Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

План-конспект занятия мастер-класс по теме: Канзаши – цумами. «Цветок глицинии»»
10 минут 6206 1236

План-конспект занятия мастер-класс по теме: Канзаши – цумами. «Цветок глицинии»»

Komarenko fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Комаренко Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ г. Волгодонска Ростовской области, с удовольствием предлагает вашему вниманию Мастер класс для педагогов по теме: Канзаши – цумами. «Цветок глицинии». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Валентиновны:

«Работая педагогом дополнительного образования, для того, чтобы увлечь детей, всегда приходится изыскивать новые или давно забытые виды народного прикладного творчества. Так я и открыла для себя японское искусство Канзаши. Этот вид искусства привлек внимание и моих коллег. Было решено разработать и провести мастер класс для педагогов. Передавая свой опыт, я рада тому, что дело, которым я занимаюсь, привлекает внимание моих коллег. Поэтому, хочется поделиться таким увлекательным делом. Удачи!»

Увлекательного чтения…


План-конспект занятия мастер-класс по теме: Канзаши – цумами. «Цветок глицинии»»

Посмотреть конспект в полной версии с фотографиями.

Разработал: Комаренко Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ

Мастер-класс проводится для педагогов дополнительного образования.

Продолжительность одного занятия: 90 мин с перерывом. Работа рассчитана на 2 занятия.

Тема: Глициния

Цель занятия – Изготовление цветка глицинии в технике «Канзаши-Цумами»

Задачи:

  • дать знания по техникам канзаши и цумами;
  • определить строение цветка глициния;
  • дать знания по приёмам оформления декоративной работы;
  • дать знания по определенным приёмам в канзаши;
  • дать знания по работе с инструментами и материалами, применяемыми в канзаши;
  • дать знания по изготовлению стилизованного растения.

Оборудование

компьютер, интернет.

Материалы и инструменты для работы:

  1. Иллюстративный материал.
  2. Картон.
  3. Атласная лента 6 темно фиолетовых квадратов 5 см ленты, 3 светло-фиолетовых квадрата 5 см ленты, 3 светло-фиолетовых квадрата 3 см ленты, 3желтых квадрата ленты в 2,5 см и 5 зеленых квадрата 5 см ленты
  4. Игла для шитья длинная толстая и тонкая
  5. Ножницы
  6. Свеча или зажигалка
  7. Пинцет
  8. Нитки, армированные белые
  9. Клей-момент
  10. Линейка

Рабочее место должно быть подготовлено следующим образом: Стол, Стул, Хорошее освещение, Проектор

Тип занятия:  традиционное, изучение новых знаний

Правила техники безопасности:

Рабочее место должно быть организовано удобно

Волосы должны быть заправлены

Материалами и вспомогательными средствами нужно пользоваться аккуратно.

При работе с огнем нужно быть максимально аккуратным.

При работе с ножницами нужно быть точными.

При работе с иглой держать её от глаз на безопасном расстоянии, производить уколы вверх.

По окончании работы убрать своё рабочее место.

Этапы работы:

  • Организационный момент.
  • Теоретическая часть.
  • Практическая часть.
  • Заключение.

Ход занятия:Уважаемые коллеги сегодня я хочу познакомить Вас с техникой канзаши-цумами.

Готовим рабочее место. На стол кладём коврик, или картонку. Слева ножницы и линейку, справа зажигалка, посередине свеча. Сверху выкладываем ленты и игольницу, а линейку кладем перед собой или слева. Посередине пинцет.

Японская канзаши (kanzashi) – это украшение, являющееся неотъемлемым атрибутом причесок представительниц женского пола Японии. Как правило, это длинная шпилька с каким-либо декором из ткани в стиле оригами (цветы, бабочки и т.д.). 

Зародилось канзаши во второй половине 17 века. Изначально оно применялось в качестве украшения, но в последствии приобрело более важный смысл - по этим аксессуарам можно было определить слой общества японки, а также семейное положение и наличие детей.

«Шпилька», так звучит перевод слова «канзаши» с японского языка. Изготавливали эти шпильки из древесины самшита, сакуры, панциря черепахи, а также драгоценных металлов и камней. Самыми дорогими канзаши были те, что изготавливались из кости журавля. На сегодняшний день наиболее распространённым и дешевым материалом служит обычный пластик.

Существует несколько видов канзаши:

  • Мацуба – шпилька в виде сосновой иглы.
  • Мимикаки – шпильки среднего размера на одной или двух длинных ножках: хираути (шпилька с круглым плоским оригами), тама-канзаши (наиболее распространенный вид канзаши. Декором для них служат шарики из камней (агат, нефрит, коралл), слоновой кости или черепахового панциря), ёситё (плоские раздвоенные шпильки).
  • Биракан – развевающиеся канзаши: бира (оригами в виде птиц, бабочек со свисающими цепочками), тирикан (декоративная пластинка из драгоценного металла со свисающими частями, декором служат шелковые или металлические цветы, бабочки),  бира-бира (декоративная пластинка со свисающими элементами из металла).
  • Цумами-канзаши или хана-канзаши – украшением для них служат цветы из шелка: сидарэ (цумами канзаши со свисающими цветами), кусудама (шпилька с шариком из шелковых лепестков).
  • Канзаши также различают по сезону, где каждому времени года и месяца соответствует определенный цветок или растение: в мае-глицинии и ирисы.

По сей день, канзаши пользуются популярностью не только в Японии, но и по всему миру. Их по-прежнему используют как украшение прически, но также они служат в качестве декора для одежды, выступают в качестве бижутерии и самостоятельных аксессуаров.  

Техника цумами канзаши.

В ее основе лежит складывание (цумами) кусочков квадратной или прямоугольной формы. 

Необходимые материалы для изготовления цумами канзаши:

  • Ткань. Ею может быть шифон, креп-сатин, атласные ленты, нейлон, орган за, капрон, шелк;
  • Кусочек мыла или портновский карандаш для разметки ткани, линейка, ручка, ножницы;
  • Пинцет;
  • Иголка с ниткой;
  • Зажигалка или свеча, чтобы опалить края и соединить детали
  • Фурнитура по желанию.
  • Клей.

В технике цумами-канзаши используются острые и круглые лепестки. Сегодня на занятии мы попробуем исполнить цветок глицинию в технике цумами-канзаши. Итак, приступаем к работе.

Глициния в цвету.

Работа выполняется последовательно по этапам изготовления цветка (лепесток, серединки цветка, изнанка), веточка.

1.Отмеряем и отрезаем 6 темно фиолетовых квадратов 5 см ленты, 3 светло-фиолетовых квадрата 5 см ленты, 3 светло-фиолетовых квадрата 3 см ленты, 3желтых квадрата ленты в 2,5 см и 5 зеленых квадрата 5 см ленты.

2. Начинаем изготовление круглого лепестка. Сворачиваем темно-фиолетовый квадрат пополам по диагонали и прижигаем концы.

3. Тоже делаем и со светло фиолетовым квадратом, накладываем друг на друга и соединяем.

4. Сворачиваем два скрепленных квадрата пополам светло фиолетовой стороной вверх.

5.Заворачиваем нижние края кверху и прижигаем.

6. Нижние углы заворачиваем внутрь.

7. Разворачиваем лепесток, отрезаем лишний угол

8. Таким образом, собираем 3 лепестка двойных, 3 темно-фиолетовых и 3 светло-фиолетовых из 3см ленты.

9. Изготовление острого лепестка. Зеленый квадрат сворачиваем по диагонали, поджигаем края.

10. Сворачиваем еще раз по диагонали и еще раз, подпаливаем край.

11. Обрезаем нижний угол и опаливаем огнем.

12. Обрезаем боковой край и опаливаем.

13. Острый листочек готов. Так собираем все 5 зеленых листочков.

14. Тоже делаем и с 3-мя желтыми лепестками, но у них нижний край не обрезаем.

15. Собираем на нитку в иголкой верхнюю часть цветка и завязываем путем стягивания.

16. Верхняя часть готова.

17. То же самое делаем и с нижней частью, чередуя темные лепестки с двойными.

18. Серединка. Вырезаем из картона круг диаметром 3 см.

19. Вырезаем квадрат из темно фиолетовой атласной ленты.

20. Округляем концы и опаливаем.

21. Обшиваем круги тканью. Иголкой с ниткой собираем 12 белых лепестков на большую основу, и пришиваем оставшиеся 12 лепестков к маленькой серединке

22. Основа готова.

23. Пришиваем нижнюю часть лепестков на основу. К большему цветку пришиваем меньший, а сбоку прикрепляем собранную веточку. Пришиваем стразу.

24. Изнанку проклеиваем атласом и пришиваем ленту для крепления шпильки.

25. Глициния готова.

Сравним наши глицинии.

Я надеюсь, что сегодняшний опыт найдет продолжение в Ваших занятиях с детьми.

Литература-источники

  1. Мастер классы по канзаши. Много-valirossi-я.ру
  2. Цветок георгин в стиле канзаши. ру
  3. Канзаши – цумами/Темп/2011г.
  4. История канзаши-цумами/Миг/2009г.
  5. Оригами-канзаши/Ворламова А.И./Москва/2007г

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3076 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6922 677