Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Романковой Верой Николаевной, преподавателем высшей квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств «Лад» г. Заречный Пензенской области. Сегодня Вера Николаевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями в процессе творческой деятельности. Данный материал будет полезен педагогам учреждений Дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Веры Николаевны:
«Поиск конструктивных решений в области социальной политики не позволяет обществу обойти молчанием проблемы, связанные с активным включением в социальные связи такой группы, как инвалиды (взрослые и дети). Создавать условия для развития их творческого потенциала, удовлетворения индивидуальных потребностей и духовных запросов призваны социокультурные учреждения».
Полезного чтения…
Посмотреть презентацию к проекту
1. Введение
Поиск конструктивных решений в области социальной политики не позволяет обществу обойти молчанием проблемы, связанные с активным включением в социальные связи такой группы, как инвалиды (взрослые и дети). Создавать условия для развития их творческого потенциала, удовлетворения индивидуальных потребностей и духовных запросов призваны социокультурные учреждения.
Качественно новым этапом в реализации государственной политики в отношении инвалидов явился закон Российской Федерации от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов».
В нем впервые было определено, что наряду с мерами медицинского характера, одним из основных направлений комплексной реабилитации инвалидов является вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство города, района, региона.
Реабилитация инвалидов должна быть направлена на «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество».
В работе культурно-досуговых учреждений нашего города за последние годы можно отметить повышение интереса к работе по реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства. Это и внедрение новых форм развития, и демонстрация творческих достижений и талантов, расширение географии и состава участников фестивалей, выставок, конкурсов, в которых они реализуют свои возможности.
Одним из учреждений, где ведётся активный поиск новых форм работы с инвалидами является МОУ ДОД «Детская школа искусств «Лад»» г. Заречный Пензенской области.
Наше учреждение уникально тем, что в нём не существует возрастных ограничений. Взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность заниматься различными видами прикладного творчества. Мероприятия воспитательного характера, конкурсы и фестивали, в которых они принимают участие, способствуют их социокультурной адаптации в обществе.
Два года назад на художественно – ремесленном отделении ДШИ «Лад» мной была разработана программа для группы ОВЗ по предмету «Основы рукоделия». Целью данной программы является формирование положительной мотивации к труду у людей с инвалидностью, обучение первичным профессиональным навыкам, помощь в правильном использовании своих трудовых возможностей и способностей. Данная программа – это «творческая реабилитация», это возможность не только приобретения каких – либо навыков и умений, но и возможность творческой самореализации.
2. «Я такой же, как все!»
Наше учреждение в системе дополнительного образования города Заречного включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы горожан всех возрастов. В ДШИ «Лад» стал возможным индивидуальный подход к учащемуся с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.
Категория людей с ограниченными возможностями здоровья нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет познать мир творчества, кажущийся порой сложным и недоступным. Именно педагог помогает каждому своему воспитаннику познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».
Зачастую мы не думаем о том, кто же такие люди с ограниченными возможностями. Мы редко встречаем их на улицах, они не ходят в обычные школы, не имеют возможности профессионального самоопределения. Складывается впечатление, что таких людей не бывает. Люди с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но они рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Уже будучи взрослыми, они зачастую непосредственны как дети.
В силу своих «ограничений» инвалиды воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней! Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством люди с ограниченными возможностями здоровья находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Инвалидам так же, как и здоровым людям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание.
И эта проблема решается в «Детской школе искусств «Лад»» через занятия прикладным творчеством. Это является возможностью для людей с ограниченными возможностями продуктивной творческой деятельности и социального общения.
Мы знаем, что творчество – это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях.
Создавая что-то своими руками, человек укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для людей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное инвалидом, несет отпечаток его личности.
С.Л. Рубинштейн сказал: «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком».
3. Проект: «Я тоже многое могу!»
Метод проектов является наиболее эффективным средством обучения, позволяющим раскрыть творческий потенциал каждого.
Проект «Я тоже многое могу» реализуется мной уже второй год.
Основная цель проекта – социально-культурная реабилитация людей с ограниченными возможностями в процессе творческой деятельности, изменение отношения здоровых людей к инвалидам.
Для достижения цели проекта предусматривается решение следующих задач:
- содействие в реализации творческих способностей инвалидов;
- интеграция людей с ограниченными возможностями в творческую среду;
- популяризация творчества людей с ограниченными возможностями.
Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности человека не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».
Развитие творческих способностей у инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в их развитии (физические недостатки, умственная отсталость, хронические заболевания и др.).
Мной разработана образовательная программа «Основы рукоделия» для обеспечения образовательного процесса людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Она создает условия для успешного развития творческих способностей, творческого потенциала у людей с ограниченными возможностями в учреждении ДО.
Цель данной программы: формирование творческого потенциала людей с ограниченными возможностями средствами декоративно-прикладного творчества и их адаптация в современном мире.
Содержание данной программы соответствует возможностям инвалидов, выполняемая деятельность не наносит вреда их здоровью.
Программа решает задачи:
- образовательные: углубление и расширение знаний об истории и развитии различных видов рукоделия, формирование знаний по основам композиции, освоение различных техник рукоделия;
- развивающие: развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей. Формирование эстетического и художественного вкуса;
- воспитательные: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы; привитие основ культуры труда.
Основными компонентами образовательного процесса является вовлечение людей с ограниченными возможностями в творческую деятельность. Они не являются исполнителями четких инструкций, а используя жизненный опыт и фантазию, создают свою неповторимую индивидуальную работу.
Моя работа с инвалидами состоит из трёх составляющих, или трёх этапов.
1. Подготовительный этап: эмоциональный
(направлен на создание комфортной среды для творчества).
Цель этого этапа: эмоциональная поддержка и стимулирование учащегося к работе.
Задачи:
- определить реальный уровень знаний, умений каждого
- стимулировать познавательный интерес инвалидов как условия дальнейшего развития их творческих способностей.
2. Основной этап: продуктивный
(включает в себя сам процесс творческой работы, получение конкретного «продукта»).
Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.
Задачи:
- развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения
- привлекать людей с ограниченными возможностями здоровья к совместной работе, к сотрудничеству
3. Творческий этап: самореализация и самоутверждение
(расширение информационного поля инвалидов посредством их участия в различных мероприятиях, выставках, конкурсах).
Цель: демонстрация итогов работы.
Задачи:
- получить положительную самооценку
- осознать и поверить в свои возможности.
Работы моих воспитанников стали предметом гордости не только Детской школы искусств «Лад», но и Заречного.
В 2013 году на выставке мастеров декоративно – прикладного искусства мы представили серию работ на тему «Город в окошке», посвящённую 55-летию нашего города.
Работы моих учащихся – людей с ограниченными возможностями здоровья – были отмечены Дипломами Всероссийских конкурсов:
- Всероссийский фестиваль народного творчества «Свет души» – Дипломы I степени в номинации «Декоративно – прикладное творчество» Храпуновой Екатерине, Борисовой Юлии, Кириллиной Ларисе, Бондаревой Юлии, Черяпкиной Елене.
- Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Ангел вдохновения» - Диплом «за участие» группе учащихся ОВЗ
- Всероссийский дистанционный конкурс «Лучистая ниточка» - Дипломы за I место Храпуновой Екатерине, Борисовой Юлии, Кириллиной Ларисе, Бондаревой Юлии, Черяпкиной Елене, Ванюшкиной Екатерине, Леоновой Виктории.
- Всероссийский дистанционный конкурс «Сюрприз к 8 Марта» - Дипломы за I место Храпуновой Екатерине, Борисовой Юлии.
3. Заключение.
Дополнительное образование призвано создавать условия для того, чтобы каждый воспитанник, особенно инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.
Проектный метод всегда предполагает решение какой-то проблемы. Реализация проекта «Я тоже многое могу» решает не только образовательные задачи, но и даёт возможность участия людей с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими учащимися «Детской школы искусств «Лад»» в фестивалях и конкурсах различного уровня. Тем самым каждый мой воспитанник через творчество преодолевает свои личные проблемы, расширяет свой небольшой жизненный опыт и утверждает позитивное в собственной жизни.
А, как известно, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Кроме того, вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья наряду с другими учащимися нашей школы в мероприятия творческой, развлекательной, досуговой и просветительской направленности, способствует процессу интеграции инвалидов в общество.
Список литературы:
1. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально – психологическая интеграция. // Социс. 2001. №5.
2. Закон Российской Федерации от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов» (http://base.garant.ru/12132978/#ixzz2zvjDSDRi).
3. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, её участие в формировании государственной политики. Проблемы семьи и детства в Современной России. - Ч.2, - М., 2002. – 165с.ет-портал "