Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Николаевой Светланой Фёдоровной, воспитателем ГОБОУ «Детский дом-школа № 1» г. Боровичи Новгородской области. Сегодня Светлана Фёдоровна с радостью предлагает вашему вниманию Программу «Учимся общаться»: «Развитие коммуникативной культуры воспитанников с особыми образовательными потребностями в условиях детского дома». Данный материал будет интересен воспитателям детских домов, педагогам специальных - коррекционных школ.
Краткий комментарий к статье от Светланы Фёдоровны:
«Актуальной задачей, стоящей перед педагогами специальной коррекционной школы - интерната является формирование социально необходимых знаний и умений, способствующих успешной адаптации воспитанников с особыми образовательными потребностями в современном обществе. В процессе социализации важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно полезной жизни. В настоящее существует много практических публикаций по развитию коммуникативно-речевых способностей детей».
Полезного чтения…
Программа «Учимся общаться»
Развитие коммуникативной культуры воспитанников с особыми образовательными потребностями в условиях детского дома.
Посмотреть Программу в полной версии, с занятиями
Актуальной задачей, стоящей перед педагогами специальной коррекционной школы - интерната является формирование социально необходимых знаний и умений, способствующих успешной адаптации воспитанников с особыми образовательными потребностями в современном обществе. В процессе социализации важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно полезной жизни.
Актуальность работы по формированию коммуникативной культуры воспитанников в условиях детского дома объясняется несколькими причинами. Общение воспитанников со сверстниками и взрослыми считается важнейшим условием их личностного развития. Именно в общении воспитанники усваивают нравственные нормы, типичные для общества, формируются их поведенческие навыки. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту детей, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается воспитанниками как нечто личностное очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Для большинства воспитанников находящихся в условиях детского дома речевое развитие характеризуется нарушением всех компонентов языковой базы, что создает значительные трудности для полноценного общения и говорит о недостаточном уровне социальной зрелости.
На недоразвитие коммуникативно-речевых способностей детей с особыми образовательными потребностями влияет ряд факторов:
- негативное воздействие окружающей среды до поступления в детский дом;
-ограниченное социальное окружение;
- эмоциональная, сенсорная депривация;
- усвоение асоциальных моделей поведения.
Вследствие этого, определенной части воспитанников с особыми образовательными потребностями свойственны повышенная агрессивность и возбудимость, несформированность базовых навыков общения, заниженная самооценка, внутренняя напряженность, тревожность, слабая социальная нормативность, девиантное поведение.
В настоящее существует много практических публикаций по развитию коммуникативно-речевых способностей детей. Однако они не учитывают специфику контингента специальной коррекционной школы-интерната VIII. Поэтому представленный в данных работах опыт не может быть перенесен в полном обьеме в работу воспитателя детского дома.
Анализируя поведение воспитанников с особыми образовательными проблемами, возникающие проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, стала актуальна идея создания системы занятий, для разновозрастной группы детей, проживающих в условиях детского дома - школы. Поэтому мною была разработана программа «Учимся общаться», направленная на развитие коммуникативной культуры воспитанников.
В основе содержания программы лежит система занятий: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить и закрепить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Цель программы: формирование у воспитанников навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в условиях детского дома.
Задачи:
- Закреплять навыки бесконфликтного общения;
- Мотивировать воспитанников на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
- Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру;
- Приобретение воспитанниками внешне выражаемых умений и навыков общения.
Методы и формы работы:
- Беседа;
- Ролевая игра;
- Упражнения по межличностной коммуникации;
- Тестирование.
Структура занятий включает следующие разделы:
- Приветствие - позволяет сплачивать воспитанников, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия.
- Разминка - настраивает воспитанников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка может проводиться и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость изменить эмоциональное состояние участников.
- Основная часть - представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков.
- Рефлексия занятия - предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что показалось, самым важным, полезным и т. д.).
Продолжительность занятий: 30 - 40 минут, 1 раз в неделю. Занятия проводятся в специально отведенном, тихом месте, дидактические материалы подбираются в соответствии с целями занятия.
Адресат программы: предлагаемая программа предназначена для работы с воспитанниками специальной коррекционной - школы интерната с 6-11 класс, количество участников в условиях специальной коррекционной школы-интерната 8-10 воспитанников.
Ожидаемый результат:
- овладение воспитанниками способами адекватного, эффективного межличностного общения;
- Повышение уровня коммуникабельности воспитанников
- овладение воспитанниками конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций;
- развитие позитивных качеств личности воспитанников: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать и т. д.
Методы оценки эффективности: беседы с учителями, классными руководителями, психологом, начальная и итоговая диагностика по программе наблюдений за культурой поведения ребенка (автор А.М. Щетинина), начальная и итоговая диагностика по методике выявления коммуникативных склонностей учащихся 12-18 лет Р.В. Овчаровой.