Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Поиграй со мной
11 минут 3615 1102

Поиграй со мной

Klisneva2 fotoДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Клешнёву Ольгу Николаевну, воспитателя МДОУ «Мухоудеровский детский сад» с. Мухоудеровка Белгородской области. Сегодня Ольга Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью «Поиграй со мной». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:

«Я работаю 32 года воспитателем в детском саду, много общаюсь индивидуально с родителями, вижу, как изменились и родители и их дети, как трудно молодым родителям воспитывать современных детей . Часто приходится давать советы, отвечать на вопросы. В своей статье я хочу донести до воспитателей, родителей мысль о том, как важно воспитывать детей через игру, потому, что игра для малыша – самое серьёзное дело, это зеркало окружающей ребёнка жизни, именно , в игре, ненавязчиво можно воспитывать в ребёнке все то хорошее, что вы хотели бы видеть в нём. Поэтому больше играйте с детьми!»

Увлекательного чтения…


Поиграй со мной

«Поиграй со мной!» - как часто нам приходится слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть «больным» или «пассажиром», «учеником» или « серым волком». Скажем , прямо, чаще всего, играя с ребёнком, взрослые следуют за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра не только доставляет удовольствие и радость ребёнку, что само по себе очень важно. В игре ребёнок проявляет то, чем он уже овладел, те качества, которые у него уже сформировались. В игре развиваются важнейшие стороны его психики.

 На значение игры для психического развития ребёнка указывали многие педагоги и психологи. Сами мы можем наблюдать, как игра изменяет поведение ребёнка, как он радостно преображается, когда слышит магические слова: «Давай поиграем!». Вот девочка никак не хочет дать подружке подержать новую куклу. Можно пристыдить её, отнять у неё игрушку, а можно сказать: «Может быть, поиграем в детский сад? Я буду воспитательницей, ты – мамой, а твоя подружка – дочкой. Ты проводи дочку в детский сад и пусть она возьмёт с собой куклу». И девочка уже довольно легко расстаётся с игрушкой, собирает в детский сад « дочку», деловито давая ей необходимые наставления. Сожаление от утраты куклы сменяется радостью, которую девочка получает от игры. И новая жизненная позиция – поддержка, защита и щедрость – входит в ребёнка вместе с новой ролью.

В игре у детей раскрываются те их возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Ребёнок в игре бывает сильнее, добрее. Выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях, что вполне естественно. Дети могут капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнёрами по игре. Игра развивает у ребёнка коммуникативные способности, умение устанавливать определённые взаимоотношения со сверстниками.

Игра влияет не только на развитие личности ребёнка в целом, она формирует и познавательные способности, и речь и произвольность поведения. В самом деле, мы знаем, как трудно ребёнку управлять собой, особенно своими движениями. В игре же, выполняя , скажем, роль часового дети могут сохранять одну и ту же позу 9-10 минут. Достаточно сказать неуклюжему мальчику, что теперь он – зайчик и поэтому должен прыгать так, чтобы не услышала лиса и все его движения становятся ловкими.

В игре бурно развивается воображение ребёнка: палочку он использует вместо ложки, из трёх стульев сооружает самолёт, а из кубиков – дворец. Игра необходима ребёнку, и, если он по каким-либо причинам лишен возможности достаточно часто играть со сверстниками, не бойтесь стать его партнёром по игре. Превратитесь на 10-15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризного пациента – и этим вы не просто доставите радость своему малышу, но и поможете ему в развитии.

О первых проявлениях игровой деятельности можно говорить тогда, когда ребёнок начинает использовать один предмет вместо другого. Он кормит куклу палочкой –ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлетки, укладывает ее спать в коробку-кроватку. Такая игра возникает в 2-3 года. Основное содержание игр детей этого возраста – воспроизведение виденных ими предметных действий взрослых. Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связываются в единую систему.

Часто маленькие дети задерживаются на стадии манипулирования предметами. Они не используют предметы-заместители, и в результате не переходят к предметной игре. Этот переход можно и нужно стимулировать, потому что он ведет ребёнка дальше, на новую ступень его психического развития.

Это только кажется, что дети, играя уходят от действительности. На самом деле они в состоянии следовать логике реальности. Поэтому, если ребенок много играет, его игры достаточно разнообразны и отражают впечатления, полученные от окружающего мира, а во всех остальных делах он живет в контакте и мире с окружающими, не стоит тревожиться и прерывать игру. Просто игра для малыша – это его самое серьёзное дело. Но предметная игра, игра с предметами-заместителями - это предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что водитель не просто крутит руль, но и вступает в отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Воспроизведение отношений между людьми требует от детей все более полного и длительного « разворачивания» ролей. Поэтому дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок целиком осваивает выполнение принятой на себя роли.

Игра – это зеркало окружающей ребенка жизни. И как же бывает печально наблюдать за малышом, который трясет и бьет куклу, ругая её совсем не детскими словами. Еще больнее слышать, как в ответ на вопрос: «Во что ты играешь?» - тот отвечает: «Играю в маму» и ли «Играю в папу и маму». Подобные игры – своего рода предупреждение о нарушении развития ребенка. И тут конечно надо «бить тревогу», потому. что такие случаи уже не редкость. К сожалению¸ во многих семьях дети достаточно бесконтрольно смотрят по телевизору различные телесериалы, фильмы ужасов и т.п.. к сожалению все чаще именно такие сюжеты заполняют детские игры. Старайтесь оградить своего ребенка от всяких наблюдений негативных проявлений , не выясняйте отношений между взрослыми при ребенке. Надо больше играть с детьми дома. Подскажите ему какой выбрать сюжет, объясните, как лучше распределить роли, станьте партнером по игре, с помощью которой он сможет выполнить свою роль и достаточное время следовать выбранному сюжету.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми к кону дошкольного возраста появляются игры с правилами: прятки, салочки, и другие. Интересно, что до старшего дошкольного возраста(5-6 лет) дети могут подчиняться правилу только через принятие роли. Часто приходилось наблюдать, что дети 3-4 лет не выдерживают обычно правил игры в прятки: они охотно прячутся, но через1-2 минуты после начала игры выскакивают из своего убежища с криком: «А я вот». Умение подчиняться правилу, самоконтроль, который требуется для выполнения роли, оценка правильности своих действий – все это необходимо для дальнейшей деятельности – учения. Именно в игре складываются предпосылки учебной деятельности. Игра сближает взрослых и детей. она помогает родителю лучше узнать своего ребенка, увидеть , как он общается со сверстниками, что умеет и что знает. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего то не умеет, даже если с аналогичными делами с легкостью справляются его сверстники. Важно не только учить ребенка каким-то действиям, но и вселять в него уверенность в себе, развивать умение отстаивать собственное мнение, решение.

Каждая игра – это школа сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок учится стойко переносить свои неудачи, радоваться чужому успеху, что довольно сложно. И тут, конечно же, нужна помощь понимающего взрослого. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. В каждую игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. А еще лучше играть всей семьей, оставляя свои дела , хоть на несколько минут. Радость, которую вы доставите ребенку станет и вашей радостью, вы окунетесь в мир детства, вспомните те минуты радости, которые вы сами когда то испытали, а проведенные вместе со своей семьей минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее. Дети растут очень быстро, а время летит незаметно. Поэтому надо жить дружно, весело и тогда и ваши дети смогут создать счастливые семьи. И дети и родители должны любить друг друга. При этом и папа и мама заботятся о своем малыше., стараются воспитать ребенка добрым , умным, внимательным , честным. Так начните с малого, услышав слова своего ребенка: «Давай поиграем» отложите все свои дела и играйте, играйте, играйте!

Используемая литература

Е. М. Вроно «Поймите своего ребенка»

Н. Е. Веракса «Понимаете ли вы своего ребенка?»

Е.Б.Анисенкова, Е.Б.Колычева «Игры для всей семьи»

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1966 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6524 677