Дорогие друзья, мы рады представить вам Домрачеву Ольгу Владимировну, учителя-логопеда МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 152 «Аистёнок» г. Екатеринбурга Свердловской области. Сегодня Ольга Владимировна с удовольствием предлагает вашему вниманию технологию развития общих неречевых навыков «Мой помощник Карандаш». Данный материал будет полезен воспитателям, учителям – логопедам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Владимировны:
«Данная разработка является небольшим вкладом в богатую копилку упражнений по развитию мелкой моторики, основанная на желании разнообразить ее содержимое».
Полезного чтения…
Технология развития общих неречевых навыков «Мой помощник Карандаш»
Посмотреть презентацию к статье
Человеческий мозг – сложная структура, где все компоненты (зоны) взаимосвязаны. Недоразвитие одного компонента или взаимосвязи между компонентами может повлечь отставание в развитии второго, третьего и целой системы. И наоборот, воздействие на один центр головного мозга, стимулирует развитие других.
Исходя из этого, очень важным этапом любого логопедического занятия является подготовительный этап. Он включает в себя работу над:
- дыханием (формирование и развитие правильного – брюшного – типа дыхания);
- общей моторикой (развитие координации, кинетических и кинестетических ощущений, обучение контролю мышечного тонуса, ориентировке в пространстве);
- мелкой моторикой (развитие кинетических и кинестетических ощущений руки, стимуляция речедвигательных зон коры головного мозга);
- силой выдоха (развитие сильной, плавной, направленной воздушной струи, необходимой для формирования правильного звукопроизношения).
- массаж лица, моторика губ (стимулирующий или расслабляющий);
Следующий комплекс упражнений является доступным, лёгким и понятным как для учителей-логопедов, так и для воспитателей, и, особенно, для родителей! У каждого найдётся пара карандашей или использованных шариковых ручек.
Карандаш - инструмент, который всегда есть рядом. Его можно использовать для письма, рисования, в качестве подручного инструмента для проталкивания, выталкивания, продевания чего-нибудь, для проделывания дырок, в качестве крепёжного элемента и для много другого.
Но карандаш можно использовать ещё и в качестве инструмента для развития мелкой и общей моторики, для развития пространственной ориентировки, координации движений, для развития моторики губ, формирования сильной воздушной струи, для массажа лица.
Вместо карандаша можно использовать пластиковый корпус шариковой ручки или фломастера (предварительно удалив стержень), главное, чтобы предмет имел несколько граней.. В отличии от карандаша (корпус которого чаще всего деревянный), пластик легко вымыть с мылом, протереть спиртовой салфеткой. Карандаш возможно обработать только спиртовой салфеткой (не у всех в домашних условиях таковые имеются). Для каждого ребёнка необходим индивидуальный инструмент.
Цели:
- Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук и ног.
- Развитие синхронной работы правой и левой рук.
- Развитие координации, умения удерживать равновесие.
- Развитие тактильной чувствительности ладоней.
- Формирование сильного направленного выдоха.
- Развитие моторики губ.
- Обучение ребёнка массажу лица.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие кинестетических ощущений.
Упражнения для мелкой моторики:
- Карандаш, лежащий на столе, берётся сначала правой рукой, затем левой и так несколько раз (при этом ладонь другой руки полностью расправляется). Движения должны быть синхронными.
- Карандаш, лежащий на столе, зажимается с двух концов пальцами обеих рук, начиная с больших (затем указательными, средними, безымянными и мизинцами), и по возможности поднять несколько раз вверх. После этого задание усложняется: с одного конца карандаш зажимается большим пальцем правой руки, с другого – мизинцем левом. И так пальцы меняются по очереди.
- Карандаш, лежащий на столе, захватывается пальцами (сначала большим и так до мизинца) обеих рук.
- Карандаш «вплетается» в пальцы (прокладывается между пальцами таким образом, что мизинец оказывается наверху карандаша, безымянный под карандашом, средний поверх, указательный под и большой палец поверх карандаша). Упражнение выполняется для правой и левой руки по очереди.
- Карандаш продёргивается через поясок.
- Карандаш прокатывается между ладонями от кончиков пальцев до запястья. Сначала медленно, затем всё быстрее. Пальцы сомкнуты. Дальше пальцы можно разъединить.
Упражнение для развития сильной воздушной струи:
На карандаш необходимо дуть до тех пор, пока он не покатится по столу.
Следующий комплекс упражнений проводится с использованием пластиковой палочки.
Упражнения для развития общей моторики:
- Карандаш зажимается левым, затем правым локтевым суставом и несколько раз согнуть и разогнуть руку, стараясь не выронить карандаш.
- Карандаш зажимается под согнутым коленом сначала одной ноги, затем второй по очереди (стоя на одной ноге).
- Карандаш катается по полу босой (в носке) ступнёй.
- Карандаш поднимается с пола пальцами ноги (сначала левой, затем правой).
Массаж лица:
- Карандаш прокатывается от одного виска к центру лба, затем от другого виска к центру лба (или от центра лба к виску).
- Карандаш прокатывается по щеке. Сначала по одной, за тем по другой.
Упражнения для развития моторики губ:
- Карандаш удерживается поднятой верхней губой.
- Карандаш кладётся под нижнюю губу (при этом карандаш удерживается пальцами).
- Карандаш катается между губами. Для этого упражнения лучше использовать ватную палочку (в гигиенических целях).