Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Аркадьевой Еленой Александровной, старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 52 «Солнечная полянка», город Чебоксары, Чувашская Республика. Сегодня Елена Александровна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью на тему «Метод проектов как особая форма развития детей и организация целостного педагогического процесса в ДОУ». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:
«Использование проектной деятельности в организации педагогического процесса - эффективный метод активизации всего педагогического коллектива».
Познавательного чтения…
«Метод проектов как особая форма развития детей и организация целостного педагогического процесса в ДОУ»
Посмотреть статью в полной версии с таблицами
I часть. Теоретическая
Анализ психолого-педагогических исследований выявил, что педагогическое проектирование как самостоятельная область в структуре педагогической деятельности объединяет в себе черты преобразовательной, познавательной и ценностно-ориентированной деятельности.
В Законе «Об образовании в РФ» №273-ФЗ говорится, воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
ФГОС ДО содержит требование к Программе ДО, которое направлено на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Именно метод проектной деятельности всё более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики, демократизации и гуманизации жизнедеятельности ДОУ. Актуальным становится проектирование видов детской деятельности как особой формы развития детей, гуманного подхода и организации целостного педагогического процесса. Сущность данной технологии – стимулировать интерес ребят к решению определенных проблем, и через проектную деятельность предусматривать их решение, показать практическое применение полученных знаний. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – основной тезис понимания метода проекта.
Обращаемся к истории развития проектного метода. Метод проектов называли методом решения проблем и связывали с идеями гуманной педагогики.
Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной, гуманной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.
Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка,
как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
II часть. Практическая.
По решению Совета Педагогов, творческий коллектив воспитателей и специалистов МБДОУ «Детский сад № 52» г. Чебоксары с сентября по ноябрь 2013г. находился в режиме проектной деятельности. Целью для всего педагогического коллектива стало создание условий для инновационных процессов в ДОУ; внедрение метода проекта в образовательную деятельность по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей и реализации личностно-ориентированного подхода. Задачи на экране.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
См. таблицу 1.
Участники проекта: все педагоги ДОУ, воспитанники и законные представители воспитанников, родители, которые являются участниками образовательного процесса.
После проведения консультации с педагогами «Проектная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»; индивидуальных консультаций, беседы с педагогами по выбору темы, в ДОУ началась основная работа: творческая поисковая деятельность с воспитанниками.
Проект «Удивительный мир». Авторы – опытный педагог Ратникова Галина Александровна и молодой специалист Романова Екатерина Вадимовна. Возраст детей: 2-3 года. Цель: развитие чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Малыши радовались каждому новому открытию: превратились в маленьких исследователей, в группе появились новые игровые пособия для развития сенсорных способностей.
В проекте «Волшебные краски», автор Андреева Вера Германовна, участниками стали малыши 4-х лет. Педагог поставила цель развития мелкой моторики и координаций движений пальцев рук через использование нетрадиционных техник рисования. Результатом проекта, кроме достигнутых выше названных целей, стало формирование сплочённого образовательного пространства вместе с воспитанниками и родителями данной группы.
Автором проекта «Моя семья» стала воспитатель параллельной второй младшей группы Мареева Ольга Петровна. Вместе с родителями воспитанников формировали у малышей представления о семье через разные виды игр. О том, как мамы и папы активно участвовали в проекте, говорят созданные в группе условия для сюжетных игр, познавательный интерес малышей не только к своим родителям, но и к родителям других детей, доверие к ним. В центре проекта были малыш и его семья, регулярно организующие с другими детьми познавательные, интересные игровые ситуации.
Актуальная тема проекта «Чтоб кусался зубок и смеялся роток», автор Иванова Степанида Ивановна с детьми среднего возраста, продолжает своё совершенствование. Участники работали над целью развития познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к здоровью через исследовательскую деятельность. Главный результат проекта – воспитанники не боятся стоматолога, а с интересом и желанием идут лечить зубки в поликлинику. В настоящее время группа представляет совместную сказку с родителями и воспитанниками «В стране здоровья».
По итогам реализации проекта «Азбука безопасности» воспитатель Ларкина Елена Геннадьевна делится опытом с коллегами. Ярким примером тому является её богатый познавательный материал по теме, сформированные знания у воспитанников о безопасности на дороге. В проекте каждый ребёнок становится участником различной дорожной ситуации, организованной воспитателем и родителями, познаёт, приходит к определённому выводу. Предметная среда в группе оформлена со всеми условиями для саморазвития детей по данной проблеме.
Проект музыкального руководителя Кирилловой Людмилы Васильевны «Сказка в музыке» - по созданию условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, развитии творческого потенциала, возможности реализации познавательных задач по развитию детей в различных видах деятельности, на основе внедрения темы «Сказка в музыке», стал своеобразно приятным моментом для воспитанников детского сада. Ребята подготовительной к школе группе стали маленькими актёрами в большой жизни ДОУ, которые представили постановку спектакля «Репка новоладная». Родители воспитанников также решили попробовать себя в роли актёров, и у них, конечно же, неплохо получилось.
Яркими, познавательно значимыми стали реализованные проекты «Мир воды», Сергеевой Людмилы Петровны, «Что такое Доброта?» Александровой Валентины Аркадьевны, «Зачем? Как? Почему?» Егоровой Наталии Владимировны, «По ступенькам истории букваря» Димитриевой Ирины Геннадьевны.
Проект детского сада «Ступеньки к познанию», разработанный старшим воспитателем Аркадьевой Е.А., подытожил работу всего педагогического коллектива:
- в проекте принимали участие дети, родители, педагоги;
- продолжительность проекта зависит и зависело от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе (степень этой заинтересованности определяется воспитателем);
- наиболее эффективный способ разработанных в ДОУ проектов связан с использование модели «трех вопросов»: «Что знаю?», «Что хочу узнать?», «Как узнать?»;
- у воспитанников сформирован познавательный интерес к разным видам деятельности и многие начали активно участвовать на творческих конкурсах разного уровня;
- педагоги ДОУ продолжают разрабатывать и реализовывать проекты, убеждаясь в его эффективности в личностно-ориентированном подходе;
- повысилось % количество родителей, удовлетворённых качеством образования ДОУ.
Таким образом, проектный метод – метод, направленный на личность каждого ребёнка, который даёт педагогу возможность видеть его ступеньки развития, поддерживать маленького исследователя и направлять интересы детей в нужном русле. Он основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012
2.Давыдова О.И. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Елжова Н.В. Три кита дошкольного образования: Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. - Феникс, 2011.
4. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании : развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. – сост. Л.П. Пяткова (и др). – Волгоград : Учитель, 2013.
5. Лаборатория педагогического мастерства : мастер-классы, проекты, семинар-практикум / авт.-сост. В.Е. Лампман (и др). – Волгоград : Учитель, 2013.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для рук. и практ. работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. — М.: Аркти, 2003. — 94 с. — ISBN 5-89415-262-3.
7. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В. Нищева.. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
8. Технология проектирования образовательной деятельности для педагогических работников ДОУ. Практический материал к лекциям к.Пед. наук, доцента кафедры ДО Романовой И.В.- Чебоксары, 2009г.