Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дополнительная образовательная программа «Я Русским Севером храним»
16 минут 4135 1008

Дополнительная образовательная программа «Я Русским Севером храним»

Kiseleva foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Киселевой Ириной Викторовной, педагогом дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ и Гуцол Еленой Юрьевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 25 г. Северодвинска Архангельской области. Сегодня Ирина Викторовна и Елена Юрьевна предлагают вашему вниманию Дополнительную образовательную программу «Я Русским Севером храним». Данная программа будет интересна и полезна педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ и родителям.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«Целью программы является развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к миру искусства, системе общекультурных ценностей и традициям Русского Севера через освоение художественного опыта, собственную творческую деятельность. Содержание программы тесно связано с традиционной культурой Русского Севера и традиционными православными праздниками. Программа позволяет детям углублять и применять школьные знания в окружающем мире, полнее использовать потенциал дополнительного образования»

Полезного чтения…


Дополнительная образовательная программа «Я Русским Севером храним»

Посмотреть статью в полной версии

Настоящая программа составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы в области декоративно-прикладного искусства. трудового обучения.

Программа предусматривает изучение и совершенствование традиционных приемов работы с бисером( ткачество и бисероплетение) в изготовлении современных изделий и сохраняет связи прошлого с настоящим.

Декоративное искусство неиссякаемый источник творчества. Самое ценное в изделиях художественных промыслов то. Что в них сохраняются и продолжаются традиции народного декоративно-прикладного искусства. Следуя этим традициям, создавая вещи своими руками на учебных занятиях, дети возвращаются к своим истокам

Бисер- это мир , в котором сплетаются самые разные грани человеческого дарования: мастерство стеклодува, умение ткачих и вышивальщиц, фантазия художника. В России бисерное рукоделие развивалось с давних времен благодаря связям с Византией. Бисер получил хождение наряду с жемчугом, который особенно ценили на Руси. Основной областью, в которой идет работа по развитию современного бисерного рукоделия, остаются женские украшения и ткачество миниатюр. Из всего разнообразия приемов работы с бисером ближе всего к традиционному ткачеству известно ткачество бисером.

Ткачество - одно из самых древних ремесел в истории человечества, один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства .Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В начале века мастерицы умели ткать удивительные полотенца, скатерти, дорожки, пояса, используя для этой работы природные материалы: лен и шерсть.

Бисероплетение- работа сложная и кропотливая, не всем детям она вначале по силам. , т.к. Но, несмотря на это, она имеет большую коррекционную значимость, т.к. развивает мелкую моторику, пространственные представления, зрительное восприятие, расширяет кругозор.

Данная программа является интегрированной. В ней решаются задачи взаимодействия различных типов образовательных учреждений общего образования, учреждений культуры. Такой подход в реализации программы позволяет сблизить процессы обучения, развития и воспитания детей расширяет возможности общего образования и учреждений культуры в интересах развития личности ребенка, что является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.

Участниками программы являются МОУСОШ № 25, МБОУДОД ДЮЦ. МБОУМУК МБС библиотека   « Ковчег». Программа реализуется на учебных занятиях в коллективе « Северный сувенир» ( МБОУДОД ДЮЦ). Интегрированных уроках и внеклассных мероприятиях(МБОУСОШ № 25),праздниках, тематических мероприятиях      ( библиотека « Ковчег»). Предполагаются экскурсии в музеи, театры, храмы, на выставки, поездки по памятным местам Архангельской области и страны.

В процессе реализации программы создается творческое сотрудничество педагога дополнительно образования . классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, библиотекарей школы и городской библиотеки   «Ковчег». Это дает возможность эффективно решать образовательные, социальные, общекультурные задачи.

Программа позволяет полнее использовать потенциал школьного образования, углублять, расширять и применять школьные знания в дополнительном образовании.

Данный курс позволяет детям лучше адаптироваться к учебной деятельности. Обогатить речь, расширить кругозор, раскрыть творческие способности, способствует сплочению коллектива.

Все участники программы принимают участие в учебном процессе, в массовых воспитательных мероприятиях.

Цел программы :

выявление и развитие склонностей и способностей детей, адаптация к учебной деятельности, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного и культурного опыта, изучение традиций Русского Севера, творческую деятельность, собственное творчество в процессе интеграции основного общего и дополнительного образования.

Основные задачи курса:

Обучающие:

- обеспечить овладение учащимися общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности( познавательной, графической, проектной, конструкторской и дизайнерской), получение первоначальных навыков в этих видах деятельности

-познакомить с историей ремесла, традициями северного ткачества, традиционными приемами работы с бисером;

-расширить возможности получения дополнительного образования детьми социально-уязвимых групп населения: выходцами из социально-неблагополучных и малообеспеченных слоев, мигрантами, детьми с ограниченными возможностями, сиротами и детьми, оказавшимися с сложных жизненных ситуациях;

- создание « живого» практического дополнения к школьным предметным курсам;

Воспитательные :

-способствовать воспитанию чувства прекрасного ,умения понимать и ценить произведения декоративно-прикладного искусства;

-Способствовать формирования культуры общения с окружающими, способности к сотрудничеству, трудолюбию, самостоятельности, коммуникативности;

Развивающие:

-способствовать формированию понимания роли народного искусства в современном мире, любви и созидательного подхода к его использованию в своем творчестве;

- способствовать развитию эстетического вкуса, художествен- творческих способностей ,воображения, развитие мелкой моторики, согласованности работы рук.

- способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти, навыков комплексного освоения искусства России и своего края.

Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет (начальная школа)

Срок реализации программы -4 года.

Программа предполагает возможность вариативного и разноуровнего изучения в зависимости от психофизических возможностей детей и уровня их подготовки.

Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства « рядом» на примерах произведений художников т народных мастеров родного края. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, используя различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.

Региональный компонент в программе реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность (реальные исторические события, объекты, сооружения, изделия и персонажи, предметы быта, по тематике связанные с изобразительным искусством, ремеслами и промыслами Севера)

На учебных занятиях в Детско-юношеском центре и в школе № 25 дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам, материалам и результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Это одна из ступенек в подготовке их к трудовой деятельности. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников.

Сознательная дисциплина , адекватное поведение детей и соблюден е принятых в коллективе правил вырабатывает нужный стереотип поведения и ведет к снижению уровня правонарушений среди школьников. Результат участия в выставках позволяет сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду.

Каждое занятие включает в себя не только задания по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и коррекционной гимнастики. С целью развития речи используются частоговорки, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические игры.

На каждом учебном занятии проводится разминка, артикуляционная работа, развитие мелкой моторики., упражнения для глаз, развитие речи, «веселые переменки».

Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создается ситуация успеха.

Включение ребенка в образовательный процесс создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам, увеличивает пространство в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность ,реализовать свои личностные качества , демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

При планировании работы учитываются пожелания детей, родителей.

Вся работа основана на следующих принципах:

  • научность
  • доступность
  • занимательность
  • учет индивидуальных особенностей
  • охрана здоровья

Основными методами работы на занятиях являются: словесные (рассказ, беседа, чтение); наблюдения, работа с литературой, игра,практическая работа, работа в группах.

Контроль за полученными знаниями осуществляется в виде самостоятельных работ, выставок, викторин, игровых программ, тестирования.

Программа первого года обучения состоит из следующих разделов.

Раздел1. « Введение в предмет» содержит цели и задачи курса, требования к учащимся, дает первоначальные сведения об учебном предмете, вводит учащихся в мир традиционных северных ремесел. Знакомит с историей возникновения бисера. Индивидуальная творческая работа дает возможность диагностике учащихся.

Раздел 2. «Двинская земля» расширяет базовые знания по истории родного края, традициях народа и его ремеслах, знакомит с жемчужинами Севера –монастырями, элементарными приемами работы с бисером.

Раздел 3. «Рождественская сказка» знакомит с традиция ми подготовки к празднику Рождества, сказками, сказаниями, преданиями о рождестве, изготовлению из бисера рождественских сувениров, приемами выполнения рождественской открытки.

Раздел4. « Пасхальная сказка» знакомит с традициями подготовки к празднику Пасха, со сказками и рассказами на пасхальную тематику, приемами изготовления из бисера пасхальных сувениров, открыток.

Раздел 5. «Рукотворная сказка» позволяет выполнить работу по выбору учащихся, используя полученные знания по работе с бисером.

Итоговое занятие- подведение итогов за год, награждение, выставка.

Программа второго года обучения состоит из следующих разделов.

Раздел 1. « Введение в Ремесло» содержит цели и задачи курса, требования к учащимся.

Раздел 2. « Светлый Север» знакомит с пословицами , поговорками, загадками, преданиями и сказаниями о ремеслах, основами цветоведения, понятием о композиции, основными приемами монастырского плетения.

Раздел 3 « Рождественский подарок». расширяет знания ,знакомит с традициями подарка в России, приемами ткачества бисером на станке, рождественских миниатюр.

Раздел 4. « Праздник Праздников» знакомит с Пасхальными традициями России, произведениями русских писателе о Пасхе, с основными приемами оплетения бисером сложной формы.

Раздел 5 « Стеклянная сказка» знакомит с работами мастеров художественных промыслов, позволяет выбрать композицию произвольной тематики и выполнить ее с соблюдением технологий работ с бисером.

Итоговое занятие-подведение итогов за курс обучения.

Программа третьего года обучения состоит из следующих разделов:

Раздел 1 « Сотвори из дела сказку» знакомит с итогами работы за 2 года, с планом работы на 3 год, расписанием, графиком выставок и требованиями, предъявляемые к выставочным работам. Позволяет выбрать работу на учебный год и выполнить эскизы.

Раздел 2. « Нить времени» знакомит детей с возможностями использования в работах с бисером многообразия возможностей традиционных северных ремесел(орнаментального вязания, ткачества, золотого шитья, лоскутного шитья; традиционного народного костюма. Знакомит со знаниями по основам цветоедения, композиции, основными приемами работы с бисером , с основными этапами разработки бисерного изделия.

Раздел 3. «Узоры Рождества» знакомит с приемами разработки и изготовления индивидуальной миниатюры на рождественскую тематику в коллекцию группы, с произведениями на рождественскую тематику.

Раздел 4 « История, живущая в сердцах» знакомит с произведениями на пасхальную тематику, с приемами разработки и изготовления индивидуальной миниатюры на пасхальную тему в коллекцию группы.

Раздел 5 «Союз мечты и рук» позволяет детям разрабатывать собственную идею и выполнить ее в материале самостоятельно.

Итоговое занятие-подведение итогов за год, награждение, выставка.

Программа четвертого года обучения состоит из следующих разделов:

Раздел 1. « Сотвори из дела сказку» знакомит с итогами работы за 3 года , с планом работы на 4 год, расписанием, графиком выставок и требованиями, предъявляемыми к выставочными работам и реферативным работам. Позволяет выбрать работу на ученый год и выполнить эскизы.

Раздел 2 «Нить времени» систематизирует знания о возможности использования в работах бисером многообразия возможностей традиционных северных ремесел(орнаментального вязания, ткачества, золотого шитья, лоскутного шитья; традиционного народного костюма. Систематизирует знания по основам цветоведения, композиции, основными приемами работы с бисером , с основными этапами разработки бисерного изделия.

Раздел 3. « Узоры Рождества» систематизирует приемы разработки и изготовления индивидуальной миниатюры на рождественскую тематику в коллекцию группы, с произведеними на рождественскую тематику.

Раздел 4 « « История , живущая в сердцах» систематизирует знания о традициях Пасхи , приемы разработки и изготовления индивидуальной пасхальной миниатюры на пасхальную тему в коллекцию группы.

Раздел 5 . « Союз мечты и рук» позволяет детям разработать детям собственную идею и воплотить ее в материале самостоятельно.

Итоговое занятие- подведение итогов за 4 года обучения, награждение, выставка.

Общегодовая нагрузка по программе составляет

1год -144 часа, 2раза в неделю по 2 часа,

2год-144 часа, 2раза в неделю по 2 часа,

3 год-144 часа, 2раза в неделю по 2 часа,

4 год-144 часа, 2раза в неделю по 2 часа.

По итогам каждого года обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форм анкетирования, тестирования, выполнения практических контрольных срезов; в течении всего года используется метод наблюдения. По итогам диагностики заполняются индивидуальные информационные карты.

Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей на основе приложения к письму Департамента молодежной политике, воспитания и социальной поддержке детей Минобрнакки России от 11.12 2006 № 06-1844.

Данная программа составлена на основе программ:

« Северное ткачество» областной школы народных ремесел г. Архангельска, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российский Федерации, 1997г:

«Ручное ткачество» (Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта» 1996 ) одобренной Главным Управлением школ министерства просвещения ССР и рекомендованной в качестве типовой.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4031 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4191 609