Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Влияние творчества в сказке на развитие познавательной речевой деятельности детей
15 минут 4871 1471

Влияние творчества в сказке на развитие познавательной речевой деятельности детей

Chikisheva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Чикишевой Еленой Николаевной, воспитателем МБДОУ ДС № 14 г. Горячий Ключ Краснодарского края. Сегодня Елена Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию творческого воображения и образного мышления в процессе ознакомления детей со сказками. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Николаевны:

«В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказывании ими текстов доступных художественных произведений рассказах, сказках, в собственных сочинениях. Фольклор является одним из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей. Художественно-педагогические особенности народной сказки помогают ребёнку правильно воспринять и понять её содержание. Безусловно, что дети любят сказки. Они читаются во всех возрастных периодах детства. И именно из сказок дети получают первые познания о связи человека с природой, представлении о времени и пространстве, о связи человека с предметным миром».

Увлекательного чтения…


Влияние творчества в сказке на развитие познавательной речевой деятельности детей

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказывании ими текстов доступных художественных произведений рассказах, сказках, в собственных сочинениях. Фольклор является одним из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей. Художественно-педагогические особенности народной сказки помогают ребёнку правильно воспринять и понять её содержание. Безусловно, что дети любят сказки. Они читаются во всех возрастных периодах детства. И именно из сказок дети получают первые познания о связи человека с природой, представлении о времени и пространстве, о связи человека с предметным миром.

Но в одном ряду с утверждением, что сказки положительно влияют на творческую и познавательную деятельность детей, осмелимся утверждать, что много сказок, несущих в самом содержании жестокость, насилие, подавление и другие негативные моменты. И мы сами в этом убеждаемся, рассказывая о том, что волк съел бабушку, Красную шапочку, а потом ему разрезали живот. Или, как волк съел козлят, а лиса колобка. Не сказка, а кровавый триллер. А как сёстры издеваются над Золушкой, а лентяй-Емеля отпускает щуку не из жалости, а из корыстолюбия, и лёжа на печи делает себе карьеру. Сказки далеко не в полной мере используются для развития воображения, мышления, воспитания добрых чувств. Как правило, сказки подаются детям не разнообразно. Это чтение, рассказывание, в лучшем случае, драматизация или просмотр мультфильмов по             мотивам любимой сказки.      Необходимо подводить детей к самостоятельному словесному творчеству, к сочинению собственных сказок. Конечно, ребёнку трудно и сложно сразу сочинять свои сказки, поэтому для начала нужно: познакомить детей со сказками в рамках их возраста, развивать диалоговую речь (умение отвечать на вопросы по содержанию сказки). Вопросы должны быть направлены не только на констатацию (Что? Где?), но и носить поисковый характер (Почему? По какой причине? Как ты думаешь?). Например, таже «Курочка Ряба»: кто в сказке самый добрый? Что делали дед и баба с яичком? Почему же плачут дед и баба, ведь хотели разбить, а плачут, когда мышка помогла им разбить яичко, - явное противоречие сказки, а дети не замечают. Чередование вопросов констатации и поиска помогает ребёнку думать, делать свои первые выводы относительно морали, добра и зла. У детей дошкольного возраста знания и представления формируются раньше и лучше, чем сама связная речь. Очень часто малыш хочет что-то рассказать, но останавливается, не найдя в своем словаре нужного слова. Поэтому нужно помочь ребёнку перенести слова из пассивного в активный словарь. А для этого требуется тренировка активного словаря детей. Для этого можно использовать следующие речевые игры. (Вместе придумаем красивые слова, назови по-другому знакомое стихотворение). Эта игра предполагает большую умственную и речевую работу. Например, название сказки «Репка» по-сути объяснило, что же объединяло семью. Поэтому отталкиваясь от дружбы, дети придумали следующие названия (Дружная семейка, Помощники, Один в поле не воин). Интересна для развития активного словаря игра «Назови по-разному». Это и обыгрывание однокоренных слов (баба, бабуленька, бабуличка, бабушка). И слова, отражающие характеристику предметов, – облако пушистое, мохнатое, мягкое, воздушное). Для развития распространенной речи можно использовать игры типа «Если бы я стал волшебником» или «Угадай по описанию». Здесь важна нетрадиционность, оригинальность мышления ребёнка. Чтобы дать толчок детской фантазии можно помочь наводящими вопросами «Что бы делал волк, попадись ему навстречу не Красная шапочка, а деревянный Буратино» или «Что бы ты сделал, если бы у тебя выросли крылья, или четыре ноги»? Далее можно подвести детей к развитию способностей видеть обычные и необычные свойства в обычных предметах. Например, изучая свойства стекла, рассказать о его изготовлении, о его применении и использовании, вспомнить вместе с детьми. Затем рассматривая различные виды стекла, можно подойти к свойству цветного стекла - изменять цветовую гамму окружающего мира. А затем на игре цветовых зайчиков придумать ему волшебные свойства: переносит в волшебную страну. Тут будет уместным вспомнить и говорящее зеркальце в сказке «О мертвой царевне…» и кривое зеркало «Снежной королевы», и королевство кривых зеркал «Олёши», и волшебные очки «Волшебника Изумрудного города». Так постепенно мы будем подводить детей к желанию и умению творить в сказочном мире.

Чтобы детям было легче сочинять сказки, вначале лучше будет составлять сказки с опорой на иллюстрации и картинки, в которых будет последовательно раскрываться действие героев сказки. При этом нужно учить детей соблюдать жанровые особенности сказок: завязка (жили-были, в некотором царстве в тридесятом государстве…), волшебные превращения, исчезновения, сюрпризы. И, конечно же, счастливая развязка (жижи они долго и счастливо, и я там был, мёд пиво пил …и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы у детей был необходимый запас уже знакомых, начитанных сказок и русского фольклора (присказок, прибауток, потешек, пословиц, припевок и т.д.). Они вводят ребёнка в богатый, яркий мир образного русского языка. Далее последовательно чередующиеся действия в картинках можно сменить загадочной картинкой с собирательными образами сказки, что даст ребёнку ещё один толчок к проявлению фантазии и творчества в сказке. Например, уже знакомая сказка «Колобок» с румяным колобком, а за деревьями мы видим образы Красной шапочки, Буратино, Чебурашки, ковра самолёта… «Что дальше произойдёт с колобком, кто его спасёт от хитрой лисы, а может он улетит путешествовать на ковре-самолёте? Много вопросов – много пространства для фантазии и сочинительства. Или придумать к этой сказке другое развитие сюжета «повстречал колобок на пути Красную шапочку, а волка пригласили вместе пойти к бабушке, где после вкусного пирога с вишнями волк навсегда стал вегетарианцем. И волк подумал, что уж лучше кушать здоровую полезную пищу, чем иметь несварение желудка, кушая старую бабушку в очках и переедать таким количеством козлят и поросят. Ведь так можно и желудок испортить. А после совместного обеда, волк остался жить у бабушки в качестве помощника и защитника. Тут уместно подвести к моральному аспекту, о необходимости помогать слабым и старым людям, дать знания о здоровой и полезной пище. Так в новой сказке удалось избежать страшной кровожадной развязке и подвести к мысли о гуманном отношении к непохожим на нас людям. Для лучшего усвоения способов построения сказки (завязки, цепной композиции, троекратного повторения, завязки, кульминации и т.д.) можно использовать показ кукольного театра, драматизацию сказки детьми, рисование, лепку отдельных героев, придуманных персонажей отдельных действий сказки. Можно предложить детям придумать свой конец сказки. Например, после прочтения сказки «Колобок» спросить детей, а что бы произошло, если бы лиса не съела колобка или колобок оказался осмотрительней и убежал от лисы? Предполагаемые ответы детей: Колобок вернулся к деду и бабе и стал жить с ними в качестве внука, или: нашёл домик соломинки, пузыря и лаптя и стал жить вместе с ними. Когда дети научились придумывать конец сказки, можно предложить переделывать сказку с наиболее напряжённого эпизода. Затем самостоятельно сочинять сказку с хорошо знакомым сказочным героем, но по сюжету другой сказки. Например, «Мама попросила сыночка Колобка отнести бабушке корзинку с пирожками и маслицем. Вот вам и новая Румяная шапочка. Сложнее детям придумывать сказки по фантастическим образам. Зачастую дети просто переходят на пересказ знакомым зарубежных мультфильмов с их человеками-пауками, суперменами и т.д. Поэтому в этом случае важно перейти к наглядному изображению будущего героя. В этом помогут разрезные картинки с изображением героев сказок одного формата. И вот появляются фантастические герои имеющие голову кота и туловище дровосека, или руки – крылья орла, голову – крокодила, ноги – страуса.

Вариантов преподнесения сказки множество. И это зависит от возраста детей, их пола, уровня развития, умения анализировать, от развитости творческого воображения, которое развивается в словесно-сказочной творческой деятельности.       

При обсуждении сказки важно задавать не только констатирующие вопросы, но и вопросы поискового характера. Вопросы проблемного характера следует задавать по хорошо знакомой сказке. Вопрос должен побуждать детей изобретать, помогать героям сказки выходить из сложных ситуаций, придумывать сразу несколько вариантов выхода из ситуации, проанализировать и выбрать лучший вариант решения сказочной ситуации. Например, «А что если бы в сказке «Гуси-лебеди» яблонька, печка и речка отказались помочь девочке»? Или «Что случилось бы, если бы Ивану-царевичу не помогли медведь, сокол и щука из сказки «Царевна-лягушка»? Также важно научить детей видеть в сказке противоречия в действиях, поступках, явлениях. Думать и находить решения этих противоречий. Разве не противоречиво то, что принцесса, промокшая и продрогшая на холодном ветру, не может уснуть на множестве перин и сказочной горошине? Сказки хороши тем, что развивают ребёнка всесторонне. Они способствуют развитию мышления, логики, развития элементарных математических представлений («Козлёнок, который умел считать до десяти», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»). Например, логично будет задать вопросы типа: Какое желание Женя задала каждому из лепестков (первому, второму…) Или: Кого Колобок встретил первым, кого четвертым и т.д.». Вопросы типа: Кто стоял между внучкой и кошкой в сказке «Репка» или, Где ехал Емеля на печке или в печке?», – способствуют развитию ориентации в пространстве. Такие вопросы как: Чей стул (чашка, кровать) самый большой, чей поменьше, а чей самый маленький, – дают возможность развивать понятие о величине (высота, ширина, длина).

Постепенно можно подвести детей к моделированию (созданию алгоритмов) сказок, обозначению героев сказок символами. Например: один большой, жёлтый кружок и шесть одинакового размера, но разных по цвету кружков – обозначают сказку «Репка», или три одинаковых, розовых кружка и один серый кружок обозначают героев сказки «Три поросёнка» и т.д. Сказка помогает и в решении морально-нравственных проблем, воспитанию добрых чувств. Ну, кажется, – злой волк, в сказках «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», наказан. Поделом злодею. Но мы должны учить детей прощать, жалеть, даже если это злой волк. Быть может, то волк злой, потому что он одинок и с ним никто не дружит? Так пускай же Волк не съест козлят, а разучит с ними новую песню. А поросятам поможет построить один общий дом. Вот так немного изменив сказку, мы сделали её менее жестокой. Ведь никто не рождается жестоким-жестоким, зачастую делает жизнь и общество. «Как бы вы поступили с ленивыми мышатами на месте петушка из сказки «Колосок»? Или «Почему девочка Женя из сказки (Цветик-семицветик) отдала последний лепесток хромому мальчику»? У детей появляется выбор в решении нравственных проблем. Сказка с раннего детства помогает развитию экологической культуры ребёнка. Нужно увидеть в каждой сказке, что-то от истоков природы. Например: как дед ухаживал за репкой, что она выросла такой большой? Или что получилось бы из яйца в сказке «Курочка Ряба», если бы мышка его не разбила? В кого превратится маленький цыплёнок, когда вырастет? Или как мы можем помочь животным из сказки «Зимовье зверей»? Введение пословиц, поговорок и фразеологизмов помогает расширить словарный запас детей, глубже понять смысл сказки. Например, какая из пословиц: Без труда не вытянешь и рыбку из пруда, Под лежачий камень вода не течёт, - подойдёт к сказке про Емелю? Хорошо развивают мышление речевые зарядки: Придумаем свои небылицы к сказке «Путаница», используя опыт общения с окружающим миром. Сказка должна и может учить думать. Так Джани Родари учил сочинять сказки, опираясь только на одно слово. Так мы начинаем сказку - «Жили-были…», ребёнок продолжает - «дед и баба…». Или еще один из опытов Джани Родари – ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ. (Катится Колобок, а навстречу ему тигр…). Нет не тигр, а заяц – кричит ребёнок. Ребёнок принимает условие игры – А вдруг получится что-то прекрасное и увлекательное?

Нет предела творчеству в сказках. Можно посылать героев в другие сказки, наделять их новыми качествами, делать неожиданные превращения, – главное, чтобы сказка была доброй и необходимой. И как поётся в одной песне:

«Горят причудливо краски

И как не мудра голова

Вы всё-таки верьте сказке, -

Сказка всегда права».

Литература:

  1. Л.Б. Фесюкова «От трёх до семи»   «Кристал» Санкт-Петербург 1996г.
  2. Б. Бил–Бад «Мудрость воспитания» «Педагогика» 1987г
  3. Л.Е. Стрельцова «Мастерская слова» «Полина» 1994г
  4. Т. Ладыженская «Речь, речь, речь» «Педагогика» 1991г

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677