Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Внутрифирменное повышение компетентности педагогических работников ДОУ по маркетинговой деятельности
11 минут 3940 1248

Внутрифирменное повышение компетентности педагогических работников ДОУ по маркетинговой деятельности

Mashneva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Машневу Диану Анатольевну, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Диана Анатольевна любезно поделится своим взглядом на одну из возможностей решения проблемы повышение компетентности педагогических работников ДОУ. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Дианы Анатольевны:

«Неоспоримым маркетинговым преимуществом образовательного учреждения в глазах родителей - является профессиональная компетентность педагогов. Содержанием профессионально-деятельностного компонента являются умения и навыки, необходимые для успешной организации общения с родителями воспитанников диагностические, организационные, коммуникативные и т.д. определяющие способность педагога к эффективному решению педагогических задач».

Полезного чтения…


Внутрифирменное повышение компетентности педагогических работников ДОУ по маркетинговой деятельности.

Посмотреть полную версию статьи

С 1 сентября 2013 года наша система начала жить в условиях нового Закона Российской Федерации «Об образовании», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.  

     Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

      Неоспоримым маркетинговым преимуществом образовательного учреждения в глазах родителей - является профессиональная компетентность педагогов. Содержанием профессионально-деятельностного компонента являются умения и навыки, необходимые для успешной организации общения с родителями воспитанников диагностические, организационные, коммуникативные и т.д. определяющие способность педагога к эффективному решению педагогических задач.

       Хорошо обученный, готовый меняться вместе с организацией, открытый инновациям персонал становится конкурентным преимуществом любой организации, а управление системой обучения – одной из самых важных функций кадрового менеджмента .

В рамках нашей дошкольной организации – это прежде всего знакомство с маркетингом и основными направлениями маркетинговых исследований через определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед ДОУ маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Содержание профессиональной компетентности педагога ДОУ применительно к сфере общения с родителями воспитанников определялась в соответствии с современными принципами и требованиями к организации этого процесса, и представляло собой единство личностного (профессионально-значимые установки и качества личности), содержательного (теоретические знания о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и социального запроса родителей) и профессионально-практического (умения и навыки планирования и организации педагогически целесообразного общения с родителями)

Поэтому мы определили   задачи профессионального обучения персонала:

  • обновить знания, преодолевая разрыв между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями дошкольной организации;
  • стимулировать мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию;
  • помочь учесть чужой опыт профессиональной деятельности и переплавить его в свой индивидуальный профессиональный опыт, на основе чего проектировать свой дальнейший рост;
  • помочь осуществить профессиональную диагностику и самодиагностику уровня своего профессионализма;

«Внутрифирменное обучение – особая схема организации подготовки взрослых. Непосредственное обучение, которое основывается на следующих принципах:

1) Обучаемый должен быть заинтересован в результатах. Чтобы научиться, человек должен этого хотеть

На рисунке 1 представлены четыре фактора, способствующие высокой степени заинтересованности в процессе обучения педагогического персонала ДОУ.

2) Далее, изучение должно подкрепляться. Специалисты в области психологии поведения считают, что обучающиеся достигают лучших результатов, если полученные в процессе обучения навыки сразу же подкрепляются. Это делает цель зримой и дает чувство удовлетворения, если она достигается.

3) Обучение должно включать практику. Требуется время, чтобы усвоить изучаемый материал и обобщить его. А для этого нужно не только его повторение, но и подкрепление на практике.

4) Представленный материал должен быть осмыслен. Этому могут помочь специализированные материалы – примеры, вопросы для обсуждения, материалы для самостоятельного изучения.

5) Использование методов активного обучения способствует развитию   навыков групповой работы педагогического персонала ДОУ.

6) Теорию следует приблизить к конкретной рабочей обстановке. Мы должны делать все возможное, чтобы приблизить процесс обучения к реальности, чтобы применить свои знания на практике.

В основе педагогического менеджмента лежат маркетинговая деятельность и мониторинг. В нашем образовательном учреждении

  • путем анкетирования и личных интервью исследовались образовательные потребности воспитанников, их родителей и социума;
  • путем анализа нормативно-правовой документации, стратегических документов по развитию  образования  в России, современной прессы и периодики уточнялись образовательные потребности общества и государства.

Сопоставление и анализ выявленных определенных потребностей всех исследуемых субъектов определяли пути и способы удовлетворения этих потребностей.

Способы связи с аудиторией по результатам анкетирования персонала нашего ДОУ вызывали наибольшие затруднения , поэтому большое внимание в системе «внутрифирменного обучения» уделяли формированию коммуникативной компетентности наших педагогов. В программе внутрифирменного обучения рассматривались вопросы  по проведению:

Личного интервью – самого универсального из 3 методов проведения опроса. Интервьюер может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личное интервью –требует тщательного административного планирования и контроля. Они бывают двух видов: индивидуальные и групповые.

Индивидуальные интервью: предполагают посещение на дому или по месту работы или встречу с ними на улице. Интервьюер должен заручится их сотрудничеством, а сама беседа может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Групповое интервью заключается в приглашении 6 –10 человек на несколько часов для беседы. Ведущий должен обладать высокой квалификацией, объективностью, знанием темы , о которой пойдет речь, и умением разбираться в специфике. В противном случае результаты могут быть бесполезными. Групповые интервью становятся одним из основных исследовательских орудий маркетинга, позволяет глубже понять мысли и чувства потребителей.

Коммуникативные навыки персонала, прежде всего, основаны на способности к вербальному общению. Выделяем такие важные коммуникативные умения, которыми должны владеть сотрудники: быстро устанавливать контакт, находить эффективные формы общения с коллегами и родителями, четко выражать мысли (как устно, так и письменно); слушать других людей и т. д. В программу тренингов включали обучение коммуникативным техникам. Среди них особо выделяем активное слушание. Оно включает в себя умение разговаривать, слышать и понимать. Умение разговаривать предполагает владение техниками постановки вопросов, умение слышать и понимать включает владение техникой обратной связи, перефразирования (краткое повторение сути высказывания собеседника), интерпретации (высказывание предположений о причинах и целях высказывания собеседника). Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, мы ориентируемся не сколько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Использование технологии Д.Б. Филонова «продвижения к контакту и взаимопониманию с родителями» дают хорошие результаты ( таблица1)

Вот еще несколько коммуникативных техник, которые помогут развить персоналу коммуникативные навыки.

Коммуникативная техника «Рамка воспроизведения»

Эта техника помогает повысить эффективность переговоров и других коммуникативных ситуаций. Суть техники проста: выслушайте более-менее продолжительный кусок речи собеседника и, дождавшись момента, когда он дает возможность выговориться вам, повторите за ним ряд ключевых слов или словосочетаний, которые выгодны вам, причем повторяя интонации собеседника. Разумеется, важно соблюдать меру и не злоупотреблять техникой. Двух-трех раз за одну ситуацию вполне достаточно.

Коммуникативная техника «Как мне это может помочь?»

Техника помогает настроить собеседника на рациональный, спокойный тон в общении. Если собеседник ведет себя слишком настойчиво, ожидает от вас какого-то поведения и т. д., задайте ему вопрос, который позволит снять напряжение: «Как мне это может помочь?». Либо можно сказать: «Я пока над этим не думал, но обязательно подумаю, у меня сейчас более важные дела», «Кажется, вы правы. Но я пока не могу оценить важность вашего совета».

Коммуникативная техника «Правильный комплимент

. Она научит делать конкретные комплименты, то есть высказывать похвалу в адрес чего-то конкретного, относящегося к собеседнику: детали одежды или интерьера, профессионального или личного достижения, обстоятельств и т. п. Результаты деятельности системы внутрифирменного обучения нашли отражение в

  • улучшении качества работы;
  • увеличении скорости работы персонала, прошедшего обучение;
  • расширении числа рассматриваемых вариантов при принятии решения специалистами и руководителями, что влияет на его оптимальность;
  • укреплении корпоративной культуры организации;
  • улучшении координации действий работников;
  • росте способности работать в команде;
  • возникновению и росту коммуникативных связей между работниками дошкольной организации.

Результаты нашей профессиональной деятельности способствовали повышению психолого-педагогической компетентности родителей через организацию взаимодействия с социумом, разработке системы научно-методического и научно-исследовательского сопровождения информационно-маркетинговой деятельности ДОУ в рамках программы экспериментальной деятельности.

Промежуточные и итоговые научно-практические результаты экспериментальной деятельности внедрены в практику дошкольного образовательного учреждения, отражены в виде научных публикаций, докладов и выступлений на научно-практических конференциях и семинарах.

Литература

  1. Андреева ОД. Технология бизнеса: маркетинг. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997.-С. 11.
  2. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. —   СПб.: Питер, 2001.
  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. — М.: Финпресс, 1998.
  4. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России.— М.: РусПартнер Лтд, 1994.
  5. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. — М.: Издательство ACT, 2000.
  6. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Бизнес-книга: ИМА—Кросс.Плюс, 1995.
  7. Крылов И.В. Маркетинг (Социология маркетинговых коммуникаций). -М.: Центр, 1998.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2890 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2822 609