Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой
10 минут 4020 859

Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой

Danshina foto copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Даншину Нину Алексеевну, воспитателя ДОУ МДОУ «Мухоудеровский детский сад» Белгородской области. Сегодня Нина Алексеевна любезно поделится своим профессиональным опытом работы в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сказкой. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Нины Алексеевны:

«Сказка – прекрасное творение искусства. Ребенок вступает в мир сказок в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Дети из сказок черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду».

Интересного чтения…


Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой

Сказка – прекрасное творение искусства. Ребенок вступает в мир сказок в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Дети из сказок черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях : на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.

Сказка – это устно – поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это прежде всего произведение искусства, живое, увлекательное , яркое, красочное. Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Благодаря сказке дети познают мир не только умом но и сердцем и не только познают но и откликаются на события и явления окружающего мира выражают своё отношение к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм уверенность в преодолении любых трудностей. Сказка с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка. По словам В.Белинского в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы но дети видят « чистое поле», « белою берёзоньку», «травушка муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.

Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев даст детям простор воображению.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика событий (гуси – лебеди, царевна лягушка, колобок), причинно – следственные связи и явления (сказка «Колобок» - хвастовство, хитрость, осторожность) , - все это делает сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно – здоровой личности ребенка.

Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств.

В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Перед воспитателями стоят задачи : посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность), содействовать развитию образного строя речи, обогащение словаря, навыков связной речи, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, воспитатель может предложить детям выполнить имитационные движения ( сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланеленграфа. В сказке «Теремок» детям можно предложить двигательные упражнения – попрыгать как зайчик, обратить внимание, что лисичка в теремок забралась, а волк влез. Дети очень переживают кульминационный момент, когда при появлении медведя, теремок развалился. Мы предлагаем построить из крупного строителя большой теремок, где уместились все звери. Затем, мы встаем вокруг теремка и заводим хоровод, пропевая первые слова сказки с перечислением живущих в нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем, рассказывая кто, что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк дом стережет. В этой сказке воспитываются такие качества: гостеприимство, доброжелательность, дружба. Повторяя сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком, иногда достаточно вспомнить отдельные отрывки, те которые забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Сказка «Гуси-лебеди» - эта сказка учит выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными, приветливыми. После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. После рассказывания сказки «Зимовье зверей» следует провести с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснить представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится, делится игрушками), с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в «корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей прямо, а рассказать сказку, например, «Два жадных медвежонка», «Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Олег дал свою машинку поиграть Диме, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.

Воспитатель анализирует различные ситуации в группе и потом подбирает сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других.

В нашей группе при воспитании положительных качеств мы используем сказку «Цыпленок» Чуковского, связываем ее с игрой «Вышла курочка гулять» и с игрой с кошкой, которая хочет поймать цыплят, и маленькие цыплятки не ругают кота, а предлагают ему сметаны миску, напевая песенку: «Котя, котя, киска на сметаны миску, не маши ты лапой, цыпляток не царапай». Кот отвечает, он не хотел поцарапать цыплят, он просто с ними играл, так и подружились кот и цыплята.

Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, воспитатель старается предоставить возможность удовлетворить их стремления их к активности. Так же надо вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей ребенка во внимании. Результат воспитания детей сказкой предполагает : усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, приобщение к опыту православной культуры, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5615 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5971 610