Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей по формированию начальных трудовых навыков у дошкольников
13 минут 5544 1372

Интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей по формированию начальных трудовых навыков у дошкольников

Kirushina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кирюшиной Натальей Геннадьевной, воспитателем коррекционной группы МБДОУ ЦР ДС «Ручеёк» г. Черногорска республики Хакасия. Сегодня Наталья Геннадьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом взаимодействия педагогов и родителей по формированию начальных трудовых навыков у дошкольников. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Геннадьевны:

«Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Поэтому все шире использую новые активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс воспитания, развития и познания собственного ребенка».

Полезного чтения…


Интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей по формированию начальных трудовых навыков у дошкольников.

Посмотреть статью в полной версии

Актуальность

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Под педагогической культурой родителей понимаю их достаточную подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Наиболее важным компонентом является педагогическая подготовленность родителей, которая характеризуется суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а так же собственными умениями и навыками родителей.

Семья вместе с ДОУ создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего воспитательно-образовательного процесса. Родители есть неотъемлемая часть в образовательном пространстве детского сада. В соответствии с этим взаимодействие с родителями строится на принципах сотрудничества.

Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Поэтому все шире использую новые активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс воспитания, развития и познания собственного ребенка.

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (например, человеком). Под интерактивными методами следует понимать формы работы, обеспечивающие опыт включенного взаимодействия между участниками «как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них» (работы Г. Блумберга, Дж. Мида, и др.)

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю». Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Цель воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относится к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам своего труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

ПРОБЛЕМА

Особенностью программы «Истоки», по которой работает МБДОУ ЦРДС «Ручеек», является факт отсутствия раздела «Труд» в программном содержании. Чтобы решить эту проблему я разработала и использую систему сотрудничества с семьей по трудовому воспитанию.

ГИПОТЕЗА.

Используя интерактивные методы взаимодействия с родителями, смогу добиться активной позиции родителей в вопросах трудового воспитания подрастающего поколения, что в свою очередь будет способствовать социализации детей в обществе: формированию нравственных качеств, осознанному выбору профессии.

НОВИЗНА.

       Дидактический материал основан в соответствии с ФГТ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД».

Цель: формирование у детей положительного отношения к труду.

Задачи: - развивать трудовую деятельность;

  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей;
  • формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями разработала интеграцию образовательных областей.

Интеграция образовательных областей: здоровье+музыка+познание+ коммуникация+социализация+чтение художественной литературы+физическая культура

На основе ФГТ и интеграции образовательных областей разработала перспективное планирование работы с родителями.

Работу с семьей дошкольников организовываю на основе взаимодействия, взаимодополнения. Так как я работаю в унисон с ДОУ (цели, задачи, годовые планы) на основе этого ставлю следующие:

ЦЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЁЙ:

  1. Повышение роли семьи в реализации прав детей на трудовую деятельность.
  2. Активизация позиции семьи в трудовом воспитании детей.
  3. Создание условий для трудовой самореализации педагогов, родителей, детей.
  4. Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения

На основе вышеизложенных целей я разработала:

ЭТАПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности.
  2. Обучение практическим умениям.
  3. Вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды ДОУ (конкурсы, праздники, домашние задания).

ВИДЫ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ:

  1. Самообслуживающий труд.
  2. Труд в природе
  3. Ручной труд
  4. Хозяйственно-бытовой труд.

Самыми активными формами работы с родителями явились:

  •  Анкетирование «Труд в семье» (приложение 1)
  •  «Родительская гостиная»
  •  «Минутки в детском саду»
  •  Журнал «Почемучек»
  •  Конкурсы поделок «Причуды природы», «Елочка, елочка - зеленая иголочка» (рисунок 2)
  •  «Наш Эрмитаж»
  •  Выпуск газеты «Роднички» (рисунок 3)
  •  Телефон доверия
  • «Моя семья и я» (рисунок 4)
  • «День труда»
  • Развлечения (праздники, утренники, КВН)
  • Экскурсии

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.

Анализируя данные, полученные в ходе проведенного анкетирования о трудовом воспитании в семье, можно сделать вывод, что большая часть родителей достаточно просвещена в вопросах трудового воспитания: взрослые стараются приучать детей к труду с раннего возраста, используя личный пример, объясняя и показывая приемы работы, причем стараются делать это по мере необходимости -77%, постоянно – 14%. Почти в 79% семей - есть общие трудовые дела, которые способствуют не только воспитанию положительного отношения ребенка к труду. Это ещё и сплачивает всех членов семьи, формируют доброжелательную атмосферу. Все дети имеют домашние обязанности, выполняют разовые поручения, причем 56% делают это с охотой, 44% - по настроению. Лишь в одной семье не принято поощрять ребенка за выполненную работу, в остальных – маленьких помощников хвалят, разрешают смотреть мультфильмы, «просто обнимают, целуют». В семьях не принято наказывать детей за плохо выполненную работу, либо наказывать трудом; родители отвечали, что «Со временем все получится».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Используемые формы работы дали положительную динамику:

  • родители стали придерживаться советов данных в консультациях, «Минутках»;
  • в журнале «Почемучек» стали появляться вопросы (Какие трудовые обязанности могут выполнять дети? Каковы наиболее типичные ошибки в трудовом воспитании детей? Нужно ли поощрять ребенка за выполненный труд? Каким образом? Ребенок начинает выполнять какую-либо работу, превращает её в игру, не доводит её до конца. Как быть в таком случае?);
  • родители просят об индивидуальных консультациях («Как воспитать положительное отношение ребенка к труду?»; «Как сделать так чтобы ребенок с удовольствием помогал родителям?»; «Почему ребенок не хочет помогать по дому?»);
  • родители посещают родительские собрания, утренники, организуют чаепития;
  • делятся опытом воспитания;
  • предлагают новые формы (День труда, «Телефон доверия»).

Некоторые формы работы, которые я использую в своей практике применяют педагоги нашего ДОУ (Грязнова Л.Г. проводила конкурс «Причуды природы», Белошапкина Т. В. – «Ёлочка - ёлка».

Используя в своей работе интерактивные формы работы, я добиваюсь активной воспитательной позиции родителей, как в вопросах трудового воспитания, так и других проблем, вызываю у них желание лучше узнать своего ребенка, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию (результаты анкеты)

ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

Необходимо продолжить работу с семьей в вопросах трудового воспитания, углубляя и расширяя знания родителей по данной теме, находить новые формы взаимодействия, вовлекая взрослых в:

  • совместную деятельность ДОУ и семьи, группы и родителей (озеленение группы и участка для прогулок);
  • разработку и проведение конкурсов «Причуды природы», «Минута славы», «Ёлочка, ёлочка - зеленая иголочка»;
  • проведение тематических занятий «Профессии наших мам» (экскурсии в парикмахерскую, кондитерскую)

Чем старше становится ребенок, тем все больше создается возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно – бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки приложить усилия, заставить себя исправить её. Главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители. А помочь им в этом должны мы – педагоги. Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями должно стать установление партнерских отношений, которое становится возможным благодаря интерактивным формам взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Буре Р. С, Година Г. Н. «Учите детей трудится» Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1983 г.
  2. Голицына Н.С. «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». Издательство Скрипторий 2003г.
  3. Жукова Р.А. «Старшая группа. Трудовое воспитание. Разработки занятий». Издательство «Корифей», 2009г.
  4. Комарова Т.С. «Трудовое воспитание в детском саду», Мозаика-Синтез, 2005 г

Приложение 1.

Анкетирование родителей по трудовому воспитанию в семье.

  1. Как Вы считаете, с какого возраста нужно приучать ребенка к труду?
  • с 2-3 лет;
  • с 3-4 лет;
  • с 4-5 лет;
  • с 5-6 лет;
  • с 6-7 лет;

Свой вариант ответа.

  1. Есть ли у вашего ребенка домашние обязанности, поручения? Какие?
  2. С охотой ли отзывается ребенок на просьбы помочь Вам в выполнении какого-либо дела?
  3. Как часто Вы привлекаете ребенка к труду?
  • постоянно;
  • по мере необходимости;
  • очень редко;
  • никогда не прошу.

           5.   Какие методы и приемы Вы используете для трудового воспитания ребенка:

  • личный пример;
  • читаете произведения, посвященные людям труда, рассматриваете иллюстрации;
  • показываете и объясняете, как лучше выполнить ту или иную работу;
  • организовываете совместную работу всех членов семьи;
  • другое.

         6.   Поощряете ли Вы ребенка за выполненую работу? Каким образом?

         7.   Наказываете ли, если ребенок выполнил работу плохо? Каким образом?

         8.   Есть ли в вашей семье общие трудовые дела? Какие?

         9.   Используете ли Вы труд как средство наказания?

       10.   Считаете ли Вы, что трудовым воспитанием должны заниматься только в детском саду

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677