмашинская ДШИ».  

Актуальность преподавания музыкальной литературы – расширение общекультурного кругозора учащихся. Исходя из этой цели, курс музыкальной литературы включает достаточно широкий круг явлений из области истории и теории музыки: важнейшие события музыкальной жизни, биографии композиторов, ознакомление с различными жанрами и формами музыкальных сочинений, с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными терминами и т.д. Полученные на занятиях знания, умения, навыки должны позволить учащимся по окончанию школы продолжить общение с музыкой, став грамотным музыкантом-любителем или поступив в профессиональное музыкальное учебное заведение.

            Целью программы является приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре, воспитание эстетического вкуса, развитие способностей, музыкального мышления, формирование навыка словесно охарактеризовать послушанное или исполняемое музыкальное произведение, овладение знаниями об основных этапах развития музыкального искусства, стилевых особенностях и творческих биографиях композиторов – классиков.    

           Задачи программы:

  1. Воспитание у учащихся любви и интереса к музыкальному искусству, понимания народного творчества, развитие музыкальных способностей учащихся, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки.
  2. Оптимизация учебного процесса. Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Поэтому очень важно развивать у учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки.
  3. Решение воспитательных и эстетических задач. В процессе обучения происходит формирование личностных качеств учащихся: коммуникабельность, расширение музыкального кругозора, культуры речи и общения.

Программа разработана на основе Программы МК СССР «Музыкальная литература» Москва, 1970г.; Примерной программы и методических рекомендаций по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств МК РФ НМЦХО, Москва, 2002г.; методической разработки программы по курсу «Советская музыкальная литература» преподавателя МОУДОД «Мурмашинская ДШИ» Пущиной М.Г., Мурманск, 2003г. (рецензия преподавателя ММУ Воробьевой Е.В.). Модифицированная программа для МОУДОД «Мурмашинская ДШИ» учитывает проживание учащихся в посёлке городского типа; включает большую подборку видеоматериала. Основу изложения содержания данной программы составляет группировка материала в разделы и темы. Программа основана на принципе линейного углубления изучаемого материала.

Первый год обучения – пропедевтический (вводный, содержащий предварительный круг знаний). Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания его сложности: от песен к театральным видам музыки.

Основными формами работы на первом году обучения должны стать прослушивание музыки и работа с нотным текстом, характеристики содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых терминов и понятий, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений, их авторах, самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений, запоминание и узнавание музыки.

Программа второго года обучения представляет собой последовательность монографических тем, соответствующих историко-художественному процессу в Западной Европе. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора, обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений с последующим прослушиванием.

Два последних года обучения отводятся знакомству с отечественной музыкой. Программа предусматривает темы, посвященные основным представителям XIX века. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки, в 60-е, 70-е годы XIX века и на рубеже XIXи XX веков. Курс музыкальной литературы завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества советского периода. Кроме монографических тем большинство тем последнего раздела построено на детальном изучении музыкальных жанров посредством знакомства с различными музыкальными произведениями советских композиторов. Таким образом, происходит не только изучение нового материала, но и закрепление, повтор и обобщение пройденного ранее.

Данная программа предназначена для детей 9 - 18 лет, принятых в школу без конкурсного отбора. Программа рассчитана на четырехлетний курс обучения (4 – 7 классы – семилетний курс обучения, 2 - 5 классы - пятилетний курс обучения).

           Основной формой занятий является групповой урок с постоянным составом учащихся, проводимый один раз в неделю по одному академическому часу.                

          Требования к знаниям и умениям, приобретенным в процессе занятий по данной программе:

  1. Развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умения сознательно и эмоционально слушать музыку
  2. Овладение навыками элементарного разбора музыки, предполагающий понимание выразительности отдельных элементов музыкальной речи, восприятие образного характера произведений, запоминание главнейших его тем, узнавание на слух прослушанной музыки.
  3. Овладение основных направлений в музыкальном искусстве.
  4. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности: учащиеся должны научиться грамотно излагать впечатления и мысли о музыке (толково рассказывать о пройденных произведениях, об их содержании, композиции и выразительных средствах).

Успеваемость учащихся учитывается при систематическом повторении пройденного материала, необходимого для более прочного усвоения и закрепления знаний и навыков учащихся, в виде поурочных устных индивидуальных опросов. В конце каждой четверти предусмотрен контрольный урок, на который выносится материал, пройденный в течение четверти. Четвертные оценки выводятся на основании текущей успеваемости и контрольного опроса. Итоговая оценка за год, суммируя успеваемость по четвертям, должна отразить степень развития учащихся в течение года. В выпускном классе учащиеся сдают письменный зачёт - анализ музыкального произведения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения

Знакомство с произведениями различных жаров и форм на примере народной и классической музыки.

1 четверть

Тема 1. Введение. Предмет «Музыкальная литература»

Урок 1. Что изучает предмет «Музыкальная литература». Музыка в нашей жизни. Музыка «легкая» и «серьезная». Содержание музыкальных произведений.

Список произведений: Гаврилин В. «Мама», Александров А. «Священная война», Мусоргский М. П. «рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», Лядов А.К. «Кикимора».

Тема 2. Выразительные средства музыки.

Урок 1. Мелодия, ритм, лад, тембр. Специфика выражения жизненного содержания средствами музыки. Значение мелодии, ритма, лада, тембра в создании художественных образов. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках «Слушание музыки».

Список произведений: Рахманинов С.В. «Вокализ», Глинка М.И. «Речитатив и рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила», Шопен Ф. «Ноктюрн Ми бемоль мажор», Бетховен Л. «Симфония № 5 Главная тема 1 часть».

Урок 2. Гармония, регистр, диапазон, темп, динамика. Значение этих средств создании художественных образов. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках «Слушание музыки».

Список произведений: Чайковский П.И. «Болезнь куклы», Римский-Корсаков А.Н. опера «Снегурочка»: тема светлячков, Чайковский П.И. «Песня жаворонка», Мусоргский М.П. «Быдло».

Тема 3. Песни довоенных и военных лет.

Урок 1. Отражение жизни и быта народа в песенном творчестве композиторов. Краткие сведения об авторах песен и об истории создания некоторых из них. Основные черты - народность и массовость. Выразительные средства песен – тест и музыка, мелодия и аккомпанемент, куплетная форма. Сольное и хоровое исполнение песен.

Список произведений: Белый Б. «Орленок» (сл. Шведова А.), Дм. и Дан. Покрасс «Москва майская» (сл. Лебедева-Кумача В.), Александров А. «Священная война» (сл. Лебедева-Кумача В.), Островский А. «Пусть всегда будет солнце» (сл. Ошанина Л.).

Тема 4. Революционные песни.

Урок 1. Роль революционных песен в освободительном движении. Утверждение в песнях волевого, мужественного начала, призыв к борьбе за свободу. Основные черты художественного склада революционных песен.

Список произведений: «Дубинушка», «Смело, товарищи, в ногу», «Интернационал».

Тема 5. Маршевая и танцевальная музыка.

Урок 1. Инструментальные марши, песни-марши. Понятие о жанрах в музыке. Различные виды маршей: торжественные, траурные, сказочно-фантастические ит.д. основные средства музыкальной выразительности, присущие маршу: четкий ритм. Темп шага, рельефная мелодия, ясная гармоническая основа с преобладанием аккордового сопровождения.

Список произведений: Верди Дж. Марш из оперы «Аида», Чайковский П.И. Марш из балета «Щелкунчик», Хайт Ю. «Авиамарш», Соловьев-Седой В. «Марш нахимовцев».

Урок 2. Народные танцы. Танец – один из древнейших видов искусства. Его роль в быту. Национальная основа танцевальной музыки. Своеобразие выразительных средств каждого танца: темп, метрии ритм. Связь музыки с движением.

Список произведений: р.н.п. «Камаринская», у.н.т. «Гопак», б.н.т. «Бульба», к.н.т. «Лезгинка».

Урок 3. Танцы народов Европы. Народный танец как один из истоков творчества композиторов. Старинные и современные танцы. Танцевальные жанры в произведениях инструментальной и театральной музыки.

Список произведений: Григ Э. Норвежский танец №2 Ля мажор, Брамс И. Венгерский танец №5 фа диез минор, Венявский Г. Мазурка №2 ля минор, Огинский М. Полонез ля минор.

II четверть

Тема 6. Семейства музыкальных инструментов.

Урок 1. История возникновение музыкальных инструментов. Народные инструменты. Группы инструментов, особенности их строения.

Список произведений: Прокофьев С. «Петя и волк», Глинка М.И. «Среди долины ровныя».

Урок 2. Струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные инструменты. Клавишные инструменты (орган, клавесин). Тембровые особенности звучания.

Список произведений: Куперен «Курица», «Жницы», Бриттен Б. «вариации на тему Перселла», Бах И.- С. Хоральная прелюдия.

Урок 3. История развития оркестра. Расположение инструментов в оркестре. Роль дирижера. Виды оркестров. Композиторы – дирижеры.

Список произведений: Чайковский П.И. Увертюра «1812 год».

Тема 7. Обработки народных песен композиторами – классиками.

Урок 1. Обработки народных песен композиторами – классиками. Отражение в песне различных сторон жизни народа: его истории. Повседневного быта, богатого внутреннего мира. Взаимосвязь вокального, инструментального и танцевального искусства в народном творчестве. Народная песня как основа профессиональной музыки.

Список произведений: Балакирев М. Сборник «40 русских народных песен»: № 25 «Заиграй, моя волынка», № 40 «Эй, ухнем»; Чайковский П.И. Финал первого концерта для фортепиано с оркестром.

Урок 2. Народные песни в произведениях Глинки М.И., Мусоргского М.П., , Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И. Любовь композиторов - классиков к народной песне. Тщательное изучение и собирание ими лучших образов народного музыкального искусства. Глинка М.И. – создатель первых выдающихся произведений русской музыкальной классики, написанных на основе народных песен.

Список произведений: Глинка М.И. «Среди долины ровныя», Римский – Корсаков Н.А. «Как за речкою», Мусоргский М.П. «Песня Марфы» из оперы «Хованщина», Чайковский П.И. Анданте кантабиле (Первый струнный квартет, 2 часть).

Урок 3. Произведения на народные темы в русской классической музыке. Лядов А. «8 русских народных песен для оркестра»: Протяжная, Шуточная, Колыбельная, Плясовая. Широкое претворение всех элементов народнопесенного искусства в творчестве композиторов- классиков.

Список произведений: Лядов А. «8 русских народных песен для оркестра»: Протяжная, Шуточная, Колыбельная, Плясовая.

III четверть

Тема 8. Певческие голоса.

Урок 1. Человеческий голос – «музыкальный инструмент». Объем, диапазон человеческого голоса. Группы мужских и женских голосов, их отличительные особенности. знаменитые исполнители.

Список произведений: Чайковский П.И. Ариозо Ленского («Евгений Онегин»), Бизе Ж. Ария Тореадора («Кармен»), Глинка М.И. Рондо Фарлафа («Руслан и Людмила»), Римский-Корсаков Н.А. Ария Снегурочки («Снегурочка»), Бизе Ж. Ария Кармен («Кармен»), Глинка М.И. Песня Вани («Иван Сусанин»).

Тема 9. Музыкальные формы.

Урок 1. Период, куплетная, 2-х и 3-х частная форма. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках «Слушание музыки». форма – соотношение частей музыкального произведения. Средства формы – повторение, контраст. Симметричность в трехчастной форме.

Список произведений: Соловьев – Седой В. «Подмосковные вечера», Чайковский П.И. «Шарманщик» («Детский альбом»), Шуман Р. «Воспоминание» («Альбом для юношества»), Чайковский П.И. «Марш деревянных солдатиков», Шопен Р. Вальс № 10.

Урок 2. Вариации, рондо. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках «Слушание музыки». Виды вариаций. Принцип строения. Принцип симметричности и повторности в рондо. Поэтические рондо (стихотворения – рондо).

Список произведений: Римский-Корсаков Н.А. Песня Леля. («Снегурочка»), Моцарт В.А. Ария Фигаро («Свадьба Фигаро»).

Урок 3.   Фуга. Фуга – вершина полифонической музыки. значение слова «фуга» - бег. основа – имитация. Разделы фуги. Формирование фуги как высшей формы полифонии в творчестве Г.Ф. Генделя и И.-С. Баха.

Список произведений: Бах И.-С. Прелюдия и фуга фа минор (1 ХТК).

Урок 4. Соната. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках «Слушание музыки». соната – высшая форма гомофонии. Разделы I части, добавочные разделы (вступление и кода). Контраст и названия частей сонаты. Тематизм в I части.

Список произведений: Бетховен Л. «Аппассионата».

Тема 10. Программная музыка.

Урок 1. Виды программных произведений. Понятие о программности инструментальных произведений. Картины природы, произведения литературы и живописи, события самой жизни как источник содержания сочинений программной музыки. значение програмности в популяризации инструментальной музыки.

Список произведений: Чайковский П.И. «Утренняя молитва» («Детский альбом»), Симфония № 1 (1,2 части), Лядов А. «Кикимора».

Урок 2. Чайковский П.И. «Времена года». Краткая характеристика цикла. История создания.

Список произведений: «На тройке», «Песня жаворонка», «Подснежник», «У камелька».

Урок 3. Мусоргский М.П. «Картинки с выставки». Краткая характеристика цикла. История создания.

Список произведений: «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Старый замок», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота», «Прогулка».

IV четверть

Тема 11. Музыка в театре и кино.

Урок 1. Роль музыки в драматическом спектакле. Роль музыки в кино. Разбор номеров из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Природа и народная фантастика в музыке Грига.

Список произведений: Петров А. Вальс из к/ф «Берегись автомобиля», Э.Григ «Пер Гюнт» («Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг»).

Тема 12. Балет. П.И. Чайковский «Щелкунчик».

Урок 1 . Основные черты балета как музыкально-сценического жанра. Объединение в нем музыки, танца и сценического действия. Танцевальная основа музыки, чередование отдельных законченных танцевальных пьес. Виды хореографии. П.И. Чайковский - создатель русского классического балета. Сказочное содержание «Щелкунчика».

Список произведений: «Марш», «Трепак».

Урок 2. Отражение в музыке балета детских грез и сновидений. Характеристика танцев.

Список произведений: «Арабский танец», «Китайский танец», «Танец пастушков», «Танец феи Драже».

Урок 3. Неповторимое своеобразие каждого номера балета. Видеопросмотр фрагментов балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Тема 13. Опера. Глинка М.И. «Руслан и Людмила»

Урок 1. Синтетичность оперного жанра. Ведущее значение музыки. единство вокального и инструментального начала. Основные элементы оперы: ария и ее разновидности, ансамбли, хора, балетные сцены и оркестровые номера. Речитатив. Лейтмотив. Глинки и Пушкин. Сюжет оперы «Руслан и Людмила».

Список произведений: Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

Урок 2. Композиция оперы «Руслан и Людмила». Сказочно-эпические черты оперы. яркое воплощение в музыке образов поэмы Пушкина. Светлый, жизнеутверждающий характер произведения. Отдельные характерные черты музыки Глинки. Разбор отдельных номеров.

Список произведений: «Песня Бояна», «Сцена похищения Людмилы», «Рондо Фарлафа».

Урок 3. Продолжение знакомства с номерами оперы.

Список произведений: «Ария Руслана», «Персидский хор», «Марш Черномора», Ария Людмилы «Ах ты, доля».

Урок 4. Продолжение знакомства с номерами оперы. Видеопросмотр фрагментов.

Список произведений: «Восточные танцы», Хор «Ах ты, свет, Людмила».

2-й год обучения.

Классики европейской музыки.

Iчетверть

Тема 14. Введение. Искусство барокко.

Урок 1. Термин «барокко». Барокко в архитектуре. Зимний дворец в Санкт-Петербурге (В. Растрелли). Отражение в искусстве барокко глубоких противоречий эпохи: с одной стороны – церковная и монархическая реакция, с другой – подъем передовых сил. представители эпохи: Г. Галилей, Б. Паскаль, И. Ньютон, Ж.-Б. Мольер, Х. Рембрандт, Д. Веласкес. Характерные черты барокко: напряженность, контрастность, динамизм.

Взаимосвязь в музыке барокко традиционного и новаторского. Композиторы эпохи барокко: К. Монтеверди, Г. Перселл, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Гендель, И.-С. Бах.

Список произведений: Вивальди А. «Времена года» (Фрагмнты).

Тема 15. И.-С. Бах.

Урок 1. Биография и краткий обзор творчества. Детские и юношеские годы. Начало самостоятельной жизни. Унизительное, зависимое положение музыканта в Германии того времени. Придворная и церковная служба. Достижения Баха в области исполнительского мастерства на органе и клавире. Творческая деятельность в Витмаре и Кётене. Жизнь в Лейпциге. Педагогическая деятельность Баха. Последние годы жизни. Судьба творческого наследия. Историческое значение творчества Баха.

Список произведений: Бах И.-С. «Итальянский концерт» (фраг.).

Урок 2. Сюиты. Краткие сведения о строении сюиты как циклического произведения. Принцип контраста частей. Характеристика и разбор отдельных танцев.

Список произведений: французская сюита до минор.

Урок 3. Полифонические произведения (инвенция, фуга). Сведения об отличительных чертах гомофонного и полифонического стилей. Имитация как один из основных приемов полифонического письма. Инвенция - пример простейшего полифонического произведения, основанная на принципе имитации. 2-х, 3-хголосные инвенции Баха.

Список произведений: 2-хголосная инвенция: №8 (Фа мажор), № 13 (ля минор); 3-хголосная инвенция 3 2 (до минор).

Урок 4. Полифонические произведения. (инвенция, фуга). Фуга как сложное полифоническое произведение. Основные разделы фуги. Строение экспозиции фуги и соотношение тональностей в ней. Цикл прелюдия и фуга. Импровизационный склад прелюдий. «Хорошо темперированный клавир» Баха.

Список произведений: Прелюдия и фуга до минор (I ХТК).

Урок 5. Произведения для органа. Сведения об устройстве органа. Назначение органной музыки. Произведения Баха для органа. Гуманизм, глубина и впечатляющая сила их содержания.

Список произведений: Органная токката и фуга ре минор, хоральные прелюдии фа минор.

Тема 16. Венская классическая школа.

Урок 1 . Классицизм - стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX веков. Основа и идеал классики – античное искусство. Главные качества лучших представителей классицизма: упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции. Зарождение классицизма во Франции. Второй этап классицизма – эпоха Просвещения. Утверждение национальной школы в Австрии. Е представители: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Различие между понятиями: классика и классицизм.

Список произведений: Моцарт В.А. Симфония «Юпитер» (фраг.)

Тема 17. Й. Гайдн. Биография и краткий обзор творчества.

Урок 1 . Детские годы, раннее проявление музыкального дарования. Первые занятия музыкой. Пребывание в церковной капелле в Вене. Первые творческие опыты. Работа в капелле князя Эстергаз интенсивная творческая деятельность. Концертные поездки в Лондон («Лондонские симфонии»). Последние годы жизни Гайдна в Вене.

Список произведений: Й. Гайдн «Детская симфония».

II четверть

Тема 17. Й. Гайдн (продолжение).

Урок 1 . Жанр сонаты в творчестве Й. Гайдна. Сонатная форма. Соната Ре мажор. Характеристика основных тем и разделов. Тональный план 1 части. Контрастное сопоставление частей сонаты.

Список произведений: Соната Ре мажор.

Урок 2 . Жанр сонаты в творчестве Й. Гайдна. Соната ми минор. Характеристика основных тем и разделов. Тональный план 1 части. Контрастное сопоставление частей. Сравнительная характеристика сонат Ре мажор и ми минор.

Список произведений: Соната ми минор.

Урок 3. Жанр симфонии в творчестве Й. Гайдна. Сонатно-симфонический цикл. Строение цикла, чередование частей по принципу контраста. Оркестр Гайдна. Симфония № 103 1 часть. Характеристика основных тем и разделов. Народные истоки в тематизме.

Список произведений: Симфония № 103 1 часть.

Урок 4. Симфония № 103. Знакомство со II, III, IV частями. Контрастное сопоставление частей симфонии. Народные истоки в тематизме.

Список произведений: Симфония № 103 II, III, IV части

Тема 18. В.А. Моцарт.

Урок 1. Биография и краткий обзор творчества. Моцарт – гениальный австрийский композитор II половины XVIII века, современник Гайдна. Ранние проявления гениальной одаренности. Занятия музыкой под руководством отца. Блестящие концертные выступления во Франции и Англии. Путешествие в Италию. Занятия под руководством падре Мартини.

Унизительная служба у Зальцбургского архиепископа. Путешествие во Францию (1777г.). годы жизни в Вене. Создание наиболее зрелых и совершенных произведений : «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», симфонии, сонаты. «Реквием». Безвременная смерть. Мировое значение творчества Моцарта.

Список произведений: «Волшебная флейта» (фраг.).

Урок 2. Соната для фортепиано Ля мажор. Своеобразное строение – отсутствие в 1 части сонатного аллегро. Знакомство с сонатой, разбор частей. Взаимосвязь музыкального тематизма.

III четверть.

Тема 18. В.А. Моцарт (продолжение).

Урок 1. Симфония соль минор. Общая характеристика цикла, соотношение в нем частей. Разбор 1 части. Взволнованный, трепетный характер музыки главной партии. Контраст главной и побочной. Соотношение тональностей. Основные принципы классической разработки. Драматизация главной темы в ней. Изменение характера побочной партии в репризе.

Список произведений: Симфония соль минор 1 часть.

Урок 2. Симфония соль минор. Знакомство со 2, 3, 4 частями. Чередование частей по принципу контраста. Родство музыки финала и 1 части. Отличительные черты симфонии соль минор Моцарта и симфонии «С тремоло литавр» Гайдна.

Список произведений: Симфония соль минор 2, 3, 4 части.

Урок 3. Опера «Свадьба Фигаро». Отношение Моцарта к оперному жанру. Основные оперы Моцарта. «Свадьба Фигаро» - одна из лучших его опер. Сюжет комедии Бомарше и оперы Моцарта. Либретто оперы – Лоренцо де Понте. Главная мысль – превосходство слуги над господином. Строение увертюры – сонатная форма без разработки. Темы - характеристики Фигаро и Сюзанны.

Список произведений: «Свадьба Фигаро». Увертюра.

Урок 4. Опера «Свадьба Фигаро». Основные действующие лица их музыкальная характеристика. Оптимизм и жизнерадостность оперы.

Список произведений: каватина Фигаро (1 Д), ария Фигаро (1 Д), ария Керубино (1 Д), ария Керубино (2 Д), ария Сюзанны (4 Д).

Тема 19. Людвиг Ван Бетховен.

Урок 1. Биография и краткий обзор творчества. Бетховен – величайший классик немецкой и мировой музыки, наиболее ярко выразивший в своем творчестве передовые, демократические идеи эпохи.

Суровое детство. Занятия с Нефе. Первые композиторские опыты. Известность Бетховена как композитора, импровизатора. Круг друзей. Встреча с Моцартом В Вене (1787г.). стремление к самообразованию. Влияние Французской революции на немецкую передовую интеллигенцию, значение идей революции в формировании сознания Бетховена. Переезд в Вену (1792г.). рост славы Бетховена – исполнителя. Занятия по композиции с Гайдном и Сальери. Период высшего рассвета творчества. Идея героической борьбы. Годы кризиса. Последний период жизни и творчества. Мировое значение творчества Бетховена.

Список произведений:  Соната № 14 до диез минор.

Урок 2. Соната для фортепиано № 8. Расширение масштабов сонаты. Строение цикла. отражение в музыке идей борьбы и воли к победе. Стремительный, мятежный характер музыки. 1 части. Роль вступления. Образное содержание главной и побочной партий. соотношение тональностей.

Список произведений: Соната № 8 1 часть.

Урок 3. Соната для фортепиано № 8. Строение цикла. Контрастность частей. Мужественный, сдержанный характер лирики Бетховена во 2 части. 3 часть – энергичный финал. Основные темы.

Список произведений: Соната № 8 2, 3 части.

Урок 4. Увертюра «Эгмонт». Музыка к трагедии Гете «Эгмонт». Увертюра как образец программной музыки. раскрытие в ней главной идеи произведения. Сопоставление основных образов во вступлении; развитие идей борьбы в музыке аллегро и торжество победы в коде увертюры.

Список произведений: Увертюра «Эгмонт».

IV четверть

Тема 19. Людвиг Ван Бетховен (продолжение).

Урок 1. Симфония № 5.

Идейное содержание. Линия драматического развития музыки от мрака к свету. Строение цикла, соотношение частей в нем. Значение «мотива судьбы». 1 часть. Героический характер музыки. Единство и целеустремленность развития. Лаконичность высказывания. главная партия – основной образ 1 части. Пластичность и мягкий характер темы побочной партии. Связь с темой побочной партии. Напряженный характер разработки и драматическое завершение развития в коде.

Список произведений: Симфония № 5 1 часть.

Урок 2. Симфония № 5. Знакомство с музыкой 2, 3, 4 частей. 2 часть – сопоставление двух основных образов: мужественно-лирического и героического; развитие в вариациях. 3 часть. Скерцо. Взволнованный характер, преобразование мотива судьбы; непосредственный переход в финал. 4 часть – героически-ликующий характер музыки. торжество светлого начала как результат драматического развития всего цикла.

Список произведений: Симфония № 5 2, 3, 4 части.

Тема 20. Романтизм как художественное направление.

Урок 1. Разделение понятий: романтика и романтизм. Романтизм – идейное и художественное направление в культуре XIX века. Движение в Германии в 70-е годы XVIII века «Буря – натиск» - предвестник. Представители романтизма. Миниатюры и свободные композиции в творчестве композиторов. Новый жанр – симфоническая поэма. композиторы: И. Брамс, Г. Молер, И. Штраус, Э. Греи. Б Сметана, А. Дворжак.

Список произведений: И. Брамс. Венгерский танец №1 соль минор. Сметана Б. Дуэт №2 для скрипки и фортепиано. Дворжак А. «Мелодия».

Тема 21. Ф. Шуберт.

Урок 1. Биография и обзор творчества, песни. Шуберт – гениальный австрийский композитор – романтик. Круг образов в творчестве. Разнообразие жанров; значение песенного начала.

 Детские годы. Обучение в конвикте. Начало творческой деятельности. Отношение к службе, отвлекающей от творчества. Творческая зрелость. Песенные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Ранняя смерть Шуберта. Значение его творчества. Ведущая роль песенного жанра в творчестве Шуберта и его глубокая связь с народной песней и бытовой музыкой Вены. Основное содержание и круг вокальной лирики. Единство музыки и текста. Многообразие жанров песен. Значение мелодии как ведущего начала. значение фортепианной партии. фортепианное творчество.

Список произведений: «В путь», «Мельник и ручей», «Шарманщик», «Лесной царь», «Серенада» , Музыкальный момент фа минор, Экспромт Ми бемоль мажор.

Урок 2. «Неоконченная симфония» (I часть). Особенности строения цикла. Круг художественных образов. Лирико-драматический характер музыки. Песенность тем в симфонии. Простота и ясность изложения. Задушевность, теплота и искренность музыки симфонии. Темы и разделы I части. Их характеристика.

Список произведений:    «Неоконченная симфония» (I часть).

Тема 22. Шопен Ф.

Урок 1. Биография и краткий обзор творчества. Ноктюрны. Шопен – величайший классик польской музыки. ведущее значение патриотической темы, национальный характер. новый концертный стиль произведений для фортепиано. Детские годы. Многосторонняя одаренность. Консерватория. Круг друзей Шопена. Первый и второй отъезд за границу. Восстание в Польше (1830г.), поражение. Жизнь Шопена в Париже. Концертная деятельность и заслуженное признание. Дружба с Ж Санд. Концертная поездка в Лондон. тяжелая болезнь. Преждевременная смерть Шопена в Париже. Мировое значение творчества Шопена. Шопен – создатель романтического жанра ноктюрна.

Список произведений:  Ноктюрн фа минор, Вальс до диез минор, Полонез Ля мажор, Ноктюрн Ми бемоль мажор.

Урок 2. Мазурки. Мазурки – картинки народной жизни Польши. Воплощение в них народных мелодий и ритмов. Разные темы мазурок – маленькие лирические поэмы и блестящие бальные пьесы. Сочетание песенности и танцевальности.

Список произведений:  мазурка До мажор №2 ор.56, мазурка Си бемоль мажор №1 ор 7, мазурка ля минор №2 ор.68.

Урок 3. Этюды, прелюдии. Новая трактовка в творчестве Шопена жанра этюда. Этюд - художественное произведение, насыщенное глубоким содержанием в сочетании с высоким пианистическим мастерством.

     Строение цикла прелюдий. Новаторство Шопена в преобразовании жанра. Глубина содержания. Законченность формы в прелюдиях.

Список произведений:  прелюдии ми минор, Ля мажор, до минор; этюд № 12 «Революционный» , № 3.

3-й год обучения

Русские композиторы – классики

I четверть

Тема 23. Введение. От древнерусской музыки до произведений старших современников Глинки.

Урок 1. Церковная музыка Древней Руси. Кант. Духовный концерт. Вертепные представления. Антифонное пение. Школьные театры. XVIII век – время коренных преобразований. Реформы Петра I. Появление новых жанров. Крепостные театры. Первые русские оперы. Интерес к фольклору. Е.И. Фомин, д.С. Бортнянский, их вклад в развитие русской музыки.

   Старшие современники Глинки: А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев.

Список произведений:  Варламов «Красный сарафан», Алябьев «Соловей», Варламов «Белеет парус одинокий», Гурилев «Колокольчик».

Тема 24. Глинка М.И.

Урок 1. Биография и краткий обзор творчества. Глинка - гениальный русский композитор, основоположник русской классической музыки. Эпоха Глинки. Глинка и Пушкин. Детские годы в имении отца. Учеба в пансионе. Роль Кюхельбекера. Занятия музыкой с Фильдом. Первая поездка за границу (1830-1834). Расцвет творчества. Создание «Ивана Сусанина». Сближение с литературным кружком Кукольника. Работа, постановка и отношение к опере «Руслан и Людмила». Франция (1844). Дружба с Берлиозом. Поездка по Испании. Изучение фольклора, увертюры на испанские темы. Последние годы жизни. Влияние Глинки на молодых музыкантов. Поездка в берлин. Смерть на чужбине.

Список произведений:  Увертюра «Арагонская хота» (фраг.).

Урок 2. Опера «Иван Сусанин». История создания оперы. Ее героико-патриотическая идея. Сюжет и композиция. Реализм, народность и национальный характер музыки. Значение народных сцен в опере. Музыкальная характеристика русского народа и основных действующих лиц.

Список произведений: I действие: интродукция, каватина и рондо Антониды, трио «Не томи, родимый».

Урок 3. Опера «Иван Сусанин». Польские сцены в опере. Роль оркестра. II действие – контраст.

Список произведений: II действие: полонез, краковяк, вальс, мазурка.

Урок 4. Опера «Иван Сусанин». Сцена Сусанина с поляками – ключевой момент оперы. Взаимосвязь с музыкой интродукции.

Список произведений: III действие: Песня Вани, сцена Сусанина с поляками, свадебный хор, песня – романс Антониды.

Урок 5. Опера «Иван Сусанин». IV действие – развязка. Гибель Ивана Сусанина. мелодические взаимосвязи в опере. Роль эпилога.

Список произведений: IV действие: речитатив и ария Сусанина, эпилог: хор «Славься».

Урок 6. Произведения для оркестра. «Вальс-фантазия» - образное и мелодическое богатство музыки. лирическое содержание. Прозрачность фактуры и оркестровки. Роль струнной группы. Форма.

Фантазия «Камаринская». Контрастность двух основных тем, их народность. Яркость и своеобразие вариационной разработки тем. Чайковский о «Камаринской».

Список произведений:  «Вальс- фантазия», фантазия «Камаринская».

Урок 7. Романсы и песни. Популярность романсов. Вокальная лирика и ее значение в творческом наследии Глинки. Напевность, пластичность и выразительность вокальной партии. глинка – создатель русской классической школы пения. Значении романсов Глинки в развитии русского романса.

Список произведений:  «Жаворонок», Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье».

II четверть

Тема 25. Даргомыжский А.С.

Урок 1. Биография и краткий обзор творчества. Даргомыжский – современник и последователь Глинки. Творчество Даргомыжского – новый этап в развитии русской музыки. связь музыки Даргомыжского с передовыми реалистическими течениями русской литературы 40-60-х годов. Детские и юношеские годы. Формирование творческих принципов. Деятельность как педагога – вокалиста. Стремление к созданию реалистической музыкальной драмы. Сближение с демократическим кружком поэтов. Создание произведений с социально-обличительной тематикой. Последние годы жизни. Сближение с композиторами «Могучей кучки».

Список произведений:  шутка-фантазия «Баба Яга».

Урок 2. Романсы и песни. Жанровое многообразие. Глубокая искренность, простота и правдивость передачи человеческих чувств. Связь музыки и текста. Новый подход к тексту. Создание напевно-декламационной вокальной мелодии. Песни сатирического и социально-обличительного характера. Передача в музыке этих песен интонаций живо разговорной речи.

Список произведений:  «Мне грустно», «Шестнадцать лет», «Титулярный советник», «Старый капрал».

Урок 3. Опера «Русалка». История создания. Сюжет, действующие персонажи. Казенно-равнодушное отношение аристократической публики к опере, ее успех в демократической среде. Народные интонации и подлинные мелодии в опере. Изменение на протяжении оперы образов Мельника, Князя и Наташи. Развитие драматических линий, кульминационно-трагическая развязка.

Список произведений: I действие: ария Мельника, терцет, хор крестьян; II действие: «Сватушка», песня Наташи; III действие: каватина Князя.

Тема 26. Русская музыка второй половины XIX века

Урок 1. Характеристика общественно-политической жизни 60-х годов XIX века. Подъем освободительного движения в 50-60-х г.г. Чернышевский и Добролюбов. Расцвет демократической литературы и искусства. Музыкальная жизнь 60-х годов. Значение создания РМО, Петербургской и Московской консерваторий. Бесплатная музыкальная школа. музыкальная критика (Серов, Стасов).

Композиторы «Могучей кучки». Передовые идейно-творческие установки. Личная дружба композиторов. Краткая характеристика деятельности Балакирева и Стасова, их выдающаяся роль в развитии русской музыкальной культуры.

Тема 27. Бородин А.П.

Урок 1. Биография и обзор творчества, песни. Бородин – великий русский композитор – классик, крупный ученый и общественный деятель. Национальный характер музыки Бородина. Народность и реализм творчества. Монументальность героико-эпических образов и оптимистический характер музыки.

   Детские годы. Широкий круг интересов Бородина. Обучение в Медико-хирургической академии. Кружок любителей музыки. Первые композиторские опыты. Научная командировка за границу (1859-1862). Увлечение музыкой Шумана. Возвращение в Россию и сближение с балакиревским кружком. Период творческой зрелости. Поездка за границу, встреча с Листом. Последние годы жизни и творчества. Значение творчества Бородина.

Романсы Бородина на тексты Пушкина, Некрасова, Толстого, Гейне и собственные стихи. Разнообразное содержание: тонкая лирика, напряженные душевные переживания, образы могучей народной силы, молодецкая удаль. Сказочность. Острый юмор. соотношение музыки и текста. Значение партии фортепиано.

Список произведений:  «Для берегов отчизны дальной», «Отравой полны мои песни», «Спящая княжна».

Урок 2. Симфония № 2 (I часть). Эпический характер музыки «Богатырской» симфонии. Характеристика основных разделов и главнейших тем. Значение основной темы в образном содержании I части. Ее тематическое развитие. Стасов о «Богатырской» симфонии.

Список произведений:  Симфония № 2 (I часть).

III четверть

Тема 27. Бородин А.П. (продолжение)

Урок 1. Опера «Князь Игорь». Эпический жанр оперы. «Слово о полку Игореве» - источник содержания оперы. Патриотическая идея. Народнопесенная основа музыки. Русские и восточные элементы в музыке. Развитие традиций Глинки. Музыкальная характеристика действующих лиц. Народные сцены. Пролог.

Список произведений:  хор «Солнцу красному слава», эпизод солнечного затмения.

Урок 2. Опера «Князь Игорь». Русские и восточные сцены. Музыкальная характеристика действующих лиц.

Список произведений:  песня Галицкого (Iк I Д), хор девушек (II к I Д), хор бояр (II к I Д), ария Игоря (II Д), ария Кончака (II Д).

Урок 3. Опера «Князь Игорь». «Половецкие песни и пляски» - вокально-оркестровая сюита. Развитие разнохарактерных восточных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных. IV действие – развязка и завершение оперы. Значение и особенности хора поселян.

Список произведений: «Половецкие песни и пляски» (II Д), «Плач Ярославны» (IVД), хор поселян «Ох, не буйный ветер» (IV Д).

Тема 28. Мусоргский М. П.

Урок 1. Биография и обзор творчества; романсы и песни. Фортепианное творчество. социально-обличительная направленность и смелое новаторство Мусоргского. Детские годы. Годы учения в Петербурге в школе военных прапорщиков. Занятия с пианистом А. Герке. Сближение с Даргомыжским, Кюи, Балакиревым, Стасовым. Уход с военной службы. Увлечение передовой литературой и философией. Формирование передовых убеждений. Отражение крестьянской жизни в вокальных сочинениях 60-х годов. обращение к поэзии Некрасова, Шевченко. Вокальный цикл «Детская». Опора на традиции Даргомыжского. Усиление трагических настроений в 70-е годы. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Программный замысел и его реалистическое воплощение. Новаторская трактовка фортепиано. Последние годы жизни.

Список произведений: «Сиротка», «Колыбельная Еремушке», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея».

Урок 2. Опера «Борис Годунов». История создания оперы по одноименной исторической трагедии Пушкина. Основная идея. Смелость и новаторство музыкального языка. Народ – главное действующее лицо. Развитие образа народа. Народные сцены и их значение. Музыкальная характеристика действующих лиц.

Список произведений: Пролог: оркестровое вступление, хор.

Урок 3. Опера «Борис Годунов». Музыкальная характеристика царя Бориса в прологе.

Список произведений: Пролог: вторая картина.

Урок 4. Опера «Борис Годунов». Музыкальная характеристика действующих лиц.

Список произведений: монолог Пимена (I Д I К), песня Варлаама (I Д II К), монолог Бориса (II Д).

Урок 5. Опера «Борис Годунов». Развязка оперы. Образ народа. Хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» - кульминация.

Список произведений: песня Юродивого (IV Д I К), хор «Хлеба» (IV Д I К), хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» (IV Д III К).

IV четверть

Тема 29. Римский-Корскаков Н.А.

Урок 1. Биография и обзор творчества. Широта творческой и музыкально-общественной деятельности Римского-Корсакова. Борьба за идейность, народность, и реализм в музыке. Жизнь народа (история, быт, сказка) – основа содержания творчества. Педагогическая деятельность. Детские годы. Учеба в морском корпусе. Знакомство с Балакиревым. дружба с Мусоргским оп возвращению в Петербург из кругосветного путешествия. педагогическая работа в Петербургской консерватории. Ученики. События 1905 года. Увольнение из консерватории. Опера – ведущий жанр творчества, разнообразие жанров. Значение творчества.

Список произведений: «Испанское каприччио» (фраг.).

Урок 2. «Шахеразада». Состав современного симфонического оркестра. Оркестровые группы, их выразительные и технические возможности. Тембровая палитра оркестра. Партитура. Характер программности произведения. Восточный характер музыки.

Список произведений: I часть «Море и Синдбадов корабль».

Урок 3. «Шахеразада». Восточный характер музыки. Яркость музыкальных образов и мастерство звукописи. Развитие в цикле основных тем. Яркость оркестровки, выразительная речь отдельных инструментов оркестра.

Список произведений: II часть «Фантастический рассказ Календера – царевича», III часть «Царевич и царевна», IV часть «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником».

Урок 4. Опера «Снегурочка». История создания оперы. Содержание. Оптимистическая жизнеутверждающая идея произведения. Поэтичность и красота музыки. Роль народной песни и народно-песенных интонаций. Народно-обрядовые сцены. Музыка фантастических сцен и образов природы. Роль оркестра. Музыкальная характеристика Снегурочки. Лейтмотивы в опере.

Список произведений: пролог: оркестровое вступление. Песня и пляски птиц, ария Снегурочки, ариетта Снегурочки.

Урок 5. Опера «Снегурочка». Народные сцены. Опора на традиции русского народа.

Список произведений: пролог: сцена «Проводы масленицы».

Урок 6. Опера «Снегурочка». Музыкальная характеристика царя Берендея.

Список произведений: шествие царя Берендея (II Д), каватина царя Берендея (II Д).

Урок 7. Опера «Снегурочка». Народные сцены в канун Ярилина дня. Музыкальная характеристика Леля.

Список произведений: хор «Ай, во поле липенька» (III Д), пляска скоморохов (III Д), третья песня Леля (III Д).

Урок 8. Опера «Снегурочка». Развязка оперы. Финал оперы – светлый гимн Солнцу.

Список произведений: ариозо Мизгиря, сцена таяния Снегурочки (IV Д), заключительный хор (IVД).

4-й год обучения

1 четверть

Тема 30. Чайковский П.И.

Урок 1. Биография и обзор творчества. Реализм, правдивость, искренность музыки Чайковского. Жанровое многообразие. Музыкально-общественная, педагогическая, дирижерская деятельность Чайковского. Детские годы. Годы учебы в Петербургской консерватории. Влияние А. Рубинштейна. Московский период (1866-1877). Годы скитаний (1878-1885). Жизнь за границей. Жизнь в Подмосковье во 2-й половине 80-х годов. Триумфальные поездки по странам Европы и Америки. Последние месяцы жизни в Клину.

Список произведений: симфония № 5 (фраг.), № 6 (фраг.).

Урок 2. Симфония № 1. Борьба человека за счастье – основная тема творчества Чайковского, ее раскрытие в симфонических произведениях. Основные жанры: сюиты, концерты, одночастные программные произведения. Симфонии Чайковского – одна из вершин в развитии европейской симфонической музыки. значение первых частей. Программность симфонии № 1. Круг художественных образов. Песенность тем. Национальный характер музыки.

Список произведений: Симфония № 1 Iчасть.

Урок 3. Симфония № 1. Музыкальная характеристика остальных частей симфонии. Праздничный, массовый характер финала. Снова тематизма на русской народной песне «Ой, цвели цветики».

Список произведений: Симфония № 1   II, III, IV части.

Урок 4. Опера «Евгений Онегин». Лирические сцены по роману Пушкина. Правдивое и глубокое отражение душевной драмы основных действующих лиц. Реализм их характеристик, показ образов в развитии. Реалистические картины русской жизни. Композиция оперы. Особенности драматургии. I картина – показ основных действующих лиц.

Список произведений: I картина: вступление. Речитатив и ариозо Ленского, дуэт Татьяны и Ольги, ария Ольги, хор крестьян.

Урок 5. Опера «Евгений Онегин». Развитие образа Татьяны. Сцена письма – одно из величайших достижений мирового оперного искусства. Строение сцены в форме свободного монолога.

Список произведений: II картина: сцена письма.

Урок 6. Опера «Евгений Онегин». Сцена свидания Татьяны и Онегина. Столкновение противоположных характеров. Роль женского хора.

Список произведений: хор «Девицы, красавицы», сцена свидания.

Урок 7. Опера «Евгений Онегин». IV картина – яркая зарисовка помещичьего провинциального быта. Сцена ссоры. V картина – драматическая развязка.

Список произведений: IV картина: вальс, мазурка (сцена ссоры), ариозо Ленского «В вашем доме»; V картина: ария Ленского, дуэт «Враги».

Урок 8. Опера «Евгений Онегин».VI картина – картина светского бала в Петербурге. VII картина – сцена свидания Татьяны и Онегина, завершение оперы.

Список произведений:VI картина: монолог Онегина «И здесь мне скучно», ария Гремина, ариозо Онегина: VII картина: сцена Татьяны и Онегина.

2 четверть

Тема 31. Русские композиторы конца XIX начала XXвеков.

Урок 1. Творчество Лядова А.К., Глазунова А.К., Танеева С.И.. русская музыкальная классика XIX века как одна из вершин в развитии мировой музыкальной культуры. Рост популярности и авторитета русской музыки за рубежом. Начало плодотворной творческой. Исполнительской и педагогической деятельности третьего поколения русских композиторов – классиков – учеников и последователей Чайковского и Римского-Корсакова: Лядова, Глазунова, Танеева, Аренского, Калинникова, Иполлитова-Иванова, Скрябина, Рахманинова. Реалистическая основа их творчества, опора на классические традиции. Усиление идейной борьбы в общественно- культурной жизни России на рубеже двух веков.

Список произведений: Танеев С.И. Симфония до минор (фраг.); Лядов А.К. «Музыкальная табакерка», «Волшебное озеро»; Глазунов А. К. Симфония № 5 (фраг.).

Урок 2. Творчество А.Н. Скрябина. Скрябин – выдающийся композитор, пианист. Ученик Танеева и Аренского. Годы в Московской консерватории. Период в Московской консерватории: Скрябин – профессор по классу фортепиано. Концерты в России и за рубежом. Огромная популярность Скрябина как пианиста. Творческое наследие Скрябина. Значительный вклад в фортепианную литературу. Отличительные черты музыки Скрябина: редкое художественное своеобразие, глубина мысли, широкий круг эмоций. Г. Нейгауз о Скрябине.

Список произведений: прелюдия ми минор, прелюдия ля минор, этюд ре диез минор; симфония № 3 «Божественная поэма» (фраг.).

Урок 3. Творчество С.В. Рахманинова. Рахманинов – выдающийся русский композитор, пианист, дирижер. Занятия музыкой в Петербуржской консерватории (1882г.). Переезд в Москву (1885г.). Окончание Московской консерватории (как пианист, композитор). Учителя: Танеев, Аренский, Зилоти. Золотая медаль за экзаменационную работу – одноактную оперу «Алеко». Концертная деятельность. Работа дирижером в Русской частной опере, Большом театре.

1901-1916г.г. – подлинный расцвет творчества Рахманинова. Поездка за рубеж в 1917 г. жизнь за границей. 10 лет без творчества. Образ Родины в последних сочинениях Рахманинова.

Список произведений: соната для фортепиано № 2 (фраг.), «Вокализ», «Сирень». Прелюдия соль минор. Прелюдия до диез минор.

Советская музыкальная литература

Тема 32. Введение. Советская массовая песня

Урок 1. Обзор исторических событий, их отражение в музыкальной культуре. Литература и искусство советской эпохи, музыкальное исполнительство, концертная жизнь. Возникновение нового песенного жанра, рожденного Октябрем – массовой песни. Песенное многообразие тем и образов. Отличительные черты.

Список произведений: «Священная война» (муз. А.В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), «Дороги» (муз. А.Новикова, сл. Л. Ошанин), «Песня о родине» (муз. И.О. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача), «Бухенвальдский набат» (муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева).

Тема 33. Советский музыкальный театр. Опера, балет, оперетта.

Урок 2. Современный многонациональный советский музыкальный театр – сложное явление. Продолжение традиций прошлого., тесная связь с русской литературой. Новый круг тем и образов. Новые формы и средства музыкальной выразительности. Возросший интерес к синтезу различных видов искусства, использование приемов и средств из смежных областей искусства: кино, драматического театра. Расширение видов музыкальной драматургии, обновление выразительных возможностей музыкального языка. драматургическая роль песни. Песня – лейтмотив.

Сочинения на исторические и современные темы. «Своя тема» в творчестве советских композиторов. Рождение новых сценических жанров (киноопера, телеопера). инсценировки симфонических, камерных, фортепианных произведений на балетной сцене.

Список произведений: Прокофьев С.С. заключительный хор («Война и мир»), Адажио («золушка»); Хачатурян А.И. «Бой гладиаторов» («Спартак»); Дунаевский И.О. «Песня о вольном ветре» («Вольный ветер»).

Тема 34. Советская симфония.

Урок 1. Симфония 20 века – мощный и всеобъемлющий жанр. Темы и образы. Проблема интонаций, ритма, лада. Изменения в области музыкальной формы. Смыкание с жанром оратории.

Н.Я. Мясковский – глава советской симфонической школы в первые десятилетия ее формирования. Симфоническое наследие Мясковского.

Список произведений: Мясковский Н.Я. Симфония № 27: I, III части (фраг.). Шостакович Д.Д. Симфония № 5: Iчасть, финал (фаг.).

III четверть

Тема 35. Прокофьев С.С.

Урок 1. Биография и обзор творчества. Прокофьев - классик XX века. Новаторство в области мелодии, ритма, гармонии, инструментовки. Связь с традициями русской и мировой классики. Многообразие тем и образов. Жанры творчества. Годы детства. Обучение в консерватории. Воздействие модернистских течений. Дореволюционный период творчества. Годы пребывания за рубежом (1918-1932). Рост мировой славы Прокофьева - исполнителя. Возвращение на Родину. Высший расцвет таланта Прокофьева. Интенсивность его творчества.

Список произведений: Симфония № 1 (фраг.), сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» (фраг.), вальс си минор («Война и мир»).

Урок 2. Симфония № 7. Общая характеристика симфонии и разбор I части. Лирический характер музыки. основные темы I части. Их широта и напевность. Национальный характер музыки.

Список произведений: симфония № 7 Iчасть, II часть (главная тема).

Урок 3. Балет «Ромео и Джульетта». Балет в творчестве Прокофьева. Прокофьев – мастер в области балета, новатор – драматург. Отличительные черты балетного творчества Прокофьева – создание броских портретных характеристик, симфонизация балетной партитуры. Обновление музыкальной драматургии балета. Использование разветвленной сети лейтмотивов, создание развернутой системы музыкальных предметов. Многообразие сюжетов и жанров в балетном творчестве.

«Ромео и Джульетта» - один из лучших советских балетов, музыка которого современна и в наши дни. История создания. Первые исполнители. Шекспировский сюжет. драматургия. Зерно драматургии – противостояние двух начал – любви и ненависти. Знакомство с основными героями и их музыкальными характеристиками. Основные лейттемы: любви, Джульетты, Ромео, вражды.

Список произведений: «Вступление», «Улица просыпается», «Джульетта – девочка», № 12, 15, 28.

Урок 4. Балет «Ромео и Джульетта». Дуэты, групповые номера. Их значение в драматургии, музыкальная характеристика.

Список произведений: дуэты «Танец Джульетты с Парисом», «Любовный танец»; групповые портреты «Танец рыцарей», «Народный танец»; траурные шествия: «Похороны Тибальда», «Похороны Джульетты»; кода.

Тема 36. Шостакович Д.Д.

Урок 1. Обзор творческого наследия. Шостакович - крупнейший композитор XX века. Богатство образного содержания в музыке Шостаковича. Основная тема – большой внутренний мир человека. Многообразие жанрового диапазона творчества. Основа - инструментальная музыка. Шостакович – композитор – симфонист. Преломление мировых музыкальных традиций и традиций русской классики в творчестве композитора.

Детские годы. Годы учебы и блестящее окончание консерватории. Годы ВОВ. Жизнь Шостаковича в осажденном Ленинграде. Творчество в послевоенные годы. произведения последних лет.

Список произведений: поэма «Казнь Степана Разина» I часть (фраг.), прелюдия и фуга Ре мажор.

Урок 2. Симфония № 7. «Ленинградская « симфония – одно из наиболее выдающихся произведений ВОВ. История создания. Программный замысел. Основная идея – поэма о мире и войне. Средства выразительности. Особенности композиции и музыкального языка. Основные темы и их развитие. Характеристика тем Iчасти, их развития. Разбор «Эпизода фашистского нашествия».

Список произведений: Симфония № 7. I часть.

Урок 3. Симфония № 7. Характеристика образного строя остальных частей. противопоставление образов мирной жизни звериному облику врага.

Список произведений: Симфония № 7. II, III, IVчасти

Тема 37. Кантата и оратория в советской музыке

Урок 1. Определение жанров кантаты и оратории. Традиционные вокально-симфонические жанры, которые в творчестве советских композиторов приобрели новый характер. Изменение сюжетов (в прошлом – религиозные). Разнообразие тематического содержания: героико-патриотическое, воплощение монументального образа народа - героя, современная тематика.

Список произведений: Шостакович Д.Д. «Песнь о лесах» (фраг.); Прокофьев С.С. «Колыбельная», «Нам не нужна война» («На страже мира»); Свиридов Г.В. «Край ты мой» («Поэма памяти Сергея Есенина»); Кабалевский Д.Б. «Реквием» Iч., «Вечная слава».

IV четверть.

Тема 37. Кантата и оратория в советской музыке (продолжение).

Урок 1. Прокофьев С.С. Кантата «Александр Невский». Монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра. Текст В. Луговского. Создана на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Утверждение героико-эпической национальной темы. Сочетание исторической тематики и острого чувства современности. Опора на традиции Глинки, «баховский» стиль. Музыкальная характеристика русских образов (песенное начало) и крестоносцев (хорал). Столкновение двух образов, их видоизменение и развитие.

Список произведений: «Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище», «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков».

Тема 38. Жанр концерта в советской музыке.

Урок 1. Варианты концерта в творчестве советских композиторов. Определение жанра. Сочетание доходчивости тематизма с блеском и разнообразием изложения. Возможность обобщения образов, возникших в других произведениях советских композиторов. знакомство с различными вариантами концерта.

Список произведений: Глиер Г. Концерт для голоса с оркестром (фраг.), Кабалевский Д.Б. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (фраг.), Бабаджанян А. «Героическая баллада» (фраг.).

Урок 2. Хачатурян А.И. Концерт для скрипки с оркестром - выдающееся произведение советской музыки. почвенность, народность Востока. Образы: празднично-танцевальные и лирически-задушевные. Музыкальный язык основан на претворении армянской народной песенности. Виртуозность концерта, требующая большого технического мастерства. Драматургия концерта. Характеристика основных тем.

Список произведений: Концерт для скрипки с оркестром I, II, III части (фраг.).

Тема 39. Фортепианная миниатюра. Музыка для театра и кино.

Урок 1. Роль фортепианной миниатюры. Индивидуальность музыкального языка; стилевые особенности композиторов в фортепианных произведениях. Анализ музыкального языка, средств музыкальной выразительности, формы, характера. Образного строя произведений.

   Популярность киномузыки. Знакомство с яркими музыкальными номерами, сохранившими популярность и в наши дни.

Список произведений: Прокофьев С.С. «Мимолетности» (№ 1, 8, 10, 11, 19), «Сказки старой бабушки» (№ 2); Шостакович Д.Д. «Романс», «Лирический вальс»; Кабалевский Д.Б. прелюдия № 4 соч. 5.,  Свиридов Г.В. «Тройка» (к/ф «Метель»); Хренников Т.Н. «Колыбельная Светланы» (к/ф «Гусарская баллада»); Хачатурян А.И. Вальс из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Занятия проводятся в форме урока один раз в неделю по одному академическому часу. Необходим класс для групповых занятий, фортепиано.

  1. При проведении занятий используются технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, компьютер, проигрыватель), которые способствуют расширению межпредметных связей и улучшению качества и интенсивности учебного процесса.
  2. Широко используются наглядные пособия: портреты композиторов, иллюстрации художников к музыкальным произведениям, методические таблицы.
  3. Для подведения итогов проводятся зачеты в конце каждой темы. В выпуском классе проходит зачет в форме анализа прослушанного музыкального произведения.
  4. Формы самостоятельной работы учащихся могут быть различными: повторение пройденного материала по учебнику и конспектам, чтение рекомендованных преподавателем популярных брошюр и художественной литературы о жизни и творчестве композиторов, проигрывание на фортепиано музыкальных примеров из учебника и хрестоматии, знакомство с новыми произведениями.
  5. На уроке педагог должен: повторить пройденный на предыдущем занятии материал, изложить и закрепить новый материал. По ходу урока необходимо использовать разнообразные методы обучения, исходя из его дидактических целей конкретного содержания, возраста и подготовки учащихся.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. М.: Классика – XXI, 2003 – 80с.
  2. Асафьев Б. О музыке Чайковского. Л.: Музыка, 1972 – 376 с.
  3. Асафьев Б. М.И. Глинка. – Л.: Музыка, 1978. – 311 с.
  4. Должанский А. Симфоническая музыка Чайковского. Избранные произведения. - изд. 2-е. Л.: Музыка, 1981 – 208 с.
  5. Из истории русской и советской музыки. - вып. 2. М.: Музыка,1976 – 360 с.
  6. Из истории русской и советской музыки: сборник статей/ сост. Пекелис М.С., Гивенталь И.Л. - вып. 2. М.: Музыка,1976– 360 с.
  7. Конен В. История зарубежной музыки: учебник. - вып.М. Музыка, 1981 – 534 с.
  8. Конен В. Этюды о зарубежной музыке.- изд. 2-е, доп. М. Музыка, 1975– 480 с.
  9. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М.: Музыка, 1982 – 224 с.
  10. Левашева О.Е. История зарубежной музыки. Т. 1: учебник для музыкальных ВУЗов. -3-е изд.. доп. М.: Музыка, 1980 – 623 с.
  11. Левин Б.В. История зарубежной музыки: учебник. - вып. 2. М.: Музыка, 1980 – 277 с.
  12. Левин Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран: учебное пособие. - вып. 5. М.: Музыка, 1980 – 392 с.
  13. Левин Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран: учебное пособие. - вып. 4., изд. 7-е. М.: Музыка, 1981 – 493 с.
  14. Никитин Ю.З. Музыка. Книга для учащихся и учителей. Смоленск: Русич, 2000 - 240 с.
  15. Розеншильд К. История зарубежной музыки: учебник. - вып. 1, изд. 4-е. М.: Музыка, 1978 – 544 с.
  16. Русская музыкальная литература./ сост. Фрид Э.Л. – вып. 2, изд. 6-е. Л.: Музыка, 1980 – 295 с.
  17. Русская музыкальная литература./ сост. Фрид Э.Л. – вып. 3, изд. 5-е. Л.: Музыка, 1981 – 327 с.
  18. Советская музыкальная литература: учебное пособие/ сост. Бокщанина Е. – вып. 2, изд. 2-е. М.: Музыка, 1983 – 254 с.
  19. Советская музыкальная литература: учебник для муз. училищ/ сост. Котомина С. – вып. 2, изд. 2-е. М.: Музыка, 1983 – 254 с.
  20. Страницы истории русской музыки/ ред. Орлова Е.М., Ручьевская Е.А. Л.: Музыка, 1973 – 183 с.
  21. Ширинян Р. Эволюция оперного творчества Мусоргского. М.: Музыка, 1973 –158 с.

Хрестоматии по музыкальной литературе

  1. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 кл. ДМШ /сост. Владимиров В., Лагутин А. – изд. 4-е .М.: Музыка, 1987 – 134 с.
  2. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 кл. ДМШ / сост. Прохорова И. М.: Музыка, 1970 – 144 с.
  3. Хрестоматия по советской музыкальной литературе для 7 кл. ДМШ /сост. Самонов А. – изд. 2-е. М.: Музыка, 1975 – 120 с.
  4. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 кл. ДМШ /сост. Владимиров В., Лагутин А. – изд. 4-е .М.: Музыка, 1987 – 134 с.
  5. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 кл. ДМШ /сост. Смирнова Э., Самонов А. – изд. 2-е. М.: Музыка, 1974 – 176 с.

Литература для детей и родителей

  1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки» Мусоргского. М.: Музыка, 1987 – 47 с.
  2. Аулих Б. Лунная соната, кошачья фуга. М.: Классика – XXI, 2002 – 255 с.
  3. Бакеева Н. Орган. М.: Музыка, 1977 – 144 с.
  4. Барсова И.А. Книга об оркестре. – изд. 2-е. М.: Музыка, 1978 – 206 с.
  5. Бирюков Ю.Е. Рожденные революцией. Рассказы о песнях: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987 – 176 с.
  6. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – изд. 2-е, доп. Л.: Музыка, 1972 – 200 с.
  7. Бялик М. Евгений Мравинский. Творческий портрет. – изд. 2-е. М.: Музыка, 1982 – 32 с.
  8. Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. – изд. 3-е. М.: Музыка, 1974 – 132 с.
  9. Владимиров В. Лагутин А. Музыкальная литература для IVкласса ДМШ. – 4-е изд. М.: Музыка, 1976 – 160 с.
  10. Волынский Э. Джордж Гершвин. Популярная монография. Л.: Музыка, 1980 – 93 с.
  11. Воспоминания о Рахманинове/ сост. Апелян З. – т.1, изд. 4-е, доп. М.: Музыка, 1973 – 480 с.
  12. Воспоминания о Рахманинове/ сост. Апелян З. – т.2, изд. 4-е, доп. М.: Музыка, 1974 – 576 с.
  13. Гаккель Л.Е. Я не боюсь, я музыкант. СПб.: Северный олень, 1993– 176 с.
  14. Гинзбург С.Л. Что надо знать о симфоническом оркестре. – изд. 4-е.Л.: Музыка, 1967– 48 с.
  15. Дельсон В. Фортепианное творчество Шостаковича. М.: Советский композитор, 1971 – 247 с.
  16. Добровенский Р. Композитор. Ищущий неизвестности. Повесть о Бородине. М.: Музыка, 1978 – 128 с.
  17. Евгений Светланов. Творческий портрет/ сост. Григорьев Л., Платек Я. М.: Музыка, 1979 – 33 с.
  18. Кабалвский Д. Ровесники. Беседы о музыке для юношества. – вып. 1. М.: Музыка, 1980 -120 с.
  19. Канн-Новикова Е. хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском. – изд. 2-е. М.: Музыка, 1976 -128 с.
  20. Кремлев А.П. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1972 – 318 с.
  21. Крутяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных терминов. Л.: Музыка, 1974 – 135 с.
  22. Кунин И. Н.А. Римский-Корсаков. М.: Советский композитор, 1974 – 280 с.
  23. Мартынов И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974 – 559 с.
  24. Микоян Н. Киномузыка Арама Хачатуряна: популярный очерк. М.: Советский композитор, 1984 – 73 с.
  25. Михайлов М. А.Н. Скрябин: краткий очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1971 – 151 с.
  26. Михеева Л. Д. Б. Кабалевский. Краткий очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1977 – 88 с.
  27. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – 3-е изд. М.: Советский композитор, 1988– 176 с.
  28. Никитин Ю.З. Музыка. Книга для учащихся и учителей. Смоленск: Русич, 2000– 240 с.
  29. Оркестр имени В.В. Андреева/ сост.Кононов А.П., Преображенский Г.Н. Л.: Музыка, 1987 – 160 с.
  30. Осовецкая З., Казаринова А. В мире музыки: учебное пособие по музыкальной литературе. СПб.: Музыка, 1997 – 200 с.
  31. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. 1 год обучения. Спб.: Валери СПД, 1998 – 208 с.
  32. Плужников К. Забытые страницы русского романса. Л.: Музыка, 1988 – 104 с.
  33. Попова Т.В. Бородин. – изд. 3-е. М.: Музыка, 1972– 189 с.
  34. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981 – 128 с.
  35. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ: учебник. М.: Музыка, 2004 – 190 с.
  36. Рацкая Ц. Н.А. Римский-Корсаков – изд. 2-е. М.: Музыка, 1977 – 112 с.
  37. Русская книга о Бахе: сборник статей/ сост. Ливанова Т.Н. – 2-е изд. М.: Музыка, 1986 – 374 с.
  38. Роберт Шуман. Собрание статей/ сост. Житомирский Д.В. М.: Музыка, 1979 -294 с.
  39. Рыцарева А. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество. Л.: Музыка, 1979 – 256 с.
  40. Скудина Г. Рассказы о Бахе. М.: Музыка, 1978 – 32 с.
  41. Смирнова Э. Русская музыкальная литература для VI-VII классов ДМШ: учебник. М.: Музыка, 2000- 141 с.
  42. Советская музыкальная литература для VII классов ДМШ: учебник/ сост. Прохорова И., Судина Г. – 3-е изд. М.: Музыка, 1976- 125 с.
  43. С.С. Прокофьев. Детство/ сост. Шалимова И. М.: Музыка, 1971 – 158 с.
  44. Ступель А. Рихард Штраус. Краткий очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1972 – 95 с.
  45. Тигранов Г. Балеты А. Хачатуряна. – 2-е изд. Л.: Музыка, 1974 – 143 с.
  46. Третьякова Л.С. Страницы советской музыки. М.: Знание, 1980 – 160 с.
  47. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века. – изд. 2-е. М.: Просвещение, 1982– 207 с.
  48. Хентова С. Молодые годы Шостаковича. Книга вторая. Монография. Л.: Советский композитор, 1980 – 320 с.
  49. Чичерин Г. Моцарт. Исследовательский этюд. – 4-е изд. Л.: Музыка, 1979 – 255 с.
  50. Шагинян М. О Шостаковиче. М.: Музыка, 1979 – 45 с.
  51. Шольп А. «Евгений Онегин» Чайковского. Л.: Музыка, 1982 – 167 с.
  52. Шорникова М. Музыкальная литература: русская музыкальная классика. 3 год обучения: учеб. пособие. – изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - 288 с.
  53. Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, ее формы и жанры. 1 год обучения.: учеб. пособие – изд. 7-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007 – 186 с.
  54. Шорникова М. Музыкальная литература: развитие западноевропейской музыки. 2 год обучения: учеб. пособие. – изд. 7-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008 -281 с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677