Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Психофизическая подготовка к репетиции, как средство продуктивной работы ребёнка над ролью, на занятиях в детском театральном коллективе
10 минут 3926 701

Психофизическая подготовка к репетиции, как средство продуктивной работы ребёнка над ролью, на занятиях в детском театральном коллективе

Kashina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кашиной Софьей Игоревной, старшим педагогом дополнительного образования МОУ ДОД Городской Дворец творчества и молодёжи, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край. Сегодня Софья Игоревна с радостью делится с нами статьей «Психофизическая подготовка к репетиции, как средство продуктивной работы ребёнка над ролью, на занятиях в детском театральном коллективе». Данный материал будет интересен педагогам театрального направления.

Краткий комментарий к статье от Софьи Игоревны:

«Статья о положительном влиянии психофизической разминки перед репетицией на ход самой репетиции и на развитие способностей учащихся»

Интересного чтения…


Психофизическая подготовка к репетиции, как средство продуктивной работы ребёнка над ролью, на занятиях в детском театральном коллективе

Вводная часть занятия — один из необходимых этапов актерского существования. Нет ни одного настоящего, серьезно относящегося к своему творческому труду актера, который перед выходом на сцену пренебрег бы физической и эмоциональной настройкой на актёрскую игру. Это желание необходимо воспитывать в студийцах с самых первых занятий.

Зачем это нужно?

Разминка помогает педагогу:

  • мобилизовать группу перед началом репетиции
  • активизировать и концентрировать внимания в детях
  • развить способности у учащихся чувствовать ритм и темп
  • создать благоприятную атмосферу на занятиях

Разминка призвана помочь учащемуся театральной студии в:

  •  обнаружении и снятии «мышечного панциря» — зажимов, сковывающих свободу тела, мышцы;
  • знакомстве с собственным телом, обучении управлению им;
  • концентрации внимания на невербальных средствах коммуникации, освоении их как яркого и необходимого инструмента актерской выразительности.

Дети зачастую относятся к разминке несерьёзно, и если в начале урока, или репетиции мы сухо обратимся к участникам с просьбой привести себя в порядок, подготовиться к упражнениям, размяться, то рискуем получить в ответ кислые гримасы и простодушный вопрос: «Может, сразу займемся театром? Начнем играть?»

На самом же деле между разогревом и игрой, разминкой и удовольствием, тренингом и творческим раскрепощением нет никаких противоречий.

Актерскую настройку можно и нужно проводить с удовольствием, с улыбкой, легко переходя от задания к заданию, не забывая при этом о четких и коротких комментариях и объясняя по возможности пользу и необходимость того или иного упражнения для профессионального роста.

Доброжелательная коррекция — еще одна необходимая составляющая работы. Добиваемся, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание педагога. Его замечания учитываются, а недочеты тут же исправляются. Закрепляется верное выполнение упражнения.

Ну а третий «кит», на котором держится хорошая разминка, — это, безусловно, темп. Не представляю себе разогрева, тренинга, после которого участники не почувствуют себя физически уставшими, разгоряченными. Темп «внутри» упражнения, быстрота перехода от задания к заданию, смена типов заданий: от расслабления — к концентрации, от самого погружения и сосредоточенности — к активному взаимодействию с партнером, это необходимое условие для проведения тренинга.

Хорошая разминка — это не только подготовленные к работе мышцы и разгоряченные лица, это еще и приподнятое настроение, ощущение общности. Разогрев — это прежде всего «экшн». Приведение собственного тела в готовность. Разгон крови. Разминка мышц. Это темп, не позволяющий флегматично предаваться раздумьям.

         Вот несколько упражнений, которые позволят провести качественную. Интересную и полезную для дальнейшей репетиции разминку.

  1. «СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО»

Дети стоят в кругу. На руку одного из детей надевается обруч или резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.

Задание: обруч (кольцо) передается по кругу, пока не вернется к исходной точке. Так как руки детей сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия, смекалку, готовность поработать с партнером, чтобы выполнить задание. По сути, вся живая цепочка должна пройти, как нитка через игольное ушко, — пролезть через обруч, не разжав соединенных рук.

По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнение задания. Можно повторить игру, если есть желание усовершенствовать действие, улучшить результат.

  1. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

Представьте себе, что на день рождения вы получили в подарок огромный воздушный шар. Шар уносится в небо, и вам приходится серьезно потрудиться, чтобы удержать его за веревку и не дать улететь!

Поиграйте с шаром! Обратите внимание, что ветер относит его то в одну, то в другую сторону и тело ваше тоже реагирует на эти порывы ветра. Попробуйте поработать попеременно то правой, то левой рукой. Давайте договоримся, что когда шар в левой руке, то он летит влево и тянет вас за собой. Возьмем веревку в правую руку, и шар порывом ветра «понесет» вправо! Хватаемся двумя руками — шар пытается подняться вверх. Держите его! Не дайте улететь! Поднимитесь на носочки и тянитесь вслед за ним в вышину!

  1. «УПРЯМЫЙ ОСЕЛ»

Об упрямстве ослов ходят легенды. Если уж осел остановился на дороге и отказывается идти вперед, то от хозяина требуется недюжинное упорство, терпение, а порой и физическая сила, чтобы сдвинуть с места серого упрямца.

Представьте, что в руке у вас повод, к которому привязано животное. Попытайтесь сдвинуть его с места! Ослабляйте время от времени повод и пробуйте вновь! Учтите, что у упрямого ослика достаточно сил и времени.

Во всех этих упражнениях обращаем внимание участников на:

  • зоны напряжения и активной работы мышц;
  •  положение ног — стойку, необходимую для устойчивости тела и успешного выполнения задачи (обратите внимание, что положение это в разных случаях разное);
  •  правильное дыхание.
  1. «ФУТБОЛ - ВОЛЕЙБОЛ»

Становимся в широкий круг. Попробуйте продержать в воздухе воздушный шарик в течение двух минут. Время окончания игры будет обозначено хлопком. Если шарик коснется пола, вся группа считается проигравшей. Готовы? Начинаем!

Вы прошли первый этап игры и доказали, что способны быть людьми подвижными, ответственными, брать на себя инициативу и быстро принимать нужное решение. О таких-то и говорят, что у них «есть голова на плечах». Давайте проверим действительно ли возможно с помощью этой головы выполнить следующий этап задания!

Руки за спину. Будьте внимательны и осторожны, чтобы не столкнуться лбами! В течение минуты вам придется продержать шарик в воздухе, отбивая его только головой. Замечательно! Ну а теперь представим, что все участники — игроки футбольной команды, а значит, в этот раз вам придется удерживать шар в воздухе только с помощью ног. Давайте расширим круг и... начинаем! Время этого этапа — две минуты.

Итак, вам удалось пройти три увлекательных этапа игры. На очереди — последний, четвертый. Задание остается тем же: продержать шар в воздухе, не дать ему коснуться пола. Возьмитесь, пожалуйста, за руки! Вы должны будете продержать шарик в воздухе в течение одной минуты, отбивая его «замком» сцепленных рук!

Упражнение позволяет добиться от детей не только мышечной свободы, но и коллективности, сплочения, а значит оно способствует созданию актёрского ансамбля.

         Исходя из личного опыта, можно сказать, что репетиции после активной разминки всегда проходят более продуктивно, нежели при её отсутствии. Группы, в которых разминка является обязательной, неотъемлемой частью репетиций сплочённые, слаженные, общение между студийцами в них происходит легко и беспрепятственно. Разминка, это, пожалуй, единственный момент в репетиционном процессе, когда ребятам можно расслабиться, похулиганить, проявить себя, свою индивидуальность и получить от этого удовольствие.

Список используемой литературы:

 

  1. «Актёрский тренинг» Михаил Кипнис
  2. «Уроки Гротовского» Валерий Фокин
  3. «ТРЕНИНГ И МУШТРА. ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОТЕХНИКИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА» Л.П.НОВИЦКАЯ
  4. «Воспитание школы Станиславского» Г. Кристи
  5. А. Свечников «Мастерство режиссёра». 13.06.2005 г. Улан-Удэ
  6. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
  7. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
  8. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987

 

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1966 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6525 677