Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Пудовой Любовью Юрьевной, воспитателем I категории МАДОУ «ЦРР – Д/с № 8 «Алёнушка» пос. Мохсоголлох Республики Саха (Якутия). Сегодня Любовь Юрьевна с удовольствием предлагает вашему вниманию рекомендации по социальному развитию ребёнка и адаптации к школьному обучению. Данная статья рекомендована родителям и воспитателям дошкольного образования.
Краткий комментарий к статье от Любови Юрьевны:
«При подготовке к школе важны все стороны личности ребёнка. И всё же, на что следует обратить особое внимание? К чему и как готовить будущего школьника?»
Познавательного чтения…
«Готовность ребёнка к обучению в школе»
Подготовка к школе начинается очень рано даже в той семье, где казалось бы, этому вопросу специального внимания родители не уделяют. Игры с друзьями, беседы с папой, помощь по хозяйству бабушке, забота о младшей сестрёнке – все события дошкольной жизни помогают формировать у ребёнка полезные привычки, некоторые черты характера, необходимые школьнику. Знакомство с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей, с произведениями искусства и художественной литературы не только даёт ребёнку определённые знания, но и способствует его общему развитию.
При подготовке к школе важны все стороны личности ребёнка. И всё же, на что следует обратить особое внимание? К чему и как готовить будущего школьника?
Наиболее распространённое заблуждение – стремление сообщить детям возможно больше знаний из программы школы.
Представьте себе мальчика, который ещё до школы усвоил часть программы первого класса. Конечно, на первых порах он будет хорошо учиться. Но такой ребёнок испытывает особые трудности. Все дети напряжённо слушают учителя, а ему неинтересно. Чем бы заняться? И мальчик шалит, нарушает дисциплину. Первоклассники с трудом выполняют самостоятельное задание – мальчик снисходительно поглядывает на сверстников: какими пустяками они занимаются! Рано или поздно наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякают. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени позиция, «я всё знаю, всё умею» не позволяет такому ученику перестроиться. Более того, ребёнку может показаться, что дело не в нём, а в учителе: раньше хвалили, в пример ставили, а теперь и отметки ухудшились, и хвалят редко... Появляется неприязнь к учителю и вместе с нею пропадает желание стараться.
С другой стороны, если ребёнок приходит в школу, имея слишком малый запас знаний, ему будет труднее учиться, чем остальным. Поэтому нужно стремиться поддерживать любознательность ребёнка, давать ему самые разнообразные знания, способствующие развитию.
Кроме общего развития и готовности к усвоению всех школьных предметов, каждый ребёнок должен обладать такими свойствами личности, как активность, общительность, самостоятельность, любознательность. Прежде всего, задумайтесь о режиме дня: достаточно ли ребёнок спит? Удаётся ли ему заснуть днём? Нет ли излишних раздражителей в виде постоянно включённого телевизора? Не злоупотребляете ли вы посещением кино, гостей, чтением книг? Вам, быть может, это и не очень заметно, а ребёнок от перегрузок утомляется, становится шумным, агрессивным, часто сам, не понимая своего состояния.
Желательно, чтобы в распорядке дня старшего дошкольника хотя бы какие-то моменты совпадали с ритмом жизни остальных членов семьи. Разумеется, в течение дня возможны некоторые отклонения от намеченного времени, но не более чем на 30 минут. Установленный режим должен обязательно соблюдаться. Это необходимо, прежде всего, для укрепления здоровья ребёнка, для сохранения его деятельного, бодрого состояния. Кроме того, твёрдый распорядок дня приучает детей к дисциплине, организованности, воспитывает очень нужное будущему школьнику чувство времени.
Многие родители жалуются на отсутствие у детей самостоятельности, усидчивости, упорства в достижении цели: «Мы ему объясняем, а он не понимает», «Я ей сколько раз объясняла, что всё самой надо учиться делать, а дочка не хочет».
Формирование у детей самостоятельности, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца – длительный процесс, и разговорами здесь ничего не сделаешь, - необходима определённая организация активной деятельности детей.
Прежде всего, подумайте: не слишком ли часто вы сдерживаете природную активность сына или дочери? Всегда ли ваши запреты вызваны необходимостью? Бесконечные указания, предупреждения типа: «Не лезь – упадёшь!», «Не бери – сломаешь!», «Не трогай – уколешься!» - формируют у ребёнка боязнь нового, неуверенность в своих силах, стремление искать поддержку, помощь во всех ситуациях, а отсюда и отказ выполнять что-либо самостоятельно.
Повышенная активность дошкольника позволяет формировать такие качества личности, как любознательность, трудолюбие, целенаправленность.
Первые шаги в умении действовать самостоятельно дошкольник делает в игре. Например, пятилетняя девочка с удовольствием играет с мамой, но не хочет играть одна.
Проявите некоторую изобретательность. Выйдя из игры, не уходите далеко, постарайтесь помогать развитию игры советом, одобрением, просто взглядом. Можно предложить ребенку поручения, которые он может выполнить за 10-15 минут. Поручения могут быть любыми:
- вымыть овощи, игрушки, посуду;
- разложить, расставить в определенном порядке обувь, книги, вещи;
- убрать часть комнаты или свой уголок.
Часто дети отказываются убирать свои игрушки после игры. Взрослый просит, уговаривает, убеждает… Ребенок ноет, ходит из угла в угол, выдумывает разные причины, мешающие ему выполнить требование: устал, хочет пить и т. д. Этого можно избежать, если включиться в игру: посоветуйте уложить всех спать, отвезти на стройку кирпичи. Мальчикам очень нравится игра в «военных». Объявите, что вы командир, а сын – солдат. На всякое приказание командира солдат должен ответить «Есть!» - и выполнить приказ. Когда ребёнок подрастёт, игровые приёмы заменяйте просьбами, требованиями. Главное в воспитании, умение действовать самостоятельно – это постепенность любых требований.
Ещё до школы развивайте у детей чувство времени, стремление выполнять любое дело не только добросовестно, но и быстро.
Все дети до пяти лет, за очень редким исключением, не умеют длительное время заниматься однообразным, неинтересным делом. Поэтому, предлагая такое дело, нужно связать его с перспективой чего-то интересного: «Быстрее заканчивай уборку, и мы с тобой займёмся чтением».
Для воспитания собранности и организованности полезны элементы соревнования, используйте их. Очень хорошо взять в союзники будильник. Покажите, до какого деления должна сдвинуться стрелка, и предложите игру: «Быстрее ты оденешься или будильник зазвонит?». Начните с большого запаса времени, чтобы «выиграл» сын (минут 20). Постепенно сокращайте время на 2-3 минуты.
Труднее всего для дошкольника – управлять своим поведением. В школе первокласснику во время урока придётся сдерживать желание подвигаться и посмеяться, выполнять только то, что предлагает учитель, доводить начатое дело до конца, самому контролировать свои действия. Поэтому так необходимо позаботиться о том, чтобы своевременно воспитать у детей умение управлять своими желаниями и поступками. Иногда можно и нужно, не вдаваясь в объяснения, прибегать к прямому запрету: «Здесь бегать нельзя – все сидят, и ты сядь!». Дополнить запрет можно обращением к ребёнку: «Если в поликлинике дети будут шуметь, врач не узнает, чем болен ребёнок, и не вылечит его». В тех случаях, когда ждать нужно долго, лучше придумать какое-нибудь занятие: посмотреть книгу, вспомнить знакомые стихи, поиграть в тихую игру.
Главные требования, которые предъявляет во время занятий взрослый ребёнку, следующие:
- заниматься только тем, что предложено, не отвлекаться;
- добиваться, возможно, лучшего качества работы;
- заканчивать работу в срок;
- самостоятельно оценивать свою работу, т.е. видеть что сделано правильно, а что не получается
Обязательно учите детей рисовать и лепить. Дело тут не в способностях. Вы можете почти не показывать, как нужно рисовать и лепить, а помогать советом, учить ребёнка наблюдать. Например, задумали вылепить зайца. Покажите игрушку, попросите ребёнка пальцем обвести туловище и сказать, какой оно формы (овальной), так же обследуйте лапки и ушки. Зайчик лепится из овалов разной величины. Такого объяснения достаточно, чтобы ребёнок справился с лепкой, а если что-то не получается, ещё раз посмотрите, все ли лапки одинаковой длины. Те же приёмы применяйте и в рисовании. Главное, научить видеть, сравнивать, сопоставлять. Эти умения важны для умственного развития.
В борьбе с трудностями вырабатывается упорство. Многие родители стремятся всё разъяснить, продемонстрировать. Что лично делает ребёнок, чтобы удовлетворить свою любознательность? Слушает взрослых? Этого мало! Например, если слегка сломать игрушку и предложить ребёнку узнать, почему она сломалась, как её починить, то это поможет приобрести и знания, и умения, и упорство. А если просто показать, что надо сделать, то и упорства не будет, и знаний не прибавится. Так же и во всём остальном, учите детей не только повторять вслед за взрослыми какие-то истины, а самому открывать хотя бы некоторые из них. Умение наблюдать, сравнивать, делать несложные выводы и грамотно выражать свои мысли очень пригодится будущему школьнику.