Дорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" учителя начальных классов ГБОУ СОШ 1909 г. Люберцы Московской области: Саморядова Елена Эликовна, Кричевская Светлана Алексеевна, Ликучева Елена Юрьевна, Лысенко Анастасия Александровна. Педагоги с удовольствием предлагают вашему вниманию статью «Метод проектов в начальной школе». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и воспитателям ГПД.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Проектная деятельность - интересное, увлекательное дело. Мы бы хотели посоветовать учителям, заинтересовавшимся этим методом, смелее использовать его в своей работе, т.к. только непосредственная организация и работа над проектом может дать полное понимание эффективности этого метода. Опирайтесь на интересы и возрастные особенности учащихся при выборе тем и форм презентаций. Поддерживайте, поощряйте самостоятельность и инициативу детей. Давайте ребятам возможность анализировать свою работу, старайтесь оценить вклад каждого в общий результат на всех этапах работы, а не только в конце. Мы надеемся, что наши советы помогут учителям в их работе»
Полезного чтения…
Метод проектов в начальной школе
Введение ФГОС в образовании побуждает учителей к использованию новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Одной из основных задач начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета, развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных образовательных технологий в учебном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся. Эти технологии и постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии. Они создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль.
В начальной школе всегда существовала проблема, как научить ребенка организовывать свою жизнь: определять ближнюю и дальнюю перспективы, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достигнуть поставленных целей.
Ещё с 2004 года, анализируя работу начальной школы и отмечая положительные результаты в ходе обучения, учителя выделили и ряд трудностей, с которыми они сталкивались чаще всего в процессе работы:
- недостаточный уровень самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе;
- неумение эффективно организовать рабочее пространство и использовать рабочее время;
- сложности при переносе знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
- несформированность навыков самоанализа и рефлексии;
- трудности в поиске, анализе, ранжировании информации;
- отсутствие коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информации.
Обдумывая эти проблемы, мы решили, что необходимо дополнить традиционную систему обучения новой формой деятельности учащихся. С этой целью нами был выбран метод проектов. В 2005 г. под руководством учителей было создано «Детское издательство».
(Рисунок 1)
Первым творческим проектом начальной школы стал проект «Учебное пособие по изготовлению из глины поделки-сувенира «Собачка».
В процессе обсуждения будущей работы дети предложили несколько вариантов тем. Главную роль в выборе сыграла экскурсия в г. Гжель на завод по производству глиняных игрушек. Продуктом своей деятельности дети назвали глиняную игрушку – собачку – символ 2006г. по Восточному календарю. Учителя, ориентируясь на разный возраст участников проекта (2-4 классы), подвели редколлегию к мысли о создании не просто книги, а книги-инструкции по изготовлению сувенира из глины.
Работа в редколлегии дала возможность детям проявить себя, приложить свои знания, поработать самостоятельно, научила прислушиваться к мнению других, взаимодействовать в группе, распределять роли для достижения единого результата.
Участники проекта, обсудив круг интересующих их тем, распределились на отделы по возрасту и интересам:
2-е классы: глиняные промыслы и их особенности;
3-е классы: свойства глины, древние сказки о животных, инсценировка;
4-е классы: использование глины в древности.
Используя различные источники информации (детские книги и журналы, учебники, энциклопедии, практические работы, фотоматериалы, Интернет), ученики представили результаты своей деятельности редколлегии. Под руководством учителей из всей массы собранных сведений редколлегия выбрала нужные. Они и вошли в учебное пособие.
В процессе этой работы дети приобрели навыки по сбору, анализу информации; научились переносить знания из учебной, практической области в проектную.
Учебное пособие дети выполнили в нескольких рукописных вариантах. Старшеклассники оказали помощь в создании печатного учебного пособия с использованием компьютерных технологий.
Учениками была проделана огромная работа. Еще на начальном этапе «Детского издательства» редколлегия определила формы представления результатов проекта.
- Для 1х классов – проведение мастер-класса с использованием этого пособия.
- Для 2-4х классов – показ кукольного спектакля по древней китайской сказке «Как по животным счет годам вести стали», где персонажем является собака – символ 2006года. Герои сказки выполнены из глины. (Рисунок 2)
- Игра-путешествие «Промыслы русской игрушки».
- Выставка глиняных работ, выполненных учащимися. (Рисунок 3)
- Создание и демонстрация слайд-фильма о работе над проектом.
На итоговом собрании «Детского издательства» в процессе обсуждения ребята подвели итоги, дали эмоциональную оценку своей деятельности и ее результатам. Отметили положительные стороны, недостатки и предложили продолжить работу «Детского издательства» на следующий год.
В результате работы над проектом был решен ряд важных задач.
1. Дети получили навыки работы в группах.
2. Ребята научились организовывать рабочее пространство и эффективно использовать время.
3. Дети анализировали свою деятельность, давали взаимооценку.
4. Удалось заинтересовать большое количество учащихся начальной школы, старшеклассников, родителей, учителей и объединить их для решения общей задачи.
5. Удалось увлечь детей изучением традиций русского народа.
На окружном конкурсе проектных работ в 2005-2006 учебном году в номинации «От исторических корней к филологическим» этот проект занял 3 место.
Проектная деятельность прочно вошла в жизнь учеников и учителей начальной школы.
В 2006-2007 учебном году «Детское издательство» продолжило свою работу. На первом заседании ребята делились впечатлениями о летних каникулах. Самыми яркие воспоминания были связаны с отдыхом на море. Так следующей большой работой «Детского издательства» стал проект «Тайны океана». На этот раз редколлегия предложила выпустить по данной теме журнал. Ребята решили, что он должен быть не только красочным и ярким, но и понятным для детей разного возраста, познавательным и удобным для демонстрации. Участники проекта при поддержке учителей обсудили круг тем для изучения, определили источники информации, способы её сбора и анализа и распределились на отделы по классам и интересам.
З-е классы работали над темами: «Голубая планета», «Происхождение мирового океана», «Как развивалась жизнь на Земле», «Первые обитатели океана», «Россия - морская держава».
4-е классы: выясняли «Почему вода в океане солёная»; с помощью опытов изучали свойства морской воды; собирали информацию по темам: «Удивительный мир океана», «Морские хищники», «Морские однофамильцы», «Глубоководные жители», «Подводные растения», «Изучение океана человеком», «Проблемы экологии океана».
Под руководством учителей из большого количества материала редакция выбирала нужные сведения, которые и вошли в журнал. Еженедельно выходила новая страница, над которой работала группа ребят. Они же знакомили со своей работой заинтересованных учащихся, которые посещали «Детское издательство». (Рисунок 4)
В процессе этой работы дети приобрели большой опыт работы с информацией (использовали различные источники, учились выделять главное и отбирать необходимое); учились делать научные сообщения, давать оценку докладам и выступлениям; узнавать новое с помощью экспериментов, наблюдений; вырабатывать гипотезы; выбирать формы и способы презентации результатов, находить идеи по их оформлению.
Презентация результатов проекта и представление журнала проходили на познавательно-развлекательной программе «Подводная одиссея». Отдел организации к презентации проделал огромную работу по подготовке к празднику: подготовил вопросы для викторины, конкурсы, познавательный материал, музыкальные номера. Ребята разработали и изготовили эмблемы для команд, костюмы, декорации и украшения для зала. Участниками презентации стали не только ребята из «Детского издательства», но и все учащиеся начальной школы, родители, учителя и старшеклассники, которые помогали в технической организации программы.
На итоговом заседании издательства был проведён анализ результатов анкетирования участников проекта, вопросы к которому дети учились составлять на занятиях, обсуждались результаты работы над проектом.
В результате работы над проектом были решены все поставленные цели и задачи.
1. Побуждение детей к самостоятельной работе по поиску и сбору информации.
2. Развитие навыков работы в группе, коммуникативных умений и творческой активности.
- Происходило постепенное формирование навыков оценочной самостоятельности.
- Формировались презентационные умения и навыки.
- Удалось привлечь и заинтересовать большое количество учащихся начальной школы, объединить их для решения общих задач.
- Журнал получился красочным, информационно насыщенным и вызвал большой интерес у детей. (Рисунок 5)
В 2007 году проект «Тайны океана» занял 2 место в окружном конкурсе детских проектных и исследовательских работ. Этот проект также был представлен на Шестой Московской городской конференции учащихся «Открытие».
В 2009-2010 учебном году «старших» членов детского издательства стали одолевать тревоги о предстоящем переходе в среднюю школу. Так возникла новая тема: «Первый раз в 5 класс». Цель проектной работы: сбор материала, изучение которого помогло бы четвероклассникам подготовиться к переходу в среднюю школу. Всю полезную информацию решили поместить в Памятку.
Для определения содержания памятки члены издательства, используя анкетирование и рисунки, изучили ожидания и тревоги четвероклассников и их родителей; познакомились с опытом «вхождения» в среднюю школу пятиклассников; проведя интервью, сравнили требования учителей начальной и средней школы; обратившись к школьному психологу, познакомились со способами снятия эмоционального напряжения.
После анализа собранного материала, было решено включить в памятку подробный план школы, чтобы помочь «начинающим» пятиклассникам ориентироваться в кабинетах, и рекомендации педагогов и психолога по преодолению трудностей и снятию напряжения.
Работа над данным проектом была направлена на решение следующих задач:
- изучение тревог четвероклассников и их родителей;
- формирование навыков самостоятельности;
- развитие творческого отношения к делу;
- обучение взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации;
- развитие коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии;
- воспитание целеустремленности, индивидуализма и коллективизма;
- расширение кругозора;
- освоение способов снятия эмоционального напряжения;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии.
Памятка будущему пятикласснику была роздана ученикам 4 классов
В результате работы над проектом были решены все поставленные цели и задачи.
1. Побуждение детей к самостоятельной работе по поиску и сбору информации.
2. Развитие умения выделять главное из полученной информации, анализировать.
3. Развитие навыков работы в группе, коммуникативных умений, сотрудничества.
4. Формирование навыков оценочной самостоятельности, рефлексии.
5. Формирование презентационных умений и навыков.
6. Удалось заинтересовать большое количество учащихся начальной школы и объединить их для решения общей задачи.
7. Памятка получилась понятной, насыщенной полезной информацией, принесла пользу будущим пятиклассникам. (Рисунок 6)
В 2010 году проект «Первый раз в пятый класс» занял 3 место в окружном конкурсе детских проектных и исследовательских работ.
В 2010-2011гг следующей работой «Детского издательства» стал проект «Правила дружбы».
Дети предположили, и это гипотеза работы, что, если ребята будут знать правила дружбы, будут уметь взаимодействовать в коллективе, то все смогут обойтись без конфликтов и научатся разрешать их достойно.
Поэтому целью работы стало: собрать материал, изучение которого помогло бы вывести правила дружного коллектива.
Ученики решали следующие задачи:
- провели анкетирование, чтобы выявить представления ребят о дружбе;
- уточнили значение слов в различных словарях;
- познакомились с афоризмами, литературными и музыкальными произведениями о дружбе;
- исследовали родословную своей семьи;
- собрали материал о дружбе, основанный на воспоминаниях родителей и личных впечатлениях;
- выяснили психологические основы дружбы;
- сформулировали правила дружбы в стихах и подготовили презентацию.
Для решения первой задачи составили анкеты. Анализируя ответы, ребята заметили, что не все из них точно понимают, что такое дружба, часто более требовательны к другим, но не к себе, не могут полно сформулировать правила дружбы.
Дети посетили школьную библиотеку и поработали со словарями В.И.Даля и А.Н. Тихонова. (Рисунок 7)
Следующий этап – работа с художественными, музыкальными произведениями и афоризмами о дружбе разных народов.
Ребята подготовили выставку книг о дружбе и предложили одноклассникам список литературы. На уроках внеклассного чтения ребята делились впечатлениями о прочитанном и подбирали пословицы и афоризмы, которые соответствовали главной мысли произведения. Афоризмы оформили в виде «солнышка». На уроках музыки разучили песни о дружбе.
Ребята исследовали родословную своей семьи. На уроках чтения, рассказывая о родословном древе своей семьи, узнали, что в классе учатся дети разных национальностей и познакомились с их обычаями.
Затем ребята обратились к своим родителям с просьбой рассказать об их школьных друзьях.
Ученики записали рассказы своих родителей о школьной дружбе и подготовили сочинения о своих товарищах.
Потом дети обратились к психологу школы, т.к. дружба – это сложные отношения между людьми. Они подготовили «Конверт вопросов» для психолога, она ответила на них и предложила несколько игр, которые помогают сплотить коллектив. (Рисунок 8)
Собрав весь материал, ученики вывели правила дружного коллектива и предложили одноклассникам превратить их в короткие и понятные стихи. Ведь стихи легко запомнить, а то, что помнишь, легко применить. Правила дружбы в стихах дети решили подарить всем начальным классам школы. Ребята поместили их в рамочки и подарили на празднике, посвященном окончанию проекта. (Рисунок 9)
Работа над проектом научила детей:
- Ставить цель, намечать и решать задачи для ее достижения;
- Находить информацию из различных источников, выделять главное;
- Научились взаимодействовать, что очень ценно, сотрудничать с одноклассниками, ребятами других классов, с учителями, работниками библиотеки, психологом школы.
Результаты проекта в виде презентации были представлены на конкурсе детских проектных и исследовательских работ ЮВАО г. Москвы.
Проектная деятельность - интересное, увлекательное дело. Мы бы хотели посоветовать учителям, заинтересовавшимся этим методом, смелее использовать его в своей работе, т.к. только непосредственная организация и работа над проектом может дать полное понимание эффективности этого метода. Опирайтесь на интересы и возрастные особенности учащихся при выборе тем и форм презентаций. Поддерживайте, поощряйте самостоятельность и инициативу детей. Давайте ребятам возможность анализировать свою работу, старайтесь оценить вклад каждого в общий результат на всех этапах работы, а не только в конце.
Мы надеемся, что наши советы помогут учителям в их работе.