Дорогие друзья, сегодня Чернова Галина Иосифовна, воспитатель СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. станции Клявлино Самарской области, с радостью делится с нами статьей на тему «Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств посредством художественной литературы». Данный материал будет интересен воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Галины Иосифовны:
«Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Наблюдения за детьми показывают, что в старшем дошкольном возрасте постоянно возникает проблема недостаточного осознания детьми того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми».
Интересного чтения…
«Доброта должна стать таким же состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку» В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевкого уделялось большое внимание воспитанию нравственных чувств, нравов». Известно изречение одного древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей.
Наблюдения за детьми показывают, что в старшем дошкольном возрасте постоянно возникает проблема недостаточного осознания детьми того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми.
Актуальность темы на современном этапе очевидна:
- За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
- Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
- Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.
- Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
- Не читающие родители не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.
В основе моей работы лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использую следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В течение года систематически читаю и рассказываю сказки. Исследователи отмечают, что сказки вводят ребёнка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогают выразить своё отношение к добру и злу. Чтение и восприятие сказки предполагает деятельность взрослого и ребёнка. Приведу пример. Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» (для детей старшего дошкольного возраста) Если взрослые акцентируют внимание на противопоставление образов обитателей птичьего двора и бедного, несчастного утёнка, то фактически они транслируют беспомощность в восприятии собственных жизненных неурядиц. Но ведь у автора совсем иная цель, и её достижение мы видим в конце. Это не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
Большое значение для нравственного развития и воспитания детей служат произведения о природе и окружающем мире. Произведения В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина воспитывают у детей бережное отношение к природе, животным, желание заботиться о них, защищать. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Приобщая детей к художественной литературе, я стараюсь подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых. Тема дружбы раскрыта во многих произведениях детских писателей. Таких как С. Михалкова «Как друзья познаются», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Лев и собачка», В. Катаева «Цветик-семицветик». После прочтения таких произведений нужно ребятам предложить поговорить о дружбе. Разговор должен строиться на взаимном доверии и уважении, чтобы педагог не навязывал свою точку зрения. Беседа по произведениям должна помочь создать в группе доброжелательные отношения друг к другу, сплотить детский коллектив.
Ученые не пришли пока к выводу, к каким чувствам относится юмор: моральным, интеллектуальным или эстетическим. Ясно одно, что формировать это чувство крайне важно. Формировать юмор с детства - это не пустая забава, это подготовка ребенка к жизни, к достойной борьбе с испытаниями и сложностями. Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами». Улыбка и смех - всегда хорошие помощники человеку. Нужно не забыть о юморе и не опоздать - и тогда ребенок будет адаптирован к жизни, к тернистым ее тропкам, преодолению ошибок и трудностей. Рассказы Носова лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное в поступках героев. Для дошкольников предназначен сборник рассказов «Веселые истории».
Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.