Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Шаламова Оксана Юрьевна, воспитатель МБДОУ ПГО «Пышминский д/с № 3» п. Пышма Свердловской области с радостью делится с нами своим педагогическим опытом по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Юрьевны:
«Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию»
Интересного чтения…
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность
Посмотреть презентацию к статье
«Театр - это волшебный край,
в котором ребенок радуется играя,
а в игре он познает мир! »
С. И. Мерзлякова
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова – речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Речевое развитие и его объём главные показатели успешности учебно-познавательной, коммуникативной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Интерес к развитию детской речи не угасает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методик развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е., А. Н. Гвоздев, А. П. Усова и многие другие. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн рассматривал выразительность как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. В труде “К психологии речи” он писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”.
Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Так же отмечают, что развитие творческих способностей в дошкольном возрасте, постоянное совершенствование речевых навыков и овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, а так же собственных высказываний, при этом незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
О роли театрального искусства в воспитании и развитии детей известно давно. Л. Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающим своей красочностью, яркостью, динамикой, доставляющим большое удовольствие и много радости.
В театрализованных играх, постановках с оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.
Изучив психолого – педагогическую и методическую литературу я пришла к выводу, что использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи. Так возникла идея разработать проект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
Свою работу над проектом начала с составления плана работы над проектом.
Определила
Цель: Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность.
Задачи:
- введение упражнений и игр на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, разнообразной интонации, четкой дикции.
- систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, понимать тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка.
- последовательное ознакомление детей с видами театра;
- переход к драматизации потешек, прибауток, стихов: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра (пальчиковый театр или настольный.)
- совершенствование артистических навыков детей;
- работа над речью и интонацией;
- переход к драматизации потешек, прибауток, стихов: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра (пальчиковый театр или настольный.)
- переход к более сложному виду деятельности — драматизации небольших рассказов и сказок, где используются маски или элементы костюмов и виды театров - настольный, пальчиковый, би-ба-бо- , дети смогут разыгрывать несложный текст в качестве актеров.
Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность» рассчитан на год. Особенностью проекта, является перспективное планирование.
К концу реализации проекта дети младшего дошкольного возраста должны уметь:
- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.
- владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф, плоскостным, пальчиковым, настольным и др.) ;
- подбирать атрибуты, кукол и игрушки, элементы костюмов для разыгрывания минисценок;
- импровизировать, перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.
Практическую работу осуществляю по направлениям:
1. «Изучение психолого-педагогической и методической литературы для повышения педагогического мастерства»
2. «Разработка перспективного планирования по театральной деятельности»
3. «Создание предметно -развивающей среды»
Подбор художественной литературы, согласно возрастным особенностям группы. Изготовление костюмов, декораций для обыгрывания сценок. Изготовление настольных театров, теневого театра, театра мягкой игрушки, плоскостного театра, пальчикового театра, театра верховых кукол и др.,
4. «Взаимодействие с музыкальным руководителем»
Участие музыкального руководителя при выполнении игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики.
5. «Работа с родителями»
Она включает в себя:
- совместное создание театров (пальчиковый, настольный и т.д.)
- выставка театров разного вида;
- проведение выставок игрушек сделанных своими руками;
6. « Работа с детьми»
Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная.
При формировании выразительности речия использую следующие методы:
1. Наглядные методы
2. Словесные методы связаны с художественным словом.
3. Практические методы.
Руководствуюсь следующими приёмами:
- Показ и рассматривание предмета.
- Выполнение действий с предметом.
- Просьбы, поручения.
- Вопросы- ответы.
- Общение через игрушку.
Систематичность проведения занятий по театрально – игровой деятельности позволили добиться высоких показателей.
Результатом нашей театрализованной деятельности была постановка по сказке «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок». В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Я обратила внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко.
Используя свои знания и опыт, могу с уверенностью утверждать, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Использование театрализованных игр и их элементов позволяет помочь детям на данном возрастном этапе овладеть звуковой культурой речи, навыками общения, активизирует воображение детей, готовит к самостоятельной творческой игре.
Список используемой литературы:
1.А. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников» «Просвещение»1991г.
2.Е. Соловьёва «Кукольный театр» «Ребёнок в детском саду» 2002г. И. Зимина «Театр и театрализованные игры в детском саду» «Дошкольное воспитание»2005г.
3.М. Маханёва «Театрализованная деятельность дошкольников» «Дошкольное воспитание»1999г.
4.Н. Ф. Сорокина «Играем в куколный театр» АРКТИ 2002г.
5.А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва 2003 г.
6.Т. Н. Карамаренко, Ю. Г. Карамаренко «Кукольный театр – дошкольникам». Москва «Просвещение», 1982
7.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психол. труды: В 2т. – М., 1986. – Т.1.
8.Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.