Дорогие друзья, мы рады представить вам Плюхину Ольгу Юрьевну, учителя начальных классов МАОУ СОШ № 7, г. Екатеринбург Свердловской области. Сегодня Ольга Юрьевна любезно поделится своим профессиональным опытом по развитию творчества учащихся через системный анализ слова. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Юрьевны:
«Мы все когда-то посмотрели на уроки русского языка с точки зрения системного анализа слова. Это меня заинтересовало. Убеждена, что одна из важнейших задач сегодняшней школы – обучение живому языку, «очеловеченному» учебному предмету, а не своду грамматических и пунктуационных правил».
Полезного чтения…
Развитие творчества учащихся через системный анализ слова
Родной язык – язык слов :больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых… И кажется, что все – то нам, учителям и ученикам давно – давно известно о слове. Ну, слово и слово. Просто и понятно.
Но каждый ли из наших школьников догадывается, по – настоящему представляет, какой своеобразной, интересной и порой загадочной жизнью живет, на первый взгляд, простое и обычное человеческое слово, осознает ли, что слово «устроено сложнее и хитроумнее, чем наиболее усовершенствованный механизм, что оно ведет себя иной раз причудливее и непонятнее любого живого существа…» (Л.Успенский)
Сама природа слова, его связь с окружающими людьми, миром мыслей и чувств человека требуют вдумчивого, осмысленного подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К.Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа.
Вот почему сегодня так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть загадки, тайны, возможности (способности) родного слова, привить интерес к нему, формировать чувство слова.
Чтобы наш маленький ученик тонко и глубоко чувствовал слово, ощущал его «вкус», умел уважительно и творчески обращаться со словом, с увлечением разбирался в особенностях его души и характера, ребенку необходимо дать представление о психологии слова не только с позиций формально – грамматических, но и, в первую очередь, с нравственно – эстетических, человеческих (слово – живое, очеловеченное).
Здесь у каждого учителя свои секреты, находки, методические приемы.
Считаю, чтобы развивать в школьниках способность и умение чувствовать слово, необходимо познакомить их с понятием системы языка. К сожалению у большинства учащихся как младших, так и старших, это понятие отсутствует.
Вот почему учитель, прежде всего начальных классов, должен глубоко осознать, что творческая работа над словом может проводиться лишь в том случае, если его ученики знакомы с основными разделами школьного курса родного языка.
Систематизировать изучаемые разделы науки о языке, помочь детям исследовать слово в упорядоченности их изучений – такая учебная задача решилась мной при работе с детьми на уроках русского языка, риторики, факультативных занятиях.
Опыт показывает, что эта работа вполне доступна и интересна ребятам при определенных способах подачи учебного материала.
На нескольких факультативных занятиях – путешествиях по стране Родного языкознания мы начали в ходе обзорного знакомства широкой темы – «Язык – самое удивительное, что есть на свете».
Ребята делали кратковременные остановки на станциях (в городах и т.п.), названия которых одновременно являются и названиями разделов науки о языке («Орфоэпия», «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Лексикология»).
С самого начала обучения лексикон у младших школьников обогащается словами – специальными лингвистическими терминами и понятиями, необходимыми для осмысленного, взаимосвязанного изучения разделов школьного курса.
Сообщить научные сведения можно в доступной и занимательной форме.
Например: представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей, в ней множество «полочек», «ячеек», где в определенной системе хранятся различные средства. Ими пользуются люди, когда говорят или пишут. Например, на одной «полке» по разным «ячейкам расположены части слов:приставки, корни, суффиксы, окончания, на другой – слова, отдельно имена существительные или прилагательные, глаголы, местоимения. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-то мысль, построить предложения. А потом одно из слов, показывается недостаточно точным, заменить другим, с той же «полки»…
Для устной речи в этой «кладовой» есть «отделение» звуков, где, смешиваясь друг с другом, хранятся гласные и согласные, беря нужные звуки и «выстраивая» их одним за другим, мы получаем звучащее слово. Эта огромная, сложно устроенная «кладовая» и есть язык.
Яркое, убедительное слово учителя и его наглядное подтверждение помогает маленьким ученикам сделать общий вывод : язык , основанный на действиях законов разных разделов языкознания представляет собой сложную, но очень интересную систему.
В процессе знакомства школьников с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка, мною использовалась интересная и очень необычная обобщающая учебно– занимательная таблица.
Работа с таблицей, основанная на современных лингвистических знаниях, помогает ребятам сознательно обогащать свой словарь, приобщаться к работе с разными типами словарей, усвоить орфоэпические, орфографические, лексические, словообразовательные нормы литературного языка.
Таблица показывает, как «ведет», «работает», слово в том или игом разделе языкознания. Дается путь, план рассуждений, который необходимо пройти; путь, следуя которому, окунаешься в гущу жизни слова. Слово выстраивается, как целостное произведение, рисуется своеобразный портрет слова, созданный по своим определенным законам.
Изучаемая информация, принимая свернутый вид, более четко организует мыслительную деятельность учеников, обеспечивает осознанные, прочные и системные знания.
Занятия с таблицей помогаютизбежать учебной перегрузки.
Применяя таблицу на уроках, наблюдала как у детей постепенно проявляется интерес к семантике слова, формируются навыки свободного и правильного употребления слов в речи, развивается языковое чутье.
Содержание таблицы складывается из 2-х частей:
I часть (7 ступенек пути) – это характеристика самостоятельного слова (из Толкового словаря) в языковой системе;
II часть (4 ступеньки) – описание данного слова с нравственно-этической, человеческой точки зрения (слово – живое, очеловеченное!)
Чтобы по-настоящему почувствовать слово, проникнуть в его глубинный смысл, обрести способность «жить» в слове, необходимо преодолеть все 11 ступенек этого не совсем простого, но увлекательного пути.
Именно вторая часть таблицы направлена на развитие речевой интуиции, развитие детского речевого творчества. Рассмотрим ее более подробно.
Если маленькие ученики уже сумели проявить интерес к слову, достаточно хорошо разбираются в его психологии, оттенках души и характера, можно приступить к более высокому уровню организации творческой работы со словом.
Очень важно, чтобы ребенок понял; его речевое творчество во многом зависит от настроения, чувств, интуиции, фантазии. Поэтому на занятиях знакомлю детей с лексическим значением этих жизненно важных слов.
После того, как ученики поразмышляли над характером данного слова ( 8 пункт таблицы), предлагается подобрать к нему слова – рифмы (например: настроение-удивление, утешение, наводнение, огорчение…)
Особо чутким ученикам с образным мышлением нравится преодолевать 10 ступеньку таблицы. Отталкиваясь от своих сравнений, они подбирают слова - образы (например: настроение - колючий еж, хитрая змея, зима и лето, дождь и солнце…).
«Слово - магнит» логически завершает «Путь к Слову». Именно на этом этапе одиночное, самостоятельное, независимое слово, которое в самом начале было содержательно неполным, через мыслительную творческую деятельность учеников приобретает конкретный смысл. Сначала в структуре словосочетаний, отдельных предложений и, наконец целого текста.
Так отдельное слово приобретает реальную, настоящую «жизнь» в потоке детской связной письменной речи. И опорная занимательная таблица в этом помогает. Она делает не таким страшным и новые термины, с которыми впервые познакомились маленькие ученики.
Системный подход к развитию речи используется на факультативных занятиях. Дети знакомятся с понятием «Слова - матрешки», «Шарады», «Перевертыши», «Шифровки», «Лжезагадки». Сюжетно – ролевые и дидактические игры, инсценирование – все это делает занятия увлекательными и разнообразными.
Развитие речевого творчества детей продолжается на уроках риторики. На этих уроках мы с детьми много играем, ведь игра долго еще остается основным занятием детей, в игре часто и сложное становится доступным. Игры использую различные: словесные, игры – путешествия, занимательный материал : загадки, потешки, чистоговорки. На этих уроках дети продолжают открывать для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.
Известно, что для развития учебно – познавательного интереса в младшем школьном возрасте имеются весьма благоприятные предпосылки. С одной стороны, это присущая 6-7 летним детям любознательность, проявляющаяся в ярко выраженных, эмоционально окрашенных ориентировочных реакциях на все новое, необычное.
С другой стороны, это столь же ярко выраженное положительной отношение к ученику, как к социально – значимой деятельности. Именно на этой основе развиваются интересы младших школьников. Все, что способствует повышению активности учащихся, способствует и пробуждению у них интереса. Вот как пишет об этом Л.С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем – либо интересующим нас, с чем – либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому – либо предмету или явлению, следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу – таково правило»
Использование эффекта загадки дает свои положительные результаты. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами.
Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п.
Если учителю удается внести в канву этот эффект, то ему удается пробудить у своих учеников желание решать те задачи, которые он перед ними ставит.
Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности, интерес (от лат. Interest – имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком, как особо важная. Интерес можно определить, как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л.С. Выготский писал : «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах… Педагогический закон гласит: «Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой – либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.»
В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, - писал Л.С.Выготский, - насколько интерес направлен по линии изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить.
Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был, как должно направлен. Наконец, третий, и последний, использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает интерес».
Список литературы
- В.Синицын «Путь к слову».
- И.П. Подласый «Педагогика»-Москва, 2000
- Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей»-Ярославль, 1998
- Уроки развития связной речи в начальной школе – С.-Петербург,1997
- С. Гин «Мир фантазии» - Гомель, 1995
- А.Э.Симановский «Развитие творческого мышления детей» -Ярославль, «Гринго»,1996
- Методические рекомендации по проведению и организации 2 этапа аттестации педагогических и руководящих работников - Екатеринбург ИРО, 2000