Дорогие друзья, мы рады представить вам Гудкову Ярославу Валериевну, музыкального руководителя первой квалификационной категории МБОУ «Прогимназия № 208 «Веста» г. Тольятти Самарской области. Сегодня Ярослава Валериевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством классической музыки. Статья будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям, методистам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Ярославы Валериевны:
«Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Классическая музыка прекрасно развивает ребёнка во всех отношениях. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его мироощущения. Ребенок становится более открытым в общении, проявляет музыкальные и творческие способности, формируется музыкальный вкус. “Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть».
Интересного чтения…
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе художественно-эстетическое воспитание получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
На процессе художественно-эстетическое воспитание огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе художественно-эстетическое воспитание уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве.
Слушание - восприятие музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.
На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками?
Принципы и технологии восприятия музыки:
• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений
• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе
• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности
• Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду.
• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие
• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей
• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания
• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.
• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников.
Старший дошкольный возраст - благоприятный период в становлении музыкальности ребенка, формировании музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости на музыку. В настоящее время традиционные музыкальные программы включают в себя значительно небольшой репертуар классической музыки. В связи с этим актуальной темой моей работы является - приобщение детей к прекрасному миру классической музыки.
Исходя из этого, основной целью моей работы стало - художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через восприятие классической музыки.
Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;
4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- Формировать культуру слушания музыки
- Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
- Развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка).
- Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.
- Побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям.
- Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, особенностями их звучания
Первым этапом работы над темой было составление перспективного плана, который включал в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Восприятие классической музыки осуществлялось через: музыкальное творчество, слушание музыкальных произведений, художественное творчество под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмическую деятельность.
Следующим из этапов работы было накопление музыкально-дидактического материала для образовательной деятельности. Были подготовлены музыкально-дидактические игры: музыкально-дидактические игры на восприятие музыки «Ромашки настроения», «Разноцветная гусеница», музыкально-дидактическая игра «Музыкальная палитра», игры для развития тембрового слуха и знакомства с инструментами симфонического оркестра «Угадай, что играет», «Собери инструменты по группам».
Также подготовлена фонотека классической музыки композиторов - классиков.
В ходе работы была составлена тематическая неделя: «В мире классической музыки». При разработке тематической недели я использовала программу О.П. Радыновой «Музыкальный шедевры», целью которой является – формирование основ музыкальной культуры дошкольников через восприятие произведений мировой музыкальной классики. Также использовалась программа «Ладушки» авторы И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Тематическая неделя включала в себя следующие блоки:
• «Мир классической музыки»
• «Настроение и чувства музыки»;
• «Природа и музыка» — развиваются эстетические чувства, образная речь;
• «Сказка в музыке» — знакомство с шедеврами классической музыки и сказочным содержанием;
• «Музыкальные инструменты» — знакомство с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов.
Каждый блок представляет собой интеграцию образовательных областей и реализуется через совместную деятельность взрослых и детей по всем видам образовательной области музыка.
Для полноценного восприятия музыкальных произведений в образовательной деятельности я использовала различные методы: в образовательной деятельности «Такая разная музыка» я использовала метод пластического интонирования, цель которого - познание и выражение музыки через жест, движение. Дети с помощью движений передавали плавный, мелодичный характер музыки, при этом были раскрепощенными, проявляли свое творчество.
Кроме того, использовались технологии организации воспитательного процесса, создающие возможность для самореализации, самопознания, самоопределения, совместного развития, а также применялись коммуникативные техники, помогающие создавать у детей ощущение самоуважения, безопасности.
В моей практике таковыми технологиями стали различные виды импровизаций: ритмические, речевые, инструментальные, пластические, вокальные, интонирующее движение, пальчиковая гимнастика, игры звуками – музыка, рожденная из шума, активное слушание, голосовые игры - дыхательная гимнастика, совместное с педагогом творчество, коммуникативная игра, «музыка моего тела», «звучащие жесты» и др. Импровизация позволила каждому участнику проявить и развить свою личность, ее индивидуальность. Импровизация эффективна, прежде всего, благодаря вариативности, а также выбору содержания, раскрывающего творческий потенциал участников. Использование таких приемов становилось гораздо эффективнее, если им придавался характер игры.
Наиболее эффективными и интересными стали следующие виды импровизаций:
- Речевые импровизации, - связанные с развитием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности, передачи эмоционально-образного характера и настроения ("песенные" стихи рекомендуется исполнять нараспев, "танцевальные" - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчеркивая речевыми интонациями акценты, "маршевые" - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или "маршируя" пальцами);
- Пластические импровизации, - создание пластических образов под программную музыку в развитии (образы моря, непогоду, рассвета; образы танцоров под разную жанровую музыку, образы персонажей - волшебника Черномора, Царя-Гороха). Использование игр на внимание, фантазию, яркая передача разнопланового образа способствовала развитию музыкально-образного мышления у детей, когда они самостоятельно находили свою неповторимую «нотку» в окружающих их звуках и творили собственную «музыку моего тела».
- Интонирующее движение, - интегрирует различные музыкальные элементы: характер звуковедения, направление движения мелодии, скорость и силу звучания и т.п.
- Инструментальные импровизации,- позволяющие детям пробовать играть на различных музыкальных инструментах: ударных для свободного ритмического сопровождения к пьесам, звуковых (флейты, лиры, металлофоны и др.) - подбор подголосков, аккомпанемента к исполняемым произведениям. Поддерживаю инициативу импровизирования на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывают различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики, самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для героев: зайке – бубенцы, мишке – барабан.
- Вокальные импровизации, - способствующие развитию вокально-слуховых способностей. Подразумевают озвучивание имен, задание "вопрос - ответ", знакомство, звукоподражание, завершение мелодии, сочинение с опорой на определенную интонацию и характерных коротких песенок.
- Ритмические игры, - с использованием «звучащих жестов», «музыки моего тела», нацеленные на развитие способности чувствовать и понимать ритм посредством движения, в игровой форме. Ведь чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Игры проводились постоянно и неоднократно повторялись;
- Голосовые игры, - на основе фонопедического метода В.Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения. Упражнения и задания были апробированы и адаптированы к дошкольному возрасту. Дети старших групп с большим удовольствием выполняют упражнения «голосовых сигналов доречевой коммуникации», например «от шепота до крика», «волна с криками чаек» не только на занятиях, но и в группе и во время прогулки на участке в теплое время года.
- Коммуникативные танцы, - Эти несложные, развивающие эмоции игры помогли мне установить контакт с детьми, раскрепостить, стимулировать их к самовыражению, взяв за основу главные эмоции человека: интерес, радость, удивление, горе, страх. Не секрет, что эмоциональная открытость ведет к более полному проявлению креативности, и, кроме того, в танцевальном творчестве дети приобрели жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе.
Одна из причин выбора этих приемов в том, что они не противоречат и не дублируют, а органично дополняют друг друга.
В своей работе я использовала принцип наглядности, т.к. в музыкальном воспитании он имеет особое значение. Восприятие детьми музыки требует создания вспомогательных средств для создания яркого образа. Для этого я применяла музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка», «Ромашки настроений», «Музыкальная палитра» и др.
В образовательной деятельности использовала портреты композиторов для ознакомления детей с их творчеством. При слушании произведений в образовательную деятельность мной были включены видео-иллюстрации, которые создают яркий образ музыкального произведения, вызывают эмоциональное впечатление у детей.
Для знакомства с инструментами симфонического оркестра мы вместе с детьми слушали аудио-энциклопедию – в которой рассказывается про каждый инструмент, про особенности звучания, а также музыкальный фрагмент для слушания. Дети пробовали играть на некоторых инструментах. В образовательной деятельности с детьми для знакомства с симфоническим оркестром я использовала музыкально-дидактические игры «Угадай, что играет», «Инструменты, соберитесь».
Для полноценного восприятия музыки классические произведения были включены в такой вид музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения. Дети более углубленно познакомились с танцевальными жанрами: полька, вальс. Такой вид музыкальной деятельности учит детей слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движении и пластике.
Работа по развитию музыкального восприятия у детей проходила также в тесном сотрудничестве с воспитателем, организующим данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений.
Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога-воспитателя.
1. организация развивающей среды в группе.
2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения.
3. самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предлагалась организация слушания музыки, после чего дети выражали свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Деятельность воспитателя на первом этапе заключалась в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая содержала музыкальный центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.
После организации музыкальной зоны для слушания музыки, была проведена беседа с воспитанниками на тему «Что нового появилось в группе?», которая настраивала их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.
На 2-м этапе воспитатель осуществлял работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной логике.
Вводная часть. Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого воображения детей.
Основная часть. Организация процесса восприятия музыкальных произведений (1-2), беседа об услышанном.
Заключительная часть. Первый вариант - Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности (рисовании).
Такую работу воспитатель проводил с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях.
Именно такая работа позволила подойти к заключительному этапу технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и интегрированным занятиям по музыкальному и изобразительному творчеству. В образовательной деятельности «Природа и музыка» я использовала такой метод, как музыкальная графика.Рисование под музыку является творческим процессом передачи впечатлений от музыки на бумагу.Такой вид рисования расширяет способность эмоционально переживать музыкальное произведение, дает возможность выразить свои чувства, развивает творческие способности.
Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе художественно-эстетическое воспитание ребенка. Для приобщения родителей и ознакомления их с данной темой проводились консультации для ознакомления их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства, была создана наглядная информация: «Музыкатерапия», «Развитие музыкальных способностей», «Классическая музыка в жизни ребенка», «Развитие ребенка вместе с классической музыкой». Подчеркивалась важность слушания классических произведений и в семье, посещения концертов, музыкальных спектаклей и т. п.
Итогом моей работы по теме «Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», было проведение открытого просмотра для педагогов - доминантная образовательная деятельность «В поисках волшебных ноток», в котором я отразила свою работу с детьми по развитию восприятия музыки.
В результате проведенной работы и наблюдений за детьми, я сделала вывод, что моя деятельность оказалась успешной, поскольку у многих детей сформировались следующие Интегративные качества:
- интерес к музыке как средству познания эмоций, чувств, настроений, избирательность в предпочтении музыки разной по настроению.
- интерес к миру людей, человеческих взаимоотношений.
- эмоциональный отклик на непосредственно наблюдаемые эмоциональные состояния людей, проявление сочувствия друзьям.
- эмоциональная отзывчивость на настроение и характер музыки, понимание настроение образа (болезнь куклы).
- представление о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях, о том, что музыка связана с литературой, живописью, театром, позволяет общаться, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства.
- Интерес к музыке разных жанров и стилей, к музыке как средству самовыражения, избирательность в предпочтении музыки разных жанров и композиторов.
- Эмоциональный отклик на «непрограммную» музыку.
- Понимание настроения и характера музыки.
Умения:
- Внимательно (не перебивая) слушать рассказы друзей и взрослых и эмоционально сопереживать им.
- Сообщать о своем настроении с помощью музыки. Способность к творческой интерпретации.
- Соблюдать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности. Владеть слушательской культурой.
- Придумывать характеры музыкальных образов и средства выразительности. Разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений. Проявлять самостоятельность в создании музыкальных образов-импровизаций.
- Импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений. Делать первые попытки элементарного сочинительства музыки.
- Слушать усложняющиеся музыкальные произведения;
- Переносить накопленный опыт слушания, исполнения, творчества в самостоятельную музыкально-художественную деятельность. Включать музыку в жизнедеятельность.
- Элементарно анализировать музыкальные формы, разную по жанрам и стилям музыку. Анализировать разную по настроению музыку.
Дети стали дослушивать музыкальные произведения (фрагменты) до конца; увлеченно, внимательно, заинтересовано воспринимать новые музыкальные произведения, проявлять эмоции, адекватные музыкальному настроению, выражать готовность слушать музыку, проявляют инициативу, - сами просят повторить или послушать другие музыкальные произведения, определяют по тембру звучание инструментов симфонического оркестра, расширился кругозор детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Классическая музыка прекрасно развивает ребёнка во всех отношениях. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его мироощущения. Ребенок становится более открытым в общении, проявляет музыкальные и творческие способности, формируется музыкальный вкус.
“Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть.
Очень важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты. Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем. Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Направить взгляд ребенка, произнести призывное “Смотри!” – одна из важных задач воспитателя.
Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей.
Литература
- Азаров, Ю.Л. Общие, обязательные психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей/ Ю.Л. Азаров // Педагогический вестник - 1997, - №1 - с. 163-165.
- Аромштам, М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников/ М. Аромштам //Дошкольное образование. - 2006. -№ 8-55-57с.
- Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки/ Т.А. Барышева.- Л.: ЛГПИ, 1989 - 156 с.
- Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки/ С.Н. Беляева-Экземплярская.- М.: «Музыка», 1923.-125 с.
- Берхин, Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений/ Н.Б. Берхин // Вопросы психолгии.-1988- № 4.- 155-160 с.
- Бечак, Б.А. Воспитание искусством/ Б.А. Бечак.- М.: Просвещение, 1981. – 280 с.
- Бочкарев, Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания/ Л.Л. Бочкарев. Докт. дисс. в 2т. – К.: КГУ, 1990. -101с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Божович. - М., 2000.
- Веккер, Л.М. Восприятие и основы его моделирования/ Л.М. Веккер. -Л.: Издательство ЛГУ, 1964. - 194 с.
- Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой/ Т.Е. Вендрова, И.В. Писарева. - М., 1991. - 50 с.
- Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред.-сост. В.И. Руденко - М., 2000.
- Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980 - 256 с.
- Влияние музыкального творчества на социальное развитие ребенка. - МГУК, 1997.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
- Галин, А.А. Личность и творчество/ А.А. Галин //Психологические этюды. - Новосибирск, 1989-418 с.
- Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста/ А.Г. Гогоберидзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
- Гофман, Э. Мысли о высоком значении музыки/ Э. Гофман // Искусство в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.
- Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология/ А.Л. Готсдинер. - М., 2003. - 420с.
- Груздова И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. В. Груздова. М., 1998. 16 с.
- Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания/ Н. Давыдова// Дошкольное воспитание. - 2001 - № 10, 15.
- Данилина, Т.А. В мире детских эмоций/ Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
- Детство - социокультурный феномен // Методические рекомендации дошкольного воспитания. - М.: Изд. "Гриф-фонд", 1999.
- Дмитриев, В. А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / В. А. Дмитриев. Екатеринбург, 2002. - 23 с.
- Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы/Н. Довгая, О. Перелыгина// Ребёнок в детском саду. - 2005 - №5.
- Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э Изард. Перев. С англ. - СПб.: Питер, 1999.-324с.
- Каплунова И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей/ И. Каплунова, И. Новооскольцева. – М.: «Виоланта», 1998.
- Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6
- Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль «Академия развития» -1997г
- Медушевский, В.В. Мой мир в диалоге искусств/ В.В. Медушевский. – Ставрополь: ИРО, 1996.
- Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству/ А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М., 1995.
- Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия/ Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
- Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки/ Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.
- Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания/ Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки - М., 1980.
- Новикова, Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников/ Г. П. Новикова. – М: АРКТИ. 2000.
- Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема/ В.Д. Остроменский. – Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.
- Подъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников/ Н.Н. Подъяков // Вопросы психологи - 1990, - №1 - с. 5-8.
- Полунина, В.Н. Искусство и дети/ В.Н. Полунина. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
- Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /Праслова Г. А. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Радынова, О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания/ О.П. Радынова// Дошкольное воспитание.- М.: Прогресс., 1994.
- Радынова, О.П. Слушаем музыку/ О.П. Радынова.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с.
- Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс+, 2011. 352 с.
- Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики/ В.Г. Ражников.- М.: Знание, 1980. - 57 с.
- Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции/ С.Х. Раппопорт. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1972. - 168с.
- Роджерс, К.Р. Становление человека/ К.Р. Роджерс. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. – М.: Изд. Группа «Пресс», «Универс»,1994.- 480с.
- Роджерс, Н. Творчество как усиление себя/ Н.Роджерс// Вопросы психологии – 1990, - №1 – с. 29 – 32.
- Рыцарева, М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей/ М.Г. Рыцпрева. - М.: Музыка, 1994. - 367 с.
- Рудольф, А. Искусство и индивидуальное восприятие/ А. Рудольф. – М.: «Прогресс». 1974.
- Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей/ Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Издательство «Радянська школа», 1973. 288 с Сухомлинский, В.А. Не только разумом, но и сердцем/ В.А. Сухомлинский. - М., 1986.
- Тарасова К. статья «Новые программы и методики», // «Музыкальный руководитель» №1-2004г., с.5
- Тарасова, К. В., Рубан, Т. Г., Дети слушают музыку/ методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки/. М.: Мозаика-синтез, 2001, - 128с.
- Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А.Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.