Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Комаренко Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ г. Волгодонска Ростовской области, с удовольствием предлагает вашему вниманию Мастер класс для педагогов по теме: Канзаши – цумами. «Цветок глицинии». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Валентиновны:
«Работая педагогом дополнительного образования, для того, чтобы увлечь детей, всегда приходится изыскивать новые или давно забытые виды народного прикладного творчества. Так я и открыла для себя японское искусство Канзаши. Этот вид искусства привлек внимание и моих коллег. Было решено разработать и провести мастер класс для педагогов. Передавая свой опыт, я рада тому, что дело, которым я занимаюсь, привлекает внимание моих коллег. Поэтому, хочется поделиться таким увлекательным делом. Удачи!»
Увлекательного чтения…
План-конспект занятия мастер-класс по теме: Канзаши – цумами. «Цветок глицинии»»
Посмотреть конспект в полной версии с фотографиями.
Разработал: Комаренко Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ
Мастер-класс проводится для педагогов дополнительного образования.
Продолжительность одного занятия: 90 мин с перерывом. Работа рассчитана на 2 занятия.
Тема: Глициния
Цель занятия – Изготовление цветка глицинии в технике «Канзаши-Цумами»
Задачи:
- дать знания по техникам канзаши и цумами;
- определить строение цветка глициния;
- дать знания по приёмам оформления декоративной работы;
- дать знания по определенным приёмам в канзаши;
- дать знания по работе с инструментами и материалами, применяемыми в канзаши;
- дать знания по изготовлению стилизованного растения.
Оборудование
компьютер, интернет.
Материалы и инструменты для работы:
- Иллюстративный материал.
- Картон.
- Атласная лента 6 темно фиолетовых квадратов 5 см ленты, 3 светло-фиолетовых квадрата 5 см ленты, 3 светло-фиолетовых квадрата 3 см ленты, 3желтых квадрата ленты в 2,5 см и 5 зеленых квадрата 5 см ленты
- Игла для шитья длинная толстая и тонкая
- Ножницы
- Свеча или зажигалка
- Пинцет
- Нитки, армированные белые
- Клей-момент
- Линейка
Рабочее место должно быть подготовлено следующим образом: Стол, Стул, Хорошее освещение, Проектор
Тип занятия: традиционное, изучение новых знаний
Правила техники безопасности:
Рабочее место должно быть организовано удобно
Волосы должны быть заправлены
Материалами и вспомогательными средствами нужно пользоваться аккуратно.
При работе с огнем нужно быть максимально аккуратным.
При работе с ножницами нужно быть точными.
При работе с иглой держать её от глаз на безопасном расстоянии, производить уколы вверх.
По окончании работы убрать своё рабочее место.
Этапы работы:
- Организационный момент.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Заключение.
Ход занятия:Уважаемые коллеги сегодня я хочу познакомить Вас с техникой канзаши-цумами.
Готовим рабочее место. На стол кладём коврик, или картонку. Слева ножницы и линейку, справа зажигалка, посередине свеча. Сверху выкладываем ленты и игольницу, а линейку кладем перед собой или слева. Посередине пинцет.
Японская канзаши (kanzashi) – это украшение, являющееся неотъемлемым атрибутом причесок представительниц женского пола Японии. Как правило, это длинная шпилька с каким-либо декором из ткани в стиле оригами (цветы, бабочки и т.д.).
Зародилось канзаши во второй половине 17 века. Изначально оно применялось в качестве украшения, но в последствии приобрело более важный смысл - по этим аксессуарам можно было определить слой общества японки, а также семейное положение и наличие детей.
«Шпилька», так звучит перевод слова «канзаши» с японского языка. Изготавливали эти шпильки из древесины самшита, сакуры, панциря черепахи, а также драгоценных металлов и камней. Самыми дорогими канзаши были те, что изготавливались из кости журавля. На сегодняшний день наиболее распространённым и дешевым материалом служит обычный пластик.
Существует несколько видов канзаши:
- Мацуба – шпилька в виде сосновой иглы.
- Мимикаки – шпильки среднего размера на одной или двух длинных ножках: хираути (шпилька с круглым плоским оригами), тама-канзаши (наиболее распространенный вид канзаши. Декором для них служат шарики из камней (агат, нефрит, коралл), слоновой кости или черепахового панциря), ёситё (плоские раздвоенные шпильки).
- Биракан – развевающиеся канзаши: бира (оригами в виде птиц, бабочек со свисающими цепочками), тирикан (декоративная пластинка из драгоценного металла со свисающими частями, декором служат шелковые или металлические цветы, бабочки), бира-бира (декоративная пластинка со свисающими элементами из металла).
- Цумами-канзаши или хана-канзаши – украшением для них служат цветы из шелка: сидарэ (цумами канзаши со свисающими цветами), кусудама (шпилька с шариком из шелковых лепестков).
- Канзаши также различают по сезону, где каждому времени года и месяца соответствует определенный цветок или растение: в мае-глицинии и ирисы.
По сей день, канзаши пользуются популярностью не только в Японии, но и по всему миру. Их по-прежнему используют как украшение прически, но также они служат в качестве декора для одежды, выступают в качестве бижутерии и самостоятельных аксессуаров.
Техника цумами канзаши.
В ее основе лежит складывание (цумами) кусочков квадратной или прямоугольной формы.
Необходимые материалы для изготовления цумами канзаши:
- Ткань. Ею может быть шифон, креп-сатин, атласные ленты, нейлон, орган за, капрон, шелк;
- Кусочек мыла или портновский карандаш для разметки ткани, линейка, ручка, ножницы;
- Пинцет;
- Иголка с ниткой;
- Зажигалка или свеча, чтобы опалить края и соединить детали
- Фурнитура по желанию.
- Клей.
В технике цумами-канзаши используются острые и круглые лепестки. Сегодня на занятии мы попробуем исполнить цветок глицинию в технике цумами-канзаши. Итак, приступаем к работе.
Глициния в цвету.
Работа выполняется последовательно по этапам изготовления цветка (лепесток, серединки цветка, изнанка), веточка.
1.Отмеряем и отрезаем 6 темно фиолетовых квадратов 5 см ленты, 3 светло-фиолетовых квадрата 5 см ленты, 3 светло-фиолетовых квадрата 3 см ленты, 3желтых квадрата ленты в 2,5 см и 5 зеленых квадрата 5 см ленты.
2. Начинаем изготовление круглого лепестка. Сворачиваем темно-фиолетовый квадрат пополам по диагонали и прижигаем концы.
3. Тоже делаем и со светло фиолетовым квадратом, накладываем друг на друга и соединяем.
4. Сворачиваем два скрепленных квадрата пополам светло фиолетовой стороной вверх.
5.Заворачиваем нижние края кверху и прижигаем.
6. Нижние углы заворачиваем внутрь.
7. Разворачиваем лепесток, отрезаем лишний угол
8. Таким образом, собираем 3 лепестка двойных, 3 темно-фиолетовых и 3 светло-фиолетовых из 3см ленты.
9. Изготовление острого лепестка. Зеленый квадрат сворачиваем по диагонали, поджигаем края.
10. Сворачиваем еще раз по диагонали и еще раз, подпаливаем край.
11. Обрезаем нижний угол и опаливаем огнем.
12. Обрезаем боковой край и опаливаем.
13. Острый листочек готов. Так собираем все 5 зеленых листочков.
14. Тоже делаем и с 3-мя желтыми лепестками, но у них нижний край не обрезаем.
15. Собираем на нитку в иголкой верхнюю часть цветка и завязываем путем стягивания.
16. Верхняя часть готова.
17. То же самое делаем и с нижней частью, чередуя темные лепестки с двойными.
18. Серединка. Вырезаем из картона круг диаметром 3 см.
19. Вырезаем квадрат из темно фиолетовой атласной ленты.
20. Округляем концы и опаливаем.
21. Обшиваем круги тканью. Иголкой с ниткой собираем 12 белых лепестков на большую основу, и пришиваем оставшиеся 12 лепестков к маленькой серединке
22. Основа готова.
23. Пришиваем нижнюю часть лепестков на основу. К большему цветку пришиваем меньший, а сбоку прикрепляем собранную веточку. Пришиваем стразу.
24. Изнанку проклеиваем атласом и пришиваем ленту для крепления шпильки.
25. Глициния готова.
Сравним наши глицинии.
Я надеюсь, что сегодняшний опыт найдет продолжение в Ваших занятиях с детьми.
Литература-источники
- Мастер классы по канзаши. Много-valirossi-я.ру
- Цветок георгин в стиле канзаши. ру
- Канзаши – цумами/Темп/2011г.
- История канзаши-цумами/Миг/2009г.
- Оригами-канзаши/Ворламова А.И./Москва/2007г