Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Крепчук Ольгой Викторовной, учителем географии МКОУ «Большечапурниковская средняя общеобразовательная школа» с. Большие Чапурники Волгоградской области. Сегодня Ольга Викторовна с удовольствием предлагает вашему вниманию Конспект урока по географии «Строение земного шара». Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к уроку от Ольги Викторовны:
«Цель: создать на уроке условия для развития мыслительных способностей учащихся. Планируемые результаты: в результате педагогического воздействия, на уроке обучающиеся: смогут дать определение понятию литосфера, внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материнской и океанической земной коры. Смогут объяснить, что происходит при движении литосферных плит, показать по карте сейсмические пояса Земли.
Познавательного чтения…
Конспект урока по географии «Строение земного шара»
ЦЕЛЬ УРОКА: создать на уроке условия для развития мыслительных способностей учащихся.
Вступительное слово учителя:
Вам известно, что наша Земля – это маленькая частичка в огромной вселенной. Изучая нашу планету в целом, ученые давно выделили ряд присущих ей оболочек, или сфер: атмосферу, гидросферу, литосферу.
Работа по группам с словарем.
- группа. Дать определение Атмосфера.
- группа. Дать определение Гидросфера.
- группа. Дать определение Литосфера.
Отчет каждой группы.
1. греч. «атмос» - пар.
2. греч. «гидор» - вода.
3. греч. «литос» - камень.
Мы узнали понятия этих слов.
Запишите в тетради понятие Литосфера.
Литосфера – это твердая оболочка Земли.
Вместе с учащимися записываем план.
Вы узнаете:
1.О внутреннем строении Земли.
2.Об особенностях внутренних слоев Земли.
3.Об изучении человеком земных недр.
4.Какие науки занимаются изучением недр Земли.
5.Где расположена самая глубокая скважина в мире и зачем ее пробурили.
6.Из чего состоит литосфера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Область знаний: В результате педагогического воздействия, на уроке обучающиеся: смогут дать определение понятию литосфера, внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материнской и океанической земной коры.
2. Область умений: смогут объяснить, что происходит при движении литосферных плит, показать по карте сейсмические пояса Земли.
3.Воспитательные цели: оценить роль антропогенного фактора в современном воздействии на литосферу; выразят свое отношение к соблюдениям норм экологического законодательства.
Ход урока.
1.Организационный этап: приветствие учащихся, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность
2.Актуализация опорных знаний.
2.1. Что такое природа?
2.2. Что такое литосфера?
2.3.Чем отличается литосфера от других оболочек Земли?
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. этап: Ребята вся жизнь человека происходит на поверхности нашей планеты. Мы по ней ходим, бегаем т.д.
Человечеству давно хотелось узнать, что находится в глубине Земли.
2. этап Постановка учебной проблемы.
Из чего состоит литосфера?
Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
В чем затруднения?
Каких знаний не хватает?
Из каких слоев состоит литосфера?
ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА:
Возьмем яблоко и представим, что это наша Земля. Проколем аккуратно кожицу, это будет верхний слой Земли, поглубже есть сочная мякоть, а еще глубже сердцевина яблока. А если разрежем яблоко, мы увидим, что внутри. Так и наша Земля имеет строение, имеет оболочки. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Что внутри у Земли? Или Строение Земного шара.
В центре Земли расположено ядро в форме шара.
-Что вы узнаете о ядре?
-Рассмотрим плакат на доске Внутренние строение Земли.
-Что вы узнали, рассматривая плакат?
Учащиеся отвечают. что его радиус составляет 3,5 тыс.км., температура +6000С.
С каким небесным светилом можно сравнить ядро по температуре?
Дети: С Солнцем.
Самостоятельная работа по учебнику.
Цель работы: Учащиеся должны дать характеристику МАНТИИ.
Второй слой, который как плащ или мантия покрывает ядро, так и называется мантия
Учащиеся самостоятельно работают с текстом. Выводом будет то, что в самой мантии выделяют еще три слоя: нижнею, среднею и верхнею мантию. В средней мантии находятся очаги вулканов см. рис 29, температура +2000С., толщина 2,9 тыс. км.
- Как изменяется температура мантии?
Дети: температура уменьшается от ядра.
Вот и добрались мы до самого главного в строении Земли.
Третий или внешний слой – это земная кора.
Кто умеет и любит складывать числа в столбик?
Ядро 3,5 тыс.км, мантия 2,9 тыс.км. и того 6,4 тыс.км. А у нас весь земной шар имеет экваториальный радиус 6378км. Все правильно, Земная кора разная по толщине.
Рассмотрим рисунок 30 в учебнике.
Самая толстая земная кора лежит под материком, ее называют материковой.
- Где на материке будет самая толстая оболочка?
Дети: в горах!
Учитель: Правильно в горах.
- А где самая тонкая? Где образуются волны цунами?
Дети: Океан
Учитель: Конечно в океане.
А как это графически выразить в виде схемы?
Дети самостоятельно пишут.
ЗЕМНАЯ КОРА.
МАТЕРИКОВАЯ 30-80 км ОКЕАНИЧЕСКАЯ 5-10 км.
Изучение недр Земли.
Давайте ответим на вопрос.
Как же узнали все это о строении Земли?
Работа с текстом учебника.
Ученикам дается задание прочитать текст учебника.
Ответить, что это за наука – геология и чем она отличается от геофизики.
АНТРОПАГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ на земную кору.
- Какие полезные ископаемые добывают, какими способами?
Дети: для добычи нефти и газа бурят скважины; железную руду, уголь, строительные материалы добывают открытым способом. Наносят большой вред природе.
- Ребята как Вы думаете, недра Земли исчерпаемы?
Дети: Многие месторождения нефти и газа уже исчерпаны, шахты заброшены.
Природные богатства нужно использовать по-хозяйски.
РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ.
Один ученик у доски показывает.
О.Байкал его глубина 1620м., его возраст 20-25 млн. лет
Марианский желоб 11022м.
- Что общего у озера и желоба?
Дети: они произошли в результате разлома в земной коре.
Правильно они произошли в результате разлома в земной коре.
Итак, какое строение имеет земная кора?
Индивидуальное задание опережающего характера. Один из учащихся зачитывает.
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но не ядро от пушки.
Затем представьте, мантия
Лежит внутри Земли.
Но не такая мантия, что носят короли.
Затем литосфера, земная кора.
Выбрались мы на поверхность, ура!
Закрепление пройденного материала.
Выполняется тест-ребус в группах.
1 группа
Часть земного шара - твердая и одновременно пластичная?
Л) мантия
М) ядро
Н) земная кора
2группа
В центре Земли находится?
М) мантия
К) эпицентр
И) ядро
П) земная кора
3 группа
Расплавленная масса в недрах Земли называется?
С) плазмой
Т) лавой
О) магмой
К) пеной
4группа
С глубиной температура в земной коре:
Н) понижается
О) повышается
П) не изменяется
5группа
Мощность океанической земной коры составляет
С)5-10 км.
К)30-80км.
Л)50-100км.
6 группа
Какие воды суши образовались в результате разлома земной коры?
Ф) о.Байкал
Ш) о. Ладожское
Щ) Каспийское море.
7 группа
Уголь, нефть, газ добывают
И) В центре земного шара.
Е) В земной коре
К) В верхних слоях мантии.
8 группа
Как называется наука изучающая земную кору?
Р) Геологии
С) Физика
Т) География.
9 группа
Самая глубокая скважина, где она находится
А) На Кольском полуострове
Б) В Тихом океане
В) На о.Куба.
Результаты группы должны записать на доске по порядку.
Л И Т О С Ф Е Р А.
Подведем итог урока.
-Что мы узнали сегодня на уроке?
-Достигли мы поставленной цели?
-Решили ли проблему урока?
-Что нужно, если Вы затруднились?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: изучить параграф 9.