Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Исполнительское мастерство концертмейстера вокального коллектива
10 минут 5194 1179

Исполнительское мастерство концертмейстера вокального коллектива

Vasina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Васиной Еленой Борисовной, концертмейстером МБОУ ДОД «ЦДТ г. Пушкино» Московской области. Сегодня Елена Борисовна с удовольствием предлагает вашему вниманию практические советы в работе концертмейстера вокального коллектива. Статья будет полезна педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Елены Борисовны:

«Концертмейстеру необходимо быть музыкантом высокого уровня. Он должен помнить о том, что он и пианист, и аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог. Поэтому музыканту нужно хорошо владеть инструментом, голосом, уметь читать нотный текст с листа, транспонировать, подбирать музыку по слуху. Ему также необходимо знать творчество композиторов разных эпох, произведения различных жанров, песенный репертуар».

Профессионального чтения…


Исполнительское мастерство концертмейстера вокального коллектива

О необходимости обучения детей музыке в раннем возрасте говорили многие педагоги-музыканты. Именно в этом возрасте легче всего приобщить ребенка к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему на всю жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе, ведь недаром говорят: «Музыка начинается там, где кончается слово». Наиболее доступной формой обучения для детей является пение в хоре. К теме детского творчества обращаются многие композиторы-песенники: Г. Струве, Е. Крылатов, С. Никитин, Стоклицкая, А. Флярковский и многие другие.

Огромное впечатление на учащихся оказывают проводимые концерты и праздники. Концертное выступление хора должно оставлять впечатление полного воплощения музыкального образа, задуманного композитором. Наличие фортепианного сопровождения делает звучание вокального коллектива более полным, образным, красочным. Этому способствует органическая взаимосвязь всех элементов музыкальной выразительности: динамика, ритм, фразировка. Особую роль приобретает динамическая согласованность в звучании хора и сопровождения. Задача аккомпаниатора создать фон выступлению учащихся, ансамбль в соотношении звучания хора и фортепианного сопровождения. Немаловажно в имеющемся в произведении вступлении задать тон дальнейшему выступлению учащихся. Идеальное исполнение инструментальной партии – это серьезно продуманная и прочувствованная мысль композитора.

Концертмейстер должен учитывать насколько велика роль ритмической точности, что вытекает из требований слитности, синхронности совместного звучания хора и аккомпанемента. Особенность фортепиано – характерная ударность звукоизвлечения. Именно это свойство способствует выявлению ритмического начала, а ведь как раз ритм играет организующую роль в звучании ансамблевого произведения. Ритм в музыке часто и не без основания сравнивают с пульсом живого организма. Пульс здорового человека бьется ровно, но ускоряется или замедляется в связи с переживанием. Одно из требований «здорового» ритма состоит в том, чтобы сумма ускорений и замедлений, вообще ритмических изменений в произведении, ровнялось некоей постоянной, чтобы среднее арифметическое ритма было тоже постоянным и ровнялось основной ритмической длительности.

Следует отдельно сказать об исполнении rubato (rubare итал. – «красть»). Если вы украдете время и не вернете его вовремя, вы будете вором. Если вы сперва ускорите темп, то впоследствии необходимо его замедлить – нужно восстановить гармонию и равновесие, - так говорил об исполнении рубато Г.Нейгауз.

При работе с синтезатором проблемы, связанные с ритмом упрощаются – синтезатор точно держит заданный темп без каких-либо отклонений, не замедляя инее ускоряя. Но при этом исчезает доля имправизационности в исполнении.

Выше было сказано, что фортепиано имеет определенную специфику – ударность звукоизвлечения, поэтому необходимо обратить внимание на исполнение кантилены на фортепиано – это особенно важно для аккомпаниатора вокального коллектива. Руки исполнителя в кантилене должны быть сильными и четко направленными в клавиатуру, но в то же время мягкими и пластичными. Кантилена – значит мелодия, песнь, но песни бывают разные. Необходимо уметь находить для каждой мелодии соответствующий ее особенностям индивидуальный звук и артикуляцию – способ произношения. В исполнении кантилены основное – использование веса руки, опора на клавиатуру. Кантилена на форте и кантилена на пиано в физическом смысле являются следствием большей или меньшей степени включенности веса руки. Самое трудное и важное – донести нужную часть веса руки в клавиатуру плавно, без толчков и в то же время не растеряв его, адресовав его в конец пальца.

Кантилена имеет свои аппликатурные особенности, свои излюбленные пальцы. Это 3-ий, 4-ый, 5-ый, несколько меньше 2-ой. В мягкой , лирической кантилене, по возможности, реже употреблять «непевучий» 1-ый палец. Часто целесообразнее переложить 3-ий через 4-ый или 5-ый, чем подкладывать 1-ый.

Необходимо сказать несколько слов о педализации. Звук рояля не льется струей, подобно голосу или звуку смычков или духовых инструментов, но, будучи извлечен, быстро утрачивает первоначальную силу и гаснет. Таким образом, сыгранная на фортепиано мелодия не представляет плавной звуковой линии, а состоит как бы из точек. Ударность фортепиано, дающая ему ритмическую ценность и четкость, делающая его незаменимым сопровождающим и руководящим инструментом в ансамбле, коренится в двойственной природе звукоизвлечения.

Еще одна способность отличает фортепиано от других инструментов, а именно – насильственное прекращение звука демпфером. В щипковых инструментах (гитара, арфа) звук затухает естественно. На фортепиано происходит как бы « убийство» звука. Ударность звукоизвлечения, отсутствие подлинного «физического» легато, снискало фортепиано пресловутую славу сухости и бездушия. Если не существовало бы правой педали, такая слава была бы заслуженной.

Педализация опирается на художественные принципы, на объективную основу. Мастерство педализации можно воспитывать, как мастерство игры руками, оно в такой же мере заключается во владении богатством средств, в гибком и тонком приспособлении их к звуковой цели. Средства эти – время нажатия и снятия педали и различная глубина нажатия. Для тонкого управления ими нужно в первую очередь тонкое понимание музыки, тонкое знание инструмента, и, конечно, тонкий слух. Ибо педаль управляется слухом. Действие ноги, как и рук, выключается из сознания, управляющего целью. Моторика бессознательно послушна художественной воле.

Педализация, как и игра руками, изменчиво и разнообразно следует за изменчивой и разнообразной фактурой. Для мастерства педализации должна быть воспитана быстрая и тонкая реакция и слуха, и движений ноги на художественную цель. Тонкий и внимательный музыкальный слух не должен допускать фальшивой педали.

Нельзя не обратить внимание на исполнение аккомпанемента различных стилей. Аккомпанемент романтического типа в медленных произведениях должен звучать очень тихо и ровно. Здесь нужен художественный стимул. Следует услышать, почувствовать особую звуковую прелесть сочетания певучей мелодии с «отдаленным» фоном. В аккомпанементах романтического типа опорой, самым громким звуком является бас. Все последующие, добавляясь к звучанию баса, тонут в нем, продолжая свое существование в виде «вибрирующего» аккорда, звучащего на педали.

В аккомпанементе вальсового типа бас берется сверху; рука при этом движется в сторону аккордов, движется очень быстро по прямой линии (пр клавиатуре); от последнего аккорда рука «отталкивается» в направлении баса. 5-ый палец в момент взятия баса должен быть активным, он берет, «хватает» клавишу. В момент скачка пальцы раскрываются к басу, а затем без «рывка» принимают собранное положение.

Нужно отметить, что важную роль в работе концертмейстера играет умение бегло читать ноты с листа. Этот навык нарабатывается, но следует учитывать основные принципы. При чтении с листа необходимо стремиться прежде всего охватить произведение в целом. Поэтому обращается внимание на самое существенное. Некоторые детали – второстепенные голоса, менее значительные звуки в аккордах, могут оставаться вне поля зрения. При чтении с листа следует стремиться сыграть произведение без остановок, в темпе, по возможности приближающемуся к настоящему. Должно присутствовать осмысленное отношение к тексту, не только видеть музыкальные обозначения, но и видеть в них музыкальное содержание. Для воспитания навыков чтения с листа важно предварительно просмотреть нотный текст глазами – осознать размер и ладотональность, необходимо уяснить строение произведения. После предварительного ознакомления с произведением, необходимо охватить возможно большой отрезок нотного текста. Умение «смотреть вперед» особенно важно при чтении с листа. Известно, что в музыкальном мире встречаются мастера, доведшие это уменье до высокой виртуозности. Выдающимися чтецами нот были, например, Ф. Лист, С.Рахманинов, Ф.Блуменфельд.

Концертмейстеру необходимо быть музыкантом высокого уровня. Он должен помнить о том, что он и пианист, и аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог. Поэтому музыканту нужно хорошо владеть инструментом, голосом, уметь читать нотный текст с листа, транспонировать, подбирать музыку по слуху. Ему также необходимо знать творчество композиторов разных эпох, произведения различных жанров, песенный репертуар.

Список используемой литературы:

  1. Рязанкина «О роли аккомпанемента»
  2. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
  3. Н.Голубовская «Об искусстве фортепианной игры»
  4. Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой»

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1966 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6525 677