Дорогие друзья, мы рады представить вам Попкову Светлану Александровну, воспитателя МБДОУ № 41 «Детский сад «Рябинушка», г. Сургут, Тюменская область. Сегодня Светлана Александровна в своей статье предлагает нам обратиться к теме художественно-эстетического воспитания дошкольников. Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:
«Художественно-эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребенка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности».
Интересного чтения…
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребенка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Возраст с рождения до семи лет – период приобщения ребенка к изучению окружающего мира и период его начальной социализации. В дошкольном возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей. Таким образом, большую актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. Как говориться в Федеральных государственных образовательных стандартах по образовательной области художественно-эстетическое развитие.
Прежде чем организовать работу по художественно-эстетическому воспитанию необходимо определить примерное содержание и требование для детей группы, обратить внимание на создание в группе предметно-развивающей среды, так как художественно-эстетическое воспитание детей возможно через содержание предметно-практической деятельности в детском саду.
Так как вне деятельности ребенок не развивается, для этого необходимо поставить главную задачу – создавать условия, воспитательные ситуации и способы деятельности, чтобы каждый ребенок мог успешно осваивать доступный ему опыт художественно-эстетической деятельности (интеллектуальной, эмоциональной, трудовой, изобразительной, музыкальной, театрализованной).
Создав для всех детей благоприятные условия, можно рассчитывать, что каждый из них будет осваивать доступный ему опыт художественно-эстетической деятельности, который реализуется в процессе решения задач художественно-эстетического воспитания и развития:
1. Развитие восприятия прекрасного, эстетических чувств, представлений детей;
2. Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства;
3. Воспитывать у детей потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду;
4. Формирование основ художественно-эстетического вкуса детей и способности оценивать произведения искусства, героев, явления окружающей действительности;
5. Развивать творческие способности детей.
В нашей жизни эстетическое воспитание не возможно без овладения детьми элементарными нормами поведения, которые впоследствии позволяют подвести к более глубоким нравственным переживаниям. Поэтому учим детей здороваться со всеми по-разному, приходя в детский сад, обсуждаем формы приветствия – прощания и поощряем попытки детей вносить разные приветственные обращения (доброе утро, привет, рад видеть тебя и т.д.), а друг с другом можно здороваться с помощью жестов или мимики.
Внимательное отношение к сверстникам и друзьям воспитывается с помощью: разнообразных игр – «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки», где дети по очереди хвастаются своим соседом, называя о нем что-нибудь хорошее; чтения художественной литературы: замечательные рассказы В.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «3 товарища»; игры-упражнения на решение проблемных ситуаций, таких как «Не поделили игрушку», «У подружки потерялась кукла».
Соблюдение правил гигиены в умывальной комнате, чтение произведений Е.Нефедовой «Хорошие манеры», рассматривание иллюстраций способствуют воспитанию культуры поведения за столом.
Учить следить за чистотой на участке, чтобы было чисто, и красиво помогают так называемые «5 минут труда», организованные перед играми на прогулке.
Во время назначения дежурства дети приучаются сотрудничать друг с другом, учитывать интересы партнеров, подчинять свои усилия общему делу, справедливо разрешать возникающие конфликты. Ребенок учится согласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с групповыми интересами и в то же время отстаивать собственные. Работу по дежурству можно сочетать с самообслуживанием.
Интерес к работе, труду взрослых поддерживается через чтение художественной литературы, дидактические игры, иллюстративный материал. С этой целью предлагается чтение книг, рассказов (с последующей беседой) «Кто построил этот дом?» С.Баруздин, «Все для всех» Ю.Тувим, «Кто водит самолеты?» И.Винокуров, «Маяк» А.Некрасов; организация выставки иллюстраций с изображением людей разных профессий, экскурсии в библиотеку.
Чтобы воспитать бережное отношение к вещам, книгам, необходимо привлекать детей к ремонту книг. Преобладает такая форма труда, как коллективный труд в бригадах. Выбирается бригадир в каждой бригаде и ребята, слушая его, выполняют различные поручения. Труд по-настоящему становится формой нравственного самовоспитания каждого как личности (Р.С.Буре, Н.М.Крылова).
Мощным источником художественно-эстетического воспитания является окружающая нас природа. Видеть и замечать красоту природы помогают наблюдения за осенними деревьями, листопадом, снегопадом, любование заснеженными деревьями, следами птиц на снегу и т.д.
Получить удовольствие от созерцания красоты природы позволяют поэтические строки, прочитанные во время наблюдений и в свободное время: А.С.Пушкина «Октябрь уж наступил…», А.Плещеева «Осень».
Во время наблюдений на прогулке формируется интерес к явлениям природы: вслушиваясь в звуки природы – пение птиц весной и летом, шум дождя, ветра осенью, скрип снега под ногами зимой.
Осенью актуален сбор самых красивых листьев на участке, рассматривание их, обведение по контуру, найти листочки одинаковые по цвету и окрашенные не одним цветом, а несколькими и определение, на что похож каждый листок. Ответы могут быть разнообразные – платочек, шарик, треугольник, мышку и т.д. Развивает воображение обыгрывание ситуации с листочками, узнать, который из этих листьев – лист-путешественник?
Может этот, он самый запыленный, может другой, он отличается от других контуром и цветом и т.д. В группе из собранных листьев можно сложить узор, дорисовать листочек так, чтобы картинка ожила. А потом подобрать в группе место для новой картины. Или из группы деревьев угадать, какое дерево самое грустное, почему так решил, по каким чертам дерева это заметно? Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение, помогает учиться видеть нечто такое, что отвечает человеческим чувствам, может их вызывать и выражать.
В зимнее, темное время актуальны просмотры видеофильмов, мультфильмов, диафильмов, прослушивания в аудиозаписи произведения, исполняемые мастерами искусств (сказок, рассказов, песен, музыкальные произведения), так как они способствуют более глубокому восприятию содержания рассказов, сказок. Знакомые герои оживают на экране. Хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи сравнения, метафоры значительно обогащают речь детей, делая их образной и выразительной.
В свободное от деятельности время дети любят рисовать карандашами, мелками, красками, появляются попытки самостоятельного переноса приобретенного в деятельности умения к творческой инициативе.
Необходимо всячески поощрять проявление творчества у детей – придумывание рассказов, сказок, песенок. Можно научить детей самостоятельно составлять загадки по методике ТРИЗ. Например, самолет-что делает? Летает, гудит, с мотором. Что такое же? Птица, пароход, Карлсон. Получилась загадка: Летает, но не птица; гудит, но не пароход; с мотором, но не Карлсон. Результаты творчества детей записываем в альбом.
Очень ценны детьми организация временной выставки «Умельцев» из творческих работ, созданных своими руками из деталей разнообразного конструктора, проявление у детей оценочного отношения к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и к своим собственным. На сменное панно вывешиваются рисунки, в которых отражаются впечатления от праздника, прочитанной книги, интересной прогулки или увиденного явления.
Детям нравится играть в «музыкальную деятельность», где они повторяют задания, попевки и песни, разученные в деятельности. Мы предлагаем придумать свою мелодию к знакомым коротким стихам.
Жизнь в группе включает задачу учить гордиться своей группой, садиком, дружбой, ценить добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. С этой целью проводятся беседы на темы «Наша группа хороша», «Почему ты любишь детский сад?»; мини-викторины с вопросами к детям: Нравится ли тебе наша группа? Что красивого в ней? Хочется ли тебе изменить что-нибудь? Что такое красота?
В деятельности и в повседневной жизни действенны рассказы о стране, родном городе, его достопримечательностях, где дети делятся впечатлениями о красивых, по их мнению, местах; рассматривание национальной одежды и русского костюма, вышивку салфеток и полотенец, искусное сочетание растительного орнамента с точками, крестиками и т.д.
Произведения изобразительного искусства служат не только украшением интерьера рассматривания, беседы по ним используются в различной деятельности. Дети рассказывают о том, что изображено, замечают характерные детали, а взрослые направляют внимание детей на выразительность изображаемых событий, людей, животных, цветовую гамму, что подводит к умению оценивать воспринятое.
Таким образом, воспитание эстетического отношения ребенка к жизни, искусству достаточно сложная и тонкая педагогическая работа. Предметный мир активно воздействует на детей. Они узнают назначение вещей, сравнивают игрушки, обращая внимание на их форму, цвет, пропорции, материал. Дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они не только пользуются всем для них созданным, но и сами учатся создавать необходимую обстановку.
Но чтобы процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая среда была содержательно-информативна, привлекательна и доступна.
Список использованной литературы:
1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.-441с.
2. Педагогика. Учебное пособие . С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воянкова, В.А.Сластенин.-М.: Просвещение. 1981.-367с.
3. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников/ Т.Фокина//Дошкольное воспитание.-1999.-№1.-с.35-38.
4. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей дет.сада/ Под ред. Н.А.Ветлугиной.-М.: Просвещение, 1995.
5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов/Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с.