Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Музыкальность и её развитие у учащихся младших классов ДШИ в процессе обучения игре на фортепиано
11 минут 4990 1024

Музыкальность и её развитие у учащихся младших классов ДШИ в процессе обучения игре на фортепиано

Arkatova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Аркатову Татьяну Григорьевну, преподавателя первой квалификационной категория МБОУДОД « Ливенская городская ДШИ» г. Ливны Орловской области. Сегодня Татьяна Григорьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию музыкальности у учащихся младших классов ДШИ в процессе обучения игре на фортепиано. Статья будет интересна преподавателям музыкальной школы, школы искусств, педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье отТатьяны Григорьевны:

«Развитие восприятия музыки и формирования музыкально-слуховых представлений - один из методов обучения игре на фортепиано. Яркое восприятие музыки является одним из источников творческого исполнения».

Полезного чтения…


Музыкальность и её развитие у учащихся младших классов ДШИ в процессе обучения игре на фортепиано.

Вступление

Музыкальность определяется, как комплекс способностей, позволяющий учащимся активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности. Музыкальные способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Мне, как педагогу – музыканту с 36-летним стажем в своей работе постоянно приходится иметь дело с двумя факторами – личностью ученика, с его устремлениями,  особенностями и способностями, и музыкой.

Актуальность данной темы заключается в том, что музыкальное развитие детей становится острой проблемой. Данные социологического исследования констатируют вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов подрастающего поколения. Причины подобного явления отмечают многие педагоги – практики на страницах педагогических журналов. Это - выгодные сегодня прагматизм, рассудочность и бездушие, увлечение компьютерными играми, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям.

Обучение игре на фортепиано и развитие музыкальных способностей оказывает огромное влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся, делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, т. е. формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности. Не вызывает сомнения и тот факт, что дети, занимающиеся обучением игре на музыкальном инструменте, более развиты, чем их сверстники.

В своей педагогической деятельности я ставлю перед собой следующие задачи: воспитание у учащихся эстетического вкуса; развитие их музыкальности, учитывая конкретность детского воображения; обучение образному мышлению, эмоциональному восприятию музыки.

А через эти задачи я вижу цель: развитие музыкальности у учащихся в процессе обучения игре на фортепиано.

Психологические предпосылки развития музыкальных способностей: музыкальности.

Способности – это индивидуальные особенности личности. Творчество помогает учащимся раскрыть его музыкальные способности: музыкальность. Главным показателем музыкальности является эмоциональная отзывчивость на образы музыкальных произведений. Воспитание музыкальной культуры учащихся происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей: музыкальности. Детальное описание специальных способностей принадлежит А.Г. Щапову: способность переживать содержание музыки; музыкальный слух и чувство ритма; память музыканта – исполнителя; двигательно - технические способности; способность управления игрой.

Большую роль в изучении музыкальных способностей сыграли труды Б.М. Теплова. Он выделил основные музыкальные способности: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку); способность к слуховому представлению звуковысотного движения; музыкально-ритмическое чувство. Эти способности связаны со сложными психологическими процессами восприятия и представления.

А.Д. Алексеев в сложном комплексе специальных способностей выделяет три крупных блока: предрасположенность к занятиям искусства – общие художественные способности; общие музыкальные способности (музыкальность, музыкальный слух и ритм, музыкальная память); специальные пианистические способности.

Данная триада функционально может быть только целостной. Ведущий фактор – художественная направленность личности.

Развитие музыкальных способностей: музыкальности учащихся младших классов в процессе обучения игре на фортепиано.

Музыкальное воспитание - это целенаправленное воспитание личности, путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического вкуса.

Музыкальность определяется единством уровня развития трех ведущих качеств: творческого воображения, ритмического слуха, чувства целого.

Характерные признаки музыкальных способностей:

  • способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
  • способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на средства выразительности.
  • проявление творческого отношения к музыке.

В своей статье я хочу уделить внимание развитию такого качества, как творческое воображение.

Воображение является основой наглядно-образного мышления учащихся младших классов. Воображение – особая форма человеческой психики, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Воображение младшего школьника оценивается по степени развитости: эмоциональной отзывчивости на прослушиваемую музыку, чёткости двигательной реакции на ритмические образы, быстроте эмоциональной реакции на разнохарактерные музыкальные образы. Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить.

При развитии воображения, наглядный метод делится на две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно – слуховой метод (на мой взгляд) имеет главное значение, а применение зрительной наглядности – вспомогательное.

Сложный процесс развития детского музыкального воображения предполагает: краткие пояснения, применение различных наглядных приемов, показ иллюстраций, вычленение отдельных эпизодов из пьес, ярко раскрывающих музыкальный образ. Выразительное исполнение музыкальных произведений - это простота и точность. При работе с учащимися своего класса, стараюсь пояснения делать яркими и образными, направляя их на характеристику содержания произведения и на средства музыкальной выразительности. Даже голос при пояснениях эмоционально окрашивается в зависимости от характера музыкального образа. Так же использую наглядные приемы: показ иллюстраций, зачитываю отрывки литературных произведений, стихи, цитаты для активизации музыкального восприятия.

Музыкальный репертуар является главным средством воспитания и развития учащихся, он должен быть разнообразным по форме, фактуре, стилю, содержанию. Именно репертуар позволяет мне последовательно и терпеливо осуществлять обучение, которое приводит к естественному развитию воображения и в целом к музыкальности учащихся. Каждая музыкальная задача должна быть выражена в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Это будет работой над художественно - музыкальным образом, над приобретением игровых приемов. В качестве материала я выбираю пьесы доступные по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач; а так же учитываю индивидуальные и возрастные возможности учащихся.

Репертуар начального периода обучения: пьесы, связанные с народно-жанровой основой: песня, танец, марш и пьесы образного содержания.

Роль программной музыки в развитии музыкальности значительна. Это наиболее доступные и любимые детьми пьесы. На определенную программу могут указывать стихи, заглавие пьесы, картина, нарисованная рядом.

(«Едет, едет паровоз»; «Фасоль»; «Скользя по льду»; «Акробаты»; «Светлячки»; «Незабудка»; «По волнам»; «Трудолюбивая пчёлка»; «Колыбельная»; «На коньках» и т.д.)

В пьесах, написанных для фортепиано, используется прием звукоподражания, а вместе с ним возникает стимул к развитию слухового воображения, музыкальности. Например, пьесы, основанные на приеме звукоподражания:

  • звукам природы и другим явлениям окружающей действительности: «Дождик», «Тёмный лес», «Отражение в воде», « Весёлый поезд», « В часовой мастерской», « Плакса», «На птицеферме», «Часы».  
  • звучанию различных музыкальных инструментов: « Я на скрипочке играю», « Шарманка», «Три юных барабанщика».

Очень важно развивать собственное воображение младших школьников. Большую пользу оказывают задания, связанные с «переводом» музыкального языка некоторых пьес, на язык других видов искусств. Это относится к рисункам на темы исполняемых пьес. Дело в том, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют нежному, спокойному настроению; темные – тревожному, таинственному; яркие тона - веселому радостному характеру. Цвет – сильнейший фактор эмоционального восприятия, который способствует развитию яркости воображения.

Развитие восприятия музыки и формирования музыкально - слуховых представлений – один из методов обучения игре на фортепиано. Яркое восприятие музыки является одним из источников творческого исполнения.

Заключение

«Основной признак музыкальности, по мнению Б.М. Теплова, переживание музыки, как выражение некоторого содержания. Музыкальное переживание, по самому существу своему, эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, чтобы эмоционально пережить музыку нужно, прежде всего, воспринять саму звуковую ткань. Музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки. Эти две стороны музыкальности … эмоциональная и слуховая, не имеют смысла, взятые сами по себе, одна без другой».

Младший школьный возраст - важный период в общем развитии ребенка. Наглядно-образное мышление - ведущее в поведении начинающего ученика;   основной единицей является образ. Восприятие образов музыкальных произведений является ведущим видом деятельности; для его развития в репертуар включаются музыкальные произведения, основанные на приёме звукоподражания звукам природы и другим явлениям окружающей действительности, звучанию различных музыкальных инструментов, пьесы с образными названиями, пьесы - музыкальные сопоставления, одноименные пьесы, пьесы с противоположными образами. Составляющие восприятия: эмоциональная отзывчивость, сенсорная чувственность, музыкально - слуховая грамотность. Исполнительство и творчество базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Успех обучения игре на фортепиано младших школьников определяется не только своевременным распознаванием врожденных задатков, но и развитием музыкальных способностей: музыкальности в доступной художественно увлекательной для этого возраста форме.

Список литературы:

  1. Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» – М., 1988.
  2. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1978.
  3. Барсукова С.А. «Веселые нотки»: для учащихся 1-2 классов ДМШ для фортепиано.- Изд. 2. Ростов н/ Д.: Феникс,
  4. Калачева С.В. «Стих и ритм» – М., 1978.
  5. Королькова И.С. «Альбом ученика – пианиста». Ноты для фортепиано. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  6. Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» – Л., 1970.
  7. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста» – К., 1997.
  8. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» – М.,1982.
  9. Руденко В.И. «Вопросы музыкальной педагогики» Сб. статей.- М.,1986.
  10. Смирнова Т.И. «Аллегро». Фортепиано. Интенсивный курс. Тетр.1-М.,1994.
  11. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» - М.,1998.
  12. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» – М., 1978.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677