Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Клешнёву Ольгу Николаевну, воспитателя МДОУ «Мухоудеровский детский сад» с. Мухоудеровка Белгородской области. Сегодня Ольга Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью «Поиграй со мной». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:
«Я работаю 32 года воспитателем в детском саду, много общаюсь индивидуально с родителями, вижу, как изменились и родители и их дети, как трудно молодым родителям воспитывать современных детей . Часто приходится давать советы, отвечать на вопросы. В своей статье я хочу донести до воспитателей, родителей мысль о том, как важно воспитывать детей через игру, потому, что игра для малыша – самое серьёзное дело, это зеркало окружающей ребёнка жизни, именно , в игре, ненавязчиво можно воспитывать в ребёнке все то хорошее, что вы хотели бы видеть в нём. Поэтому больше играйте с детьми!»
Увлекательного чтения…
«Поиграй со мной!» - как часто нам приходится слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть «больным» или «пассажиром», «учеником» или « серым волком». Скажем , прямо, чаще всего, играя с ребёнком, взрослые следуют за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.
Однако игра не только доставляет удовольствие и радость ребёнку, что само по себе очень важно. В игре ребёнок проявляет то, чем он уже овладел, те качества, которые у него уже сформировались. В игре развиваются важнейшие стороны его психики.
На значение игры для психического развития ребёнка указывали многие педагоги и психологи. Сами мы можем наблюдать, как игра изменяет поведение ребёнка, как он радостно преображается, когда слышит магические слова: «Давай поиграем!». Вот девочка никак не хочет дать подружке подержать новую куклу. Можно пристыдить её, отнять у неё игрушку, а можно сказать: «Может быть, поиграем в детский сад? Я буду воспитательницей, ты – мамой, а твоя подружка – дочкой. Ты проводи дочку в детский сад и пусть она возьмёт с собой куклу». И девочка уже довольно легко расстаётся с игрушкой, собирает в детский сад « дочку», деловито давая ей необходимые наставления. Сожаление от утраты куклы сменяется радостью, которую девочка получает от игры. И новая жизненная позиция – поддержка, защита и щедрость – входит в ребёнка вместе с новой ролью.
В игре у детей раскрываются те их возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Ребёнок в игре бывает сильнее, добрее. Выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях, что вполне естественно. Дети могут капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнёрами по игре. Игра развивает у ребёнка коммуникативные способности, умение устанавливать определённые взаимоотношения со сверстниками.
Игра влияет не только на развитие личности ребёнка в целом, она формирует и познавательные способности, и речь и произвольность поведения. В самом деле, мы знаем, как трудно ребёнку управлять собой, особенно своими движениями. В игре же, выполняя , скажем, роль часового дети могут сохранять одну и ту же позу 9-10 минут. Достаточно сказать неуклюжему мальчику, что теперь он – зайчик и поэтому должен прыгать так, чтобы не услышала лиса и все его движения становятся ловкими.
В игре бурно развивается воображение ребёнка: палочку он использует вместо ложки, из трёх стульев сооружает самолёт, а из кубиков – дворец. Игра необходима ребёнку, и, если он по каким-либо причинам лишен возможности достаточно часто играть со сверстниками, не бойтесь стать его партнёром по игре. Превратитесь на 10-15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризного пациента – и этим вы не просто доставите радость своему малышу, но и поможете ему в развитии.
О первых проявлениях игровой деятельности можно говорить тогда, когда ребёнок начинает использовать один предмет вместо другого. Он кормит куклу палочкой –ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлетки, укладывает ее спать в коробку-кроватку. Такая игра возникает в 2-3 года. Основное содержание игр детей этого возраста – воспроизведение виденных ими предметных действий взрослых. Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связываются в единую систему.
Часто маленькие дети задерживаются на стадии манипулирования предметами. Они не используют предметы-заместители, и в результате не переходят к предметной игре. Этот переход можно и нужно стимулировать, потому что он ведет ребёнка дальше, на новую ступень его психического развития.
Это только кажется, что дети, играя уходят от действительности. На самом деле они в состоянии следовать логике реальности. Поэтому, если ребенок много играет, его игры достаточно разнообразны и отражают впечатления, полученные от окружающего мира, а во всех остальных делах он живет в контакте и мире с окружающими, не стоит тревожиться и прерывать игру. Просто игра для малыша – это его самое серьёзное дело. Но предметная игра, игра с предметами-заместителями - это предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что водитель не просто крутит руль, но и вступает в отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Воспроизведение отношений между людьми требует от детей все более полного и длительного « разворачивания» ролей. Поэтому дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок целиком осваивает выполнение принятой на себя роли.
Игра – это зеркало окружающей ребенка жизни. И как же бывает печально наблюдать за малышом, который трясет и бьет куклу, ругая её совсем не детскими словами. Еще больнее слышать, как в ответ на вопрос: «Во что ты играешь?» - тот отвечает: «Играю в маму» и ли «Играю в папу и маму». Подобные игры – своего рода предупреждение о нарушении развития ребенка. И тут конечно надо «бить тревогу», потому. что такие случаи уже не редкость. К сожалению¸ во многих семьях дети достаточно бесконтрольно смотрят по телевизору различные телесериалы, фильмы ужасов и т.п.. к сожалению все чаще именно такие сюжеты заполняют детские игры. Старайтесь оградить своего ребенка от всяких наблюдений негативных проявлений , не выясняйте отношений между взрослыми при ребенке. Надо больше играть с детьми дома. Подскажите ему какой выбрать сюжет, объясните, как лучше распределить роли, станьте партнером по игре, с помощью которой он сможет выполнить свою роль и достаточное время следовать выбранному сюжету.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми к кону дошкольного возраста появляются игры с правилами: прятки, салочки, и другие. Интересно, что до старшего дошкольного возраста(5-6 лет) дети могут подчиняться правилу только через принятие роли. Часто приходилось наблюдать, что дети 3-4 лет не выдерживают обычно правил игры в прятки: они охотно прячутся, но через1-2 минуты после начала игры выскакивают из своего убежища с криком: «А я вот». Умение подчиняться правилу, самоконтроль, который требуется для выполнения роли, оценка правильности своих действий – все это необходимо для дальнейшей деятельности – учения. Именно в игре складываются предпосылки учебной деятельности. Игра сближает взрослых и детей. она помогает родителю лучше узнать своего ребенка, увидеть , как он общается со сверстниками, что умеет и что знает. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего то не умеет, даже если с аналогичными делами с легкостью справляются его сверстники. Важно не только учить ребенка каким-то действиям, но и вселять в него уверенность в себе, развивать умение отстаивать собственное мнение, решение.
Каждая игра – это школа сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок учится стойко переносить свои неудачи, радоваться чужому успеху, что довольно сложно. И тут, конечно же, нужна помощь понимающего взрослого. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. В каждую игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. А еще лучше играть всей семьей, оставляя свои дела , хоть на несколько минут. Радость, которую вы доставите ребенку станет и вашей радостью, вы окунетесь в мир детства, вспомните те минуты радости, которые вы сами когда то испытали, а проведенные вместе со своей семьей минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее. Дети растут очень быстро, а время летит незаметно. Поэтому надо жить дружно, весело и тогда и ваши дети смогут создать счастливые семьи. И дети и родители должны любить друг друга. При этом и папа и мама заботятся о своем малыше., стараются воспитать ребенка добрым , умным, внимательным , честным. Так начните с малого, услышав слова своего ребенка: «Давай поиграем» отложите все свои дела и играйте, играйте, играйте!
Используемая литература
Е. М. Вроно «Поймите своего ребенка»
Н. Е. Веракса «Понимаете ли вы своего ребенка?»
Е.Б.Анисенкова, Е.Б.Колычева «Игры для всей семьи»