Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Роль сказки в воспитании детей
11 минут 3799 940

Роль сказки в воспитании детей

Adusheva foto copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Адушеву Нину Николаевну, воспитателя первой квалификационной категории СПДС «Аленушка» ГБОУСОШ № 2» имени В. Маскина с. Клявлино Самарской области. Сегодня Нина Николаевна в своей статье расскажет о роли сказки в воспитании детей. Материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Нины Николаевны:

«Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка – это воображаемый мир, мир добра, где мы можем быть кем угодно – царевной, разбойником или лягушонком. Здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Сказки помогают нам объяснять ребенку легко и просто разные модели поведения в обществе, а также различать добро и зло, правду – неправду».

Полезного чтения…


Роль сказки в воспитании детей

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка – это воображаемый мир, мир добра, где мы можем  быть кем угодно– царевной, разбойником или лягушонком. Здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Сказки помогают нам объяснять ребенку легко и просто разные модели поведения в обществе,  а также различать добро и зло, правду – неправду. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей.

Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Дети не любят, когда их ругают или наставляют, а сказка не делает этого напрямую. Благодаря сказке ребенку можно объяснить главные понятия нравственности: что такое хорошо, а что такое плохо, ведь в сказках персонажи всегда либо хорошие, либо плохие. Ребенок всегда сравнивает себя с положительными героями, таким образом, благодаря сказке, ребенку прививается добро. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить. Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка - Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна лягушка »; мудрость восхваляется, забота о близком поощряется - «Бобовое зернышко». Дружба помогает победить зло в сказке «Зимовье», а добрые и миролюбивые побеждают - «Волк и семеро козлят», что зло наказуемо - «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса». В сказках всегда побеждает добро- это очень важно в воспитании детей на сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его личность.

Сказка предлагают малышу интересные образы, истории, персонажи, а мораль и жизненно важная информация усваивается ребенком автоматически, он этого даже не замечает. Приобщая малыша к сказке, он учится мысленно действовать в воображаемых ситуациях, что очень полезно для творческой личности. С одной стороны сказка – этого готовая фантастическая история, а с другой стороны – она дает ребенку возможность развивать свое воображение, рисовать в голове картины.Так ребенок понимает, где добро, а где зло.

Влияние сказки развитие детей порождает нравственные понятия, которые закрепляются в реальной жизни. В сказках злых героев всегда в конце наказывают, выходит, что нужно быть хорошим. Добро представляется в образе принцев и принцесс, богатырей, волшебниц и фей, которые всегда придут на помощь

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны.

«Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добро, то есть учит сопереживать».

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы; в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя; дает возможность примерить на себе и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

В процессе сказки дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учатся находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Все что выполняют дети во время путешествия по сказке, все их слова, движения, даже импровизация являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. 

Сказка эффективна при работе с детьми в дошкольном возрасте, восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

У маленького ребенка сильно развит процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими.

Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией.

Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим "понарошку", а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Даже, если ребенок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать в слух. В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

«Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Эта пословица говорит о том, что сказка способна формировать нравственный облик человека. Сказка учить морали с детства, учит различать добро и зло, хорошее и плохое. А значит, она всегда будет востребованная и актуальна.

Литература. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. "Просвещение", 1991.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607