Дорогие друзья, сегодня Позднякова Наталья Петровна, учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №7» города Новокузнецка, Кемеровской области, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию экологического воспитания у детей с нарушением речи. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Петровны:
«Цель экологического воспитания детей – формирование начала экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям, как к части природы. Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством».
Полезного чтения…
Формирование экологического воспитания у детей с нарушением речи
Цель экологического воспитания детей – формирование начала экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям, как к части природы.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Экологические занятия знакомят детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости живых существ. Большую роль играет сенсорный опыт детей. Используются различные ситуации, накапливаются и расширяются знания детей – уточняется форма, цвет, размер, запах, характер поверхности объектов природы. Учит детей по-разному сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы и антонимы. Как известно для детей с нарушением речи характерно нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя речи и связной речи в целом. Поэтому формирование экологического воспитания, безусловно, является дополнительным стимулом развития речи детей с речевыми проблемами.
Задачи логопедических и экологических занятий пересекаются в той или иной степени. Например, одна из основных задач логопедического занятия является понимание речи других; а также воспитание наблюдать и осмысливать предметы окружающей действительности, что даёт возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребёнка; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые и распространённые предложения. Можно проводить занятия по экологии для детей с нарушением речи, учитывая все эти задачи.
На логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей подбирается лексический материал с учётом темы и цели, этапа коррекционного обучении я. Темы логопедических занятий соприкасаются с экологической тематикой. В рамках каждой темы используются различные вариации игр. Например, «Кто, где живёт?», «Найди свой дом», «Кому какой нужен дом?», «Найди себе пару» и другие. Тематический цикл «Зимующие птицы». Лексический материал и игровые задания подобраны таким образом, что одновременно закрепляется и правильное произношение и знания детей по экологической тематике. Почему птицы не улетают на юг? Где живут и чем питаются? Как люди помогают птицам зимовать? Подбираются игры «Живой – неживой» - закрепление одушевлённых и неодушевлённых предметов. «Подбери признак к предмету», «Подбери действие к предмету».
На таких занятиях дети учатся правильно произносить слова, связывать слова в предложения, формируется правильное звукопроизношение, обогащается словарный запас, и вместе с этим решается достаточно серьёзная задача для детей дошкольного возраста – усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание. У ребёнка возникает предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит осмысленное поведение.
На занятиях через игровые приёмы ребёнок примеряет на себе роль животных и растений, воссоздаёт их действия и состояния, ребёнок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует у ребёнка экологической этики. Немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы. Формирование экологического воспитания детей с нарушением речи позволяет решать не только экологические задачи, но и обеспечивает решение коррекционных задач, которые формируют у ребёнка правильную и красивую речь.