Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Проект «Я тоже многое могу»
13 минут 3843 1174

Проект «Я тоже многое могу»

Romankova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Романковой Верой Николаевной, преподавателем высшей квалификационной категории   МОУ ДОД   «Детская школа искусств «Лад» г. Заречный Пензенской области. Сегодня Вера Николаевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями в процессе творческой деятельности. Данный материал будет полезен педагогам учреждений Дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Веры Николаевны:

«Поиск конструктивных решений в области социальной политики не позволяет обществу обойти молчанием проблемы, связанные с активным включением в социальные связи такой группы, как инвалиды (взрослые и дети). Создавать условия для развития их творческого потенциала, удовлетворения индивидуальных потребностей и духовных запросов призваны социокультурные учреждения».

Полезного чтения…


Проект «Я тоже многое могу»

Посмотреть презентацию к проекту

1. Введение

Поиск конструктивных решений в области социальной политики не позволяет обществу обойти молчанием проблемы, связанные с активным включением в социальные связи такой группы, как инвалиды (взрослые и дети). Создавать условия для развития их творческого потенциала, удовлетворения индивидуальных потребностей и духовных запросов призваны социокультурные учреждения.

Качественно новым этапом в реализации государственной политики в отношении инвалидов явился закон Российской Федерации от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов».

В нем впервые было определено, что наряду с мерами медицинского характера, одним из основных направлений комплексной реабилитации инвалидов является вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в   социокультурное пространство города, района, региона.

Реабилитация инвалидов должна быть направлена на «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество».

В работе культурно-досуговых учреждений нашего города за последние годы можно отметить повышение интереса к работе по реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства. Это и внедрение новых форм развития, и демонстрация творческих достижений и талантов, расширение географии и состава участников фестивалей, выставок, конкурсов, в которых они реализуют свои возможности.

Одним из учреждений, где ведётся активный поиск новых форм работы с инвалидами является МОУ ДОД «Детская школа искусств «Лад»» г. Заречный Пензенской области.

Наше учреждение   уникально тем, что в нём не существует возрастных ограничений. Взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность заниматься различными видами прикладного творчества. Мероприятия воспитательного характера, конкурсы и фестивали, в которых они   принимают участие, способствуют их социокультурной адаптации в обществе.

Два года назад на художественно – ремесленном отделении ДШИ «Лад» мной была разработана программа для группы ОВЗ по предмету «Основы рукоделия». Целью данной программы является формирование положительной мотивации к труду у людей с инвалидностью, обучение первичным профессиональным навыкам, помощь в   правильном использовании своих трудовых возможностей и способностей. Данная программа – это «творческая реабилитация», это возможность не только приобретения каких – либо навыков и умений, но и возможность творческой самореализации.

2. «Я такой же, как все!»

Наше учреждение в системе дополнительного образования города Заречного включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы   горожан всех возрастов. В ДШИ «Лад» стал возможным индивидуальный подход к учащемуся с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

Категория людей с ограниченными возможностями здоровья нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет   познать мир творчества, кажущийся порой сложным и недоступным. Именно педагог помогает каждому своему воспитаннику   познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».

Зачастую мы не думаем о том, кто же такие люди с ограниченными возможностями. Мы редко встречаем их на улицах, они не ходят в обычные школы, не имеют возможности профессионального самоопределения. Складывается впечатление, что таких людей не бывает. Люди с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но они рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Уже будучи взрослыми, они   зачастую непосредственны как дети.  

В силу своих «ограничений» инвалиды воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней! Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством люди с ограниченными возможностями здоровья находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Инвалидам так же, как и здоровым людям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание.

И эта проблема   решается в «Детской школе искусств «Лад»» через занятия прикладным творчеством.   Это является   возможностью для людей с ограниченными возможностями продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Мы знаем, что творчество – это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях.

Создавая что-то своими руками, человек укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для людей с ограниченны­ми возможностями. Изделие, выполненное инвалидом, несет отпечаток его личности.

С.Л. Рубинштейн сказал: «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком».

3. Проект: «Я тоже многое могу!»

Метод проектов является наиболее эффективным средством обучения, позволяющим раскрыть творческий потенциал каждого.

Проект «Я тоже многое могу» реализуется мной уже второй год.

Основная цель проекта – социально-культурная реабилитация людей с ограниченными возможностями в процессе творческой деятельности, изменение отношения здоровых людей к инвалидам.

Для достижения цели проекта предусматривается решение следующих задач:

  • содействие в реализации   творческих способностей инвалидов;
  • интеграция людей с ограниченными возможностями в творческую среду;
  • популяризация творчества людей с ограниченными возможностями.

Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности человека не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».

Развитие творческих способностей у   инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в их развитии (физические недостатки, умственная отсталость, хронические заболевания и др.).

Мной разработана образовательная программа «Основы рукоделия» для обеспечения образовательного процесса людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Она создает условия для успешного развития творческих способностей, творческого потенциала у людей с ограниченными возможностями в учреждении ДО.

Цель данной программы: формирование творческого потенциала   людей с ограниченными возможностями   средствами декоративно-прикладного творчества и их адаптация в современном мире.

Содержание данной программы соответствует возможностям инвалидов, выполняемая деятельность не наносит вреда их здоровью.

Программа решает задачи:

  • образовательные: углубление и расширение знаний об истории и развитии различных видов рукоделия, формирование знаний по основам композиции,   освоение различных техник рукоделия;
  • развивающие: развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей. Формирование эстетического и художественного вкуса;
  • воспитательные: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы; привитие основ культуры труда.

Основными компонентами образовательного процесса является вовлечение людей с ограниченными возможностями в творческую деятельность. Они не являются исполнителями четких инструкций, а используя жизненный опыт и фантазию, создают свою неповторимую индивидуальную работу.

Моя работа с инвалидами состоит из трёх составляющих, или трёх этапов.

1. Подготовительный этап: эмоциональный

(направлен на создание комфортной среды для творчества).

Цель этого этапа: эмоциональная поддержка и стимулирование учащегося к работе.

Задачи:

  • определить реальный уровень знаний, умений каждого
  • стимулировать познавательный интерес инвалидов как условия дальнейшего развития их творческих способностей.

2. Основной этап: продуктивный

(включает в себя сам процесс творческой работы, получение конкретного «продукта»).

Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.

Задачи:

  • развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения
  • привлекать людей с ограниченными возможностями здоровья к совместной работе, к сотрудничеству

3. Творческий этап: самореализация и самоутверждение

(расширение информационного поля инвалидов посредством их участия в различных мероприятиях, выставках, конкурсах).

Цель: демонстрация итогов работы.

Задачи:

  • получить положительную самооценку
  • осознать и поверить в свои возможности.

Работы моих воспитанников стали предметом гордости не только Детской школы искусств «Лад», но и Заречного.

В 2013 году на выставке мастеров декоративно – прикладного искусства мы представили серию работ на тему «Город в окошке»,   посвящённую 55-летию нашего города.

Работы моих учащихся – людей с ограниченными возможностями здоровья –   были отмечены Дипломами Всероссийских конкурсов:

  • Всероссийский фестиваль народного творчества «Свет души» – Дипломы I степени в номинации «Декоративно – прикладное творчество» Храпуновой Екатерине, Борисовой Юлии, Кириллиной Ларисе, Бондаревой Юлии, Черяпкиной Елене.
  • Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Ангел вдохновения» - Диплом «за участие» группе учащихся ОВЗ
  • Всероссийский дистанционный конкурс «Лучистая ниточка» - Дипломы за I место Храпуновой Екатерине, Борисовой Юлии, Кириллиной Ларисе, Бондаревой Юлии, Черяпкиной Елене, Ванюшкиной Екатерине, Леоновой Виктории.
  • Всероссийский дистанционный конкурс «Сюрприз к 8 Марта» - Дипломы за I место Храпуновой Екатерине, Борисовой Юлии.

3. Заключение.

Дополнительное образование призвано создавать условия для того, чтобы каждый воспитанник, особенно инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Проектный метод всегда предполагает решение какой-то проблемы. Реализация проекта «Я тоже многое могу» решает не только образовательные задачи, но и даёт возможность участия людей с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими учащимися «Детской школы искусств «Лад»» в фестивалях и конкурсах различного уровня. Тем самым каждый мой воспитанник через творчество   преодолевает свои личные проблемы, расширяет свой небольшой жизненный опыт и утверждает позитивное в собственной жизни.  

А, как известно, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Кроме того, вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья наряду с другими учащимися нашей школы в мероприятия   творческой, развлекательной, досуговой и просветительской направленности, способствует процессу интеграции инвалидов в общество.

Список литературы:

1. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально – психологическая интеграция. // Социс. 2001. №5.

2. Закон Российской Федерации от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов» (http://base.garant.ru/12132978/#ixzz2zvjDSDRi).

3. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, её участие в формировании государственной политики. Проблемы семьи и детства в Современной России. - Ч.2, - М., 2002. – 165с.ет-портал "

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1966 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6524 677