Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Селезнева Наталья Петровна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории ЛГМАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Лангепас Тюменской области с радостью предлагает вам познакомиться с формами и методами обучения дошкольников и младших школьников ПДД. Данная разработка будет интересна и полезна для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, воспитателей детского сада, родителей и всего широкого круга пользователей.
Краткий комментарий к статье от Натальи Петровны:
«ПДД едины для всех, но написаны взрослым языком, поэтому задача родителей и учителей доступно разъяснить их детям, объяснить всю опасность, которой подвергается ребенок при несоблюдении правил».
Интересного чтения…
Формы и методы обучения дошкольников и младших школьников ПДД.
«Игра - это путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который они призваны изменить»
(М.Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение обучающимися в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно - воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника и младшего школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
В условиях современной жизни в большом городе или поселке, начинать учить правила дорожного движения детям необходимо уже с детского сада, потому что от этого может зависеть здоровье и жизнь ребенка.
ПДД едины для всех, но написаны взрослым языком, поэтому задача родителей и учителей доступно разъяснить их детям, объяснить всю опасность, которой подвергается ребенок при несоблюдении правил. Особенность дороги такова, что производить тренировки и испытания на ней уже поздно, поэтому лучше всего изучать ПДД в виде игры.
Игра способствует развитию памяти и воображения у ребенка, закрепляет привычки и навыки, помогает усвоить общественный опыт. Игра позволяет моделировать реальные ситуации из жизни и учит ребенка принимать решение в каждой отдельной ситуации.
Игры для изучения Правил дорожного движения можно классифицировать на несколько видов:
- Обучающая игра – ее целью является приобретение новых знаний и навыков
- Диагностическая игра – в играх этого типа контролируется, насколько ребенок усвоил умения и знания
- Развивающая игра – способствует развитию личностных качеств, необходимых для хорошего ориентирования на дороге – внимательности, осторожности, быстроты реакции, ориентировки на местности
Бывают и комбинированные игры, которые сочетают в себе свойства двух или даже трех типов. Кроме того, есть игры, которые построены на выборе наилучшего алгоритма действия в данной конкретной ситуации дорожного движения, а есть такие, где ребенок должен сам придумать решение в дорожной ситуации.
Игры для самых маленьких детей от трех лет представляют собой, как правило, лото или домино с дорожными знаками, или книжку с наклейками. К игре обычно прилагается методическое пособие с ПДД для детей, где подробно описываются все встречающиеся на пути дорожные знаки и даются советы по правильному поведению на дороге. В играх для детей постарше, от 5 лет, основное внимание уделяется основным правилам перехода через дорогу и поведению на остановках общественного транспорта. Игра может быть сделана в виде викторины с вопросами и ответами. А со школьного возраста удобно использовать для изучении ПДД специальные компьютерные игры, которые в нескучной для ребенка форме помогут освоить основные правила поведения на дороге на примере наиболее распространенных дорожных ситуаций.
Очень важным является наглядность и доступность материала. Создание презентаций, буклетов по рекомендации поведения на дорогах помогут ребенку усвоить правила поведения на дорогах, сформировать сознательное отношение к личной безопасности. Каждый должен знать эти правила, потому что каждый является участником дорожного движения. Правила поведения на улицах и дорогах это не сумма знаний, необходимых для запоминания и изложения у классной доски. Это умение правильно вести себя в сложных ситуациях на дорогах.
И самое главное, обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам хорошо разбираться в них и всегда последовательно следовать им на дороге. Обучая собственным примером.