Дорогие друзья, мы рады представить вам Гребневу Марину Вячеславовну, учителя-дефектолога ГБДОУ детский сад № 24 компенсирующего вида г. Санкт-Петербурга. Сегодня Марина Вячеславовна с удовольствием делится с нами статьей об особенностях развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Марины Вячеславовны:
«Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В процессе игры активно работают все психические процессы ребенка: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания».
Интересного чтения...
Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети хорошо учились в школе, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению в школе.
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:
- Развитие речи.
- Развитие интеллектуальных способностей.
- Развитие произвольного внимания и памяти.
- Развитие познавательной активности.
- Развитие общей и мелкой моторики.
В своей статье, я хочу рассказать об одном из ведущих видов деятельности дошкольника: об игре. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамидку, домик из кубиков и т.д.) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например, в «магазин», «дочки-матери» и др.). Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх – имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются умственные операции и мелкая моторика.
Особо хочется рассказать о развитии восприятия, памяти, внимания и мышления дошкольника.
В период времени от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской продуктивной , художественной деятельности у ребенка складываются способности мысленно разделить предмет на части, а затем объединить их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры и различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут даваться эталоны (шар, пирамидка, куб, другие геометрические предметы или эталоны цвета). На втором этапе, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.
Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т.е. то, что оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Активное владение речью, рассуждения вслух, внутренне регулируемое восприятия позволяют формировать произвольное внимание, т.е. внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредоточивать внимание уже от 12 до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2-2.5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т.к. уже и в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребенка.
Что касается развития памяти, то в младшем и среднем дошкольном возрасте (у детей 3-4 лет) запоминание и воспроизведение являются непроизвольными, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учеными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3 – 4-летнего возраста в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различный материал. Большенство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами. Таким образом, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышления. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Трех- четырехлетний ребенок может использовать слова, которые взрослые называют понятиями. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.
Список литературы:
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей».
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».