Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Учебное проектирование - приоритетный способ процесса обучения»
42 минуты 4209 869

«Учебное проектирование - приоритетный способ процесса обучения»

Dubina foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Дубину Юрия Михайловича, преподавателя МОУ СОШ № 2 г. Алексеевка Белгородской области. Сегодня Юрий Михайлович с радостью делится с нами статьей «Учебное проектирование - приоритетный способ процесса обучения». Данный материал будет интересен преподавателям СОШ.

Краткий комментарий к статье от Юрия Михайловича:

«Одним из важных отличий учебного проектирования является комплексный характер данного процесса, предполагающий одновременную разработку учащимися (группой учащихся) функциональных вопросов, решение конструкторских, формально-эстетических, эргономических, технологических, экономических, организационно-практических и других задач. Данный подход позволяет добиться создания в ходе учебного проектирования объекта, обладающего свойствами целостности и гармоничности. Кроме того, включение в образовательной процесс разносторонней деятельности открывает объективные возможности для проявления индивидуальности учащихся, их способностей, склонностей и интересов».

Полезного чтения…


«Учебное проектирование - приоритетный способ процесса обучения»

Посмотреть статью в полной версии

I Информационный раздел.

Тема опыта: «Учебное проектирование - приоритетный способ процесса обучения»

Условия возникновения и становления опыта.

Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно- ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов, так как:

-   процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;

-   появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

-   процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;

-   учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно- урочную систему обучения.

Следует отметить, что процесс проектирования складывается из взаимосвязанных этапов и стадий, выработанных в результате длительного опыта и теоретических обоснований. Необходимо отметить, что процесс практического (производственного) проектирования и процесс учебного проектирования имеют ряд различий, связанных в первую очередь с целеполаганием. Если цель производственного проектирования заключается в создании проекта как результата деятельности, то учебное проектирование направлено в первую очередь на овладение учащимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования- субъективна. (Таблица 1).

Одним из важных отличий учебного проектирования является комплексный характер данного процесса, предполагающий одновременную разработку учащимися (группой учащихся) функциональных вопросов, решение конструкторских, формально-эстетических, эргономических, технологических, экономических, организационно-практических и других задач. Данный подход позволит добиться создания в ходе учебного проектирования объекта, обладающего свойствами целостности и гармоничности. Кроме того, включение в образовательной процесс разносторонней деятельности открывает объективные возможности для проявления индивидуальности учащихся, их способностей, склонностей и интересов.

Для выполнения общей комплексной задачи проектирования (проектного задания) необходимо решить ряд задач, взаимосвязанных и взаимообуславливаемых, но различающихся по своему содержанию и характеру деятельности.

Рассмотрев содержание процесса проектирования, мы посчитали возможным выделить следующие виды задач (в зависимости от превалирующей в ходе их решения деятельности):

-  информационно- исследовательские задачи;

-  конструкторские задачи;

- технико- технологические задачи.

Информационно- исследовательские задачи. Данные задачи имеют своей целью сбор необходимой информации о исследуемом объекте или явлении, ее дальнейший анализ и обобщение. Вместе с тем, данные задачи направлены на развитие мышления учащихся и формирование приемов и способов мыслительной деятельности.    

Структура данной задачи строится, исходя из следующих этапов:

1. Определение предмета информационного поиска, исходящее из общей задачи проектирования.

2. Выделение его основных качеств и признаков.

3. Определение критериев для сравнительного анализа.

4. Сбор и осмысление полученной информации.

5. Сравнительный анализ полученной информации.

6. Обобщение.

Первые три этапа связаны с определением и конкретизацией предмета исследования, выделением его основных качеств, признаков и свойств, а также определением критериев для дальнейшего сравнения и обобщения, исходя из направлений предпроектного анализа: анализа функционирования; изучения конструкций и их технологической реализации; эргономического исследования; анализа формально-эстетических решений; анализа экономического фактора и т.д.

Необходимо так же отметить, что данные этапы решения информационно-исследовательской задачи связаны с развитием логического мышления учащихся и формированием умений осуществления поэлементного анализа и выделения главного. Результатом данного процесса является определение критериев для дальнейшего сравнительного анализа. Следует отметить необходимость постепенного увеличения количества выделяемых критериев в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся, а так же необходимость поэтапного и поэлементного формирования у школьников данных умений: умение разделять целое на части; учиться отделять содержание от формы; выделять существенные и несущественные признаки предмета; сортировать материал, отделяя главное от второстепенного; фиксировать результаты в различной знаковой и графической форме и т.д.

Четвертый и пятый этапы тесно связаны со сбором и мыслительной обработкой информации. На данных этапах происходит осмысление и сравнительный анализ поступившей информации о качествах и свойствах аналогичных объектов с целью их дальнейшего обобщения.

Шестой этап. Мыслительные операции, рассмотренные нами на предыдущих стадиях (анализ и выделение главного, сравнение), непременно должны быть направлены на формулирование вывода в результате проведенного обобщения, т.е. выделение наиболее общих, существенных признаков, характеристик, формулирование ведущих понятий, идей.

Следует отметить, что информационно- исследовательские задачи имеют несколько уровней сложности, в зависимости от сложности применяемых для их решения мыслительных операций:

-   информационные задачи, направленные в основном на сбор информации о каком- то объекте;

-   аналитико- синтетические задачи, ставящие своей целью сбор необходимой информации об объекте, ее сравнительный анализ и обобщение;

-   творческие задачи, ставящие своей целью разрешение проблемной ситуации согласно логики подлинно научного исследования.

Данный подход к разграничению информационно- исследовательских задач по уровням сложности позволяет организовать процесс обучения исходя из индивидуальной сформированности у учащихся мыслительных операций: анализа и выделения главного, сравнения, обобщения, систематизации, доказательства и опровержения, выдвижения гипотезы, умений необходимых для разрешения проблемных ситуаций и т.д.

Конструкторские задачи. Данные задачи направлены на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного.

Процесс решения конструкторской задачи строится на основе целостности процесса художественного и технического конструирования. Техническое конструирование направлено на создание объекта в его функциональной, материальной основе. Художественное конструирование направлено на создание целесообразной предметной формы, образа объекта, согласно закономерностям формообразования: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности, динамичности, цветового оформления и т.д..

Следует отметить, что данные задачи, основанные на использовании поисковых, исследовательских методов, являются одним из важнейших средств развития конструкторских способностей учащихся, наблюдательности, пространственного воображения, мышления и направлены на формирование и развитие интеллектуальных, художественно- графических, конструкторско- технических, технико- технологических умений и навыков учащихся.

Структура данных задач в контексте процесса проектирования строится на основе следующих этапов:

1. Формулирование конструкторской задачи (проблемы) (на основе проведенного на предыдущем этапе предпроектного анализа).

2. Формирование идеи (создание идеальной (мысленной) модели).

3. Поиск и анализ возможных вариантов решения конструкторской задачи (создание образно- знаковых моделей проектируемого объекта: схем, набросков, эскизов).

4. Конкретизация и проработка лучшего решения (создание образно- знаковой модели проектируемого объекта: технической документации).

5. Создание   опытного   образца и   его   апробация   (создание   материальной   модели проектируемого объекта и его дальнейшие испытания).

6. Корректировка и оценка предыдущей деятельности.

Первый этап решения конструкторской задачи заключается в критическом осмыслении предшествующего опыта на основе проведенного предпроектного анализа. Результатом данной деятельности является формирование проблемной ситуации, ее осмысление и постановка конкретной конструкторской задачи, включающей: цель, исходные данные, возможные условия решения и средства достижения поставленной цели. Данный этап решения конструкторской задачи характеризуется превалированием мыслительной деятельности учащихся, основным содержанием которой является аналитическая деятельность в сочетании с комбинаторной деятельностью.

Второй и третий этапы решения конструкторской задачи связаны с зарождением, формированием конструкторской идеи проектируемого объекта, а также поиском возможных вариантов ее воплощения. На данных этапах определяется принцип действия будущего устройства, его структурно- пространственное решение, материаловедческое воплощение и осуществляется анализ и поиск возможных решений с позиции целостности данного процесса, ясности и простоты конструкции, оправданности внешних форм и размеров, их оптимального соответствия назначению проектируемого объекта. Результат второго этапа состоит в разработке мысленной модели будущего устройства, определении функциональной и структурной схемы конструируемого объекта в виде идеи- образа. В процессе поисково- конструкторской деятельности идеальные модели выполняют роль мысленных образов, "конструкций", которые человек создает в своем воображении и над которыми совершает мысленные операции и преобразования. На третьем этапе данная образная (мысленная) модель фиксируется в виде образно- знаковых моделей: схем, набросков, эскизов, становясь наглядной [125].

Этап конкретизации связан с отбором лучшего решения и последовательным достижением его оптимального конструкторского воплощения. Результат данного этапа заключается в создании образно- знаковой модели в форме необходимой технической документации: чертежей, технологических карт и т.д. Так называемое, графическое конструирование позволяет более четко осмыслить возникшие идеи, конкретизировать и детализировать их.

Успешность выполнения данного этапа во многом зависит от сформированное™ у учащихся графических знаний и умений, необходимых для чтения, составления чертежей и другой технической документации.

Этап создания опытного образца связан с необходимостью проверки на практике реальности замыслов, целесообразности и рациональности технических решений. Результатом данного этапа является создание материальной модели, подобной проектируемому объекту, которая может быть трех типов:

  • пространственно   подобные:   показывает   форму,   принцип   действия,   структуру   и компоновку объекта, процесс сборки и т.д.;
  • физически   подобные:   для   воспроизведения   динамики   изучаемых   процессов   и характеристик, выражающих содержание и сущность изучаемых явлений;
  • функционально- подобные: имитирующие на механической, электрической, электронной основе функции поведения живых существ.

Осуществление   данного   этапа   решения   конструкторской   задачи   связан   с овладением   учащимися   технико- технологическими   знаниями   и   умениями   для материального воплощения разработанной конструкторской идеи.

На основании выполненных учащимися разработок, проведенных испытаний, выявления и осуществления необходимых доработок можно говорить о создании объекта для реального применения.

Рассматривая данный тип задач, целесообразно выделять в их содержании художественно- конструкторские и конструктивно- технических задачи, соответствующие художественному и инженерному проектированию. Таким образом, появляется возможность дифференциации процесса проектирования с учетом развития у учащихся способностей к художественному (основанному на наглядно- образном мышлении) и техническому (основанному на предметно- действенном мышлении) творчеству.

Вместе с тем необходимо дифференцировать конструкторские задачи по уровню сложности и на этой основе возможно индивидуализировать процесс обучения конструированию с учетом сформированное™ конструкторских умений учащихся:

-   задачи на конструирование по образцу;

-   задачи на доконструирование (доработка или поиск отсутствующего звена);

-   задачи на переконструирование (внесение конструктивных изменений);

-   задачи на конструирование по собственному замыслу (творческие задачи).

Технико- технологические задачи. Данный вид задач наиболее разработанный в курсе технологии и нет необходимости их подробного рассмотрения. Согласно логике процесса проектирования, технико-     технологические     задачи     направлены     на осуществление практической реализации идеи проекта и имеют следующую структуру:

  1. Ознакомление с технической документацией.
  2. Планирование предстоящей деятельности.
  3. Подготовка материалов, оборудования и инструментов.
  4. Выполнение технологических операций по изготовлению отдельных деталей.
  5. Сборка отдельных узлов и всего изделия.
  6. Отделка изделия.
  7. Испытание в реальной действительности.
  8. Контроль качества   осуществляется во время и после каждого этапа выполнения технико- технологической задачи.

Содержание деятельности учащихся в ходе выполнения технико- технологической задачи разнообразно и связано с необходимостью решения учащимися материаловедческих, технологических, организационных, эксплуатационных, экономических, художественно- эстетических и других вопросов.

Следует отметить, что характер деятельности учащихся при выполнении данных задач не носит сугубо репродуктивный характер. Учащимся приходится так же решать вопросы, связанные с выбором материала, разработкой технологической последовательности изготовления изделия, созданием приспособлений, рациональной организацией технологического процесса, распределением ролей при групповой организации процесса, расчетом экономической целесообразности и т.д., то есть решать задачи на частично- поисковом и творческих уровнях деятельности.

Творческий проект - это творческий труд. А "...творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта". (А.С. Макаренко)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

II Технология описания опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности является создание условий для формирования технологической культуры личности учащихся 5 – 8 классов через использование активных методов обучения на уроках технологии.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

-        Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

-        Прививать учащимся навыки самостоятельности, ответственности;

-        Активно вовлекать учащихся в процесс поиска;

-        Формировать технологические знания и умения;

-        Способствовать развитию познавательных способностей.

Содержание образования

Обучение учащихся ведется по календарно-тематическому планированию, составленному на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология».

В тематическом планировании выделены виды самостоятельных работ учащихся, которые способствуют развитию познавательного процесса, а также основы проектирования, Учитывая цели, задачи и материально-технические условия, планирование состоит из следующих разделов:

-        Технология обработки металла

-        Элементы материаловедения;

-        Элементы машиноведения;

-        Конструирование и моделирование;

-        Технология обработки древесины;

-        электротехника;

-        Творческие, проектные работы;

-        Ремонтные работы в быту;

-        Строительные работы;

-        Черчение.

В орга­низации проектной деятельности на уроках технологии я выделяю шесть этапов.

1-этап. Выбор темы проектного задания с учетом изучения и анализа потребностей дома, школы, организации досуга и т.д.

На данном этапе выполнения проекта я помогаю учащимся в обретении понимания смысла и общей направленности проектной дея­тельности. Вы­являю проблемы, интересующие учащихся, и рассматриваю их в контексте значимых для ребенка жизненных ценнос­тей.

Для учащихся 5 класса я предлагаю темы проектов, которые собраны в кабинете технологии в банке данных. А старшеклассникам предлагается самим сформулировать темы проектов, они встречаются с социумом для того, чтобы узнать его потребности. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми (от 2-х до 3-х человек). При выборе темы проектного задания веду диалог по значимости данного проекта. Дети должны объяснить, зачем данный проект ему нужен и где он может пригодиться. При этом ученик ведет как внешний диалог с учителем, так и внутрен­ний диалог с самим собой. Внутренний диалог с самим собой яв­ляется продуктивной формой осуществле­ния мыслительного процесса, одной из структурных единиц которого, так же как и внешнего, выступает вопрос и связанный с ним ответ. Обсуждаем та­кие вопросы, как: какой творческий проект мне выбрать? Зачем этот объект труда мне нужен? Пригодится ли он для дома или школы? Будет ли спрос на мое изделие? и т.п. Я стараюсь зацепиться за каждую новую мысль, за каждое творческое начинание, стараюсь поддержать обучающихся, помочь им обрести уверенность в их соображениях, уловить, принять и развить зарождающиеся идеи, не отвер­гая никаких предложений и суждений.

2-этап. Оценка интеллектуальных, мате­риальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта.

Данный этап характеризуется анализом интеллектуальных, материальных и финан­совых возможностей учащихся для выпол­нения проекта. В 5 классе изучаю индивидуальные возможности учащихся, которые позволяют мне опереться на них с учетом интереса, склон­ностей, разнообразия субъектного опыта учащихся, накопленного ими в реальном взаимодействии с окружающим миром, для оказания необходимой помощи при выполнении творческого проекта, и создании творческих групп. Стараюсь, чтобы в каждой группе был ребенок с интеллектуальными способностями.

В процессе работы выясняю пробелы в знаниях и умениях учащихся и планирую повторение, например: что такое масштаб? как определить площадь? свойства древесины, графическая документация. Учащиеся при этом не просто слушают меня, а постоянно взаимодействуют, задают вопросы, высказывают свои мысли.

3-этап.Сбор и обработка необходимой информации (справочники, книги, журналы, электронные базы данных, Ин­тернет), непосредственные беседы с людьми.

Выполнение учебного проекта на этом этапе осуществляется на основе поиска не­обходимой информации для его выполне­ния. Поиск — механизм творческой продук­тивной деятельности учащихся — является главной составляющей диалогического взаимодействия, так как именно в совмест­ном поиске истины (информации, ответов на вопросы) происходит приобретение личностью новых знаний. В процессе поис­ка постепенно ставятся более сложные за­дачи, поиск углубляется, одновременно меняется и обогащается личность. В кабинете технологии на стенде вывешивается список литературы по каждому выбранному проекту, время встречи каждой группы для высказывания личного суждения по изученной литературе данного проекта. Для пятиклассников я отмечаю страницу или абзац, нужный для прочтения, так как им еще сложно разобраться в массе литературы. У старшеклассников после изучения литературы, во время беседы, иногда меняются взгляды на свой проект, суждения и даже тема проекта.

4-этап.  Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических требований.

Этот этап выполнения проекта требует от ученика напряженной внутренней ра­боты и, чтобы поддержать уровень напря­жения, эмоциональный отклик на обсуж­даемые факты и мысли в его сознании должен звучать долго и отчетливо, не от­пуская внимания и интереса к познавае­мому объекту.

В процессе работы ученику необходимо разработать идею выполнения творческого проекта, которая затем воплотится в эскиз, чертеж, технологическую карту; проанали­зировать экономическую и экологическую целесообразность идеи (не слишком ли до­рогостоящим получается мой проект? на­сколько он экономичен? не нанесет ли он вреда окружающей среде? можно ли еще использовать испорченную заготовку? можно ли заменить древесину и почему?).

5-этап. Планирование, организация и вы­полнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий конт­роль и корректировка деятельности.

Работая над проектом, учащиеся ис­пользуют для его выполнения имеющиеся знания и умения из различных учебных дис­циплин. А диалогическое взаимодействие, которое предполагает сотрудничество, са­моразвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций, помо­гает им в этом.

Учебная ситуация, создаваемая учите­лем на уроке, должна актуализировать, де­лать востребованными личностные функ­ции обучаемых.

Приступая к самому сложному и творческому этапу: разработке технологической карты и изготовлению изделия, я предлагаю для каждой группы алгоритм последовательности действий: от выбора заготовки до контроля изделия. И обязательно обсуждаю, необходимо ли соблюдение операций технологической карты. Особое внимание при выполнении технологических операций уделяю технике безопасности и культуре труда.

6-этап. Оценка качества выполненной ра­боты, защита проекта.

На заключительном этапе работы над проектом учащиеся осуществляют оценку качества работы и защиту проекта. По нему и оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников. Самые лучшие работы предлагаю на школьные и районные выставки.

Особую значимость при этом имеет пе­дагогическая оценка не столько в виде оценки - отметки, сколько в моих оценочных суждениях, жестах, мимике, взгляде, интонации, так как она стимулиру­ет активность учащихся в диалоге, их по­требность раскрыться, высказаться, быть услышанным или наоборот — нейтрализует и тормозит их намерения, замыслы.

Итак, творческий проект — это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.

Система работы учителя.

Уже несколько лет я использую метод проектов на уроках технологии. Это позволяет решить задачи, поставленные мной в процессе обучения и достичь цели активизации познавательной, практической и исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии.

Учащиеся не должны научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них потребуется на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:

-       обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

-       находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

-       проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

-       овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

-       осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

-       экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

-       давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

-       выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

-       оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;

-       сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

В старших классах полной средней школы изучение "Технологии" должно быть направлено главным образом на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельностью, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся.

Мною спланирована организация проектной деятельности и составлено тематическое планирование, обеспечивающее и изучение соответствующих технологий, и выполнение проектных работ.

Я стараюсь продумать перечень этапов работы школьников над проектом, сроки выполнения каждого этапа, исходя из того, что на все отводится 16-20 учебных часов. Это усиливает ответственность ребят за свой труд, приучает их к четкости и порядку. Если проект выполняется несколькими учениками, то реальный вклад каждого из них должен быть четко определен .

Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.

Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики выполняют в основном конструкторско-технологические проекты.

Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и "нужных" объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности.

Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 8 классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.

Примерную тематику проектных заданий, я разработал по каждому году обучения технологии. Она, на мой взгляд, достаточно широкая, постоянно обогащается с учетом интересов и возможностей как учащихся, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект.

Стараюсь обращать особое внимание на отражение в тематике проектов местных особенностей, связанных с народным творчеством.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной мною .

Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но стараюсь удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Мой опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо знает своих питомцев и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, и если он сам тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроки работы и т.п.

Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы, проведения мини-маркетингового исследования, определения цели проекта и решаемых задач. После этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.

Ребята, которым очень тяжело дается выполнение творческих проектных работ, получают задание на изготовление конкретного изделия.

После выполнения эскиза разрабатывается технологический процесс изготовления изделия, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты.

Изготовление объекта проектирования начинается только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза и технологического процесса изготовления изделия.

Не следует стремиться, чтобы учащиеся все работы делали в школе, в учебных мастерских. Часто отведенного времени бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением, можно выполнять дома. Мои ученики некоторые работы, например, по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экономическому обоснованию, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам с моей стороны, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи .

III Результативность опытА  

Применение метода творческого проекта обеспечило повышение уровня успеваемости, что показало наличие положительной динамики качества знаний.

После введения метода проекта мои ученики   учатся самостоятельно мыслить, ставить задачи и решать их, учатся реализовать свой личностный потенциал и свои творческие способности. 

Учащиеся осмысленно выбирают объект труда, экономно относятся к материалам, точнее выполняют технологические операции, пользуются дополнительными источниками литературы. Работают в Интернете. Учащихся могут оценить свою работу, себя. У них развивается память, коммуникативные способности, мышление, они могут правильно организовать свою деятельность, способны поэтапно расписать решения своих задач. По этим критериям можно судить об активизации деятельности учащихся.

Главный результат моего опыта - это высокие достижения, которые добиваются дети по предмету «Технология» в городских и районных олимпиадах.

2010-2011 учебный год – Гончаренко Алексей - призёр;

2011-2012 учебный год – Дудка Родион -призёр;

2012-2013 учебный год – Гребёнкин Вадим - призёр;

2013-2014 учебный год - Гребёнкин Вадим - победитель, Белых Александр-призёр.

Библиографический список:

  1. Проекты по технологическому труду в 5–7 классах // Школа и производство. Симоненко В.Д., Илаева Л.М., Шипицын Н.П. — 1996. — № 1.
  2. «Выполнение проектов в школьном курсе Технология на занятиях в учебных мастерских: Методические рекомендации для учителей технологии». Капустин В.С. — Елабуга, 2003.
  3. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова,Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вентана_Граф, 2004.
  4. «Индивидуальные творческие проекты в предметной области «Технология» Ахвердов А.А., Ахвердова — Астрахань, 2004..
  5. «О проектном подходе к разработке содержания предмета «технология» // Школа и производство». Павлова М.Б. — 1993. — № 5.
  6. «Метод проектов // Технологическое образование». Пахомова Н.Ю. — М., 2004..
  7. Письмо МО РФ № 585/11–13 от 12.04.2000 «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология».
  8. «Метод проектирования. 5–9 классы». Полякова С.Г. — М., 1998.
  9. Проектное обучение школьников на уроках технологии: Сборник методических разработок / под ред. В.А. Мигунова, П.А. Петрякова. — Новгород, 2006..
  10. Творческие проекты учащихся 5–9 классов. Симоненко В.Д. — Брянск, 1996.

Приложение№1

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ ПО "ТЕХНОЛОГИИ"

Проект – творческое задание интеллектуально-практического характера, выполняется учащимися в каждом классе, начиная со второго, в соответствии с программой школьного курса "Технология".

Цели и задачи

Сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

Тематика

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. При выборе темы необходимо учитывать потребности школы, семьи, общества. Проект должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Необходимо учитывать и возможности материально-технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности.

Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:

  • Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению: учебно-наглядных пособий; инструментов, приспособлений для работы в учебной мастерской и на садовом участке; предметов домашнего обихода; декоративно-прикладных изделий; игрушек для малышей и т.п.
  • Разработка и модернизация технологий для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, использования вторичных ресурсов и т.д. с обязательной апробацией результатов.
  • Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

Основные требования к выполнению проекта

Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного творческого коллектива одноклассников, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.

В процессе выполнения проектов рекомендуется применять ПЭВМ.

Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения в соответствии с требованиями программы курса "Технология".

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

Организационно-подготовительный этап

  1. Поиск проблемы.
  2. Выбор и обоснование проекта.
  3. Анализ предстоящей деятельности.
  4. Выбор оптимального варианта конструкции.
  5. Подбор материала.
  6. Планирование технологического процесса.
  7. Разработка конструкторско-технологической документации.
  8. Организация рабочего места.

Технологический этап

  1. Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом.
  2. Самоконтроль своей деятельности.
  3. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда.

Заключительный этап

  1. Корректирование конструкторско-технологической документации.
  2. Экономическое обоснование.
  3. Мини-маркетинговые исследования.

4. Контроль и испытание изделия.

  1. Подведение итогов.
  2. Защита проекта.

К защите должны быть представлены пояснительная записка, изделие и зачетный лист. Защита проекта проходит по всем этапам в виде доклада перед всеми учащимися.

Руководство выполнением учащимися проектов осуществляет учитель технологии, призванный обеспечить рациональный характер их деятельности и успешное ее завершение.

Учитель технологии оценивает работу учащихся на каждом занятии, выставляя текущие оценки и итоговую среднеарифметическую текущую оценку в зачетный лист.

Общая оценка работы по проекту является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, внедряются или рекомендуются для внедрения, выставляются на выставку детского творчества в школе, продаются на школьных ярмарках и т.п.

Приложение№2                            

План выступления на защитЕ проекта

1. Цель проекта:

а) аргументирование выбора темы.

б) обоснование потребности.

2. Решаемые задачи:

конструктивные:

а) соответствие конструкции назначению изделия;

б) прочность и надежность изделия;

в) вес, распределение массы;

г) удобство использования;

технологические:

а) расход материалов, их дефицитность и долговечность;

б) стандартность технологии, необходимое оборудование;

в) сложность и объем выполняемых работ.

экологические:

а) не загрязнение окружающей среды при производстве;

б) возможность использования отходов производства.

эстетические:

а) оригинальность формы;

б) декоративность;

в) цветовое решение.

экономические и маркетинговые:

а) возможность массового производства и реализации;

б) себестоимость изделия.

а) время возникновения изделия;

б) конструкции изделия в прошлом и в настоящее время;

в) применяемые материалы.

4. Ход выполнения проекта:

а) использованная литература;

б) конструкторско-технологическое решение поставленных задач;

в) решение проблем, возникших в ходе практической работы.

а) рыночной цены аналогичного изделия;

б) расчетной себестоимости изделия;

в) реальных денежных затрат.

а) достижение поставленной цели;

б) результаты решения поставленных задач;

в) анализ испытания изделия;

г) возможная модернизация изделия.

Приложение№3

Критерии оценивания

результатов проектирования

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работыучитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность организации труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки учитывается полнота раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Критерии творческого проекта, учитывающие оценку изделия и пояснительную записку, следующие:

Оценка "отлично"выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало.

Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других предметах.

"Хорошо" – пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

"Удовлетворительно" – пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

Приложение№4

ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

К защите каждый ученик представляет пояснительную записку и изделие, учитель – зачетный лист с текущими оценками учащихся.

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием ЭВМ на одной стороне листа бумаги формата 210 ´ 297 мм. Она обязательно должна включать разделы: "Обоснование темы проекта", "Конструкция изделия", "Технология изготовления", "Экономическое обоснование проекта", "Используемая литература". По решению педагога дополнительно могут быть внесены разделы: "Техническое описание", "Рекламный проспект" и др.

На титульном листе пояснительной записки подписывается название проекта, фамилия учащегося и учителя, школа, класс и год выполнения работы. На первом листе записываются названия разделов с указанием номеров страниц. Страницы должны быть пронумерованы и скреплены.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3 – 4 человек (или одноклассников, или учащихся других классов). Для выступления каждому учащемуся дается 5 – 7 минут. После выступления присутствующие могут задавать ему вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося, защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

Итоговая оценка - рейтинговая, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя.

Каждая составляющая рейтинговой оценки учитывает оценки за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту проекта.

Основные положения, которые необходимо учитывать ученику при проектировании:

Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей.

  1. Помни, что главное для тебя – развить свои творческие способности.
  2. Выполняй проект в следующем порядке:

а) выбери с помощью родителей и учителя тему;

б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и др.).

в) спланируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя.

г) выполни теоретическую и практическую части проекта.

д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия.

е) напечатай графическую часть проекта.

ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные и наглядные материалы.

з) защити проект.

  1. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т. п., а также материалы музеев и выставок.
  2. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео - или аудиомагнитофоны, фото - и ксерокопировальные аппараты, глобальную компьютерную сеть Интернет.
  3. Думай о том, как твоя работа пригодится в будущем, стараясь связать ее с выбранной профессией.
  4. Учитывая традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
  5. Всегда помни об экологии своего города и своем здоровье.
  6. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях
  7. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677