Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Познавательная и воспитательная сила калмыцкого фольклора
9 минут 4277 1411

Познавательная и воспитательная сила калмыцкого фольклора

Mandzhieva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Манджиевой Баян Бюрчиевной, воспитателем национальной группы МКДОУ «Детский сад № 10 «Жаворонок» Республики Калмыкия, г. Элиста. Сегодня Баян Бюрчиевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью на тему «Познавательная и воспитательная сила калмыцкого фольклора». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Баян Бюрчиевны:

«Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, экономических, социокультурных и исторических условиях, вырабатывает только ей присущий быт, мироощущение, образ жизни, стиль мышления. Специфические условия бытования и жизни накладывают отпечаток на формирование качеств, свойств и черт характера людей, входящих в определенный социум, обуславливающих в конечном счете его судьбу».

Познавательного чтения…


Познавательная и воспитательная сила калмыцкого фольклора

Появление термина «народная педагогика» связывают закономерно с именем К.Д. Ушинского, считавшего ее одним из источников педагогической науки. Заслуга великого русского ученого состоит также в том, что он выдвинул и обосновал тезис «Первый воспитатель — народ», доказал, что успех обучения и воспитания зависит от учета особенностей национальной психологии и опоры на народную мудрость. Всем педагогам и специалистам в области фольклора хорошо известно ставшее теперь крылатым изречение К.Д. Ушинского об устном народном творчестве как проявлении педагогического гения народа, аккумулировавшего опыт сотен поколений.

Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, экономических, социокультурных и исторических условиях, вырабатывает только ей присущий быт, мироощущение, образ жизни, стиль мышления. Специфические условия бытования и жизни накладывают отпечаток на формирование качеств, свойств и черт характера людей, входящих в определенный социум, обуславливающих в конечном счете его судьбу.

В течение многих веков развитие педагогической науки и народной педагогики шло, - как подчеркивает профессор Мукаева О.Д., - параллельно в сложном взаимовлиянии и взаимодействии. Однако народная педагогика сохранила свои позиции по сей день; бессмертны ее средства - песни, загадки, пословицы, поговорки и сказки.

Для нас педагогов важно различение определений «народная педагогика» и «этнопедагогика». Четкую линию между ними провел академик Волков Г.Н. «Если народная педагогика есть тысячелетний опыт народного семейного воспитания, то этнопедагогика — отрасль педагогической науки, изучающая опыт народного воспитания, выясняющая возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народов в современной практике, исследующая способы установления контактов народной педагогической мудрости с педагогической наукой. Она анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни, определяет их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания» (Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000 г.).

В повседневной работе мы стремимся претворить в жизнь идеи этнопедагогической концепции акад. Волкова Г.Н., в частности, о приоритетности родного языка в обучении и воспитании в национальной группе. В первую очередь через родной язык приобщаются к национально-культурным ценностям своего народа, к его нравственному кодексу, истории.

Важную роль в изучении калмыцкого языка, играют средства массовой    

информации, особенно появившиеся журналы: «Шамбала», «Гегәрлт», журнал   «Байр», газета «Байрта», «Хальмг унн», занявших свое место в национально-духовном возрождении степного края.

В истории калмыцкого народа, как известно, хранилищем его опыта и мудрости, зеркалом исконного национального быта и культуры в течение веков оставался фольклор. Как сегодня используется в национальных группах его образовательный и воспитательный потенциал? Об этом наш краткий рассказ, в котором изложены крупицы педагогических поисков.

В дошкольном учреждении,изучая эпос «Джангар» и калмыцкие сказки, осваивают массив малоизвестных либосовсем неизвестных знаний. Герои этих жемчужин устного народного творчествасильны, храбры, благородны, мудры и прекрасны. Они защищают свои народ, в ихоблике’ воплощены вековые народные чаяния, стремление к счастью, свободе исправедливости.

Образы главных персонажей этих произведении несут в себеогромный нравственный, воспитательный заряд.

« Джангар» и калмыцкие сказки - это целая энциклопедия, раскрывающая

историю культуру, образ жизни, стиль мышления, мотивы деянии наших предков -ойратов!’ Содержание этих шедевров устного народного творчества фактическинеисчерпаемо.

Педагогами широко используются пословицы, поговорки, триады ,

cvрг алы (поучения), благопожелания (йорялы), загадки и другие миниатюрные жанрыфольклора. Главное - не в том, чтобы дети их запомнили, выучили 'наизусть, а чтобы вникли в их смысл, чтобы содержащаяся в них мудрость стала путеводной нитью в повседневной жизни.

У ойратов, наших предков, веками складывался своеобразный речевой этикет.

Важную роль в нем играли приветствия, обращения как выражения личной приязни доброго пожелания. В народе выкристаллизовались разные их формы с адресами (в зависимости от возраста, авторитета, пола и т.д.). формально­ нейтральная, неофициального общения (с близкими, знакомыми), поучительная (с пожилыми людьми, пользующимися общественным признанием и уважением), возвышенная, эпического стиля. Здесь главное проявление вежливости, такта, избегание прямолинейности, грубости, фамильярности.

Нормы речевого и поведенческого этикета дошли до нас с давних времен в виде пословиц и поговорок, которые учат почитать старших по возрасту, ценить их знание жизни, трудолюбие, а также воздействуют на эмоциональную сферу, на сознание

Мы рассматриваем и анализируем народные афоризмы:

  • Старшего уважай на аршин, а младшего на вершок;
  • У человека есть старшие, а у шубы воротник;
  • Умны родители, умны и дети;
  • Учась лениво, не станешь мудрым.

Эта же тема звучит в йорялах (благопожеланиях) поучительного характера.

Здесь сошлюсь на конкретный пример: многим престарелым поднеси подарки, кто старше - уважай, кто младше - ласкай, скажут: «Войди» - входи, скажут:«Выйди» — выходи.

В режимных моментах дети узнают новую информацию о домбре, читают магталы (восхваления), стихи о национальном инструменте, учатся понимать музыку. Затем, увиденное и услышанное стараются запечатлеть в рисунке, При этом свои работы украшают национальным орнаментом. Рисования постоянно строятся на материалах народных художественных промыслов, что открывает богатейшие возможности для развития творческого воображения и фантазии детей, сошлюсь на тему «Калмыцкий чай». Джомба — (калмыцкий чай) — предвестник пищи, угощения. Поэтому гостя сначала потчуют этим традиционным напитком. В народе говорят: «Утром попьешь чай, и дела удаются». Все это дети узнают при изготовлении из глины, пластилина образцов пиал. При этом звучат йорялы и магталы в честь калмыцкого чая.

Интегрированную непосредственную образовательную деятельность стремлюсь наполнить знаниями о национальном этикете, правилах поведения девочек и мальчиков в конкретных ситуации.

Свои чувства калмыки выражали в песне, через этот жанр устного народного творчества старались учить добру, справедливости, помогать делу, которым занимались (с песней, как известно, дело спорится), наставлять на путь праведный. В этой связи использование национальных музыкальных мотивов, песенного и хореографического самобытного творчества как разделов национальной культуры, ценно тем, что пробуждает чувство национальной гордости и достоинства, сопричастности своим истокам, корням. Танец, — на это обратили внимание еще Гоголь, Пушкин, Писемский, — занимал важное место в жизни калмыков. Чтобы не прервалась «тонкая цепочка» между поколениями, дети постигают искусство исполнения танцев, усваивают произведения фольклора, народные игры «Хонх», «Монгн бус», «Адучнр» и др.

Некоторые игры сопровождаются музыкой. Они несут в себе познавательную информацию — в них отразились некоторые черты прежнего уклада жизни.

Но самое главное — воспитывают выносливость, ловкость, развивают чувство товарищества, солидарности.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607