Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гридневой Анной Владимировной, педагогом дополнительного образования МКОУ ДОД «Светлоярский Дом детского творчества» р.п. Светлый Яр Волгоградской области. Сегодня Анна Владимировна с удовольствием предлагает вашему вниманию Конспект обобщающего занятия, направленного на закрепление умений выполнять лепную картину с объемными элементами. Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Анны Владимировны:
«Цель: закреплять умение выполнять лепную картину с объемными элементами. Задачи: способствовать формированию знаний о многообразии видов и форм растительного мира; формировать композиционные навыки; продолжать знакомить со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности. Воспитывать интерес к окружающему миру; формировать эстетическое отношение к красоте природы. Развивать творческое воображение, фантазию, память; развивать способность решать творческие задачи».
Увлекательного чтения…
Конспект занятия детского объединения по теме "Лепная картина «Анютины глазки»".
Тема занятия: «Лепная картина «Анютины глазки»»
Тип занятия: комбинированный
Цель: закреплять умение выполнять лепную картину с объемными элементами
Задачи:
образовательные:
· способствовать формированию знаний о многообразии видов и форм растительного мира;
· формировать композиционные навыки;
· продолжать знакомить со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности.
воспитательные:
· воспитывать интерес к окружающему миру;
· формировать эстетическое отношение к красоте природы;
развивающие:
· развивать творческое воображение, фантазию, память;
· развивать способность решать творческие задачи.
Оборудование и материалы: цветы анютины глазки, образец картины, карточки, пластилин, доски для лепки, стеки, картонные основы для картин, мультимедиа оборудование.
Ход занятия:
1. Организационный момент-приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация темы.
-Тема нашего сегодняшнего занятия - «Лепная картина», а вот что именно мы будем изображать, я предлагаю вам отгадать:
Есть цветочек красивый и нежный,
Очень ярким и пестрым бывает.
От весны и до первого снега
Клумбы он в городах украшает!
Имя дали ему – будто в сказке.
Он зовется… (анютины глазки).
-Правильно, это анютины глазки. И сегодня мы с вами научимся изображать этот цветок из пластилина.
3.Повторение пройденного.
· Прежде, чем приступить к лепке анютиных глазок, давайте подумаем, какие материалы нам нужны, чтобы выполнить лепную картину? Вычеркните из списка ненужные материалы и инструменты.(карточка №1)
· Вспомните, в какой последовательности нужно выполнять лепную картину (демонстрация образца картины). Расположите карточки инструкционной карты по порядку(карточки№2). Сравните ответы (слайд № 12)
1) Подготовка фона
2) Нанесение эскиза стеком
3) Изготовление объемных элементов
4) Закрепление и соединение деталей на основе
4. Изложение нового материала. Теоретическая часть
-Кто не знает цветов с поэтическим названием "анютины глазки"? В редком саду или парке нет на клумбах этих красивых цветов. Они будто смотрят они на человека с любопытством, улыбаются ему. С давних времен люди любили этот цветок и приписывали ему разные свойства. Еще в IV веке до н.э. греки стали использовать это растение в лекарственных целях. Для заготовки лекарственного сырья варили сиропы, которыми лечили многие болезни. Их выращивали в садах, добавляли в салаты и сладости, применяли в косметических средствах. Художники изображали их на картинах, а поэты посвящали им стихи. Вот послушайте:
Ах, как жалко, как жалко, как жалко,
Убежала из сада ФИАЛКА.
Далеко, насовсем убежала
Отчего и зачем не сказала.
Мы в печали - на целое лето
Потеряли цветок фиолетовый,
Видно он удирал без оглядки -
Только ямка осталась на грядке.
Но пришла вдруг по почте цветочной
Цветограмма с пометкою "срочно":
«Я в гостях у родни за границей,
Отнесли перелетные птицы.
Примеряю все модные краски.
Ждите к маю.
Анютины глазки»
-Названия каких цветов вы услышали в этом стихотворении? (-Фиалка, анютины глазки)
-Анютины глазки-это один из видов фиалок, по-другому их называют виолы, а всего их в природе более 500 видов, всевозможных цветов и оттенков (слайды № 1-10 ).
- Какие анютины глазки видели вы? Где?
Самый распространенный из них- фиалка трехцветная( слайд № 11).
Цветки фиалки трехцветной состоят из пяти лепестков – нижнего, белого, с хорошо заметными фиолетовыми прожилками, двух боковых, желтых, и двух верхних, насыщенно-фиолетового цвета. Белый цвет символизирует надежду, желтый-удивление, а фиолетовый-грусть. Такое строение цветка явилось источником множества имен, родившихся у разных народов, но близких по своей сути: Крестные и кумовья, Куры и петух, Птичий глаз, Три-лица-под-капюшоном. Про этот цветок сложено много легенд в Греции, в Англии, во Франции , в России и других странах. Послушайте русскую сказку-легенду о девочке Анюте.
Давным-давно, в незапамятные времена, в одной небольшой деревне у старого озера жила-была, маленькая девочка по имени Анечка. Жила она с отцом и мачехой в доме у самой околицы. Отец ее был пастухом, а мачеха вела хозяйство. Не любила мачеха Анну. Что ни сделает падчерица – все злюке не по вкусу! А ведь девочка была старательная, работящая. А какая добрая! Корову Зорьку доит – обязательно ее погладит, да, ласково поговорит. Мимо кошки Мурки просто так не пройдет – приласкает. Сама кусок пирожка не съест – Барбосу, что на цепи во дворе сидит, отдаст. Для всех у Анечки доброе слово находилось. Как бы тяжело ни жилось, всегда улыбалась. Это-то и злило больше всего злую мачеху! И старалась она побольше девчонку тяжелой работой завалить, чтоб почаще слезы ее видеть. Никогда не хвалила – только ругала! И вот раз, в жаркий летний полдень, отправила мачеха падчерицу шить в сад. Да, строго-настрого наказала к вечеру управиться – хотелось ей покрасоваться на празднике в новом сарафане. Пошла девочка в сад, села на скамеечку и принялась за шитье. К обеду устали у нее глаза и руки – обронила бедняжка иголку в густую траву. Искала-искала, не нашла и отправилась вся в слезах к мачехе с повинной – другую иглу просить. А та – в крик! Кулаками машет, за ухват хватается, велит отправляться Анне на поиски и без иглы домой не возвращаться. А не то ждет ее наказание .Снова расплакалась девочка, да, побрела в угол сада на поиски пропажи. Ищет-поищет, найти не получается. И траву Анечка дергала, и на коленках ползала, а иголки не видать! Так и стемнело...Мачеха, тем временем, у окошка сидела, на улицу глядела, да восьмую чашку чая с малиновым вареньем допивала. Вот уже вечер на землю спустился, а падчерицы с готовым нарядом все нет. Не за девочку злая тетка беспокоилась, а за платье свое. Вот и пошла в тот угол сада, где Анна с шитьем устроилась. Подошла мачеха к скамеечке, а маленькой швеи нет нигде. Три раза двор обежала, да по улице прошлась – не нашла. У кого ни спрашивала – никто не знает. До утра поиски продолжались – всей деревней пытались найти Анечку. Да, так и не получилось... А в том уголке сада, где плакала, разыскивая иголку, девочка, расцвел красивый цветок, похожий на глаз. С тех пор и называют эти цветы Анютины глазки. А каждое утро в самой серединке цветка поблескивает слезинкой роса, словно напоминая о том, что нельзя обижать маленьких...И у мачехи не было с тех пор радости, поняла она, что натворила, да поздно было.
-Понравилась вам сказка?
-Чему она учит?
5.Изложение нового материала. Практическая часть
-Рассмотрите внимательно цветок, лежащий на ваших партах, определите , из каких частей он состоит?
-Определите их цвет, размер, форму.
-У анютиных глазок 5 лепестков: нижний- белый, сердцевидной формы, с хорошо заметными фиолетовыми прожилками, 2 боковых-желтые, каплевидные, небольшие и 2 верхних- насыщенно-фиолетового цвета, крупные, каплевидные. Работу нужно начинать с верхних фиолетовых лепестков. Возьмите кусочек фиолетового пластилина, разделите на 2 равные части, скатайте шарики. Теперь «превратите» шарики в капельки и сплюсните их пальчиками так, чтобы получились тонкие лепестки. Таким же способом слепите 2 желтых лепестка поменьше и один крупный белый лепесток. С помощью стека нанесите бороздку на середину широкой части белого лепестка-получилась сердцевидная форма. При помощи стеков прорисуйте прожилки на лепестках. Соедините лепестки вместе в следующем порядке: 2 фиолетовых, затем 2 желтых, а сверху белый лепесток.
6.Физминутка.
Наши милые цветки
Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. — (качание руками влево-вправо)
Наши милые цветки
Закрывают лепестки, — (присели, спрятались)
Головой качают, — (движения головой влево-вправо)
Тихо засыпают.
7.Самостоятельная работа.
-Теперь вы знаете, как лепить анютины глазки. Предлагаю вам продумать и самостоятельно закончить ваши картины, а затем оценить свою работу.
8.Итог
-Чему мы сегодня научились?(Лепить анютины глазки)
-Что нового и интересного узнали?(Легенду о анютиных глазках, строение цветка, символическое значение цвета лепестков)
9.Рефлексия
-Кому сегодня было интересно?
-Кому было грустно?
-Кому было трудно или тяжело?
-Перед вами лежат 3 цветка анютиных глазок, если вы довольны уроком и своей работой-возьмите себе желтый цветок, если не очень довольны-возьмите белый, ну а если вам было трудно, грустно или скучно-то фиолетовый. А я считаю, что вы все прекрасно потрудились и дарю вам по желтому цветку! До свидания!