Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Красота родного края». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
7 минут 2396 785

«Красота родного края». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Arkadeva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с  Аркадьевой Нэлей Наилевной, воспитателем МБДОУ № 5 п.г.т. Актюбинский Республики Татарстан. Сегодня Нэля Наилевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере экологического воспитания детей дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Нэли Наилевны:

«Повседневная жизнь детей протекает в окружающем их природном мире. Каждый день дети видят небо, солнце, траву, деревья, птиц - все то, что мы называем природой. Уже в 3-4 года ребенок проявляет интерес к живой и неживой природе. Главная роль педагогов  и родителей состоит в том, чтобы ребенок не остался равнодушным к тому, что его окружает».

Интересного чтения…


«Красота родного края». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

« Есть такое твердое правило.

                                                                     Встал поутру, умылся, привел

                                                                     себя в порядок - и сразу же при-

                                                                     веди в порядок свою планету».

                               Антуан де Сент – Экзюпери  «Маленький принц».

 

Каждый раз, читая это «правило», я хочу, чтобы его знал каждый человек, и  не просто знал, а следовал ему всю свою жизнь.

Как говорил Макаренко: « Наши дети цветут на живом стволе нашей жизни, и это не букет, это прекрасный сад! И это наш сад! Давайте будем садовниками». Это блестящее сравнение позволит нам разобраться в трудном вопросе, кто должен воспитать у ребенка любовь к природе, с чего нужно начать.

Повседневная жизнь детей протекает в окружающем их природном мире. Каждый день дети видят небо, солнце, траву, деревья, птиц - все то, что мы называем природой. Уже в 3-4 года ребенок проявляет интерес к живой и неживой природе. Главная роль педагогов  и родителей состоит в том, чтобы ребенок не остался равнодушным к тому, что его окружает.

Природа Республики Татарстан характерна для всей средней полосы. Те же леса, те же степи и водоемы. Кажется, что такого необычного? Но присмотришься и обнаружишь то, чего нет в справочниках и энциклопедиях.

Увидишь, что слияние Волги и Камы не только географическое понятие, а еще и настоящее произведение искусства, автор которого  - ее величество Природа. Увидишь всю эту гениальную простоту и полюбишь ее. Невозможно не полюбить. Родная природа! Красота лугов и полей, величие леса открывают огромные возможности для воспитания у детей любви к ней.

Наш Азнакаевский район славится родниками, в которых течет чистейшая вода из самых недр земли, за каждым родником ухаживает подшефная организация, которая следит за порядком. Наш детский сад так же принимает активное участие в благоустройстве родника под названием «Мелля», который находится недалеко от поселка.  Эта весна не была исключением.

На это мероприятие мы пригласили родителей и детей старших групп. Было радостно наблюдать, как родители трудятся, подавая пример своим детям, как преображается родник, как весело журчит вода. Дети были рады пообщаться на свежем воздухе, увидеть красоту окружающего мира.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение, и каким оно будет у наших детей, полностью зависит от нас!

 Процесс формирования личности ребенка дошкольного возраста в целом, и экологическое воспитания в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в системе должны занимать знания о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее природы.

Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, стремлением глубже понять ее, любовью к родной земле.

Цель экологического воспитания состоит в подготовке ребенка к восприятию окружающей его природы и решению возникающих вопросов.

Задачи экологического воспитания состоят в:

 -понимании ребенком самоценности природы, осознание себя как ее части;

-воспитании уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий, воспитаний активных жизненных позиций ребенка;

-формировании умения рационально использовать богатства природы;

-подведению к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

      Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Мы привыкли брать, ничего не отдавая взамен, и Природа показывает нам всю мощь своей власти. Она хочет показать, что мы являемся не ее хозяевами, а лишь ее маленькой составляющей, и терпение ее не постоянно. Пока еще не поздно мы, люди, должны приложить все усилия, для восстановления окружающего мира, и должны научить наших детей на личном примере сохранять и обогащать нашу родную Природу.

Следуя целям и решая задачи, мы, взрослые, готовим достойную «экологически подкованную» смену, которая будет надежным союзником и защитником окружающего, а значит союзником и защитником  будущего всего мира.

 

Аркадьева Нэля Наилевна

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608