Дорогие друзья, сегодня сотрудники МБДОУ детский сад № 62 г. Орел Орловской области Карпова Карина Сергеевна - педагог-психолог, Антошкина Виктория Александровна - педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, с радостью предлагают вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Все мы вместе рисовали, рисовали и мечтали». Данный материал будет полезен педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования по ИЗО.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«В современном обществе все большее значение приобретает проблема сформированности коммуникативно-речевой активности человека. Часто дети стремятся, но не могут вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми. Такое нарушение навыков диалогической речи делает трудным не только общение ребенка со сверстниками и взрослыми, но и нарушает этот процесс в целом».
Интересного чтения…
«Все мы вместе рисовали, рисовали и мечтали»
В современном обществе все большее значение приобретает проблема сформированности коммуникативно-речевой активности человека. Часто дети стремятся, но не могут вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми. Такое нарушение навыков диалогической речи делает трудным не только общение ребенка со сверстниками и взрослыми, но и нарушает этот процесс в целом. Поэтому очень важно обогащать речевое общение детей. А сделать его более естественным и непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и собственных, расшифровывать наши мысли. Также развитие невербальных умений помогает выбрать правильную линию поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Одним из главных видов невербальной коммуникации являются мимика и жесты, которые передают определенные эмоции. Хорошей средой для развития эмоционального опыта является искусство. Искусство – художественное отражение человеком значимого для него окружающего мира: предметов, явлений природы, общества, семьи. Главный смысл изобразительной деятельности в развитии личности человека, формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира.
Представленный конспект НОД построен на интеграции образовательных областей и может быть использован педагогами в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Обучать:
- закреплять навыки и техники рисования кистью и красками;
- выражать чувства и эмоции в цветах.
Развивать:
- невербальные способы общения;
- творческие способности и воображение;
- навыки саморегуляции;
- отреагирование эмоций;
- раскрепощение;
- самовыражение.
Воспитывать:
- уважение и взаимопонимание в процессе совместной деятельности
- сплочение группы;
Материалы и оборудование: ватман, кисти №3, акварельные краски, непроливайка, подставка под кисть, магнитная доска, магнитофон, диск со спокойной музыкой)
Оргмомент
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. Выпрямите спины, расправьте плечи, сделайте глубокий вдох - вдохните свежесть утра, а потом сделайте выдох - выдохнете все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется три раза).
Педагог-психолог: Какое у вас настроение? (ответы детей).
Педагог-психолог: А чтобы настроение стало еще лучше, возьмемся за руки и передадим искорку добра и хорошего настроения. Искра будет в виде легкого пожатия руки. Когда искорка вернется ко мне, я сообщу. Беремся за руки, закрываем глаза, я передаю! А теперь улыбнитесь нашим гостям, подарите им частичку нашего замечательного настроения! (дети здороваются)
1 часть
Педагог-психолог: Общаться можно по-разному. Как вы думаете, каким образом? (ответы детей).
Педагог-психолог: Правильно можно разговаривать, что-то обсуждать. Это общение с помощью речи. А можно общаться и без слов, а с помощью мимики, жестов, поз.
Сейчас я предлагаю попробовать понять друг друга без слов. Для этого надо разделиться на 2 команды по 4 человека. Одна команда будет со мной, а вторая с Викторией Александровной. Каждый участник команды загадает какое-либо действие, а потом, молча, покажет другой команде, начиная со слов: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Кто будет зрителем, внимательно наблюдайте за товарищами и отгадывайте, что они делают и где находятся.
2 часть
Педагог-психолог: Молодцы! Вы очень хорошо можете объясняться без слов.
ПДО по ИЗО: Я приглашаю на выставку ваших работ, которые на прошлом занятии вы рисовали парами. У всех вас получились картины, которые объединены общим сюжетом. При создании таких рисунков пары сумели договориться, у вас получилась беседа без слов. Цвета вы использовали яркие. Все изобразили природу, разные ее состояния. Это какой жанр в живописи? (пейзаж)
Педагог-психолог: В жизни нам часто приходится договариваться не вдвоем с кем-то, а с большим количеством людей, как у вас в группе, например, вы договариваетесь о правилах игры, обсуждаете, что-то с воспитателями, дома рассказываете родителям, чем же вы занимались в детском саду. И сейчас вы постараетесь вместе договориться. В течение нескольких минут предлагаем вам нарисовать страну вашей группы вместе на одном большом листе. Ваша группа как собственная страна в которой вы дружите, играетесь, у вас свои правила, проходят совместные праздники. Придумайте, что будет в вашей стране. Подумайте, что каждый из вас начнет рисовать, что самое необходимое в стране вашей группы, какие цвета будете брать. Вы можете рисовать на разных частях листа. Вам нужно договориться, что вы будете изображать, но без слов, с помощью мимики, жестов.
(Включается спокойная музыка. Дети садятся вокруг ватмана на подушки и приступают к работе. Педагоги следят за работой детей при необходимости оказывают помощь: дорисовывают, промокают).
ПДО по ИЗО: Посмотрите, какая у нас замечательная, фантастическая страна. Что вы изобразили? (ответы детей).
ПДО по ИЗО: Какие цвета использовали? (ответы детей).
ПДО по ИЗО: Здесь используете яркие цвета, значит у вас сегодня хорошее настроение.
ПДО по ИЗО: Каждый художник дает название своей картине, которое отражает его настроение, чувства. Какое можно дать название вашей работе? (ответы детей).
Вам понравилось рисовать вместе? (ответы детей).
ПДО по ИЗО: Было сложно или легко? (ответы детей).
ПДО по ИЗО: Что было сложного? (ответы детей).
Итог.
Педагог-психолог: Какие вы молодцы! Такую замечательную страну изобразили. С одной стороны рисовать вместе очень интересно и весело. А с другой сложно. Ведь чтобы получилась законченная картина нужно присматриваться к другому человеку, что он делает, что он хочет, т.е. нужно договориться. Если люди не будут общаться, то им будет очень трудно угадать, что же задумал другой человек. Поэтому необходимо научиться понимать друг друга. А на этой картине мы видим, что договориться у вас все-таки получилось, ведь группа у вас очень дружная.
Чтобы дружба стала еще крепче, давайте возьмемся за руки и передадим свою дружбу через рукопожатие. Дружба переходит от меня к ..., от ... к ... (перечисляются все участники группы) и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, т.к. каждый из нас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет. А теперь улыбнитесь нашим гостям, подарите им частичку дружбы и попрощайтесь с ними!