Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Использование здоровьесберегающих методик и технологий нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста»
16 минут 4963 978

«Использование здоровьесберегающих методик и технологий нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста»

Obuhova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Обуховой Ольгой Васильевной, воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида «Журавушка» г. Лянтор Тюменской области. Сегодня Ольга Васильевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию здоровьесберегающих методик и технологий нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста. Статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям воспитанников.

Краткий комментарий к статье от Ольги Васильевны:

«В статье отражены разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для профилактики простудных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни».

Полезного чтения…


«Использование здоровьесберегающих методик и технологий нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста».

Аннотация

В статье отражены разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для профилактики простудных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни. Статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, родителям воспитанников.

Разработка инновационных оздоровительных технологий для дошкольных учреждений – первоочередная и своевременная задача.

По результатам мониторинга состояния здоровья детей и показателей их физического развития, опираясь на инновационные здоровьесберегающие методики и теоретические основы, мной были определены основные направления оздоровительной работы с использованием практически апробированных и разрешенных методик и педагогических технологий нетрадиционного оздоровления детей, а именно:

  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
  • дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
  • психогимнастика по методике М. Чистяковой;
  • контрастное воздушное закаливание с использованием разнообразных «дорожек здоровья», солевой дорожки;
  • использование разнообразных массажеров;
  • ароматерапия Г. Лавреневой, Н. Леоновой;
  • звуковая и вибрационная гимнастика В. Востокова;
  • лечебные игры А. Галанова;
  • восточная гимнастика «Веселая йога» О. Волкова и Е. Волковой, «Йога для маленьких ежат» А Липня;
  • профилактическая и коррекционная работа с использованием нетрадиционного оборудования (можжевеловых валиков, можжевеловых тренажеров для ног, морских камушков, бус из мелких ракушек).

Для решения оздоровительных задач разработано планирование способов, форм и методов оздоровления в режиме дня, куда вошли:

1. Утренняя гимнастика:

С элементами дыхательной, звуковой, ритмической и пальчиковой гимнастик, а также общеразвивающих, танцевальных упражнений
и упражнений по системе восточной йоги.

2. В период до занятий, в совместной деятельности: пальчиковая гимнастика с использованием можжевеловых палочек и шариков, бус из мелких ракушек.

3. Физкультминутки на занятиях: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, динамические упражнения.

4. Утренняя прогулка:

  • дыхательная гимнастика, включающая упражнения на мышечное напряжение, расслабление;
  • оздоровительная ходьба, бег;
  • подвижные игры и физические упражнения.

5. Мероприятия перед дневным сном:

  • релаксационные упражнения, саморегуляция, применение травяных «подушечек» для расслабления, снятия эмоционального напряжения.

6. После дневного сна: гимнастика пробуждения, применение можжевеловых валиков в комплексе общеразвивающих закаливающих упражнений, дыхательная гимнастика, контрастное воздушное закаливание, ходьба по «дорожкам здоровья» с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, профилактика нарушений осанки, сколиоза), небное закаливание отварами трав.

7. Перед ужином: дыхательная гимнастика, психогимнастика, упражнения на релаксацию.

Система работы по применению оздоровительных мероприятий построена с учетом следующих требований:

  • четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание помещений);
  • рациональная одежда детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулки должна соответствовать времени года и погодным условиям сезона);
  • ежедневное проведение утренней гимнастики, организация с детьми подвижных игр и физических упражнений на свежем воздухе, если позволяют погодные условия;
  • регулярное проведение физкультурных занятий (с детьми 2 младшей группы проводится 3 занятия в неделю по 15 мин.);
  • строгое соблюдение режима дня;
  • ежедневное пребывание детей на свежем воздухе, не менее 4,5 часов;
  • строгий учет характера погоды при проведении подвижных игр (если температура ниже -100 С с детьми проводятся игры средней интенсивности, в теплую погоду – спокойные игры;
  • обеспечение условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности и ежедневном распорядке дня ребенка;
  • обеспечение спокойной обстановки в подготовке детей ко сну;
  • строгое соблюдение времени, отведенного для дневного сна;
  • специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плечевого пояса, туловища, рук (использование можжевеловых валиков), дыхательная гимнастика, элементы восточной гимнастики (упражнения после сна, лежа в постели).

Особое значение в системе оздоровления отводится реабилитации после перенесенных простудных заболеваний и коррекционной работе с детьми:

  • реабилитация детей, перенесших простудное заболевание дыхательных путей;
  • коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
  • коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированным сводом стопы;
  • индивидуальная работа с детьми, имеющими недостаточные показатели развития основных видов движений;
  • коррекция психоэмоциональной сферы детей;
  • фитотерапия;
  • ароматерапия;
  • дыхательные упражнения в группе и на занятиях физкультурой, музыкой;
  • индивидуальный режим двигательных и эмоциональных нагрузок;
  • физические упражнения и подвижные игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для дошкольников;
  • индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателем группы; индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физкультуре.

Важно отметить консультативно – информационную работу.

1.С детьми:

  • проведение занятий валеологического цикла с использованием элементов рефлексотерапии, релаксации, оздоравливающих технологий;
  • открытые просмотры мероприятий и показы с использованием оздоравливающих педагогических технологий.

2. С педагогами и младшим обслуживающим персоналом:

  • оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья и специфике профилактических мероприятий для дошкольников.

3. С родителями: организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведение цикла лекций, оказание консультативной помощи).

Одним из нетрадиционных способов оздоровления детей дошкольного возраста является ароматерапия.

Эфирные масла - обладают бактерицидными, противовоспалительными, противовирусными, антисептическими свойствами, улучшают ионный состав воздушной среды.

В группе проводится ароматерапия эфирными маслами пихты, сосны, лимона, эвкалипта, лаванды, можжевельника в осенне – весенний период, так как они обладают антивирусными свойствами. Для создания
в группе положительной психоэмоциональной обстановки используются ароматические масла, грейпфрута, апельсина, мандарина, лимона – эти масла прекрасно балансируют нервную систему, устраняют беспокойство, депрессию и поднимают настроение у детей. Аромакулоны, наполненные 2-3 каплями аромамасел дети с удовольствием носят в детском саду.
В игровой форме применяются аромалампы в виде «бабочек», «сказочного лебедя», «веселого дельфинчика» в сочетании с разноцветными фонтанчиками и музыкальным сопровождением.

Во время дневного сна детям предлагаются травяные «подушечки» наполненные лавандой, можжевельником, хмелем для расслабления
и повышения сопротивляемости организма стрессовым ситуациям. Особенно востребованными они становятся в период адаптации детей
к дошкольному учреждению, так как улучшают сон, благоприятно сказываются на состоянии нервной системы, увеличивают продолжительность сна.

Для профилактики нарушений и укрепления опорно-двигательного аппарата, улучшения функций дыхания, повышения иммунитета
и жизненного тонуса предлагаются детям валики из стружки целительного можжевельника, и применяются во время гимнастики после дневного сна.

Ароматерапия и фитотерапия проводится с учетом медицинских показаний врачей городской больницы, по согласованию с врачом МБДОУ, под медицинским контролем и с письменного согласия родителей воспитанников.

Широко применяется дыхательная гимнастика с использованием природного материала (перьев, ниток, разноцветных ленточек)
и включается в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки. С целью укрепления эмоционального развития детей
я в своей работе использую динамические игры. Они сопровождаются музыкой спокойного характера, которая, с одной стороны, успокаивает,
а с другой – тренирует эмоционально-волевую сферу у детей. К ним относятся этюды на тренировку отдельных групп мышц, на расслабление мышц, на выразительность жеста, на выражение удовольствия и радости. Элементы музыкотерапии подобраны в соответствии с режимными моментами (классическая и инструментальная музыка – Р. Клайдерман,
Д. Джеймс, Д. Ласт, А. Вивальди и др.)

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия может достичь лишь тот, кому с детства удалось научиться жить в гармонии
с собой, с окружающей природой, управлять своими эмоциям
и поведением. Для этого используется детская йога. Она помогает ребенку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений
и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как сколиоз, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» с использованием можжевеловых палочек и шариков, бус из мелких ракушек, что позволяет разнообразить этот вид деятельности и способствует укреплению физического и эмоционального развития малышей. Пальчиковая гимнастика прекрасно сочетается
с дыхательной, звуковой и вибрационной гимнастикой.

Звуковая гимнастика направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легких, стимулирует деятельность диафрагмы, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус.

Одним из эффективных методов оздоровления детей дошкольного возраста является босохождение по «дорожкам здоровья»
с использованием разнообразной цветовой гаммы и природного материала: пуговиц, пластмассовых крышек, косичек из веревки, рельефных фигурок из дерева. В комплекс закаливающих процедур после дневного сна включается босохождение по солевой дорожке из морской соли. Морская соль не имеет противопоказаний. Соотношение соли и воды составляет:
50 граммов соли на один литр воды.

В оздоровительной работе я использую методическое пособие «Игры, которые лечат» А.С. Галанова. Психика ребенка, особенно
в раннем возрасте, уст­роена так, что малыша практически невозможно заставить це­ленаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не пото­му, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому детям предлагаются адаптированные, изменен­ные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием разнообразного природного материала (деревянные и можжевеловые тренажеры для ног, дорожка из морских камушков для ходьбы).

Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно выполненных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Использование лечебных игр спо­собствует всестороннему, гармоничному физическому и умствен­ному развитию, формированию необходимых навыков, коор­динации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммуни­тет.

Использование комплекса оздоровительных мероприятий построено на принципах постепенного усложнения физических нагрузок, взаимосвязи и тесного сотрудничества воспитателя, медицинских работников детского сада, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя, родителей.

Ожидаемый результат:

  • снижение уровня заболеваемости детей;
  • повышение уровня физического развития воспитанников;
  • овладение навыками самооздоровления;
  • повышение уровня адаптированности к современным условиям жизни;

осознание взрослыми и детьми понятия «ответственность за свое здоровье» и последствий влияния образа жизни на состояние здоровья каждого человека.

В процессе внедрения системы оздоровительных мероприятий, на основании мониторинга посещаемости детей МБДОУ были отмечены положительные результаты. Дети окрепли, стали более выносливыми, регулярные нагрузки циклического характера позволили добиться снижения заболеваемости в группе. Анализ проводимых в группе оздоровительных мероприятий показал эффективность применяемой мной системы оздоровительно-развивающей работы.

По данным диагностики физического развития детей наблюдается положительная динамика:

  • количество детей с низким уровнем физического развития уменьшилось на 30%;
  • количество детей со средним уровнем возросло на 20,2%.
  • улучшились показатели самостоятельного владения навыками ЗОЖ на 30%,
  • число детей, нуждающихся в помощи, сократилось на 22%;
  • количество детей, с достижениями ниже возрастных возможностей снизилось на 8%.

Литература

1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Волгоград «Учитель», 2006. - 9-16с.

2. Алямовская В.Г. Материалы курса «Современные подходы                       к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1–3 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. - 80 с.;

3. Алямовская В.Г. Материалы курса «Современные подходы к         оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 4–5 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 44 с.;

4. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей           в ДОУ. М., 2005. – 6-18с.

5. Волкова О.А., Волков Е.А. Веселая йога. Ростов-на-Дону «Феникс»,

2008. - 3-6с.

6. Галанов А.С. Игры, которые лечат. - М., 2005. – 4с.

7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех. - М., 2000. – 8с.

8. Голубев В.В., Голубева С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 1998 - 3-8с.

9. Кановская М. Золотые рецепты ароматерапии. М. «Сова», 2008. 8-9с.

10. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада.  

М., 2005. – 21-24с.

11. Кузнецова М.Н. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний у детей. - М., 2003. – 7-10с.

12. Кузнецова М.Н., Шищенко В.М., Петричук С.В. Ароматерапия               в системе оздоровления дошкольников.- М., 2004.- 16-20с.

13. Леонова Н.С. Ароматерапия для начинающих.- М., 2005. - 203-207с.

14. Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольном учреждении.- М., 2004. - 189-193с.

15. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. Воронеж, 2007. – 4-20с.

16. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении.- М., 2004. - 3-7с.

17. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2008. – 8-18с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2678 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677