Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мудрые люди утверждают…
14 минут 3430 1128

Мудрые люди утверждают…

Chikisheva2 fotoДорогие друзья, мы рады, вновь представить вам Чикишеву Елену Николаевну, воспитателя МБДОУ ДС № 14 г. Горячий Ключ Краснодарского края. Сегодня Елена Николаевна с радостью предлагает вашему вниманию статью «Мудрые люди утверждают…». Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Николаевны:

«Чем раньше взрослые начнут приобщать ребёнка к книге, тем успешнее будет осуществляться развитие малыша. Известно, что младший дошкольник с радостью готов воспринимать из уст любимого взрослого, как новое художественное произведение, так и уже знакомые песни, сказки, рассказы. Читайте знакомые произведения по выбору ребёнка столько раз, сколько он захочет. Ни в коем случае не отказывайте ему в этой радости. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует зарождению у ребёнка интереса и любви к художественному слову».

Полезного чтения…


Мудрые люди утверждают…

Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг. Книга не действует на человека немедленно, хотя и таких примеров сколько угодно. Книги исподволь совершенствуют ум, дают мощный импульс воображению, делают восприимчивей и отзывчивей детскую душу.

Чем раньше взрослые начнут приобщать ребёнка к книге, тем успешнее будет осуществляться развитие малыша. Известно, что младший дошкольник с радостью готов воспринимать из уст любимого взрослого как новое художественное произведение, так и уже знакомые песни, сказки, рассказы. В последнем случае малыши могут проявлять свою самостоятельность, помогая взрослому «читать» книжку: проговаривают слова, договаривают фразу. Они испытывают от этого плодотворного сотрудничества большое удовольствие. При подборе литературы следует руководствоваться принципами доступности, художественности, жанрового и тематического разнообразия «От простого к сложному». При ознакомлении с прозаическими и поэтическими произведениями – произведениями малых и более объёмных жанров следует делать ставку на ознакомление детей с классикой детской литературы. В тоже время при отборе художественных произведений учитывать запросы современного ребёнка, которые должны соответствовать интересам детей. При отборе произведений для чтения первостепенным критерием остается художественная ценность книги. Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть. И мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка 21 века не можем, потому, что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, совершенно не заботясь о том, что по этому поводу думает малыш. Ребёнок семи лет, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные!» Им, сегодняшним детям в художественном произведении не нравиться многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 33 года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна!» Или почему Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы в цирке, сытной еде, удобствах в доме нового хозяина: куда-то мчится к помоям, стружкам, пинкам!

Наше общение с ребёнком, в процессе чтения художественного произведения, зачастую, им не предполагает никакого разговора о прочитанном или имеет форму диктанта: понимай, - как я, думай, - как я. Результат такого общения не только, практически, полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного, но и воспитание новой человеческой генерации, - безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ, и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя. Непонимание и неприятие прочитанного может быть основано на невольном фонетическом искажении прочитанного потому что, у ребенка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слогов. Ему бывает неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непрерывном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велики, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате услышанное им трактуется по-своему, так как понятно только ему. За неправильно понятым словом или фразой порою встает целый мир детских видений, в котором ребенку уютно потому, что он стал для него близким, отчетливым. Проблема восприятия художественного текста существует в двух ракурсах: содержательном и фонетическом, и сегодня это нельзя не учитывать. У литературного произведения сейчас много заместителей – аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Проблема «Визуальной культуры» и тотального влияния зрительных образов только начинают изучаться, но мы не имеем права лишать ребенка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, дает готовые поведенческие штампы, причём, зачастую, далеко не лучшие их образцы. Находясь в электронном мире, дети учатся обходиться без нас, исчезают их «почему?», «поиграй со мною», «а что будет…». Как вернуть книги в руки ребёнка? Ещё на уровне дошкольного учреждения ребёнок начинает формироваться как читатель, здесь формируется устойчивый интерес к книге. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя. Детская литература – это искусство слова, и поэтому важно дать возможность ребёнку увидеть её во всём многообразии. Детская литература, несомненно, помощница в развитии речи ребёнка, привитии гигиенических навыков, развлечениях. Она помогает устанавливать связи и отношения. Не просто читайте малышу небольшие прозаические произведения, – задавайте ему вопросы по содержанию прочитанного. Но анализируя литературное произведение, не нарушайте логику развития сюжета, порядок действий, а вместе с ним причинно-следственные связи. Для анализа выбирайте те произведения, герои которых хорошо известны малышу, события понятны и интересны. С начала малыш будет отвечать односложно, но постепенно научится давать полные ответы. На односложный ответ, дайте пример полного ответа на вопрос. Произведения для маленьких детей имеют ярко выраженную дидактическую основу. Они всегда чему-то учат. Но не следует обращать внимание детей на эту (обучающую) особенность детской литературы – у ребёнка может сформироваться прикладное представление о литературе, понятие о том, что она нужна тогда, когда нужно умываться («Мойдодыр») или быть аккуратным в одежде (Маша-растеряша). Нужно читать ребёнку тогда, когда есть потребность читать, а не только, когда нужно одеть, накормить, научить хорошим манерам. Последнее вытекает из первого. Ребёнок развивается, накапливает опыт, источником которого являются близкие люди. Недостаточно только читать ребёнку. Он должен видеть сосредоточенно читающего взрослого. Для ребёнка не важно, какая сейчас вас интересует литература, уже просто книга в руках взрослого важна для ребёнка как пример, как некий образ, которому стоит следовать. Дети трёх лет уже определяют себя как личность и уже руководствуются не только образцом взрослого, но и своими вкусами. У них появляются любимые книги. Привязанность к книге пока не зависит от её содержания, а скорее от оформления обложки, красочности иллюстраций, яркости образов, частоты обращения именно к этой книге. Такую привязанность нужно поощрять, но не культивировать. Нужно похвалить ребёнка за то, что у него есть своя книга, но одновременно показать ему другие книги, рассказать, чем они интересны. Не следует поощрять односторонность и делать ребёнка читателем одной книги, или одного литературного жанра, одной темы. Важно через книги показать разнообразие мира, окружающего его, вызвать интерес и потребность к получению широкого круга и книжных и жизненных знаний. Из множества читающих ребёнку, он выделяет тех - кто делает это лучше и привлекательней. В 3-4 года малыш способен разобраться в содержании доступного ему художественного текста, поэтому постепенно следует приучать ребёнка анализировать текст, извлекать из него смысл, идею. Беседуя о тексте, наряду с вопросами «кто, как, где», задавайте вопросы «почему, зачем». Это поможет разобраться в сути произведения, поможет стать «почемучкой», заставляющей искать вас ответы на многочисленные каверзные вопросы. Но анализируя текст, делайте это как бы между прочим, ненавязчиво, не натаскивайте малыша в правильных ответах, не повторяйте и не заучивайте их: лучше оставить что-то не прояснённым, чем утомлять длительным поиском истины. Чтобы научить думать, анализировать, читайте сказки сходные по сюжету, но разные в деталях (рукавичка, теремок; колобок-блин (белорусская)). Важно, чтобы, анализируя текст, ребёнок заметил: сказка говорит об одном, но по-разному. Работа такого рода приучает читателя быть внимательным к тексту, думать над ним. В связи с психологическими особенностями младшего дошкольного возраста следует теперь обращаться и к научно-художественной литературе, которая удовлетворит потребности малыша в его «почему». Можно читать познавательные произведения как прозаические, так и поэтические. Детские вопросы невозможно предвосхитить, предусмотреть заранее и приготовить ответы на них. Проникнетесь уважением к «почемучке», ведь это не только надоедливые вопросы не отягощённого знаниями ребёнка, но и наоборот, умение заметить то, что уже не замечают взрослые, желание разобраться, докопаться до открывающейся перед малышом сути окружающего мира, понять его парадоксы, уловить нюансы. Всё это жадно и трепетно осваивается с помощью «почему». Следует вести работу по творческому развитию малыша, по развитию его образных представлений. Как можно чаще давайте ему возможность пофантазировать, провоцируйте этот процесс, задавая вопросы о чем-либо, предлагая описать что-то, например теремок, короб, медведя. Фантазии ребёнка должны быть обращены к тем предметам, явлениям, подробные описания которых отсутствуют в тексте. Если ваши представления в чем-либо расходятся с ребёнком, не будьте диктатором, не заставляйте думать и видеть так, как думаете и видите вы. Произведения, которые читаются ребёнку, должны быть разнообразными с точки зрения жанра (сказки народные, авторские, рассказы, фольклор). Познакомьте ребёнка с поэзией «нонсенса», где всё наоборот. К.И.Чуковский считал, что абсурдные стихи небылицы-перевертыши, нужны ребёнку познающему мир. Они призывают ребёнка разобраться в сказанном, установить порядок в происходящем, будят фантазию. Не следует бояться абсурдного содержания стихов, ведь ребёнок по природе своей абсурден и ему в таком мире интересно и творчески комфортно. Это он придумывает «Чучело - Мяучело», «Бяку – Закаляку». Интересная и полезная книга очень важна в интеллектуальном развитии ребёнку, помогает ему в накоплении знаний и представлений о мире. Не стремитесь с помощью литературы исправить недостатки, находить образцовые примеры, и тем более призывать следовать им. Вы можете добиться обратных результатов: и в поступках ребёнка, и в его отношении к литературе, которую он станет ненавидеть, только потому, что в данный момент она не соответствует логике его поведения и нормам его жизни.                                                   В приобщении ребёнка к искусству слова должна быть некая система. Ежедневное рассказывание, а затем чтение и разговор о прочитанном. В ДОУ есть множество возможностей не прервать, не нарушить то, что было сделано по развитию интереса ребёнка к искусству слова, по воспитанию грамотного читателя. Любовь к художественному слову у малыша воспитывается с первой недели его жизни, через культуру пестования, колыбельной песни. Пестушки, потешки, – именно те жанры детского фольклора, которые включают ребёнка в ситуацию, способствуют межличностному общению, активизируют детский интерес к окружающему миру, ненавязчиво передают те нравственные наставления, которыми руководствовались люди в течение многих веков.

Уважаемые взрослые! Читайте знакомые произведения по выбору ребёнка столько раз, сколько он захочет. Ни в коем случае не отказывайте ему в этой радости. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует зарождению у ребёнка интереса и любви к художественному слову.

Литература:

  1. Л.Б. Фесюкова «От трёх до семи»   «Кристал» Санкт-Петербург 1996г.
  2. Б. Бил–Бад «Мудрость воспитания» «Педагогика» 1987г
  3. Л.Е. Стрельцова «Мастерская слова» «Полина» 1994г
  4. Т. Ладыженская «Речь, речь, речь»   «Педагогика» 1991г

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608