Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кашиной Софьей Игоревной, старшим педагогом дополнительного образования МОУ ДОД Городской Дворец творчества и молодёжи, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край. Сегодня Софья Игоревна с радостью делится с нами статьей «Психофизическая подготовка к репетиции, как средство продуктивной работы ребёнка над ролью, на занятиях в детском театральном коллективе». Данный материал будет интересен педагогам театрального направления.
Краткий комментарий к статье от Софьи Игоревны:
«Статья о положительном влиянии психофизической разминки перед репетицией на ход самой репетиции и на развитие способностей учащихся»
Интересного чтения…
Вводная часть занятия — один из необходимых этапов актерского существования. Нет ни одного настоящего, серьезно относящегося к своему творческому труду актера, который перед выходом на сцену пренебрег бы физической и эмоциональной настройкой на актёрскую игру. Это желание необходимо воспитывать в студийцах с самых первых занятий.
Зачем это нужно?
Разминка помогает педагогу:
- мобилизовать группу перед началом репетиции
- активизировать и концентрировать внимания в детях
- развить способности у учащихся чувствовать ритм и темп
- создать благоприятную атмосферу на занятиях
Разминка призвана помочь учащемуся театральной студии в:
- обнаружении и снятии «мышечного панциря» — зажимов, сковывающих свободу тела, мышцы;
- знакомстве с собственным телом, обучении управлению им;
- концентрации внимания на невербальных средствах коммуникации, освоении их как яркого и необходимого инструмента актерской выразительности.
Дети зачастую относятся к разминке несерьёзно, и если в начале урока, или репетиции мы сухо обратимся к участникам с просьбой привести себя в порядок, подготовиться к упражнениям, размяться, то рискуем получить в ответ кислые гримасы и простодушный вопрос: «Может, сразу займемся театром? Начнем играть?»
На самом же деле между разогревом и игрой, разминкой и удовольствием, тренингом и творческим раскрепощением нет никаких противоречий.
Актерскую настройку можно и нужно проводить с удовольствием, с улыбкой, легко переходя от задания к заданию, не забывая при этом о четких и коротких комментариях и объясняя по возможности пользу и необходимость того или иного упражнения для профессионального роста.
Доброжелательная коррекция — еще одна необходимая составляющая работы. Добиваемся, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание педагога. Его замечания учитываются, а недочеты тут же исправляются. Закрепляется верное выполнение упражнения.
Ну а третий «кит», на котором держится хорошая разминка, — это, безусловно, темп. Не представляю себе разогрева, тренинга, после которого участники не почувствуют себя физически уставшими, разгоряченными. Темп «внутри» упражнения, быстрота перехода от задания к заданию, смена типов заданий: от расслабления — к концентрации, от самого погружения и сосредоточенности — к активному взаимодействию с партнером, это необходимое условие для проведения тренинга.
Хорошая разминка — это не только подготовленные к работе мышцы и разгоряченные лица, это еще и приподнятое настроение, ощущение общности. Разогрев — это прежде всего «экшн». Приведение собственного тела в готовность. Разгон крови. Разминка мышц. Это темп, не позволяющий флегматично предаваться раздумьям.
Вот несколько упражнений, которые позволят провести качественную. Интересную и полезную для дальнейшей репетиции разминку.
- «СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО»
Дети стоят в кругу. На руку одного из детей надевается обруч или резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.
Задание: обруч (кольцо) передается по кругу, пока не вернется к исходной точке. Так как руки детей сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия, смекалку, готовность поработать с партнером, чтобы выполнить задание. По сути, вся живая цепочка должна пройти, как нитка через игольное ушко, — пролезть через обруч, не разжав соединенных рук.
По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнение задания. Можно повторить игру, если есть желание усовершенствовать действие, улучшить результат.
- «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»
Представьте себе, что на день рождения вы получили в подарок огромный воздушный шар. Шар уносится в небо, и вам приходится серьезно потрудиться, чтобы удержать его за веревку и не дать улететь!
Поиграйте с шаром! Обратите внимание, что ветер относит его то в одну, то в другую сторону и тело ваше тоже реагирует на эти порывы ветра. Попробуйте поработать попеременно то правой, то левой рукой. Давайте договоримся, что когда шар в левой руке, то он летит влево и тянет вас за собой. Возьмем веревку в правую руку, и шар порывом ветра «понесет» вправо! Хватаемся двумя руками — шар пытается подняться вверх. Держите его! Не дайте улететь! Поднимитесь на носочки и тянитесь вслед за ним в вышину!
- «УПРЯМЫЙ ОСЕЛ»
Об упрямстве ослов ходят легенды. Если уж осел остановился на дороге и отказывается идти вперед, то от хозяина требуется недюжинное упорство, терпение, а порой и физическая сила, чтобы сдвинуть с места серого упрямца.
Представьте, что в руке у вас повод, к которому привязано животное. Попытайтесь сдвинуть его с места! Ослабляйте время от времени повод и пробуйте вновь! Учтите, что у упрямого ослика достаточно сил и времени.
Во всех этих упражнениях обращаем внимание участников на:
- зоны напряжения и активной работы мышц;
- положение ног — стойку, необходимую для устойчивости тела и успешного выполнения задачи (обратите внимание, что положение это в разных случаях разное);
- правильное дыхание.
- «ФУТБОЛ - ВОЛЕЙБОЛ»
Становимся в широкий круг. Попробуйте продержать в воздухе воздушный шарик в течение двух минут. Время окончания игры будет обозначено хлопком. Если шарик коснется пола, вся группа считается проигравшей. Готовы? Начинаем!
Вы прошли первый этап игры и доказали, что способны быть людьми подвижными, ответственными, брать на себя инициативу и быстро принимать нужное решение. О таких-то и говорят, что у них «есть голова на плечах». Давайте проверим действительно ли возможно с помощью этой головы выполнить следующий этап задания!
Руки за спину. Будьте внимательны и осторожны, чтобы не столкнуться лбами! В течение минуты вам придется продержать шарик в воздухе, отбивая его только головой. Замечательно! Ну а теперь представим, что все участники — игроки футбольной команды, а значит, в этот раз вам придется удерживать шар в воздухе только с помощью ног. Давайте расширим круг и... начинаем! Время этого этапа — две минуты.
Итак, вам удалось пройти три увлекательных этапа игры. На очереди — последний, четвертый. Задание остается тем же: продержать шар в воздухе, не дать ему коснуться пола. Возьмитесь, пожалуйста, за руки! Вы должны будете продержать шарик в воздухе в течение одной минуты, отбивая его «замком» сцепленных рук!
Упражнение позволяет добиться от детей не только мышечной свободы, но и коллективности, сплочения, а значит оно способствует созданию актёрского ансамбля.
Исходя из личного опыта, можно сказать, что репетиции после активной разминки всегда проходят более продуктивно, нежели при её отсутствии. Группы, в которых разминка является обязательной, неотъемлемой частью репетиций сплочённые, слаженные, общение между студийцами в них происходит легко и беспрепятственно. Разминка, это, пожалуй, единственный момент в репетиционном процессе, когда ребятам можно расслабиться, похулиганить, проявить себя, свою индивидуальность и получить от этого удовольствие.
Список используемой литературы:
- «Актёрский тренинг» Михаил Кипнис
- «Уроки Гротовского» Валерий Фокин
- «ТРЕНИНГ И МУШТРА. ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОТЕХНИКИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА» Л.П.НОВИЦКАЯ
- «Воспитание школы Станиславского» Г. Кристи
- А. Свечников «Мастерство режиссёра». 13.06.2005 г. Улан-Удэ
- Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
- Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
- Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987