Дорогие друзья, мы рады представить вам Хабибулину Риту Евгеньевну, директора МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко», с. Перелюб, Саратовская область. Сегодня Рита Евгеньевна представляет вашему вниманию свой опыт работы инновационной деятельности школы. Данный материал будет интересен и полезен руководителям образовательных организаций.
Краткий комментарий к статье от Риты Евгеньевны:
«Как сделать управление в школе эффективным, чтобы оно было направлено на улучшение учебно-воспитательного процесса и удовлетворяло потребности всех участников образовательного процесса?», «Как добиться конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг в селе и районе?» - такие вопросы в условиях модернизации образования вставали перед администрацией нашей образовательной организации. Педагоги школы уже участвовали в различных экспериментах районного, регионального уровней. Школой были достигнуты определённые успехи. Было решено выработать дальнейшие действия коллектива через программу развития школы».
Профессионального чтения…
Программа развития как ориентировочная основа долгосрочного развития образовательной организации (из опыта работы)
Посмотреть статью в полной версии с таблицами
Среди множества нововведений, осуществляемых в наши дни образовательных организациях, одним из наиболее значимых и на сегодня уже массовых, безусловно, является разработка и реализация программ развития образовательных учреждений. Будучи, прежде всего управленческим новшеством, программы развития одновременно выступают как форма фиксации всей совокупности (системы) новшеств, осваиваемых в конкретной школе и выступающих в качестве способа осуществления процесса развития образовательного учреждения.
«Как сделать управление в школе эффективным, чтобы оно было направлено на улучшение учебно-воспитательного процесса и удовлетворяло потребности всех участников образовательного процесса?», «Как добиться конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг в селе и районе?» - такие вопросы в условиях модернизации образования вставали перед администрацией нашей образовательной организации. Педагоги школы уже участвовали в различных экспериментах районного, регионального уровней. Школой были достигнуты определённые успехи.
Было решено выработать дальнейшие действия коллектива через программу развития школы.
При разработке Программы развития решающее значение для определения современной модели развития МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» имели следующие стратегические направления:
1).Внедрение систем управления качеством образования в практику управления образовательными системами.
2).Модернизация управления образовательной организацией.
3).Поддержка инновационных преобразований в образовании.
4).Изменение подходов к оценке результатов образования с позиций компетентностного подхода.
5).Оптимальное внедрение в практику образовательных технологий.
В контексте данных направлений определяется и стратегия развития МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» как инновационной организации. Под «инновационной организацией» мы понимаем такую организацию, в которой ведётся поиск и внедрение новых моделей образования и управления, внедряются новые образовательные технологии, совершенствуются содержание и современные формы организации и стимулирования.
Цель программы развития школы мы определили для себя так: сформулировать актуальные направления развития и разработать механизмы управления процессом развития, способные обеспечить, с одной стороны, стабильность и фундаментальность жизнедеятельности образовательного процесса школы, с другой стороны, инновационность и перспективность в предоставлении образовательных услуг.
Исходя из целей, были определены Задачи Программы развития школы
1).Определить цели, задачи, этапы реализации Программы развития школы.
2).Дать проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития.
3).Определить концептуальные основы, идеи Программы развития школы.
4).Определить стратегические направления развития и ожидаемые результаты реализации Программы.
5).Раскрыть механизмы обеспечения процесса реализации Программы.
6).Разработать критериально-диагностическую базу определения результативности развития школы.
Основной концептуальный замысел Программы развития направлен на построение школы равных возможностей. Предпосылкой для создания программы именно в данном аспекте явился, в первую очередь, социальный заказ. Основные субъекты образования: обучающиеся, педагоги, родители имеют свои потребности, ожидания, требования к образованию. Мониторинг позволил нам выявить потребности и ожидания, а также недостатки, существующие в образовательном пространстве школы (см. таблицу 1)
Также были проанализированы возможности образовательной организации. А именно:
1).Стабильность и рост творческого потенциала педагогического коллектива. 89% педагогов имеют 1-ю и высшую квалификационные категории, 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации. По стажу работы коллектив представляет собой оптимальное сочетание опытных и начинающих педагогов. Такое сочетание является хорошей основой для создания и передачи коллективных традиций. Кроме того, 54% учителей – выпускники школы, что свидетельствует о позитивном отношении учащихся к своей школе.
Средний возраст коллектива составляет 38 лет, что говорит о его мобильности. Это подтверждается тем, что педагогический коллектив в разное время успешно участвовал в осуществлении новаций разного уровня – от районного до федерального.
Управленческие кадры также имеют достаточно высокий профессиональный уровень.
2).Улучшение работы методической службы школы.
В школе функционирует методический совет, 6 методических объединений. Вся методическая работа направлена на непрерывное совершенствование педагогического мастерства. Традиционными стали такие формы работы, как педагогические чтения, конференции, круглые столы, философские столы, фестиваль «Ура-урок!», конкурсы на лучший план-проект современного урока. Активно внедряются в практику передовые технологии: развивающие системы Л.В. Занкова и Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в начальной школе, проектные методы обучения, проблемное обучение, игровые технологии, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии творческих мастерских, дистанционное обучение и т.д. Использование современных технологий, несомненно, ведёт к повышению качества образования, более эффективного использования учебного времени.
Творческие отчёты учителей, нетрадиционные формы обобщения передового опыта стимулируют педагогов совершенствовать своё профессиональное мастерство. В коллективе создана атмосфера творчества, здорового соперничества, стремления к новому. Педагоги школы активно участвуют в мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней.
3).Укрепление материально-технической базы.
Несмотря на недостаточную материально-техническую базу, наблюдается её укрепление. В настоящее время в школе имеется 55 персональных компьютеров, 24 ноутбука, 2 класса с локальной сетью, 32 рабочих места педагогов, оборудованных компьютерами, 14 мультимедийных установок, 11 интерактивных досок, 1 точка доступа в сеть Интернет. Имеется беспроводная сеть.
В рамках национального проекта «Образование» получены 9 учебных кабинетов (математики, истории, русского языки и литературы, географии, биологии, 2 кабинета химии, иностранного языка, начальных классов, физики), интерактивный комплекс, медицинский кабинет, оборудование для столовой.
Вместе с тем, существуют проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие образовательного процесса (см. таблицу 2).
Разрабатывая Программу развития, мы видели миссию школы в построении школы равных возможностей, создание наиболее благоприятных условий развития (в соответствии с имеющимися у школы возможностями) для всех детей: одарённых, обычных, нуждающихся в коррекции, - с учётом различий их склонностей и способностей. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся, родителям с их индивидуальными особенностями, с другой стороны – гибко реагировать на социальные изменения среды.
Наиболее важнейшими принципами, которым следует наш педагогический коллектив, реализуя Программу развития, являются принципы природосообразности, инновационности, культуросообразности, педагогики сотрудничества.
Природосообразность – образование в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психическими особенностями, способностями, склонностями, интересами.
Инновационность - считаем, что наша школа должна соответствовать стремительно меняющейся жизни темпом своих внутренних перемен, чтобы выпускник школы смог на равных сразу по окончании школы включиться в этот темп и быстро адаптироваться к жизни.
Культуросообразность – суть этого принципа в том, что всесторонне развитая личность, гармонически развитая личность мыслится как цель, как планируемый результат образования.
Итак, наше педагогическое кредо – природосообразная и разумно-инновационная школа, представляющая своим ученикам равные возможности в образовании, основывающаяся на приоритетах педагогики сотрудничества, сохраняющая веру в свою высокую миссию хранительницы исторического и культурного наследия.
Следующим этапом разработки программы развития стало создание модели личности администрации школы, педагога, модель личности выпускника начальной школы, выпускника основной и средней школы, а также модель педагогического коллектива.
Цели, задачи и ожидаемые результаты развития образования были сформулированы следующим образом:
Цель: формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром.
Задачи:
-создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путём удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
-создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ: введение предпрофильного и профильного образования;
-построение отношений между учителями и учащимися на признании уникальности и неповторимости личности;
-формирование нравственности и патриотизма учащихся;
-повышение квалификации педагогических кадров, внедрение современных педагогических технологий;
-сохранение психического и физического здоровья учащихся.
Приоритетными направлениями в организации учебного процесса стали:
1).Усиление элементов развивающего обучения в начальной школе (продолжение работы по развивающей системе Л.В. Занкова, апробация развивающей системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).
2).Предпрофильная подготовка и профильное обучение в старших классах.
3).Дистанционное обучение (участие в региональном эксперименте по дистанционному обучению).
4).Работа с одарёнными детьми (реализации программы «Одарённые дети»).
Изменение типа образовательного учреждения на бюджетное образовательное учреждение в период реализации Программы развития позволил спланировать повышение эффективности предоставления образовательных услуг и их качества для всех категорий обучающихся (одарённых, слабоуспевающих, с ограниченными возможностями), что является главной задачей школы в настоящий период и отражено в Программе развития школы. Наше образовательное учреждение является базовой школой района, имеет конкурентные преимущества, достаточно сильную материально-техническую базу, сильный кадровый потенциал. Расширение прав и самостоятельности учреждения позволит не только выполнять госзадания, но и удовлетворять в полном объёме потребности родителей и обучающихся, то есть выполнять социальный заказ населения.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Инновационные процессы в области воспитания учащихся направлены на развитие духовно-нравственного воспитания школьников, развитие системы самоуправления учащихся через расширение функций Совета школы, расширение дополнительного образования. Большое значение планируем уделить дальнейшему развитию школьного музея как средства формирования у школьников гордости за своё учебное заведение.
Анализ здоровья учащихся школы показал, что наметилась тенденция увеличения заболеваемости детей, увеличения количества детей с отклонениями в физическом развитии, количество детей с нарушением зрения, с хроническими заболеваниями, уменьшения количества детей с I группой здоровья.
Учитывая, что нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала, мы все усилия медицинского персонала (медицинский работник школы и привлечённые специалисты) и преподавателей направляем на устранение из жизни школы тех факторов, которые вызывают эти нарушения или способствуют их возникновению.
С этой целью мы продолжаем выполнять и совершенствовать введённое в школе положение по внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. 100% учащихся изучают ОЗОЖ, введён 3-й час физической культуры. Считаем, что методической службе школы необходимо включить в план работы дальнейшее изучение здоровьесберегающих технологий, обмен опытом по их использованию, внедрение в учебно-воспитательный процесс авторских здоровьесберегающих технологий. Анализ основных параметров состояния здоровья школьников должен стать неотъемлемой частью анализа итогов учебного года. При организации учебного процесса должно строго отслеживаться предотвращение перегрузок учащихся, на особый контроль необходимо поставить преподавание ОЗОЖ.
Предполагаем также увеличить охват учащихся спортивными мероприятиями, ввести секции по зимним видам спорта. Необходимо продумать организацию занятий в предпрофильных и профильных классах так, чтобы устранить перегрузки учащихся.
Процесс повышения или сохранения уровня здоровья в школе не может быть эффективным до тех пор, пока он практически не касается здоровья педагогов. Поэтому все элементы профилактических и реабилитационных мероприятий распространяются и на педагогический коллектив. Также необходимо проводить работу по формированию валеологической культуры педагогов.
Таким образом, встала необходимость создания единой программы «Здоровье».
Совершенствуя традиционные технологии, мы запланировали дальнейшее использование развивающей системы Л.В. Занкова и развивающей системы Эльконина-Давыдова в начальной школе и её преемственность в среднем звене, широкое применение на всех этапах обучения элементов развивающего и проблемного обучения, реализацию компетентностного подхода к образованию.
Особое внимание было уделено проведению работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационных технологий, дистанционного обучения, тем более, что в школе есть условия для их использования и обучения учителей этим технологиям (полученные гранты в размере 2 миллионов рублей позволили приобрести новую компьютерную технику, провести беспроводной Интернет).
Условием реализации Программы развития является постоянный профессиональный рост педагогов, который создаёт базу для поисков и экспериментов. Школа планирует обновление кадрового потенциала за счёт прихода молодых специалистов по русскому языку, математике и другим дисциплинам.
Также мы планируем установление сотрудничества учителей нашей школы с преподавателями ВУЗов г. Саратова. Считаем необходимой ориентацию учителей, работающих в профильных и предпрофильных классах, на получение высшей квалификационной категории. В условиях профильного образования планируем обучение сетевых педагогов, прохождение курсов по дистанционному обучению.
Также планируется прохождение курсов учителями начальных классов, работающих по системе Л.В. Занкова и Эльконина-Давыдова.
В содержании методической работы школы акцент смещён в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Совершенствование профессионального роста учителей будет достигаться за счёт непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:
-оказание практической помощи педагогам со стороны школьной методической службы и ГАОУ ДПО «СарИПК и ПРО»;
-изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного с реализацией современных технологий;
-овладение новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания;
-работа над программами и учебно-методическими пособиями для элективных курсов и элективных учебных предметов.
Основными формами работы по повышению квалификации педагогов являются:
-самообразование;
-школьные и районные методические объединения;
-семинары-практикумы, конференции, педагогические чтения;
-взаимопосещения уроков;
-конкурсы профессионального мастерства «Ура-урок!», «Учитель года»;
-наставничество;
-школа передового опыта;
-курсы повышения квалификации.
Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными и здоровьесберегающими технологиями.
Важным условием успешной реализации Программы развития является планирование системных мероприятий, путей решения задач, стоящих перед коллективом, прогнозирование результатов (см. таблицу 3)
Для выполнения Программы развития образовательного учреждения необходимо финансовое обеспечение. Руководитель должен точно знать, какие финансовые затраты для этого необходимы, поэтому нами были определены прогнозируемые затраты (см. таблицу 4)
Для решения поставленных задач было принято решение об участии нашего образовательного учреждения в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Дважды мы стали победителями этого конкурса и получили грант в 2 миллиона рублей.
Инновационные процессы в образовательной организации требуют и новых подходов к управлению этими процессами. Наука управления – наука здравого смысла. В управлении все должно быть обосновано и осознано. Мы строим свою управленческую деятельность, ориентируясь на программно-целевой подход в управлении развитием образовательного учреждения.
Программно - целевой подход к управлению развитием образовательного учреждения обеспечивается за счет разработки специальных целевых комплексных программ, выступающих в качестве основного средства системного управления развитием. Именно для этого была написана Программа развития школы, Образовательная программа, Программа психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения, Программа "Здоровье", программа "Одарённые дети".
В условиях программно-целевого подхода к управлению развитием решаем следующие задачи:
1).Проведение проблемно-ориентированного анализа состояния школы, разработка проекта желаемого будущего, осуществление оценки и выбора нововведений, разработка стратегии изменений и планов их осуществления.
2).Создание организационной структуры реализации программы развития (координационные советы, рабочие группы, координаторы).
3).Контроль и анализ результатов на основе данных инновационного банка. В банке для каждой инновации собираем сведения, где отмечаются: проблема, цель инновации, ее сущность, прогнозируемый результат, результаты мониторинга, оценка инновации, возникающие проблемы по ходу реализации. Исходя из итогов экспертного контроля и анализа, педагогическим коллективом составляются планы по регулированию и коррекции инновационных процессов.
К новым функциям управления относятся: создание условий для проблематизации; поддержка значимости поисков, исследовательской деятельности; организация взаимодействия на условиях (позициях) сотрудничества.
Управление Программой развития строим на следующих принципах:
1).Профессионализм руководящих работников школы (проявляется в умении работать в команде, в наличии правильных устремлений, целей, реальном владении технологиями управленческой деятельности, знании педагогических инноваций).
2).Мотивационность управления, предполагающая соответствие сформулированных целей ценностным ориентациям членов школьного коллектива, эффективное сотрудничество руководителей с участниками образовательного процесса и общественностью, возможность творческой самостоятельности в достижении поставленных целей.
3).Демократический стиль руководства и контроля.
4).Принцип ценностного взгляда на человека: учитель для директора – личность со всеми её потребностями, целями, переживаниями в процессе педагогической деятельности.
5).Принцип сотрудничества.
6).Принцип социальной справедливости.
7).Самостоятельность при принятии управленческих решений.
Для развития системы управления школой используются следующие инновационные управленческие технологии (см. таблицу 5)
Управление мы строим на глубоком, всестороннем анализе и прогнозе. В анализе вскрываем причинно – следственные связи: причины рассогласований между прогнозом и результатом, условия, приведшие к планируемым результатам. Прогнозирование, планирование результатов строим на исследовании ресурсов, т.е. возможностей, условий для достижения результата.
Кроме того, качественное управление характеризуется тем, что, во-первых, руководитель владеет образовательной ситуацией. Поэтому в школе разработана система сбора информации.
Во-вторых, деятельность руководителя направлена на создание благоприятной психологической среды, способствующей развитию всех субъектов учебно – воспитательного процесса.
Одной из задач руководителя, исходя из этого, является формирование мотивации учителя на принятие инновационных процессов в школе. Есть, конечно, различные пути, мы же пошли путём привлечения к анализу и планированию работы школы всего педагогического коллектива и путём стимулирования. Раньше анализ работы школы состоял в основном из информации директора, заместителя об успеваемости, проведенных мероприятиях, видах контроля. В лучшем случае в сравнении с предыдущим годом. Не анализировались причины успешного или неуспешного решения поставленных задач. В настоящее время учителя выступают на педсоветах со своими предложениями, критикой. В планировании также принимают участие руководители МО, а по результатам анкет и все учителя, учитываются интересы, творческие планы всего коллектива, таким образом, члены коллектива становятся союзниками, а не противниками нововведений, ведь они сами планируют, прогнозируют, сами добиваются успеха.
Самообразование учителей тоже направлено в несколько иное русло. Созданы творческие группы по принципу общности интересов. На семинарах, педсоветах представляется возможность учителям, творческим группам выступить с наработанными материалами. Традиционными стали такие мероприятия, как «Защита методической идеи», «Педагогические чтения», «Философский стол», на которых педагоги делятся наработанным опытом по теме самообразования.
Анализ диагностики затруднений учителей позволяет спланировать методические семинары не спонтанно, а как того требует действительность. Команда руководителей уходит от авторитарного принципа управления. Эффективная работа администрации сопровождается его инициативами в создании структуры управления с привлечением лучших учителей, родительской общественности, учеников.
В нашей школе совместно с администрацией управлением занимаются:
1).Управляющий совет школы, состоящий из педагогов, родителей, учащихся. В его функции входит контроль за учебно - воспитательным процессом, контроль за распределением внебюджетных средств и др.
2).Педагогический совет, который осуществляет руководство всем образовательным процессом.
3).Общешкольное родительское собрание, которое рассматривает вопросы режима работы, здоровья, спонсорской помощи, питания обучающихся и др.
4).Президентский совет школьников: организация всех мероприятий, дежурства, посещаемости, формы.
В школе действует налаженная система стимулирования педагогов, которая направлена на поощрение инновационной деятельности педагогов, при этом главным критерием является качество. Разработаны Критерии профессиональных достижений педагогов, Положение о премировании.
Школа, работая в инновационном направлении, тесно сотрудничает с общественными организациями: районным домом культуры, школой искусств, библиотекой, музеем, центром занятости, центром социальной защиты и др.
При этом система управления строится на договорной основе, а инициатива и приоритет управления остаётся за школой: мы выбираем направления деятельности, мы осуществляем контроль и анализ. В то же время сотрудничество основано на взаимопонимании и сотрудничестве: заключаем договоры, обговариваем режим работы, ставим в известность друг друга обо всех изменениях в режиме. Дети чувствуют общую заботу, уверены, что их успехи обязательно будут замечены.
И последнее, школа, работая в инновационном режиме, становится конкурентоспособной, что очень важно в современных условиях. Конкурентоспособны ли мы? Считаем, что да. Нашим конкурентным преимуществом считаем:
-школа является самым многочисленным образовательным учреждением Перелюбского района;
-значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений Перелюбского района;
-квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию школы; значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
-наличие статуса базовой школы района, что даёт возможность совершенствовать мастерство педагогов;
-участие школы в национальных проектах, экспериментах по внедрению инноваций как регионального, так и муниципального уровня;
-преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников, что способствует поступлению их в ведущие вузы области;
-возможность расширения дополнительного образования, в том числе платного;
-тенденция улучшения материально – технической базы.
Таким образом, можно отметить следующие положительные результаты организации управления инновационной деятельностью в нашей школе:
1).Создана новая управляющая система школы, позволяющая эффективно руководить инновационным процессом.
2).Создаются нормативно- правовая и методическая базы инновационной деятельности.
3).Более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, физического потенциалов.
4).Значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоёмкой.
5).Увеличилось количество педагогов, использующих современные образовательные технологии, обеспечивающих личностное развитие ребенка (проектная технология, технология разноуровневого обучения, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология модульного обучения и другие).
6).Наблюдается ежегодный рост удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе (выявлено на основе наблюдений и анкетирования учащихся, родителей и педагогов).
Чтобы успешно выполнять свои функции программа развития, как целостный документ, должна обладать соответствующими качествами. Рассмотрим эти качества.
1).Актуальность – ориентация программы на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект в развитии.
Актуальность программы определяется актуальностью проблем, для решения которых она разрабатывается, а более конкретно - значимостью, остротой проблем, на решение которых она ориентирована, а также наличием принципиальных возможностей для их решения.
Существование проблемы обнаруживается, когда реальное состояние или значение каких-то параметров не соответствует требуемому. Проблема – это разрыв, рассогласования между двумя системами, той, которая есть в реальности и объективно необходимой для успешного достижения желаемых результатов.
Значимость проблемы определяется ее влиянием на конечные результаты деятельности школы.
Наиболее острыми являются проблемы, характеризующиеся существенными рассогласованиями между фактическим и желаемым положением дел.
Наличие принципиальных возможностей для решения проблемы является обязательным условием для признания ее актуальной, поскольку в противном случае решение проблемы должно быть отложено.
Актуальность программы оценивается экспертным путем по тому списку проблем, который получен в результате проблемно-ориентированного анализа.
Каждая из проблем оценивается с позиции значимости, остроты и возможности решения по шкале оценки, предполагающей последующее разделение на три группы – высокая степень (значимости, остроты, возможностей); средняя степень и низкая степень.
В соответствии с этим, в группу наиболее актуальных, приоритетных, должны войти все проблемы, имеющие наиболее высокие оценки по значимости, остроте и имеющимся возможностям решения. По этому же принципу целесообразно также выделить средние по актуальности проблемы и с низкой степенью актуальности.
2).Прогностичность - отражение в целях программы и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к школе и изменения в условиях ее деятельности.
Прогностичность программы определяется тем, насколько в образе будущей школы учтены тенденции развития системы образования, спрогнозированы будущие требования к ней. По степени прогностичности образа будущего, который прописан в программе, можно выделить три группы школ.
К первой группе относятся школы, которые не прогнозируют будущих изменений в требованиях к школе, а исходят из имеющихся на данный момент, стараются соответствовать только актуальным требованиям, известным и, как правило, нормативно зафиксированным. Фактически получается, что такие школы исходят из неизменности будущего, поэтому их программа может оказаться весьма уязвимой с точки зрения перспективных целей развития.
Ко второй группе относятся школы, которым будущее уже не видится абсолютно неизменным. Однако они не готовы к радикальным новациям, поэтому, как правило, ориентируются на освоение проверенных образцов, допускают изменения отдельных подсистем и реализацию отдельных проектов. Однако в целом образовательная система школы и система ее управления остаются неизменными. Развитие таких школ осуществляется не непрерывно, а ситуационно под влиянием стимулов внешней или внутренней среды.
К третьей группе относятся школы с опережающей активной стратегией инновационного поведения. Они способны откликаться не только на очевидные запросы времени, но и улавливать тенденции развития, выявлять и успешно решать актуальные проблемы настоящего, ориентируясь при этом на будущее. Эти школы отражают в своих целях будущие требования к школе. Они выдвигают и решают новые перспективные цели. Образ будущего в программах развития этих школах четкий, конкретный и существенным образом отличается от настоящего. В программах развития этих школ содержатся самостоятельно разработанные новшества и инновационные идеи, прослеживается непрерывность и преемственность в развитии.
Прогностичность программы определяется экспертным путем на основе оценки целей и содержания концепции развития школы.
3).Рациональность – наличие в программе таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный эффект.
Поскольку способы решения проблем могут быть различными, рациональной является та программа, в которой запланированы наиболее эффективные и приемлемые для имеющихся ресурсов решения. Нахождение наиболее рациональных подходов для устранения выявленных проблем является творческой задачей. Условием ее решения является наличие у разработчиков программы предметных знаний, эрудиции, практического опыта, хорошей информированности, умения оценивать и выбирать наилучшие решения из возможных альтернатив. Этими же качествами должен обладать и эксперт, дающий оценку рациональности принятых решений.
Рациональность программы оценивается на основе анализа целей, содержания концепции и планов действий.
4).Реалистичность - соответствие между целями программы и необходимыми для их достижения средствами. Реалистичность программы определяется ее ресурсной обеспеченностью. Важно при оценке учитывать полноту всех видов ресурсов, необходимых для достижения поставленных в программе целей (а не только финансов), в том числе и времени, которое отводится в планах на получение результатов. Если какие-то виды ресурсов не запланированы или не предусмотрены специальные действия по их формированию, то программа может оказаться невыполнимой, или соответственно увеличатся сроки ее реализации.
Реалистичность программы определяется при анализе качества планов, являющихся составной частью программы развития.
5).Целостность - полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.
Целостность программы - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними. Долгосрочная программа содержит не одно, а множество инновационных решений. Одно из главных отличий хорошей программы от плана мероприятий - это полнота, согласованность по содержанию и скоординированность по времени тех действий, которые ею предусматриваются. В этом случае программа является целостной.
Оценка целостности программы производится на основе анализа, как содержания концепции, так и планов ее реализации.
6).Контролируемость – операциональность определения конечных и промежуточных целей (ожидаемых результатов), позволяющая проверять реально полученные результаты на их соответствие целям. Как уже отмечалось ранее, одно из назначений программы - быть средством контроля процесса движения к цели. Но это возможно только в том случае, когда в программе промежуточные и конечные результаты определены так, что возможна процедура сравнения. Это достигается конкретностью и операциональностью формулирования текущих и конечных результатов реализации программы.
Оценка контролируемости программы в основном осуществляется на основе анализа формулировок целей, детальности и конкретности планов реализации.
7).Чувствительность к сбоям - это свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного.
Как инструмент контроля, программа позволяет обнаружить сбои в ходе ее реализации, т. е. ситуации несоответствия фактического положения дел запланированному. Очевидно, что чем более детализирована программа, т. е. чем меньше временные интервалы между соседними контрольными точками (промежуточными целями), тем чувствительность программы к сбоям выше. Чувствительность должна быть достаточной для того, чтобы в случае сбоя лицо, принимающее решение, имело достаточное время на его выработку. Сверх этого чувствительность избыточна, поскольку увеличиваются затраты на контроль. Когда в программах развития школы напротив какого-либо мероприятия в графе “срок начала” и “срок окончания” стоит « в течение года», «в течение всего периода», и при этом более детальный план выполнения намеченных целей отсутствует, то такая программа не позволяет проконтролировать процесс достижения результатов и, соответственно, предотвратить сбои.
Чувствительность к сбоям программы повышается при выделении «критического пути» реализации программы и промежуточных результатов на нем.
Чувствительность программы к сбоям оценивается при анализе планов.
Приведенные выше требования к программе развития образовательной организации фактически являются критериями, по которым необходимо в первую очередь ее оценивать как целостный документ и как инструмент управления процессом развития, поскольку отсутствие какого-либо из перечисленных выше качеств (или их низкая оценка) будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и с большими, чем планировалось, затратами.
Наличие программы, обладающей перечисленными свойствами, дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия кто и когда должен совершить для достижения желаемого результата. Не менее важно, чтобы благодаря программе, не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимали, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.
Если соответствие программы каждому из выше перечисленных требований оценить по шкале:
0 – не соответствует данному требованию,
1 – соответствует в очень незначительной степени»
2 – соответствует в значительной степени;
3 – полностью соответствует указанному требованию, то можно выразить качество программы в баллах.
Наивысшая сумма, соответственно, будет равна 21 баллу.
Помимо целостной оценки программы развития школы по выше перечисленным критериям, оценка должна проводиться, на наш взгляд, с точки зрения полноты ее структуры, взаимосвязи и преемственности разделов, а также качеств каждого из структурных элементов в отдельности.
Критерии эффективности Программы и ее влияния на образовательную систему школы раскрываются через систему показателей, представленных в таблице (см. таблицу 6).
Оценивание эффективности реализации программы развития осуществляется по основным направлениям развития, где прописываются индикаторы, вырабатывается шкала оценки (высокая, достаточная, низкая), указываются сроки исполнения и ответственные.
Алгоритм отслеживания внедрения программы развития.
1).Установление эталонов в индикаторах (измеряемых величинах) и установление критериев, по которым можно судить о достижении стандартов.
2).Сбор данных и их оценка, которая основывается на показателях точно измеряемых и на данных, не поддающихся измерению.
3).Принятие соответствующих мер для обновления программы развития (коррекция).