Дорогие друзья, сегодня сотрудники СП «Детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино Самарской области Дмитриева Галина Кузьминична (учитель-логопед) и Варламова Людмила Викторовна (педагог-психолог) любезно поделятся своими методами создания педагогических условий для коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи в ДОУ. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«На наш взгляд, тесное взаимодействие в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ учителя-логопеда и педагога-психолога дают положительные результаты. Многолетний опыт сотрудничества доказывает, что данную работу в этом направлении необходимо продолжать».
Интересного чтения...
Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям.
В нашем детском саду функционирует коррекционная подготовительная логопедическая группа «Золотая рыбка». Дети, которые посещают группу, имеют различные отклонения в познавательной и речевой сферах: общее недоразвитие речи II, III уровней, задержку психического развития. Для построения коррекционно-развивающего вариативного образования необходимо обеспечение организации видов деятельности, стимулирующих познавательно-речевое развитие, развития мышления, воображения, фантазии, детского творчества, создание позитивного эмоционального климата, а также гибкое отношение к детям с различными нуждами, включение каждого в образовательный процесс.
Коррекцию речи осуществляет учитель – логопед, работая над преодолением фонетико-фонематических и лексико-грамматических недоразвитий. Он информирует об уровне речевого развития каждого ребёнка воспитателей и специалистов, т.к. совместная деятельность повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. Педагог-психолог оказывает учителю-логопеду консультативную помощь при выполнении коррекции недостатков психических процессов, при решении проблем в эмоциональной и коммуникативной сферах. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, сотрудничество во всех направлениях этой работы – необходимое условие обеспечения результативности деятельности психолого–логопедической помощи в детском саду. Тесная взаимосвязь педагога-психолога и учителя – логопеда осуществляется в процессе совместного планирования работы, где четко распределены задачи каждого. При реализации преемственности в работе между психологом и логопедом соблюдается единство требований, предъявляемых детям.
Взаимодействие между педагогом - психологом и учителем – логопедом реализуется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, просветительское, аналитическое.
Диагностическая работа заключается в своевременном выявлении у детей тех сторон развития, которые требуют особого внимания. Основные направления диагностики: определение уровня речевого и психического развития ребёнка, совместная разработка диагностического блока методик. Полученные результаты психолого-логопедической диагностики мы вносим в совместно разработанную на каждого ребёнка индивидуальную карту развития, а затем объединяем их в сводную таблицу психолого-логопедического развития воспитанников подготовительной логопедической группы .
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков. От качества профилактической и коррекционной работы, своевременности принятых мер, от того, насколько тесно сотрудничают специалисты, зависит интеллектуальное, личностное и речевое развитие ребёнка, а следовательно его подготовка к школьному обучению. На данном этапе проводится следующая работа: на основе результатов комплексной диагностики формируется интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий; составляется план каждого занятия с учетом нюансов нашего взаимодействия и особенностей развития ребёнка.
Психологические занятия с детьми в штатном расписании выделены как особая форма работы, вне сетки занятий, поэтому проведение интегрированных занятий наиболее целесообразно, так как они решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимой учебной нагрузки. Педагог-психолог и учитель-логопед разработали и апробировали комплекс психолого-логопедических занятий для детей логопедической группы. Занятия объединены общей темой, проводятся специалистами совместно. Мы свою работу строим на основе интеграции образовательных областей, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребёнка.
Блок данных занятий решает следующие задачи: развитие фонематического восприятия, автоматизация поставленных звуков, обогащение словарного запаса, формирование связной речи, развитие навыков логико-смысловой организации высказывания, правильного речевого дыхания и ритмико-интонационной стороны речи, формирование психических процессов, при решении проблем в эмоциональной и коммуникативной сферах. Психолого-логопедическая деятельность требует от педагогов тщательной координации действий друг с другом, точного определения оптимальной нагрузки на детей, чёткости, компактности и логической взаимосвязанности в подборе материала. На занятиях мы активно используем малоподвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, релаксационные упражнения, игры с песком, упражнения с красками, работа с тестом, с пластилином и т.д. Творческий подход к проведению интегрированных занятий с детьми логопедической группы значительно улучшает динамику коррекционной работы, оказывает позитивное влияние на повышение профессионального мастерства. (пример из практики)
Консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам создания дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития ребёнка.
Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей, поэтому мы проводим просветительскую работу: выступление на родительских собраниях, информационные выставки, индивидуальные консультации, семинары-практикумы, на которых рассказываем об особенностях развития ребёнка в данный период, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы. В рамках просветительской деятельности проводим работу с педагогами: выступление на педагогических советах, методических объединениях, проведение тренингов, семинаров-практикумов, индивидуальное консультирование. Нужно отметить профессионализм педагогического персонала логопедической группы для детей с ОНР. Все специалисты и педагоги обеспечивают эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного психологического климата, посредством проявления чуткости к познавательно-речевым интересам и возможностям детей.У нас созданы условия для медицинского сопровождения детей с ОВЗ, в целях охраны и укрепления здоровья каждого. На базе детского сада функционирует консилиум (ПМПк), который обеспечивает сопровождение воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Аналитическая работа заключается в отслеживании эффективности коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве педагога-психолога и учителя-логопеда, т.е. в выделении всех возможных положительных и отрицательных сторон этой деятельности, а также установлении динамики развития ребёнка. Результаты взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда по сопровождению детей оцениваем по следующим параметрам:
- обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
- осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
- обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
- высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
- динамика развития детей.
В конце учебного года (2013-2014 уч.г.) было проведено контрольное обследование воспитанников логопедической группы. По результатам диагностики хорошая динамика отмечается у 79% детей, с улучшениями в познавательном и речевом развитии – 21% детей.
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах педагога-психолога и учителя-логопеда прослеживается общая логика коррекционно-образовательного процесса, что позволяет осуществлять более эффективную помощь детям в преодолении различных нарушений.
Комплексный системный подход к решению проблем, связанных с познавательно-речевыми нарушениями детей, является основной для взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога. На наш взгляд, успешное внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в практику работы с детьми с ОНР возможно, благодаря тесному сотрудничеству специалистов и педагогов ДОУ, а в частности педагога-психолога и учителя-логопеда. Практика показывает, что данное взаимодействие значительно улучшает качество коррекционно-развивающей работы. Один из важных результатов деятельности – адаптированная к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе личность ребёнка.