Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка
6 минут 3317 750

Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка

Demyanovskaya fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Демьяновская Елена Олеговна, воспитатель МБДОУ Д/с № 77 г. Таганрог Ростовской области, с радостью делится с нами статьей «Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Олеговны:

«Статья направлена на указание значимости игры, как одной из видов деятельности ребенка отвечающей за процесс социализации и становлении личности в условия дошкольных учреждений».

Интересного чтения…


Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.

В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. Но что мы можем подразумевать под этим словом. Все чаще встречаются термины «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего их воспринимают как синонимы. Это не совсем так. Индивид-это отдельный конкретный человек. Индивидуальность-это совокупность черт отличающих одного индивида от другого. Личность- это социальная сущность человека.

В момент рождения ребенок не является личностью, он всего лишь индивид. Чтобы стать ею он должен пройти определенный путь развития. Прежде всего - это взаимодействие с окружающими, общение с другими людьми. Конечно же, первой по значимости в становлении личности ребенка является семья, с ее традициями, привычками и социальными нормами поведения в обществе. Они отвечают за заложенные в ребенке первичные представления, взаимоотношения в мире людей.

Следующей ступенью становления личности является дошкольное учреждение, задачей которого является не только сохранение первичной социализации ребенка с уже приобретенными им знаниями и навыками, но   и дальнейший процесс социализации. Т.е. это формирование личности в условиях ДОУ, которое подразумевает усвоение опыта, ценностей, норм поведения, принятых в данном учреждении, тем самым способствует формированию у ребенка его индивидуальности.

Детская социализация основана на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. Таким образом, любая игра предполагает сам процесс социализации. В игре ребенок примеряет на себя различные социальные роли, тем самым усваивая стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и учится самоконтролю. Так возникает необходимость в проявлении своего «Я», т.е. оставаться самим собой, исполняя разные роли. Педагог, предлагая ту или иную роль, обязан способствовать тому, чтоб ребенок, беря ее на себя, четко представлял связанные с нею права и обязанности ( знал правила игры). Остальное общество детей следит, чтобы все делалось «как надо».

Изучение детских игр позволяет выделить несколько их видов у дошкольников: ознакомительная , ролевая , сюжетно-ролевая. Так же существует несколько классификаций игр. Ф. Фребель выдвинул следующие классификации: умственные игры (влияния игр на развитие ума), сенсорные игры (развитие внешних органов чувств), моторные игры (развитие координации движений). Тогда, как П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Из этого следует, что существует несколько вариантов классификаций детских игр.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная деятельность воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и, одновременно, как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства. Каждый вид игрушек и пособий должен быть доступен, так как многие из них могут применяться в сюжетных играх. Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, для просмотра картинок. Все они хранятся в открытом шкафу рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги.

Педагог может оказывать на игру прямое руководство - вмешательство взрослого в игру детей. А именно: ролевое участие, участие в сговоре детей, разъяснение, оказание помощи, совет по ходу игры или предложение новой темы. И косвенное руководство игрой, которое хорошо работает с детьми дошкольного возраста, где педагог только дает советы, не вмешиваясь в сам процесс игры.

Благодаря игре ребенок усваивает все виды человеческих взаимоотношений.

1) взрослый – ребенок;

2) взрослый – взрослый;

3) ребенок – взрослый;

4) ребенок – ребенок.

Особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что она - одна из ведущих средств познания окружающего мира и основной фактор социализации ребенка. Играя, дети легче адаптируются к окружающему миру, реализуют свои социальные потребности и возможности, формируют личностное отношение и свою индивидуальность.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  Сухомлинский В.А.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2528 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6658 677