Дорогие друзья, мы рады представить вам Жданову Наталью Сергеевну, воспитателя МБДОУ № 84 «Детский сад «Одуванчик» г. Сургут, Тюменская область. Сегодня Наталья Сергеевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию дидактических игр в обучении и воспитании детей. Статья будет полезна родителям воспитанников и педагогам.
Краткий комментарий к статье от Натальи Сергеевны:
«Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками».
Полезного чтения…
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей
Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.
Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении её в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного и детального её изучения.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в воспитательно – образовательном процессе детского сада.
В своей работе стараюсь показать всю важность обучающей, дидактической игры в педагогическом процессе на примере использования её в обучении и воспитании младших дошкольников.
Как отмечает педагог Е.В. Бондаревская, современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, в общении с взрослыми, сверстниками. И поэтому моя задача не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в дидактических играх.
Дидактическая игра выполняет функцию исследования, в процессе нее обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Поэтому средства игры становятся, сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.
Это способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению.
Именно в этих видах деятельности происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения. И поэтому стараюсь
выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для психического развития детей, поставила перед собой цель: способствовать развитию младших дошкольников в дидактических играх. Игра, это не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.
Практическая значимость заключается в широком использовании разработанной системы игр, занятий и мероприятий в педагогической деятельности.
Одной из моих педагогических заповедей стала древнейшая мудрость, которая гласит, что педагог должен подготовить воспитанника, у которого смог бы учиться сам.
В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога в них. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.
Часто дидактические игры соотносят с содержанием: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
В своей работе я использую различные дидактические игры:
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. В своей практике я использую матрешками, башенками, пирамидками. Дети составляют из нескольких частей, целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.
Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной работы. Игры: парные картинки, лето, домино, складные кубики.
Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Систематически читаю народные потешки, сказки, скороговорки и чистоговорки. Эти игры имеют большое значение для развития речи ребёнка.
Возможна и такая группировка дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры-путешествия.
Всегда несколько загадочны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить проблему, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать содержанию сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, речь, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Часто использую игру «Найди потерянный предмет»
Игры-поручения.
В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
Игры-предположения.
“Что было бы…?” или “Что бы я сделал…?” и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. игра «Помечтаем вместе»
Игры-загадки.
Используются для проверки знаний, умений, находчивости. Главной особенностью игр-загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную и речевую деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги).
В их основе лежит общение с детьми и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи. Использую всевозможные беседы словесные и с иллюстрациями.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка. Для детей дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения.
Результаты проведенной работы позволяют мне говорить о возросших возможностях детей дошкольного возраста: высокий уровень активности и самостоятельности детей в ходе проведения дидактических игр, в установлении новых для них связей и явлений, а также особый характер игровой деятельности.
Организуя дидактическую игру, особое значение в будущем, придам формированию доброжелательных отношений между детьми, показывая малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых средств воспитания и обучения детей и внедряю их в педагогическую практику.