Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Васину Елену Борисовну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ г. Пушкино» Московской области. Сегодня Елена Борисовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию музыкальных способностей на уроке фортепиано. Статья будет полезна педагогам дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Елены Борисовны:
«Проблемы, связанные с исследованием музыкальных способностей и выявлением возможностей и закономерностей их развития, занимают одно из центральных мест в музыкальной педагогике, так как их решение оказывает непосредственное влияние на практику музыкального воспитания и образования».
Полезного чтения…
Развитие музыкальных способностей на уроке фортепиано
Обучение игре на фортепиано – сложный, объемный, многосоставный процесс. Помимо воспитания мировоззрения, эстетических вкусов и ряда личных качеств ученика, педагогу необходимо уделить самое серьезное внимание развитию его музыкальных способностей.
Б.М. Теплов в своем труде «Психология музыкальных способностей» доказывает возможность развития всех музыкальных задатков. Он указывает на условия, благоприятствующие этому процессу, а именно – наличие продуктивной деятельности человека, причем такой, которая требует активизации данной способности (что не исключает использования и других способностей – надо иметь в виду, что в комплексе они развиваются успешнее).
Проблемы, связанные с исследованием музыкальных способностей и выявлением возможностей и закономерностей их развития, занимает одно из центральных мест в музыкальной педагогике, так как их решение оказывает непосредственное влияние на практику музыкального воспитания и образования.
Музыкальные способности, являясь сложным сочетанием природного (врожденного), социального и индивидуального, развиваются лишь в практической музыкальной деятельности. Именно такой деятельностью выступает игра на фортепиано, когда способности не только проявляются, но и формируются и существуют в динамике.
Прежде чем говорить о музыкальных способностях, дадим определение самому понятию «способности». Б.М. Тепловым были выделены три признака, входящие в понятие «способности».
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей.
В-третьих, понятие способности не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретений этих знаний и навыков.
По мнению А.Д. Алексеева, «обучение фортепианной игре требует целого комплекса различных способностей. Важна, разумеется, известная предрасположенность к занятию искусством – склонность мыслить художественными образами, наличие творческой фантазии в этой области. Надо обладать музыкальными способностями – так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью. И, наконец, для успеха обучения именно игре на фортепиано важны исполнительские пианистические способности».
Музыкальный слух. «Одна из характерных тенденций, пишет в своей книге «Путь к музицированию» Л. Баренбойм, - привлечения внимания к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и поискам эффективных методов, ведущих к его активизации и интенсивному развитию».
Ряд музыкантов-педагогов вот уже многие годы настаивают на том, чтобы фортепианному обучению предшествовал период пения, освоения элементарной певческой культуры. Обычно ссылаются при этом на необходимость заблоговременно развить музыкальный слух.
Различают абсолютный и относительный слух. Обладать абсолютным слухом для пианиста полезно, но не обязательно. Зато ему совершенно необходимо иметь хороший относительный слух, дающий возможность различать соотношения по высоте звуков, взятых одновременно или последовательно.
Человек способен «слышать» звуки воображаемые и записанные на бумаге, способен произвольно оперировать своими звуковыми представлениями. Эта способность называется внутренним слухом. Внутренний слух естественным путем развивается в процессе правильно протекающей работы над произведениями. Его совершенствованию благоприятствует транспозиция по памяти знакомых произведений, подбор и игра по слуху, а так же сочинение музыки (желательно не только за роялем, но и без него) и импровизация.
Важно приучить во время работы над сочинением представлять нужное звучание. Полезно спрашивать ученика, какой характер звука, по его мнению, соответствует той или иной фразе.
Вначале нужно выбирать музыку, уже известную ученику. В первое время ответы часто бывают неопределенные, недостаточно конкретные. Такого рода работу, сопровождающуюся, разумеется, и воспроизведением соответствующих звучаний, полезно проводить, начиная с самого начала обучения игре на фортепиано.
Полезно также следить за исполнением музыки по нотам. Это является хорошим упражнением в чтении с листа.
В отношении весьма важного для исполнения мелодического слуха можно сказать, что его успешному развитию способствует систематическая работа над мелодиями различных типов и различной протяженности – начиная с коротких попевок до мелодических контуров целого произведения.
Для развития тембрового слуха полезно слушать оркестр и играть в ансамбле. Важно также, чтобы педагог больше применял красочные сравнения и приучал ученика на фортепиано многое слушать как бы в оркестровом звучании.
Порой педагоги преждевременно, без проведения соответствующей работы объявляют ученика «немузыкальным». Опыт хороших педагогов свидетельствует о том, что тщательная и умелая работа нередко дает весьма плодотворные результаты.
Каким образом следует развивать музыкальность ученика. Для этого необходимо возможно более «музыкально» проводить занятия. Надо воспитывать на художественном материале, уметь ярко и всесторонне раскрыть содержание изучаемого материала. Важно способствовать тому, чтобы ученик больше слушал музыки и притом в хорошем исполнении. Музыкальность человека зависит от его врожденных и индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения. Чрезвычайно интересно высказывание по этому поводу известного композитора и педагога Карла Орфа: «Опыт убедил меня, что редко можно встретить совсем немузыкальных детей, что почти к каждому можно найти путь, у каждого можно найти отклик и таким образом содействовать развитию скрытых способностей». Педагог может и, разумеется, должен помочь ученику. Он подбирает соответствующие сочинения, учит слышать выразительность музыкальной речи, слышать красоту звучания, воспринимать смысл музыкальных образов в доступных малышу простых песенках. Постепенно их круг расширяется, обогащает возможности ученика, позволяет ему серьезнее заинтересоваться слышимым, понять суть того или иного музыкального образа, почувствовать прелесть и выразительность звучания какой-либо мелодии, гармонических оборотов, отдельных деталей сочинения.
Известно, что ритм – один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Ритм тесно связан с метром. Это обстоятельство особенно важно учитывать при работе над произведениями, требующими при исполнении большой определенности метра. В таких случаях роль ритма при выявлении метрического начала становится особенно значительной.
Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию. Подобное представление, думается, возникло потому, что работа над ритмом нередко ведется односторонне, а, следовательно, результаты ее оказываются малоплодотворными. На практике при занятиях с детьми она иногда сводится преимущественно к тому, чтобы научить точному воспроизведению записи ритма. Между тем этим отнюдь не следует ограничиваться. Ведь ни одно произведение, даже из репертуара первых классов, нельзя играть метрономически ровно, так как это лишает его жизни. При исполнении необходимо всегда проявлять известную ритмическую гибкость. Воспитание «живого», подлинно художественного исполнительского ритма должно являться одной из главных задач.
Механичность исполнения часто обуславливается также равномерным и однообразным выделением сильных долей такта. Подобное «тактирование» не имеет ничего общего с подлинно художественным выделением метра. Необходимо, чтобы ученик с детства научился хорошо ощущать размер пьесы, выразительное значение сильных долей, являющихся во многих произведениях кульминационными звуками мотивов и других более крупных построений. Не менее важно с самого начала приучить ученика исполнять не «по тактам», а по фразам, то есть исходя из более крупных музыкально-осмысленных членений формы.
Музыкальная память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его музыкального опыта. В музыкальной психологии различают виды памяти, включающие звуковую, двигательную, образную, эмоциональную, логическую, зрительную и другие виды памяти. По мнению А.Д. Алексеева, у пианистов должны быть развиты, по крайней мере, три вида памяти – слуховая, служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства, логическая – связанная с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора и двигательная – крайне важная для исполнителя-инструменталиста.
Б.М. Теплов считал, что слуховые и моторные компоненты памяти являются основными. Но, к сожалению, широко распространено чисто двигательное запоминание исполняемой на фортепиано музыки. Необходимо выработать связи между слуховыми представлениями и фортепианными движениями.
Музыкальная память состоит из нескольких процессов: запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения музыкального материала, каждый из которых имеет ряд более или менее самостоятельных качеств. Запоминание музыкального материала обусловлено многими причинами, но в первую очередь зависит от уровня музыкальной одаренности человека, его интересов и склонностей.
Запоминание музыкального произведения становится успешным при наличии цели, которая стоит перед музыкантом при создании художественного образа. В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание музыкального материала: при направленности сознания на воспроизведение устанавливаются смысловые связи музыкальных фраз, периодов и частей, осмысливается логика исполнения произведения.
Для успешного запоминания произведения многие преподаватели пользуются приемами осмысленного запоминания. Этому надо учить детей: показывать как делить музыкальное произведение на части, как выделять вершины музыкальных фраз и т.д.
Сохранение заученного материала в памяти во многом зависит от его понимания, заинтересованности в исполнении, а, следовательно, и установки на прочное запоминание.
Необходимо сказать несколько слов о выявлении музыкальных способностей детей, поступающих в музыкальную школу. Нередко бывает, что ребенок не владеет голосом, не может правильно проинтонировать попевку или правильно повторить голосом сыгранную на инструменте ноту. Это не означает, что он немузыкален. В этом случае следует использовать другой подход, например, попросить, чтобы ребенок указал движением ладони направление мелодии – вверх, вниз, на месте, или нашел на инструменте клавишу, сыгранную педагогом. Зачастую бывает, что после первого знакомства с учеником трудно судить о его музыкальных способностях, нередко они проявляются лишь в процессе обучения.
Список используемой литературы:
- Б. Теплов «Психология музыкальных способностей»
- К. Орф «Система детского музыкального воспитания»
- А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»
- Л. Баренбойм «Путь к музицированию»