Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие критического мышления в начальной школе
28 минут 4114 1357

Развитие критического мышления в начальной школе

Suhorukova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Сухорукову Татьяну Викторовну, учителя начальных классов МАОУ ТСОШ №1, пгт Тисуль, Кемеровская область. Сегодня Татьяна Викторовна делится с нами своим опытом развития критического мышления в начальной школе. Данный материал будет интересен и полезен для учителей начальных классов.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:

«Технология развития критического мышления помогает детям самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить по-настоящему. Но основное условие- это удовольствие, которое получают от обучения и ученики, и учитель».

Профессионального чтения…


Развитие критического мышления в начальной школе

Посмотреть статью в полной версии с таблицами

Жить – значит иметь проблемы.

Решать их – значит расти интеллектуально.

Дж.Гилфорд

     Учиться - интересно! И в этом помогает технология развития критического мышления. Важнейшим атрибутом открытого и демократичного общества является критическое мышление, развитию которого способствуют методы обучения чтению и письму обучающихся всех возрастов, независимо от изучаемого предмета. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения. Обладая критическим мышлением, человек знакомится с теми или иными идеями и рассматривает возможные последствия при их реализации. При этом он воспринимает их с разумной долей скептицизма и сопоставляет их с противоположными точками зрения. Для их обоснования он выстраивает вспомогательные системы рассуждений, в результате чего вырабатывает свою позицию. Одно из важнейших положений технологии развития критического мышления является совместное (учитель-ученик, родители- дети) конструирование своего знания и всего процесса учения. Эта технология позволяет сделать учение увлекательным и осмысленным. Ведь учение интересно тогда, когда оно приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге миру знаний.

     Что же такое критическое мышление? Критическое мышление - сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решения. При развитом критическом мышлении человек овладевает разнообразными способами интерпретации и оценки информации, видит противоречия в тексте, умеет аргументировать свою точку зрения и сопоставлять её с точкой зрения своего собеседника. Многие считают, что всё это доступно лишь обучающимся старшего возраста. Это не так. Маленькие дети вполне способны выполнять сложные мыслительные процессы, соответствующие уровню их развития. Они охотно участвуют в анализе сложных проблем и достигают высокого уровня принятия решений. Критическое мышление присуще любому возрасту человека.

Технология развития критического мышления помогает детям самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить по-настоящему. Но основное условие- это удовольствие, которое получают от обучения и ученики, и учитель.

Учителю, который решил работать по развитию критического мышления, необходимо не только проникнуться идеями этой технологии, но и надо пересмотреть свои взгляды на методику преподавания и приёмы работы. Критическое мышление и учение возможно, когда учитель понимает и ценит разнообразные идеи и опыт. Педагогу   необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научить их самим додумываться до верного ответа.

Учитель должен чётко соблюдать следующие правила:

- положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать)

- понимание того, что существует определённый риск, т. к. используются другие формы работы

- быть терпимыми к неопределённости (в ходе урока может повыситься активность детей).

При этом учителю надо ненавязчиво напоминать детям о том, что они:

1- должны развивать уверенность в себе и понимать, как ценны их мнения и идеи

2- активно участвовать в учебном процессе

3- с уважением выслушивать различные мнения своих товарищей

4- быть готовыми либо формировать свои суждения, либо воздерживаться от них.

При работе по технологии развития критического мышления и учителю, и ученикам (по Ч. Темплу и К. Мередиту) необходимо пройти 3 стадии: стадию вызова, стадию реализации смысла и стадию рефлексии. Рассмотрим каждую из них .

Первая стадия- стадия вызова- стадия целеполагания. Она направлена на то, чтобы пробудить интерес учащихся к предмету, актуализируя их знания, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь детям в определении направления в изучении темы. Так как на этой стадии происходит «включение» в работу, она очень важна. Ребёнка не заставишь работать, сказав традиционные для начала урока слова (открыли тетради; записали…). Чтобы ребёнок стал активным, его надо заинтересовать и заинтересовать лично. Можно провести эту работу в виде мозговой атаки, когда ребёнок индивидуально или в группе составляет список того, что знает или думает по данному вопросу.

Но самое главное в проведении стадии вызова, чтобы учитель говорил как можно меньше, чтобы он стал, своего рода, проводником, заставляя детей думать, размышлять, внимательно их выслушивая.

В конечном итоге стадию вызова можно представить в следующей форме (См. таблицу 1).

Вторая стадия - смысловая стадия - введение новой информации. На этой стадии урока ребёнку необходимо осмыслить материал во время работы над ним, а учителю помочь детям в активном восприятии материала, при этом, оказывая на них наименьшее влияние

Работу на этой стадии также можно представить в виде следующей таблицы (См. таблицу 2).

Третья стадия- стадия рефлексии. Это стадия логического завершения предыдущих действий. На этой стадии классифицируется и систематизируется материал, дети выражают своё отношение к полученной информации своими словами, обмениваются мнениями, подводят итоги.

И здесь учителю необходимо определиться с тем, чего он хочет добиться этой стадией: чтобы все дети запомнили весь материал урока или чтобы дети запомнили ту информацию, которая пригодится им в дальнейшем, которая для них актуальна? Учитель должен чётко понимать, что именно на этой стадии должно происходить переосмысление предыдущих знаний и проверка их на правильность.

Таким образом, стадия рефлексии выглядит так (См. таблицу 3).

Урок в технологии развития критического мышления можно представить в виде модели (См. таблицу 4).

Говоря о технологии РКМ, необходимо рассмотреть и её методы.

Основой технологии развития критического мышления являются   вопросы. Разработчики технологии утверждают, что мы « в вопросах рождаемся», а Джеймс Тарбер высказал мысль о том, что « Я предпочёл бы знать некоторые вопросы, чем все ответы». В данной технологии рассматривается 6 типов вопросов:

•  простые. Они требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти (Какой город является столицей России?)

•  уточняющие. Эти вопросы формируют способности выражать свои мысли. ( Если я правильно поняла…?)

•  вопросы-интерпретации. Данные вопросы учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков (По какой причине зимой идёт снег?)

•  оценочные. Они вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления (Какие чувства…?)

•  творческие. Данный тип вопросов направлен на развитие творческого мышления (Какая бы была наша страна, если бы не свершилась революция 1917 года?)

•  практические. Эти вопросы требуют каких- то действий, изменений, приближают знания к практическим умениям (Как я могу изменить ситуацию?)

Рассмотреть любую проблему, решить её людям помогают рисунки, схемы, условные знаки. Ещё древние люди использовали наскальные рисунки, зарубки для самовыражения. Это сохранилось и в современном человеке. Но всё это нужно правильно использовать. И для развития критического мышления используются и рисунки, схемы, условные знаки. Графические формы используются и для рефлексии пройденного материала, и как способ пробуждения интереса к теме занятия.

Основными приёмами реализации данного метода являются:

•   кластеры, т.е. рисуночные формы. Суть этого приёма в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от неё фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные

•    инсерт, или условные значки. Цель- оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: « ٧» - я это знал, « +» - это для меня новое, «-»- это противоречит моим знаниям, « ?»- об этом хочу узнать больше. В начальных класса целесообразно использовать два вида значков: « ٧» - я это знал, « +» - это для меня новое. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое.

•  таблица ЗХУ (Знаю- Хочу узнать-Узнал). Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные (См. таблицу 4).

•   «дерево предсказаний». Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева»- это тема, « листочки»- прогнозы, «веточки» - аргументы.

  

Какова же ценность критического мышления?

•  Критическое мышление- мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы это делаем сами для себя. Однако, если мы принимаем чью-то идею или суждение, это не означает, что мы не умеем мыслить критически. Ведь никто не лишает нас возможности решать, что мы думаем по тому или иному вопросу.

•  Отправным пунктом критического мышления является информация. Ведь именно знание создаёт нам мотивировку для наших размышлений. А мыслить критически можно в любом возрасте, ведь у каждого возраста достаточно жизненного опыта и знаний.

•    Мы увидели что-то новое - хотим узнать, что это такое. Всегда критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить.

•    Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Ведь человек, мыслящий критически, находит свое, и только своё решение проблемы и подкрепляет его разумными доводами, объяснениями. И в связи с этим, критическим человеком невозможно, практически, манипулировать.

Уроки, построенные в технологии критического мышления, побуждают детей к общению друг с другом, основанному на взаимопонимании, уважительном отношении к точке зрения другого; способствуют формированию умения аргументировать свои мысли.

Возможности, заключающиеся в технологии развития критического мышления, позволяют расширить спектр моих профессиональных приёмов, которые находят своё отражение в преподавании не только урока литературы, но и других уроков. Технология критического мышления наталкивает к поиску новых путей в преподавании, новых технологий, которые более приемлемы к другим предметам

Я, как учитель, получаю удовольствие от этих уроков, от свободного общения своих учеников между собой и мной. Раскрываются новые грани наших взаимоотношений с детьми.

В процессе работы я увидела возможности технологии развития критического мышления в подготовке обучающихся к проектной деятельности, т.к. она (технологии развития критического мышления) пробуждает инициативу, выдвижение гипотез, появляются вопросы, которые мотивируют детей к самостоятельному поиску информации.

Именно, технология развития критического мышления стала основой моей работы в последние 10 лет. Я учу детей находить связь между изученным материалом и жизненными ситуациями, работать с различными источниками по получению знаний, рассуждать, мыслить, не бояться говорить. И дети с удовольствием идут на уроки, активны в процессе обучения, показывают достаточно высокий уровень обученности.

У меня, как у преподавателя, эта технология помогла открыть « второе дыхание», что позволяет мне с оптимизмом смотреть в моё профессиональное будущее, неразрывно связанное с перспективами развития компетенции моих учеников. Я верю, что это поможет детям адаптироваться к жизни в нашем современном обществе, предъявляющем высокие требования, в первую очередь, к коммуникативным качествам человека.

Литература.

1.Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроках [Текст]/ С.И. Заир- Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004. – 200 с.

2.Загашев, И.О.Учим детей критически мыслить [Текст]/ И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 154 с.

3.Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003 .-96 с.

4.Граник, Г.Г. Когда книга учит [Текст]/ Г. Г. Граник. – М. :Педагогика, 1991.- С. 25-78.

5.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов. - М.: Азбуковник, 1999. -С. 56, 109

Приложение.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Тема урока: Индейская сказка « Синяя Родинка.»         

Цель урока - закрепление у учащихся умения анализировать текст, опираясь на предугадывание и интерпретацию, на проблемные вопросы учителя как главные составляющие технологии развития критического мышления.

Задачи урока:

1- познакомить детей с индейской сказкой, её основными особенностя-ми и проанализировать её по ходу чтения вслед за авторской мыслью

2- сравнить индейскую сказку с изученными русскими народными сказками с точки зрения композиции и системы образов, выясняя причины сходства и различия сказок народов, имеющих диаметрально противоположный мифологический взгляд на мир

3-  показать обучающимся иной от традиционного вид анализа сказки, построенный на принципах кропотливой работы с текстом и предугадывания.

Оборудование урока: компьютерные слайды, аудиозаписи индейских тамтамов, предметы интерьера, символически преображающие кабинет в индейский вигвам (национальные индейские коврики, глиняная национальная посуда, амулеты), тесты для проверки осознанности материала прочитанной сказки

Ход урока:

1. Звучит индейская мелодия.

Учитель: Сейчас вы услышали мелодию. Это не просто мелодия, это бой индейских барабанов. А звучало это всё потому, что сегодня на уроке мы с вами будем читать индейскую сказку. Кто напомнит мне, кто такие индейцы? ( Демонстрация слайдов или иллюстраций)

Я прошу обратить ваше внимание на то, что, с одной стороны, эта сказка похожа на известные вам русские народные сказки, а с другой - отличается от них. Обратите внимание на эти отличия.

Вы сказали, что индейцы отличаются от нас, но они, так же как и мы, любят слушать сказки и рассказывают их своим детям.

Наша сказка называется « Синяя Родинка». Так звали одного индейского юношу. У них принято давать такие имена.

«Как-то раз идёт молодой индеец и видит: увязает в болоте бизониха. Решил Синяя Родинка ей помочь. Взял он и помог бизонихе выбраться. Вскочила бизониха на ноги и убежала прочь. А юноша домой вернулся.»

   Кто такая бизониха?

Бизон- это крупное животное. Длина его тела достигает 3 метров, весит он до 720 кг. Обитали и обитают бизоны на территории США и Канады.

По какой причине Синяя Родинка решил помочь бизонихе?

А теперь вы будете мне читать сказку.

«К весне родились у всех бизоних детёныши. Родился детёныш и у той, которая спаслась из болота. Очень хотелось малышу поиграть с другими бизонятами. Но те отталкивали его рожками и приговаривали:

- Ты человечий сын!

Рассказал бизонёнок об этом матери. Она и отвечает:

- Ну что ж, если так, пойдём искать твоего отца.

Как вы думаете, что дальше произойдёт в этой сказке?

Отправились они в путь. Шли долго-долго и, в конце концов, набрели на индейскую деревню. Тут бизонёнок обернулся человеком и побежал играть с деревенскими детьми. Наиграются дети и бегут по своим домам, а бизонёнок всегда убегал в лес, и никто не мог в деревне понять, кто же он такой.»

Как называются дома индейцев? Попытайтесь нарисовать вигвам.

Вигвам – это жилище индейцев: куполообразное, на каркасе из тонких стволов, покрытом ветками и корой.

Кто знает, как выглядит индейская деревня?

Как бы вы поступили, чтобы разгадать тайну, связанную с бизонёнком?

«Призадумались индейцы и велели детям повыспросить у новичка, чей он сын. Вот они и спрашивают бизонёнка:

- Зачем ты пришёл в нашу деревню?

- Я ищу своего отца,- ответил он.

Посовещались индейцы между собой и решили: пусть мальчик пройдёт по деревне. Может и найдёт своего отца. Так и сделали.»

Физминутка. Давайте и мы с вами пройдёмся по индейской деревне вместе с бизонёнком. Покажите мне жестами и мимикой, как он идет.

«Стал мальчик ходить от дома к дому, из семьи в семью, но так и не нашёл своего отца. Тогда собрали всех юношей. Оглядел их мальчик и воскликнул:

- Вот мой отец!- и сел рядом с Синей Родинкой.

Тот был удивлён. « Как же так? Ведь нет у меня семьи»,- думал он.

А у юноши на одной щеке была синяя родинка. Приглядевшись к мальчику, увидел он такую же родинку у него. Юноша не верил своим глазам.

Вывел мальчик юношу за деревню и сказал:

- Наконец-то я нашёл тебя! Мама просила отвести тебя к ней. Как увидит она нас, тут же бросится на тебя, но ты не беги прочь. Сразу хватай бизониху за рога.»

Чем похожи бизонёнок и Синяя Родинка?

Отчего бизониха сама не нашла Синюю Родинку, а отправила сына?

«Только вошли в лес, как, откуда не возьмись, появилась бизониха и бросилась на юношу. Но едва Синяя Родинка схватил её за рога, она превратилась в прекрасную женщину и сказала:

- Отпусти меня, пожалуйста. Ведь ты помог мне когда- то выбраться из трясины. Этот мальчик - твой сын. И на щеке у него твоя родинка.

- Ну что ж, давайте жить вместе,- сказал юноша.

Так у Синей Родинки появилась семья.

Молодая жена предостерегла мужа:

- Если мы поссоримся, обещай, что никогда не бросишь в меня золой из костра, не коснёшься ничем острым. Иначе быть беде!

Муж обещал.

Было у Синей Родинки два любимца: ворон и сорока.»

Как вы думаете, почему именно эти птицы были любимцами?

Обычно бизонам сопутствуют ворон и сорока. И в сказке они выступают как два посредника между животными и людьми.

Какая птица является героем русских народных сказок чаще всего?

«Ворон и сорока очень полюбили бизонёнка, а он их. Где бы не бегал мальчик, где бы не играл, они всегда садились ему на плечи.

Мать и отец Синей Родинки тоже полюбили малыша. Старик часто катал его на спине, а с ним - ворона и сороку. Так прожили они долго, и всё было хорошо.»

Сейчас вы нарисуете Дерево предсказаний. Каждая его ветвь - ваш прогноз на дальнейшее развитие сюжета сказки (См. таблицу 5).

«Но как-то раз поссорились муж с женой, и рассердился Синяя Родинка: выхватил головню и кинулся на жену. Тотчас же она опрометью бросилась из вигвама, прихватив сына.»

Как вы думаете, в чём причина ссоры между Синей Родинкой и его женой?

«Синяя Родинка выбежал следом, умоляя их остановиться. Но было поздно: его жена и сын снова стали бизонами. Почуяли их деревенские собаки, подняли лай и погнали прочь, пока бизоны совсем не скрылись из глаз.

Сильно горевали дед с бабкой. Очень скучали они по внуку. А ворон с сорокой тревожно летали вокруг, разыскивая бизонёнка среди деревенских детей. Наконец мать Синей Родинки сказала сыну:

- Плохо ты поступил с моим внуком! Ведь жена предупреждала тебя: она была необычная женщина!

- Да, я во всём виноват,- ответил сын. – Пойду их искать. Если я не вернусь, пошли за мной следом моих любимцев, ворона и сороку. Пусть отыщут хоть кусочек моего тела. Положи его ко мне на кровать и прикрой чем-нибудь. Потом зажги костёр и скажи: «Синяя Родинка, вот дым для тебя!»

Почему Синяя Родинка сразу не отправился на поиски жены и сына?

Как бы вы поступили на его месте?

Чем была необычна его жена?

Что за странный наказ он дал своей матери?

Сам огонь у индейцев служит чем- то вроде приношения жертв духам во время молитв или во время колдовства. Т.е. мать Синей Родинки должна была исполнить обряд колдовства.

« Синяя Родинка ушёл. Много времени прошло, прежде чем набрёл он на огромное стадо бизонов. Бродил он, бродил среди них, а потом заметил, что одна бизониха с бизонёнком сидят в сторонке. « Ох, верно, это и есть моя жена с сыном»,- подумал юноша.

Подкрался Синяя Родинка к месту бизоньего водопоя, вырыл яму и спря-тался в ней. Он терпеливо ждал часа, когда бизоны пойдут на водопой. Вот утолили жажду взрослые бизоны, и начали пить бизонята. Когда напился последний, Синяя Родинка увидел, что остались только бизониха с бизонёнком.»

Как вы думаете, почему бизониха с сыном находятся отдельно от стада?

« Тут вскочил Синяя Родинка и схватил бизонёнка. И верно, это был его сын! Он тоже обрадовался встрече.

- Пойду, позову мать,- решил бизонёнок.

Когда бизониха спустилась к ним, Синяя Родинка сказал ей:

- Я пришёл забрать вас с собой.

Бизониха ответила:

- Нужно сначала спросить разрешение у хозяина стада. Если он разрешит, мы уйдём вместе. Ах, зачем ты обидел нас! Ведь мы, бизоны, так боимся огня и острых ножей…

Бизонёнок пошёл к хозяину стада и спросил:

- Можно нам с матерью вернуться к отцу?

Почему не могут они уйти, ни у кого не спрашивая?

А потом вернулся к Синей Родинке и говорит:

- Хозяин требует, чтобы мы дождались бизоньей пляски. Если во время бизоньей пляски ты четырежды сможешь отличить меня от других бизонят, нас отпустят домой.»

Для какой русской народной сказки характерна ситуация, когда герою необходимо сделать выбор? Сколько заданий он должен выполнить? А в индейской сказке?

И это не случайно. 4 было волшебным числом для индейцев. Они считали, что если повторить действие четыре раза, по четырём сторонам света, то тогда желание исполнится.

«И вот собрались бизоны на пляску. Сын Синей Родинки тайком сказал отцу:

- Во время первого танца у меня будет хвост колечком - по нему ты и узнаешь меня. Во второй раз я стану припадать на одну ногу. В третий раз у меня будут опущены уши. А в четвёртый раз я закрою глаза.

Три раза Синяя Родинка отгадывал своего сына. А на четвёртый раз он ошибся. Все бизонята во время четвёртого танца закрыли глаза, и Синяя Родинка не смог узнать своего сына. Тотчас всё стадо бросилось на Синюю Родинку и растоптало его. Когда бизоны решили, что с ним покончено, они разбрелись кто куда.»

Как вы думаете, что бы произошло, если бы Синяя Родинка узнал сына в четвёртый раз?

Вспомните русские народные сказки. Героям удавалось выполнить задания? Т.е. для наших русских народных сказок характерна счастливая концовка.

« Давно ушёл из дому Синяя Родинка, и старуха мать решила пустить по следу его любимцев, ворона и сороку. Они полетели и вскоре вернулись с крошечным кусочком его тела. Старуха бережно положила его на кровать сына и прикрыла шкурой. Потом вышла из вигвама, развела огонь и промолвила:

- Синяя Родинка, вот дым для тебя!

И едва она произнесла это в четвёртый раз, Синяя Родинка вышел из вигвама живой и невредимый.»

2. Сказка закончилась. Нравится ли вам эта концовка? Если не нравится или вы хотите что-то изменить, то напишите свой конец данной сказки, начиная с момента, когда Синяя Родинка, живой и невредимый, выходит из вигвама.

Ну а теперь проверим, насколько вы были внимательны во время всего нашего урока. Вам необходимо будет ответить на вопросы теста.

1. Где увязла бизониха:

а) в болоте               б) на дискотеке           в) в грязной луже

2. Чем был похож бизонёнок на Синюю Родинку:

а) цветом глаз     б) телосложением     в) родинкой

3. На чём часто катал отец Синей Родинки своего внука:

а) на спине     б) на телеге        в) на плечах

4. С чем кинулся Синяя Родинка на свою жену:

а) с головнёй       б) с кинжалом       в) с вилкой

5. Что должен был сделать бизонёнок во время второго танца, чтобы отец его узнал:

а) закрыть глаза   б) припасть на одну ногу       в) лечь на землю

Теперь вы сами проверите свои ответы и оцените свою работу.

Ключ к тесту: 1- А. 2- В. 3- А. 4- А. 5- Б.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608