Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Обуховой Ольгой Васильевной, воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида «Журавушка» г. Лянтор Тюменской области. Сегодня Ольга Васильевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию здоровьесберегающих методик и технологий нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста. Статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям воспитанников.
Краткий комментарий к статье от Ольги Васильевны:
«В статье отражены разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для профилактики простудных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни».
Полезного чтения…
Аннотация
В статье отражены разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для профилактики простудных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни. Статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, родителям воспитанников.
Разработка инновационных оздоровительных технологий для дошкольных учреждений – первоочередная и своевременная задача.
По результатам мониторинга состояния здоровья детей и показателей их физического развития, опираясь на инновационные здоровьесберегающие методики и теоретические основы, мной были определены основные направления оздоровительной работы с использованием практически апробированных и разрешенных методик и педагогических технологий нетрадиционного оздоровления детей, а именно:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
- дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
- психогимнастика по методике М. Чистяковой;
- контрастное воздушное закаливание с использованием разнообразных «дорожек здоровья», солевой дорожки;
- использование разнообразных массажеров;
- ароматерапия Г. Лавреневой, Н. Леоновой;
- звуковая и вибрационная гимнастика В. Востокова;
- лечебные игры А. Галанова;
- восточная гимнастика «Веселая йога» О. Волкова и Е. Волковой, «Йога для маленьких ежат» А Липня;
- профилактическая и коррекционная работа с использованием нетрадиционного оборудования (можжевеловых валиков, можжевеловых тренажеров для ног, морских камушков, бус из мелких ракушек).
Для решения оздоровительных задач разработано планирование способов, форм и методов оздоровления в режиме дня, куда вошли:
1. Утренняя гимнастика:
С элементами дыхательной, звуковой, ритмической и пальчиковой гимнастик, а также общеразвивающих, танцевальных упражнений
и упражнений по системе восточной йоги.
2. В период до занятий, в совместной деятельности: пальчиковая гимнастика с использованием можжевеловых палочек и шариков, бус из мелких ракушек.
3. Физкультминутки на занятиях: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, динамические упражнения.
4. Утренняя прогулка:
- дыхательная гимнастика, включающая упражнения на мышечное напряжение, расслабление;
- оздоровительная ходьба, бег;
- подвижные игры и физические упражнения.
5. Мероприятия перед дневным сном:
- релаксационные упражнения, саморегуляция, применение травяных «подушечек» для расслабления, снятия эмоционального напряжения.
6. После дневного сна: гимнастика пробуждения, применение можжевеловых валиков в комплексе общеразвивающих закаливающих упражнений, дыхательная гимнастика, контрастное воздушное закаливание, ходьба по «дорожкам здоровья» с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, профилактика нарушений осанки, сколиоза), небное закаливание отварами трав.
7. Перед ужином: дыхательная гимнастика, психогимнастика, упражнения на релаксацию.
Система работы по применению оздоровительных мероприятий построена с учетом следующих требований:
- четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание помещений);
- рациональная одежда детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулки должна соответствовать времени года и погодным условиям сезона);
- ежедневное проведение утренней гимнастики, организация с детьми подвижных игр и физических упражнений на свежем воздухе, если позволяют погодные условия;
- регулярное проведение физкультурных занятий (с детьми 2 младшей группы проводится 3 занятия в неделю по 15 мин.);
- строгое соблюдение режима дня;
- ежедневное пребывание детей на свежем воздухе, не менее 4,5 часов;
- строгий учет характера погоды при проведении подвижных игр (если температура ниже -100 С с детьми проводятся игры средней интенсивности, в теплую погоду – спокойные игры;
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности и ежедневном распорядке дня ребенка;
- обеспечение спокойной обстановки в подготовке детей ко сну;
- строгое соблюдение времени, отведенного для дневного сна;
- специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плечевого пояса, туловища, рук (использование можжевеловых валиков), дыхательная гимнастика, элементы восточной гимнастики (упражнения после сна, лежа в постели).
Особое значение в системе оздоровления отводится реабилитации после перенесенных простудных заболеваний и коррекционной работе с детьми:
- реабилитация детей, перенесших простудное заболевание дыхательных путей;
- коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
- коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированным сводом стопы;
- индивидуальная работа с детьми, имеющими недостаточные показатели развития основных видов движений;
- коррекция психоэмоциональной сферы детей;
- фитотерапия;
- ароматерапия;
- дыхательные упражнения в группе и на занятиях физкультурой, музыкой;
- индивидуальный режим двигательных и эмоциональных нагрузок;
- физические упражнения и подвижные игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для дошкольников;
- индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателем группы; индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физкультуре.
Важно отметить консультативно – информационную работу.
1.С детьми:
- проведение занятий валеологического цикла с использованием элементов рефлексотерапии, релаксации, оздоравливающих технологий;
- открытые просмотры мероприятий и показы с использованием оздоравливающих педагогических технологий.
2. С педагогами и младшим обслуживающим персоналом:
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья и специфике профилактических мероприятий для дошкольников.
3. С родителями: организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведение цикла лекций, оказание консультативной помощи).
Одним из нетрадиционных способов оздоровления детей дошкольного возраста является ароматерапия.
Эфирные масла - обладают бактерицидными, противовоспалительными, противовирусными, антисептическими свойствами, улучшают ионный состав воздушной среды.
В группе проводится ароматерапия эфирными маслами пихты, сосны, лимона, эвкалипта, лаванды, можжевельника в осенне – весенний период, так как они обладают антивирусными свойствами. Для создания
в группе положительной психоэмоциональной обстановки используются ароматические масла, грейпфрута, апельсина, мандарина, лимона – эти масла прекрасно балансируют нервную систему, устраняют беспокойство, депрессию и поднимают настроение у детей. Аромакулоны, наполненные 2-3 каплями аромамасел дети с удовольствием носят в детском саду.
В игровой форме применяются аромалампы в виде «бабочек», «сказочного лебедя», «веселого дельфинчика» в сочетании с разноцветными фонтанчиками и музыкальным сопровождением.
Во время дневного сна детям предлагаются травяные «подушечки» наполненные лавандой, можжевельником, хмелем для расслабления
и повышения сопротивляемости организма стрессовым ситуациям. Особенно востребованными они становятся в период адаптации детей
к дошкольному учреждению, так как улучшают сон, благоприятно сказываются на состоянии нервной системы, увеличивают продолжительность сна.
Для профилактики нарушений и укрепления опорно-двигательного аппарата, улучшения функций дыхания, повышения иммунитета
и жизненного тонуса предлагаются детям валики из стружки целительного можжевельника, и применяются во время гимнастики после дневного сна.
Ароматерапия и фитотерапия проводится с учетом медицинских показаний врачей городской больницы, по согласованию с врачом МБДОУ, под медицинским контролем и с письменного согласия родителей воспитанников.
Широко применяется дыхательная гимнастика с использованием природного материала (перьев, ниток, разноцветных ленточек)
и включается в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки. С целью укрепления эмоционального развития детей
я в своей работе использую динамические игры. Они сопровождаются музыкой спокойного характера, которая, с одной стороны, успокаивает,
а с другой – тренирует эмоционально-волевую сферу у детей. К ним относятся этюды на тренировку отдельных групп мышц, на расслабление мышц, на выразительность жеста, на выражение удовольствия и радости. Элементы музыкотерапии подобраны в соответствии с режимными моментами (классическая и инструментальная музыка – Р. Клайдерман,
Д. Джеймс, Д. Ласт, А. Вивальди и др.)
Настоящего физического здоровья и душевного равновесия может достичь лишь тот, кому с детства удалось научиться жить в гармонии
с собой, с окружающей природой, управлять своими эмоциям
и поведением. Для этого используется детская йога. Она помогает ребенку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений
и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как сколиоз, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» с использованием можжевеловых палочек и шариков, бус из мелких ракушек, что позволяет разнообразить этот вид деятельности и способствует укреплению физического и эмоционального развития малышей. Пальчиковая гимнастика прекрасно сочетается
с дыхательной, звуковой и вибрационной гимнастикой.
Звуковая гимнастика направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легких, стимулирует деятельность диафрагмы, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус.
Одним из эффективных методов оздоровления детей дошкольного возраста является босохождение по «дорожкам здоровья»
с использованием разнообразной цветовой гаммы и природного материала: пуговиц, пластмассовых крышек, косичек из веревки, рельефных фигурок из дерева. В комплекс закаливающих процедур после дневного сна включается босохождение по солевой дорожке из морской соли. Морская соль не имеет противопоказаний. Соотношение соли и воды составляет:
50 граммов соли на один литр воды.
В оздоровительной работе я использую методическое пособие «Игры, которые лечат» А.С. Галанова. Психика ребенка, особенно
в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому детям предлагаются адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием разнообразного природного материала (деревянные и можжевеловые тренажеры для ног, дорожка из морских камушков для ходьбы).
Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно выполненных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Использование лечебных игр способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Использование комплекса оздоровительных мероприятий построено на принципах постепенного усложнения физических нагрузок, взаимосвязи и тесного сотрудничества воспитателя, медицинских работников детского сада, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя, родителей.
Ожидаемый результат:
- снижение уровня заболеваемости детей;
- повышение уровня физического развития воспитанников;
- овладение навыками самооздоровления;
- повышение уровня адаптированности к современным условиям жизни;
осознание взрослыми и детьми понятия «ответственность за свое здоровье» и последствий влияния образа жизни на состояние здоровья каждого человека.
В процессе внедрения системы оздоровительных мероприятий, на основании мониторинга посещаемости детей МБДОУ были отмечены положительные результаты. Дети окрепли, стали более выносливыми, регулярные нагрузки циклического характера позволили добиться снижения заболеваемости в группе. Анализ проводимых в группе оздоровительных мероприятий показал эффективность применяемой мной системы оздоровительно-развивающей работы.
По данным диагностики физического развития детей наблюдается положительная динамика:
- количество детей с низким уровнем физического развития уменьшилось на 30%;
- количество детей со средним уровнем возросло на 20,2%.
- улучшились показатели самостоятельного владения навыками ЗОЖ на 30%,
- число детей, нуждающихся в помощи, сократилось на 22%;
- количество детей, с достижениями ниже возрастных возможностей снизилось на 8%.
Литература
1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Волгоград «Учитель», 2006. - 9-16с.
2. Алямовская В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1–3 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. - 80 с.;
3. Алямовская В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 4–5 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 44 с.;
4. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. М., 2005. – 6-18с.
5. Волкова О.А., Волков Е.А. Веселая йога. Ростов-на-Дону «Феникс»,
2008. - 3-6с.
6. Галанов А.С. Игры, которые лечат. - М., 2005. – 4с.
7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех. - М., 2000. – 8с.
8. Голубев В.В., Голубева С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 1998 - 3-8с.
9. Кановская М. Золотые рецепты ароматерапии. М. «Сова», 2008. 8-9с.
10. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада.
М., 2005. – 21-24с.
11. Кузнецова М.Н. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний у детей. - М., 2003. – 7-10с.
12. Кузнецова М.Н., Шищенко В.М., Петричук С.В. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников.- М., 2004.- 16-20с.
13. Леонова Н.С. Ароматерапия для начинающих.- М., 2005. - 203-207с.
14. Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольном учреждении.- М., 2004. - 189-193с.
15. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. Воронеж, 2007. – 4-20с.
16. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении.- М., 2004. - 3-7с.
17. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2008. – 8-18с.