Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Правильная осанка
9 минут 2041 668

Правильная осанка

Volhovickaya fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Волховицкая Олеся Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 7» г. Новокузнецк Кемеровской области. Олеся Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию правильной осанки. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Олеси Владимировны:

«Педиатры отмечают, что одно из первых мест среди всех отклонений в состоянии здоровья детей занимает нарушение осанки. По статистике, 60% детей страдают искривлением позвоночника, причем девочки гораздо чаще, чем мальчики. Сегодня, когда телевизор и компьютер постепенно вытесняют спорт из жизни наших детей, а в школе учителя в силу большой загруженности не обращают особого внимания на то, как сидит ребенок за партой, родители должны быть настороже, чтобы выявить болезнь в зародыше».

Полезного чтения...


Правильная осанка

Посмотреть статью с фотографиями

Существуют разные определения термину «осанка». Так, по определению С.И. Ожегова, осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры).

В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: “Без осанки – конь - корова”.

Психологи считают, что осанка — это язык тела. Все эмоции, которые испытывает человек, отражаются в его позе, движениях, а значит, влияют на положение тела, его осанку.

С научной точки зрения, осанка – более емкое и более конкретное понятие. Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения (проф. В.П. Правосудов). Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.

Педиатры отмечают, что одно из первых мест среди всех отклонений в состоянии здоровья детей занимает нарушение осанки. По статистике, 60% детей страдают искривлением позвоночника, причем девочки гораздо чаще, чем мальчики. Сегодня, когда телевизор и компьютер постепенно вытесняют спорт из жизни наших детей, а в школе учителя в силу большой загруженности не обращают особого внимания на то, как сидит ребенок за партой, родители должны быть настороже, чтобы выявить болезнь в зародыше.

Чем чревата неправильная осанка?

Присмотритесь внимательно к тому, как ваш ребенок сидит за столом во время рисования или играя в компьютерные игры. Правильная ли у него осанка, не сутулится ли он? Если поставить его ровно возле стены, не кажется ли вам, что одно плечо у ребенка чуть выше другого? Если хотя бы на один из вопросов вы ответили «да», нужно, не откладывая, обратиться к ортопеду. Ведь после 16-17 лет исправить осанку будет очень и очень сложно. А правильное положение позвоночника очень важно!

При неправильной осанке нарушается функциональность всех органов и систем.

Негативные последствия неправильно сформированной осанки следующие:

- излишняя нагрузка на сосуды;

- смещение внутренних органов;

- колебания внутригрудного давления;

- негативное влияние на сердечно-сосудистую систему;

- кислородное голодание;

- повышенная утомляемость;

- торможение в развитии.

При искривлении, в более зрелом возрасте появляются боли в спине, мышечные спайки, возможно образование межпозвонковых грыж. Да и с психологической точки зрения сутулый юноша или девушка испытывают большие трудности в общении со сверстниками и в личной жизни, как бы чувствуя у себя некий неустранимый физический изъян.

Взаимозависимость всех вызываемых патологий приводит к полному истощению и нарушению работы организма. Каждая система органов нуждается в правильной поддержке костно-мышечным аппаратом.

Нарушение осанки встречаются уже у детей младшего возраста, а к 6-7 годам их процент значительно увеличивается. В дошкольном возрасте нарушения осанки, как правило, имеет функциональный характер и определяется в основном слабостью мышечного тонуса и связочного аппарата.

Основным средством формирования правильной осанки, а также профилактика их нарушений являются специальные физические упражнения. Необходимо помнить, формирование осанки – это процесс продолжительный, требующий систематических занятий. Перед каждым занятием необходимо выполнить разминку 3-5 минут. В нее могут входить: ходьба, упражнения на месте с разнообразными движениями рук, повороты, наклоны, приседания, прыжки т.п.

В качестве способа профилактики нарушений осанки или же коррекции начальных деформаций, можно предложить следующие упражнения:

1. Попросите ребенка прислониться к стене таким образом, чтобы его затылок, лопатки и ягодицы были плотно прижаты к поверхности. Пусть он медленно присядет и выпрямится несколько раз. Сначала ребенку может быть, довольно сложно удержать равновесие это тоже является признаком зарождающихся проблем с осанкой. Упражнение необходимо повторять несколько раз в день.

2. «Часики». И.п. - стоя, руки на поясе. Выполняем наклоны в стороны с

произношением: тик - так. Повторить 5-6 раз.

3. «Дровосек». И.п.- руки вверх, пальцы в «замок», ноги врозь — вдох. Мах руками и наклон вперед, рук» провести между ногами — выдох, произнести - ух. Повторить 5-6 раз.

4. «Ежик» И.п. - сидя, руки в упоре сзади, ноги, вместе. Согнуть ноги в коленях и подтянуть к груди. Медленный выдох на звуке - ф-ф. Выпрямить ноги, вдох. Повторить 5-6 раз.

5. «Кошечка». И.п. - стоя на четвереньках. Сделать круглую спину. И.П. - дыхание произвольное с произношением - мяу - мяу.

6. «Стрелки». И.п. - лежа   на   спине,   руки   вдоль туловища, ноги выпрямлены, попеременно сгибать и разгибать ноги в коленях. 5-6 раз.

7. «Брёвнышко». И.п. – лежа на спине, руки над головой, повернулись на правый бок, и.п.- повернулись на левый бок. 5-6 раз.

8. «Лодочка» И.п. – лежа на животе, прогнуться в спине, поднимая вытянутые руки и ноги вверх, задержаться в этом положении на счет 2-4-6, вернуться в и.п. Упражнение можно выполнять с палкой или без нее.

9. «Велосипед» И.п. - лежа на спине. Имитация, езды на велосипеде, до 30 раз.

После дыхательное упражнение: руки в стороны - вдох, обнять себя

за плечи - выдох.

10. Ходьба с предметами на голове (кубики, мешочки с песком, подушечки, книжки), установленные на темени, ближе ко лбу.

Проблемы с позвоночником часто связаны с наследственностью, поэтому при нарушении осанки у одного из родителей велика вероятность, что и у ребенка будут со спиной проблемы. Поэтому важно регулярно показывать его врачу-ортопеду. Лучше всего делать это каждые три года начиная с 3-летнего возраста. Часто такие заболевания позвоночника, как сколиоз и сутулость, развиваются у ребенка от постоянного сидения в одной и той же позе. Мышцы перестают развиваться и не могут удержать вес тела. Правильная осанка будет в том случае, если стол находится чуть ниже уровня солнечного сплетения. Тогда ребенку не надо сильно наклоняться или, наоборот, тянуться из-под столешницы. Стул лучше подобрать так, чтобы вся спина опиралась на спинку, а не только ее верхняя часть.

Не уставайте напоминать вашему ребёнку о необходимости выравнивать осанку, держаться прямо, отводить плечи назад и соблюдать прямое положение торса к голове. Не бойтесь быть занудой! Пусть для вас и вашего ребенка войдет в привычку периодически откладывать игры, отвлекаться от компьютера и проводить небольшие физкультминутки, состоящие из упражнений, упоминавшихся в статье. И тогда наградой за все ваши усилия будет здоровый и нормально развивающийся ребенок.

Желаю вам крепкого здоровья!

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607