Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Проект «Мой любимый город»
14 минут 3571 1152

Проект «Мой любимый город»

Titova foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Титовой Ольгой Афанасьевной, воспитателем ГБОУ ООШ № 20 СП «Д/с «Гномик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Ольга Афанасьевна с радостью предлагает вашему вниманию Проект «Мой любимый город». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ольги Афанасьевны:

«Проект «Мой любимый город» разработан в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Его реализация поможет воспитателям в воспитании такого интегративного качества, как «воспитание любви к малой родине»

Интересного чтения…


Проект «Мой любимый город»

Посмотреть статью в полной версии

1. Анализ ситуации.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 17 октября 2013 года Приказом Министерства образования и науки РФ от № 1155 был утверждены (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС).

Главная идея ФГОС направлена на развитие у ребенка дошкольного возраста целенаправленности, инициативы и творчества.

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город.

Я работаю в группе с детьми с общим недоразвитием речи. Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их нормально развивающихся сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии детям с ограниченными возможностями здоровья детям придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

В летний период многие дети нашей группы отдыхали в разных уголках нашей страны и за рубежом. Приходя в группу, рассказывали о городах, в которых побывали с экскурсией, об их истории, интересных местах. Затем стали задавать нам вопросы об истории города. Исходя из интереса детей, появилась идея создания проекта «Мой любимый город», в котором дети с нарушением речи (ОНР) совместно со взрослыми и родителями изучали историю своего города, развивали познавательные и творческие способности.

2.Проблема.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников. При реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», наибольшее затруднение в образовательной области «Познавательное развитие» вызывает освоение такого социально значимого качества, как «формирование первичных представлений о малой родине».

Однако достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным поскольку:

- родители и педагоги имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной;

- дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о традициях своей семьи, особенностях русских традиций;

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для детей моей группы, но и для общества в целом.

Недостатки в основном процессе.

-  нет современной методической и дидактической базы по реализации этнокультурного компонента содержания образования, отражающего особенности города Новокуйбышевска, семьи, дошкольного учреждения;

- в организации педагогического процесса взаимодействия детей с педагогом отсутствует связь с семьей (не учитываются интересы и традиции семьи);

-  отсутствие системного подхода к реализации образовательной области «Познавательное развитие», а именно к социально-личностному качеству «формирование первичных представлений о малой родине»;

-  ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогического воздействия, а как субъект реализации его потребностей и интересов.

Цель проекта: Создать условия для формирования первичных представлений о малой родине.

Задачи: Сформировать у детей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям

Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.

Развивать познавательные и творческие способности воспитанников.    Участники проекта: воспитатели, дети старшей компенсирующей группы, родители

3. Планируемые результаты.

В результате реализации проекта у дошкольника будут сформированы такие интегративные качества:

- имеющий первичные представления о малой родине:

- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о городе (в том числе его символах) и принадлежности к нему;

- знает названия окружающих улиц;

- узнает исторические места и названия города по картинкам;

- знает людей прославивших город;

- составляет связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе;

- умеет находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме;

- уважает историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

- имеет представление о взаимодействии семьи и общества

4. Система работы.

Основные этапы проекта:

1 этап – организационный.

Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

2 этап – основной. Он включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.

3 этап – заключительный. Презентация проекта.

Срок реализации проекта: март, апрель, май.

5.Диагностический инструментарий

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие», а именно «формирование первичных представлений о малой родине городе Новокуйбышевске» осуществляется путем бесед, наблюдений за детьми с использованием диагностической методики М.Ю.Новицкая, С.Ю.Афанасьев, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева «Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и в начальной школе». В дополнение к этому мониторингу в детском саду разработаны дополнительные критерии:

- знает название города, его географию, природу, символику,

- знает некоторые имена тех, кто прославил город,

- проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни о родном городе

- имеет представление о традициях и культурных ценностях своей семьи

- сформировано представление детей о семье и родственных отношениях,

- сформировано доброжелательное отношение к близким людям, привязанность и доверие к воспитателю,

- сформировано толерантное отношение к людям разных национальностей.

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов (материальные, информационные, кадровые, учебно-методические, организационные, технические и др.)

Кадровые.

- провести анкетирование, беседы, опрос педагогов с целью выяснения информационных затруднений в реализации донной проблемы.

- провести семинары, педагогические советы на актуальную тему по воспитанию любви и привязанности к родному городу «Гуманизация педагогического процесса посредством ознакомления дошкольников с историческим прошлым города».

- организовать просмотр открытых мероприятий по организации воспитательно-образовательной деятельности по воспитанию любви и привязанности к родному городу во всех режимных моментах,

- обучение на курсах повышения квалификации педагогов по вопросам нетрадиционных подходов к патриотическому воспитанию дошкольников,

Учебно-методические.

Календарно-тематическое планирование, перспективное планирование по воспитанию любви и привязанности к родному городу, проекты: «История города», «Художники города», «Моя семья», составление картотеки дидактических и дидактических игр по ознакомлению с родным городом («Прогулка по городу», Найди улицу», «Где находится памятник», «Рассели гостей в городе», «Времена года в городе», «Узнай по описанию», «Найди свой дом, свою улицу», «Что напутал художник» и др.), викторины «Папа, мама, я – городская семья», «Родной край люби и знай», составление сценариев развлечений: «Весёлая ярмарка», «Семейный праздник посвященный дню рождения города». Разработка буклетов и методичек по ознакомлению с родным городом.

Материально-технические.

Создание в группах уголков по ознакомлению с родным городом (краеведению): макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ), карты, исторические документы, фотографии, аудио, видео версии сказок, краеведческая, художественная литература, буклеты, наборы открыток; подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Библиотека», «Больница». Приобретение наглядного иллюстративного материала (иллюстрации: виды города, памятники города и др.), настольно печатных игр (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино и т.д.), фотографии с видами города, достопримечательностями, использование компьютеров и проектора, электронные презентации и игры «Путешествие в прошлое города», «Путешествие к памятным местам города». Организация фотовыставки достопримечательностей города, семейных фотографий «Наше любимое место в городе», «Ими гордится», «Город в прошлом и настоящем»,   создание музеев «Боевой славы жителей», «Старинной утвари» и т.д.;  организация выставок художественных произведений, работ знаменитых людей города, выставок детских работ «Золотая осень в городе», «Остановись мгновенье» и т.д.; изготовление макетов памятных мест, улиц города.

Организационные.Организация встреч с сотрудниками музея истории города.

Информационные.Подборка периодических изданий по ознакомлению с родным городом: журнал «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду».

Подбор детской художественной литературы о природе Среднего Поволжья  Ф. Васильева, О. Поскребышева, В. Семакина  и  др. Использование ИКТ и интернетресурсов.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детскую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Для этого в детском саду мы используем электронные дидактические игры.

7. Список используемых источников.

1. http://nsportal.ru

2. http://www.maam.ru

3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

5.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

8. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

10. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

11. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

12. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2411 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2271 608