Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кирюшиной Натальей Геннадьевной, воспитателем коррекционной группы МБДОУ ЦР ДС «Ручеёк» г. Черногорска республики Хакасия. Сегодня Наталья Геннадьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом взаимодействия педагогов и родителей по формированию начальных трудовых навыков у дошкольников. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Геннадьевны:
«Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Поэтому все шире использую новые активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс воспитания, развития и познания собственного ребенка».
Полезного чтения…
Интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей по формированию начальных трудовых навыков у дошкольников.
Посмотреть статью в полной версии
Актуальность
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Под педагогической культурой родителей понимаю их достаточную подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Наиболее важным компонентом является педагогическая подготовленность родителей, которая характеризуется суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а так же собственными умениями и навыками родителей.
Семья вместе с ДОУ создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего воспитательно-образовательного процесса. Родители есть неотъемлемая часть в образовательном пространстве детского сада. В соответствии с этим взаимодействие с родителями строится на принципах сотрудничества.
Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Поэтому все шире использую новые активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс воспитания, развития и познания собственного ребенка.
Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (например, человеком). Под интерактивными методами следует понимать формы работы, обеспечивающие опыт включенного взаимодействия между участниками «как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них» (работы Г. Блумберга, Дж. Мида, и др.)
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю». Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Цель воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относится к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам своего труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
ПРОБЛЕМА
Особенностью программы «Истоки», по которой работает МБДОУ ЦРДС «Ручеек», является факт отсутствия раздела «Труд» в программном содержании. Чтобы решить эту проблему я разработала и использую систему сотрудничества с семьей по трудовому воспитанию.
ГИПОТЕЗА.
Используя интерактивные методы взаимодействия с родителями, смогу добиться активной позиции родителей в вопросах трудового воспитания подрастающего поколения, что в свою очередь будет способствовать социализации детей в обществе: формированию нравственных качеств, осознанному выбору профессии.
НОВИЗНА.
Дидактический материал основан в соответствии с ФГТ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД».
Цель: формирование у детей положительного отношения к труду.
Задачи: - развивать трудовую деятельность;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей;
- формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями разработала интеграцию образовательных областей.
Интеграция образовательных областей: здоровье+музыка+познание+ коммуникация+социализация+чтение художественной литературы+физическая культура
На основе ФГТ и интеграции образовательных областей разработала перспективное планирование работы с родителями.
Работу с семьей дошкольников организовываю на основе взаимодействия, взаимодополнения. Так как я работаю в унисон с ДОУ (цели, задачи, годовые планы) на основе этого ставлю следующие:
ЦЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЁЙ:
- Повышение роли семьи в реализации прав детей на трудовую деятельность.
- Активизация позиции семьи в трудовом воспитании детей.
- Создание условий для трудовой самореализации педагогов, родителей, детей.
- Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
На основе вышеизложенных целей я разработала:
ЭТАПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности.
- Обучение практическим умениям.
- Вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды ДОУ (конкурсы, праздники, домашние задания).
ВИДЫ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ:
- Самообслуживающий труд.
- Труд в природе
- Ручной труд
- Хозяйственно-бытовой труд.
Самыми активными формами работы с родителями явились:
- Анкетирование «Труд в семье» (приложение 1)
- «Родительская гостиная»
- «Минутки в детском саду»
- Журнал «Почемучек»
- Конкурсы поделок «Причуды природы», «Елочка, елочка - зеленая иголочка» (рисунок 2)
- «Наш Эрмитаж»
- Выпуск газеты «Роднички» (рисунок 3)
- Телефон доверия
- «Моя семья и я» (рисунок 4)
- «День труда»
- Развлечения (праздники, утренники, КВН)
- Экскурсии
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
Анализируя данные, полученные в ходе проведенного анкетирования о трудовом воспитании в семье, можно сделать вывод, что большая часть родителей достаточно просвещена в вопросах трудового воспитания: взрослые стараются приучать детей к труду с раннего возраста, используя личный пример, объясняя и показывая приемы работы, причем стараются делать это по мере необходимости -77%, постоянно – 14%. Почти в 79% семей - есть общие трудовые дела, которые способствуют не только воспитанию положительного отношения ребенка к труду. Это ещё и сплачивает всех членов семьи, формируют доброжелательную атмосферу. Все дети имеют домашние обязанности, выполняют разовые поручения, причем 56% делают это с охотой, 44% - по настроению. Лишь в одной семье не принято поощрять ребенка за выполненную работу, в остальных – маленьких помощников хвалят, разрешают смотреть мультфильмы, «просто обнимают, целуют». В семьях не принято наказывать детей за плохо выполненную работу, либо наказывать трудом; родители отвечали, что «Со временем все получится».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Используемые формы работы дали положительную динамику:
- родители стали придерживаться советов данных в консультациях, «Минутках»;
- в журнале «Почемучек» стали появляться вопросы (Какие трудовые обязанности могут выполнять дети? Каковы наиболее типичные ошибки в трудовом воспитании детей? Нужно ли поощрять ребенка за выполненный труд? Каким образом? Ребенок начинает выполнять какую-либо работу, превращает её в игру, не доводит её до конца. Как быть в таком случае?);
- родители просят об индивидуальных консультациях («Как воспитать положительное отношение ребенка к труду?»; «Как сделать так чтобы ребенок с удовольствием помогал родителям?»; «Почему ребенок не хочет помогать по дому?»);
- родители посещают родительские собрания, утренники, организуют чаепития;
- делятся опытом воспитания;
- предлагают новые формы (День труда, «Телефон доверия»).
Некоторые формы работы, которые я использую в своей практике применяют педагоги нашего ДОУ (Грязнова Л.Г. проводила конкурс «Причуды природы», Белошапкина Т. В. – «Ёлочка - ёлка».
Используя в своей работе интерактивные формы работы, я добиваюсь активной воспитательной позиции родителей, как в вопросах трудового воспитания, так и других проблем, вызываю у них желание лучше узнать своего ребенка, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию (результаты анкеты)
ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ
Необходимо продолжить работу с семьей в вопросах трудового воспитания, углубляя и расширяя знания родителей по данной теме, находить новые формы взаимодействия, вовлекая взрослых в:
- совместную деятельность ДОУ и семьи, группы и родителей (озеленение группы и участка для прогулок);
- разработку и проведение конкурсов «Причуды природы», «Минута славы», «Ёлочка, ёлочка - зеленая иголочка»;
- проведение тематических занятий «Профессии наших мам» (экскурсии в парикмахерскую, кондитерскую)
Чем старше становится ребенок, тем все больше создается возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно – бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки приложить усилия, заставить себя исправить её. Главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители. А помочь им в этом должны мы – педагоги. Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями должно стать установление партнерских отношений, которое становится возможным благодаря интерактивным формам взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Буре Р. С, Година Г. Н. «Учите детей трудится» Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1983 г.
- Голицына Н.С. «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». Издательство Скрипторий 2003г.
- Жукова Р.А. «Старшая группа. Трудовое воспитание. Разработки занятий». Издательство «Корифей», 2009г.
- Комарова Т.С. «Трудовое воспитание в детском саду», Мозаика-Синтез, 2005 г
Приложение 1.
Анкетирование родителей по трудовому воспитанию в семье.
- Как Вы считаете, с какого возраста нужно приучать ребенка к труду?
- с 2-3 лет;
- с 3-4 лет;
- с 4-5 лет;
- с 5-6 лет;
- с 6-7 лет;
Свой вариант ответа.
- Есть ли у вашего ребенка домашние обязанности, поручения? Какие?
- С охотой ли отзывается ребенок на просьбы помочь Вам в выполнении какого-либо дела?
- Как часто Вы привлекаете ребенка к труду?
- постоянно;
- по мере необходимости;
- очень редко;
- никогда не прошу.
5. Какие методы и приемы Вы используете для трудового воспитания ребенка:
- личный пример;
- читаете произведения, посвященные людям труда, рассматриваете иллюстрации;
- показываете и объясняете, как лучше выполнить ту или иную работу;
- организовываете совместную работу всех членов семьи;
- другое.
6. Поощряете ли Вы ребенка за выполненую работу? Каким образом?
7. Наказываете ли, если ребенок выполнил работу плохо? Каким образом?
8. Есть ли в вашей семье общие трудовые дела? Какие?
9. Используете ли Вы труд как средство наказания?
10. Считаете ли Вы, что трудовым воспитанием должны заниматься только в детском саду