Дорогие друзья, мы рады представить вам Скрябина Степана Георгиевича, руководителя физического воспитания ГКОУ СО «Пышминский детский дом» п. Пышма Свердловской области. Сегодня Степан Георгиевич с удовольствием делится с нами полезным материалом о здоровьесберегающей деятельности по формированию здорового образа жизни воспитанников детского дома. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Степана Георгиевича:
«О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. Постоянно возрастает число юных курильщиков, увеличивается массовое потребление пива подростками, потребления токсических веществ уже носит массовый характер. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто на уровне, как государства, так и отдельно взятого учреждения».
Полезного чтения…
Здоровьесберегающая деятельность по формированию здорового образа жизни воспитанников детского дома
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально – экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально – экономического развития страны.
О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. Постоянно возрастает число юных курильщиков, увеличивается массовое потребление пива подростками, потребления токсических веществ уже носит массовый характер. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто на уровне, как государства, так и отдельно взятого учреждения.
Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами, трудовая деятельность которых связана с детскими домами. В настоящее время в детских домах, интернатах и приютах находятся в основном социальные сироты. Последствия социального сиротства для детей тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни: это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства; нарушения физического и психологического здоровья. У детей изначально сформирован негативный образ жизни. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей.
В области здоровья воспитанников детских домов показывают, что уже с рождения они имеют низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания, их отличает низкий уровень санитарно – гигиенической культуры. Все эти проблемы развиваются на фоне социальной запущенности.
Дети, лишенные родительского попечения, более склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений ли быть вовлеченными в преступную деятельность. Они рано начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики и токсические вещества.
Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни воспитанников в рамках воспитательной работы. В связи с этим создание активной среды, в которой воспитание ребенка происходит не за счет внутренних ресурсов его здоровья, а вследствие социально организованной системы развития внутреннего потенциала, является актуальнейшей задачей.
В государственном казенном образовательном учреждении Свердловской области «Пышминский детский дом» разработана программа по формированию здорового образа жизни, направленная на ознакомление воспитанников с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм; воспитание у воспитанников активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью; увеличение количества воспитанников, вовлеченных в объединения спортивно - оздоровительной направленности; использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье воспитанников детского дома. При реализации программы используются различные формы и методы работы с воспитанниками детского дома, такие как, тематические беседы (формируют умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес); дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учить сотрудничеству); дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать); элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать); спортивные мероприятия; вовлечение в деятельность; стимулирование; увлечение; доверие.
Список используемой литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект, 2001. – 704 с.
2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М. : Академия, 2000. – 192 с.
3. Кравцова, Е. М. Некоторые аспекты социализации детей и подростков, воспитывающихся вне семьи [Текст] / Е. М. Кравцова // Детский дом. – 2006. – №1 (18). – С. 15 - 18
4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. ; под. ред. С.Л. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
6. Педагогика [Текст] : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Высшее образование, 2008. – 430 с.
7. Шаповаленко, И. П. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] : учеб. для студентов вузов / И.П. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.