Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Игнатову Елену Михайловну, педагога-психолога высшей квалификационной категории МДОУ детский сад «Чебурашка» г. Кораблино Рязанской области. Сегодня Елена Михайловна поделится своим профессиональным опытом в сфере профилактики эмоциональной деформации педагогов. Статья будет интересна педагогам образовательных организаций, педагогам-психологам.
Краткий комментарий к статье от Елены Михайловны:
«Сегодня мы акцентируем внимание на проблеме эмоционального выгорания педагогов. Здоровье педагогов – проблема деликатная. Профессиональное здоровье педагогов – основа эффективности работы. Профессиональная деятельность педагога характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Педагоги в дошкольном образовательном учреждении являются важнейшим воспитательным средством и образцом поведения для детей. От них зависит эмоциональный комфорт каждого ребёнка. Психологические перегрузки, которые испытывают педагоги, нарушают личностный баланс. В следствии ухудшается самочувствие, снижается работоспособность, ослабевает состояние физического и психического здоровья. Поэтому сохранение здоровья педагогов является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения».
Полезного чтения…
Профилактика эмоциональной деформации педагогов
Пояснительная записка
На сегодняшний день одной из проблем нашей системы образования является профессиональная деформация педагогов, вызванная значительными требованиями ко всем аспектам их деятельности.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психологического здоровья педагога в образовательном учреждении.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обусловливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе.
Профессиональная деятельность педагога характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей.
Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на психофизическое самочувствие. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента – педагог теряет самообладание, что проявляется порой в агрессивной форме (окрики, гнев, раздражительность).
В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, эмоционального выгорания, как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, стрессу.
Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению образовательным процессом, становлению профессионального коллектива. Поэтому работы с педагогами нацелена на гармонизацию внутреннего мира педагогов, ослабление их психической напряженности и повышение эмоциональной устойчивости.
Задачи:
- Формирование здорового образа жизни, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации педагогов;
- Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности;
- Направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям свего развития;
- формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
- формирование умения осознавать «что со мной происходит и почему», анализировать собственное состояние;
- формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражение чувств, принятия решений;
- формирование умения принимать и оказывать поддержку окружающим;
- развитие способностей к творческому самовыражению педагога;
- Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего возникновению профессиональной деформации.
Для реализации поставленных задач провожу анкетирование, диагностику, индивидуальные и групповые консультации, деловые игры («Палитра эмоций и др.), занятия с элементами тренинга (Замороженные чувства» и др.), недели психологии для воспитателей, мастер-классы, организую конкурсов на уровне ДОУ («Нет предела совершенству мастерства» и др.) и т.п.
Предполагаемые результаты:
- Развитие компетентности педагогов по проблеме профилактики возникновения профессиональной деформации;
- Формирование позитивного имиджа педагога;
- Самостоятельное оказание профилактической помощи, позитивно влияющей на эмоциональное состояние педагогов и воспитанников;
- Получение педагогами знаний, умений, навыков для сохранения своего здоровья и овладение здоровьесберегающими технологиями;
- Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и жизненных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации у педагогов;
- Осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения большинства педагогов;
- Создание в педагогическом коллективе ситуации успеха, бесконфликтного поведения.
Занятие для педагогов «Не жди подарка от судьбы»
Девиз:
Не жди подарка от судьбы, судьба зависит от борьбы.
Учти ошибки прошлых дней и стань умнее и сильней.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- Развитие умений и навыков гибкого выхода из конфликтных ситуаций;
- Стимулирование роста творческого потенциала педагогов.
- Развитие навыков осознания и принятия своих чувств;
- Формирование умения анализировать воздействие на человека позитивных и негативных чувств, присваивать различные роли, развитие навыка смены эмоций при вхождении в роль;
- Укрепление уверенности в себе;
- Стимулирование готовности к общению.
Время проведения: 1 час.
Ход занятия
Разминка
Упражнение «Возьми салфетки»
Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы.
Материал: бумажные салфетки.
Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Обсуждение. Не требуется.
Основная часть
Упражнение «Разговор со сменой позиций»
Цель: актуализация проблем, встречающихся в профессиональной деятельности участников; оценка сложившейся профессиональной ситуации.
Инструкция. Участники делятся на три группы (по 3-4 человека) и распределяются по ролям: Мечтатель, Скептик, Реалист. С каждой из этих позиций в группах обсуждается тема «Я и группы детей дошкольного возраста». После выполнения упражнения участники каждой группы делятся своими впечатлениями о проблеме и предлагают способы решения.
Обсуждение: каждая группа кратко описывает свои наиболее интересные впечатления и выводы.
2) Упражнение «Тарелка с водой»
Цель: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи
Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
Обсуждение:
1.Что, по вашему мнению, не удалось?
2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
3) Упражнение «Доверительное падение»
Цель: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.
Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.
Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.
Обсуждение:
1. Что было легче делать, падать или ловить?
2. Какие чувства вы испытывали при этом?
3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?
Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.
4) Упражнение «Яблоко и червяк»
Цель: определения способы выхода из конфликтных ситуаций.
Инструкция. Ведущий (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее и представьте на минуту, что вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите ответ.
Интерпретация, обсуждение:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!».
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!».
Приспособление: «Такая, видно, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные».
Понятия:
Конкуренцияпредполагает сосредоточение внимания на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышение внимания к интересам другого человека в ущерб собственному.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обоих сторон.
5) Упражнение «Групповое рисование по кругу»
Цель: способствовать сплоченности, появлению положительных эмоций в процессе рисования.
Материал: листы бумаги, карандаши – по количеству участников.
Инструкция. На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы хотели нарисовать, какие эмоции хотели передать с помощью рисунка и что в итоге получилось?
- Какие трудности возникли во время выполнения упражнения?
Рефлексия
Групповая работа «Ладошки успеха»
Материал: цветные листы бумаги, авторучки – по количеству участников
Выберите приятный для вас цвет. Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.
Обсуждение: Каждый из вас получил свою ладошку успеха, в которой будут храниться комплименты и пожелания ваших коллег. Пусть эти ладошки приведут вас к успеху в личной и профессиональной деятельности.
Прощание
Релаксация «Цветок в ладошках»
А теперь сядьте удобно и закройте глаза (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он - точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться».
- Какие ощущения вы испытывали во время релаксации?
Творческое задание «Прекрасный сад»
- Вспомните, какой цветок детства в ладошках вы представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. (Всем раздается бумага, фломастеры, карандаши, ножницы)
Теперь вырежьте свой цветок. Затем все садятся в круг. (Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, раздает каждому участнику по булавке). Ткань - это поляна сада, которую нужно засадить цветами. Пожалуйста, прикрепляют свой цветок.
Полюбуйтесь на «прекрасный сад», запечатлите эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Посмотрите, хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Обратите внимание, в окружении каких разных, непохожих на других растет ваш цветок. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
- Какие чувства, впечатления, мысли возникли у вас во время выполнения этого задания?
- Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.
Всем спасибо!
Список использованной литературы
1. Герасимова Е.В., Терпигина Е.Н. Неделя психологии для воспитателей// Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2013, №6, с. 47.
2. Кулинцова И. Стресс // Здоровье дошкольника. – 2008, №6, с.34.
3. Пасечник Л. Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья // Здоровье дошкольника. – 2010, №4, с.37.
4. Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей / авт.-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Пунанцева Е. Психологическое здоровье педагога – это важно! // Здоровье дошкольника, 2009, №5, с.39.