Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Батритдинову Альфию Халитовну, воспитателя первой квалификационной категории СП ДС "Алёнушка" ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Альфия Халитовна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере игровой деятельности детей. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Альфии Халитовны:
«Больше всего дети любят играть. Мы знаем, что игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для малышей. Наблюдая окружающий мир и деятельность людей, ребенок хочет стать ее участником. В игре он может все. Только понарошку. Но в игре, по- настоящему работают воображение, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки)…»
Полезного чтения…
Дом, в котором мы живем, играя
Больше всего дети любят играть. Мы знаем, что игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для малышей. Наблюдая окружающий мир и деятельность людей, ребенок хочет стать ее участником. В игре он может все. Только понарошку. Но в игре, по- настоящему работают воображение, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).
И не "понарошку", а по-настоящему малыши переживают события, которые лежат в основе их игр. Моя задача, как воспитателя увидеть в игре личность малыша: заботливая ли "мама", внимательный ли "врач", вежливый ли "продавец".
Для меня и для родителей моих воспитанников игра ребенка это своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил ребенок на очередном этапе своего развития. Дети в нашей группе (группе ранней помощи) начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни. Теперь им интересно не просто катать машину или коляску, а сажать куклу или медвежонка и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в колыбельку, баюкать, причесываться самим и причесывать игрушки расческой, есть самому и кормить ложкой куклу ит.п. Игра детей становится разнообразнее, значит познание окружающих их предметов проходит успешно. Мы помогаем ребятам перенести жизненый опыт в игру. Показываем, как и во что можно играть. Например Даша М. пронесла по группе куклу Марину , держа за ноги вниз головой, а потом бросила на пол. Ласково обращаясь к кукле, я говорю: Марина (т.е.кукла) идет ножками: топ-топ-топ. Наша Марина идет к Даше. Подвожу куклу к Даше, Даша берет куклу за руку, ведет ее приговаривая "Марина топ-топ".В другой раз она танцует с куклой под веселую песенку. Постепенно кукла становиться ее любимой игрушкой. Девочка начинает бережно относиться к ней, не бросает, не носит вниз головой. Действия с игрушкой, которые я ей показала, она переносит в свою игру, постоянно дополняя ее новым содержанием.
Дети подражают действиям взрослых. Некоторые дети уже берут на себя определенную роль в игре, но не заявляет о ней. Отдельные бытовые сценки переплетаются с ситуациями вымышленными, иногда сказочными, но в основе всегда лежит собственный детский опыт. Например Дамир Ш. копирует в игре отца, а Настя С. передает типичные жесты и интонацию мамы, брата. Все это свидетельствует о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Мы привлекаем внимание детей к действиям взрослых, которые могут быть интересными им. В дальнейшем очень важно, чтобы ребенок сам ставил игровую задачу, определял содержание предстоящего игрового действия: накормить куклу кашей, угостить печенькой, уложить спать и т. п. Мы стараемся, чтобы в поле зрения детей были подходящие сюжетно-образные игрушки (куклы, животнные, бытовые игрушки). Они оживляют впечатления детей от наблюдаемого и побуждают к отображеннию увиденного. Дети сами находят необходимые для этих действий игрушки или предметы, заменяющие их (кубик-телефон,колечко-бублик и т. п.). Самодеятельный характер игры будет служить основой для их дальнейшего развития. Постепенно ребенок сможет сам занять себя в игре. Мы создаем условия для наглядного познания детьми окружающего мира: через наблюдения действий взрослых, явлений природы, повадок животных. Всячески поддерживаем такие наблюдения, поощряем высказывания детей по поводу увиденного.
Иногда я ставлю перед детьми задачу-вопрос: "Наша Марина, наверное проголодалась?" Если дети не решают эту задачу (не кормят куклу), я неназойливо демонстрирую пример игрового поведения ( например беру в руки куклу, сажусь за стол, ставлю тарелку, имитирую кормление куклы и ласково говорю: "Кушай кашку, Марина, вкусная каша". Ребята играют вместе со мной.
Мы со своими коллегами обогащаем детей новыми впечатлениями.
Подбираем нужные предметы и игрушки, подчеркиваем, кто и что делает: шофер везет пассажиров в автобусе, грузы в машине; папа чинит стул, утюг; мама готовит обед, шьет платье, штанишки: строитель строит; доктор строит дом; доктор лечит больных. Девочки очень любят играть в игру "дочки-матери". Результатом развития игры к концу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль. Воспитатель всегда должен быть эмоционален, потому что эмоциональность воспитателя не заменишь ничем, даже самыми лучшими, самыми современными технологиями!
Игры, в которые мы играем с детьми:
- "Накормим куклу обедом";
- "Угостим куклу чаем";
- Сюжетная подвижная игра "Заинька";
- "Купание куклы Марины";
- Сюжетная подвижная игра "Вот сидит наш пес Барбос";
- Сюжетно ролевая игра " Кот и мыши";
- Игровая ситуация "Угощение игрушек";
- Сюжетная игра "Едем вместе"; "Покатаем игрушки" и др.