Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Пшеничникова Владимира Леонидовича, преподавателя музыкальных дисциплин АУ СПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский Технолого-педагогический колледж». Сегодня Владимир Леонидович с радостью предлагает вашему вниманию статью "К вопросу о стилях педагогического взаимодействия в условиях оркестрового музицирования". Данный материал будет полезен педагогам ДМШ и ДШИ.
Краткий комментарий к статье от Владимира Леонидовича:
"В статье воспроизводятся характерные типы основных разновидностей педагогического взаимодействия, встречающихся в практике музицирования"
Профессионального чтения...
К вопросу о стилях педагогического взаимодействия в условиях оркестрового музицирования
Аннотация
Использование принципа опоры на коллегиальность в решении художественно-творческих проблем оркестрового исполнительства позволяет студентам эффективно проявлять коммуникативные способности и способность к общению на основе творческого взаимодействия в условиях коллективного музицирования. Этот принцип утверждает демократические "субъект-субъектные" отношения руководителя с участниками коллектива, и исполнителей между собой.
С учётом того, что взаимодействие происходит с участием многих субъектов, где каждый из них является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах по совместной деятельности - то этот процесс является не просто общением, а именно взаимодействием. Воспитательное воздействие педагога охватывает все сферы его деятельности. Умение учителя влиять на учащихся во многом зависит от того, насколько он владеет средствами и методами суггестивного воздействия.
Процесс педагогического взаимодействия создает позитивные условия для возникновения у студента, выступающего в роли учителя, коммуникативного вдохновения. Это явление возникает на основе психологической установки в момент непосредственного взаимодействия с учащимися.
Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе работы в творческом коллективе выступает как их совместная деятельность, которая направлена на решение учебно-профессиональных задач. Стилевая специфика способов педагогического руководства учебно-воспитательным процессом в значительной степени зависит от личностных и профессионально-педагогических качеств и способностей педагога.
В статье воспроизводятся характерные типы основных разновидностей педагогического взаимодействия, встречающихся в практике.
Ключевые слова: оркестровое музицирование, коллектив, индивидуальность, развитие, сотворчество, стилевая специфика способов педагогического руководства.
В музыкальной педагогике проблема взаимодействия является психолого-педагогическим аспектом в контекстерассмотрения вопроса о взаимоотношения преподавателя и студентов. Учитывая то, что взаимодействие происходит с участием многих субъектов, где каждый из них является носителем активности и предполагает наличие её в своих партнерах по совместной деятельности – то этот процесс является не просто общением, а именно взаимодействием (13).
Одной из характерных черт педагогического взаимодействия является суггестивное (внушающее) влияние учителя на учебный коллектив. Воспитательное воздействие педагога охватывает все сферы его деятельности. Умение учителя влиять на учащихся во многом зависит от степени владения им средствами и методами суггестивного воздействия. Этот вопрос широко освещается в психолого-педагогических и теоретико-профессиональных исследованиях. Следует отметить, что стилевая специфика способов педагогического руководства учебно-воспитательным процессом в значительной степени зависит от психолого-личностных и профессионально-педагогических качеств и способностей педагога. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе работы в творческом коллективе выступает в виде их совместной деятельности, нацеленной на решение учебно-профессиональных задач. Характеризуется этот процесс следующими факторами: наличием у партнеров по взаимодействию потенциально значимых для совместной деятельности качеств – готовности к совместной творческой работе, эмоциональной стабильности, адекватной самооценки. (14,53). В качестве основных средств педагогического взаимодействия выступают: средства речевого общения (в зависимости от стиля: официального, равнодушного, доброжелательного); форм общения (требования, просьбы, совета); приемов поощрения или наказания, установления определенной дистанции с коллективом.
Следующий, наиболее распространенный метод психологического воздействия, строится на "убеждающем внушении". Его основа – общение и взаимодействие партнеров. И хотя подобное "мягкое руководство" и предполагает определенную творческую инициативу со стороны оркестрантов, постоянная тактичная настойчивость руководителя в реализации своих художественных целей вовсе не исключает при необходимости применения более активных форм психологического давления на коллектив. Методы внушения носят в определенном смысле односторонний характер. Руководитель, овладев искусством психологического воздействия, захватывая оркестрантов определенным эмоциональным состоянием, никогда не должен терять нужной стадии самоконтроля, продолжая реализовывать на профессиональном уровне необходимы руководящие функции. В психологических исследованиях собран значительный материал, который убедительно доказывает, что внушение студенту его идентификации (отождествление) с каким-либо выдающимся мастером-музыкантом, художником и т.д. – повышает иногда в несколько раз его творческие возможности. Поэтому, когда авторитетный руководитель своим отношением к действиям музыкантов пытается убедить их в собственной исключительности, внушить им представление о неповторимости их творческого таланта, часто приводит к тому, что последние в определенный конкретный момент начинают чувствовать себя не как рядовые оркестранты, а пытаются бессознательно идентифицировать себя с выдающимися художниками-исполнителями.
Роль лидеров, как формальных так и неформальных, в создании психологического климата в коллективе, в формировании общественного мнения и оценки своих руководителей, а также в организации и характере совместных действий коллектива огромная. От них во многом зависит творческий отклик музыкантов в процессе репетиционной работы. Поэтому желательно, чтобы руководитель во время работы над произведением постоянно держал под контролем действия лидеров. Направляя на них активное психологическое воздействие, стремясь подчинить их своей воле, он должен мягко, но достаточно настойчиво добиваться именно от них выполнения своих требований. Руководитель должен постоянно анализировать по внешним данным состояние участников коллектива, быть внимательным и наблюдательным, объективно оценивать самочувствие оркестрантов, производить навык "диагностирования" состояний. Таким образом, взаимонаправленное внимание руководителя и исполнителей является психологической основой для общения, которое соединяет оркестровый коллектив и его руководителя в одну целостную систему коллективного музицирования. Но в процессе репетиционной работы ему следует внимание распределять таким образом, чтобы уметь выделить главное, творчески значимое, при этом, не теряя связь с остальными объектами, линиями и факторами, которые теперь уже становятся фоном его основной деятельности. Для более детального изучения и теоретического осмысления процесса взаимодействия руководителя и оркестрового коллектива, особенностей влияния руководителя на исполнителей, следует воспроизвести характерные типы основных разновидностей педагогического взаимодействия.
Способ взаимодействия руководителя подчеркнуто авторитарного склада основан на подчинении. В процессе учебного взаимодействия такой способ требует полного повиновения своей воле, регламентирует действия участников коллектива. Руководитель такого типа использует энергичное волевое давление, что особенно выражается в такой форме работы с коллективом, как навязывание своей интерпретации музыкального произведения без учета творческой инициативы коллектива. Но следует учитывать и то, что требовательность к коллективу не дает воспитывающего эффекта без высокой требовательности к себе [11, 35].
Способ взаимодействия руководителя демократического склада основывается на взаимном уважении и взаимном обогащении. В практической деятельности руководитель такого плана чаще использует не прямые формы побуждения к действию, а завуалированные (просьба, совет). Он привлекает студентов к совместному обсуждению и решению вопросов, касающихся жизни коллектива. Руководитель такого типа воздействия отмечается умением заинтересовать студентов результатам практической работы. Своей задачей педагог считает воспитание музыканта, глубоко и разносторонне мыслящего и чувствующего, в совершенстве владеющего исполнительским мастерством, одержимого непреодолимым желанием творчества. Такой руководитель оркестрового коллектива способен быстро и правильно сориентироваться в различных педагогических ситуациях, удачно подобранным словом, шуткой создать рабочую атмосферу. Если в педагогическом процессе возникает дискуссия по поводу трактовки музыкального произведения, то педагог привлекает к ней своих студентов и совместными усилиями произведение анализируется. Педагог с большим терпением и уважением относится к студентам, проявляет постоянную заботу о них. У такого руководителя чаще развитые коммуникативные и организаторские способности [9].
Способ взаимодействия руководителя либерального типа педагогического взаимодействия отмечается позицией невмешательства в дела коллектива без необходимости. Такой руководитель легко подпадает под влияние окружающих, решение принимает под давлением администрации или лидеров из круга исполнителей. В коллективах с либеральным руководителем не исключено появление группы лидеров, берущей на себя некоторые его функции. При возникновении сложных ситуаций студенты обращаются за советом к другим педагогам, облегчая таким образом руководителю такого типа принятия ответственных решений. Названный тип руководителя оркестрового коллектива отмечается спонтанностью, у него отсутствуют четко очерченные цели и задачи. Нередко в учебном процессе он играет роль наблюдателя, заполняя время занятий второстепенными задачами. Студенты под руководством такого педагога показывают недоброкачественную работу, хотя иногда в исполняемых ими произведениях можно наблюдать интересные творческие моменты.
Для достижения поставленной цели руководителю важно найти правильный тип взаимодействия с коллективом, знать, что и как объяснить в каждом конкретном случае, найти правильный тон в общении с исполнителями. Чтобы достичь этого, необходимо, прежде всего, изучить склонности, интересы и психические особенности студентов-оркестрантов. Индивидуальный стиль руководителя оркестрового коллектива с исполнителями в процессе педагогического взаимодействия должен отличается высокой культурой, эрудицией, изяществом, ибо только в процессе творческого взаимодействия музыкантов эффективно развиваются профессиональные способности, прививается глубокая любовь к оркестровому исполнительству.[5 , 105].
Процесс педагогического взаимодействия предполагает умение руководителя оркестрового коллектива эмоционально включаться в процесс исполнительства, "сопереживая" со студентами. Как вдумчивому руководителю, ему требуется умение раскрыть внутренние возможности студента, чтобы подвести его к той ступени, где он сможет самостоятельно найти, понять и полно передать авторский замысел музыкального произведения. Активная профессиональная позиция руководителя, тип взаимодействия, который основывается на демократических творческих принципах, оптимальный контакт с оркестровым коллективом являются составными частями наиболее эффективного типа взаимодействия, присущего художественно-творческой деятельности.
Таким образом, одной из основных задач педагогического руководства коллективным музицированием является воспитание творческой личности, овладевшей профессиональным мастерством, умеющей адекватно воплощать свои творческие замыслы. В деятельности руководителя, в его работе с исполнителями важно постоянно повышать художественно-музыкальную культуру коллектива. Постоянное общение с коллективом является специфической особенностью руководителя оркестрового коллектива. Результативной может быть только такая его деятельность, которая базируется на коммуникативных связях с участниками руководимого им коллектива. От умения общаться с членами этого коллектива в процессе репетиционных занятий во многом зависит эффективность процесса обучения.
Оркестровому коллективу присущи процессы саморегуляции, самоорганизации и постоянного диалога. Наиболее рельефно профессионализм руководителя проявляется в умении находить общий язык с оркестрантами, достигать полного взаимопонимания с коллективом на языке жестов [10,37].
Успешность выбора типа педагогического взаимодействия руководителя с оркестровым коллективом определяется прежде всего тем, насколько он учитывает свои личностно-психологические и характерологические качества, психологический климат в коллективе, его традиции, а также свою готовность к педагогическому руководству. Последнее, как правило, обусловливается уровнем его базового образования и опытом работы с оркестровым коллективом.